Конспект НОД по пожарной безопасности с элементами экспериментирования «Спички детям - не игрушка!»
опыты и эксперименты по обж
Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности; закрепление умений и навыков, необходимых при возникновении экстремальной ситуации в жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по пожарной безопасности с элементами экспериментирования | 773.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Красноярский край
Управление образования администрации г. Минусинска
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 19 «Хрусталик» комбинированного вида»
662606, г. Минусинск, ул. Тимирязева, 3А
Конспект НОД по пожарной безопасности с элементами экспериментирования «Спички детям - не игрушка!»
Составила воспитатель высшей
квалификационной категории
Онькова М.Б.
г. Минусинск, 2023
Конспект НОД по пожарной безопасности с элементами экспериментирования « Спички детям - не игрушка!»
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкальная
Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности; закрепление умений и навыков, необходимых при возникновении экстремальной ситуации в жизни
Задачи:
- формировать представления о пользе и вреде огня, об опасности в случае неосторожного обращения со спичками;
- закреплять знания о свойствах огня, о причинах возникновения пожара, его последствиях, правилах пожарной безопасности;
- воспитание бережного отношения к своей жизни и жизни окружающих.
Материалы и оборудование: игрушка «Лисичка» с перебинтованной лапой, сумочка с игрушками, для опытов: спички, поднос, банки, свечи, пинцет, монета, контейнер с песком, водой, землей, тряпочки, ложечка,
Предварительная работа: рассматривание и беседы по иллюстрациям «Пожарная безопасность», чтение художественных произведений «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Я.Маршака, «Путаница» К.И.Чуковского, «Пожарные собаки» Л.Н.Толстого, «Пожар на море» Б.С.Житкова, «Огонь-невидимка» В.Гальченко; изготовление плаката «Огонь - друг и враг»; экскурсия в пожарную часть города Минусинска
Приветствие «Круг радости»
Добрый день, друзья! У меня сегодня прекрасное настроение, и я хотела бы поделиться им с вами, а поможет мне в этом «волшебный цветок». Приглашаю всех встать в круг и сказать друг другу теплые добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок»: - «Желаю счастья и добра всем детям с самого утра!» По желанию дети могут добавлять пожелания от себя.
Стук в дверь. «Приходит» Лисичка с перебинтованной лапкой и сумкой игрушек.
- Ребята, к нам пришел гость. Кто это? Лисичка. Вы заметили, что лисичка грустная? Что с ней случилось, как вы думаете? У нее перебинтована лапка. Хотите узнать, какая беда с ней приключилась?
Лисичка: Здравствуйте, ребятишки! Ну, про грустное давайте потом расскажу, а пока хочу с вами поиграть, смотрите, сколько игрушек я принесла вам. Поиграем в игру «Угадай игрушку по описанию», я буду загадывать вам загадку, и, если вы отгадаете, достану игрушку из моей сумочки. (дети отгадывают загадки)
Я строю все, что захочу, Ей меняю я наряды, Кладу кирпичик к кирпичу, Спать кладу, гулять вожу, Построю я высокий дом Расчешу и, если надо, И поселю зверушек в нем. (кубики) Бант красивый повяжу. (кукла)
Зверь забавный сшит из плюша: Кручусь-верчусь, и мне не лень Есть и лапы, есть и уши. Вертеться даже целый день. (юла) Меду зверю дай немного И устрой ему берлогу! (плюшевый мишка)
Он резиновый, упругий, Не летает, не жужжит, Так и просится на руки, Жук по улице бежит, Чтоб подбросить и поймать, И горят в глазах жука По дорожке покатать. (мяч) Два слепящих огонька. (машинка)
Лисичка: Молодцы, ребята, все загадки отгадали, видите, сколько игрушек я вам принесла! Ну, а эта игрушка моя самая любимая, отгадайте загадку:
В маленьком амбаре Держат сто пожаров, О щечки трутся Дочки, Превращаясь в огонечки. И любая из сестер Может вспыхнуть, как костер.
Воспитатель: Ребята, вы угадали, что это за предмет? (спички) А спички можно назвать игрушкой? (нет) Как вы думаете, для чего нужны спички? (зажигать свечу в темноте, газовую плиту, разжигать костер) Что появляется, когда мы зажигаем спички? (огонек)
Лисичка: А вот этот сказочный стишок про меня мне очень нравится: А лисички взяли спички, К морю синему пошли, Море синее зажгли…
Воспитатель: Ребята, мы же с вами недавно читали эту сказку, помните? Как она называется? («Путаница» К.И.Чуковского) Что Лисичка там натворила? (устроила пожар на море) А кто потушил пожар? (бабочка)
- Ребята, хотите поиграть со спичками? (нет) Почему? Что может случиться? (можно обжечься, может случиться пожар) - Правильно, играть со спичками мы не будем, и ты, Лисичка, не играй, иначе случится беда.
Лисичка: Да, ваша правда, ведь лапку я обожгла именно тогда, когда решила поиграть со спичками. Ведь я не думала, что это может быть опасно.
Воспитатель: А мы с вами, ребята, можем посмотреть, как горят спички и узнать, почему они опасны. Хотите узнать? (да) А ты, Лисичка, смотри и слушай внимательно.
- Как вы думаете, из какого материала сделана спичка? (дети трогают спичку). Правильно, из дерева, значит, спичка какая? – деревянная. Спички делают из древесной палочки (соломки) с головкой из серы, которая воспламеняется при трении о намазку (тёрку). Эту тёрку наносят на боковые стороны спичечной коробки. Посмотрите, как спичка быстро вспыхивает, как красиво горит деревянная палочка, какой яркий огонек. (Воспитатель зажигает спичку)
Лисичка (пугается): Ой-ой-ой! Огонек рядом со мной, он очень горячий, сейчас обожжет мои лапки, а это больно! Ребята, помогите мне, пожалуйста, что делать? Дети: Надо потушить огонь, подуть на него. (дети дуют)
Воспитатель: Спасибо, ребята, мы с Лисичкой так испугались! А вы?
Дети: Мы тоже испугались.
- Лисичка, ты же не будешь больше играть со спичками? Лисичка: Нет. Спичками мы не играем, Спички мы не зажигаем! Спичками играть нельзя – Вы запомните, друзья!
- Ребята, что произойдет, если горящая спичка нечаянно упадет на пол? (пожар) – Правильно, ребята, что может произойти дальше? (может загореться мебель, ковер, сгореть целый дом) Вот какая беда может случиться от одной маленькой спички и от неосторожного обращения с огнем. Огонь очень опасен. Он сначала разгорается медленно, а потом языки пламени становятся выше, сильнее, разгораются, бушуют, поглощают все вокруг.
Игра «Разгорайся, огонек!»
- Ребята, хотите превратиться в маленькие огоньки? Для этого надо сказать волшебные слова: Ты вокруг повернись, В огонек превратись! Сначала маленькие яркие огоньки горят потихоньку, вдруг открылось окно, и влетел ветерок-проказник, огоньки растут-растут, разгораются больше, больше, выше, выше, превращаются в большой огонь, сердитый и злой! (дети имитируют движения «огоньков»)
Я - огонь! Я – друг ребят, Но когда со мной шалят,
Становлюсь тогда врагом И сжигаю все кругом!
- Ребята, что случится, когда маленький огонек превратится в большой огонь? (пожар) А вы помните, что нужно делать при пожаре? (звонить 101, 112,чтобы вызвать пожарную команду, назвать свой адрес) А как называются люди, которые работают в пожарной команде? (пожарные)
Работа пожарных очень опасна, Тревожный номер 101 -
Спасает пожарный дома и леса, Ты не останешься один!
Работа пожарных очень отважна, Гудят пронзительно сирены -
Команда пожарных везде быть должна. Начало для пожарной смены.
В бой со стихией пожарный идёт, Необходимо им спешить -
Тушит огонь и спасает народ. Пожар опасный потушить!
Слава пожарным, слава героям!
Самых высоких наград они стОят!
- Ребята, вы помните, как надо себя вести правильно при пожаре?
Игра «Верно или нет?»
- Ребята, если мое утверждение верно, похлопайте, если нет – потопайте и назовите верный вариант ответа:
– Если пожар небольшой – его можно затушить водой или накрыть плотным одеялом. (верно) – Можно тушить водой горящие электроприборы. (нет, нельзя) – Нельзя прятаться от пожара в дальних углах, под кроватями, за шкафами, так как опасен не только огонь, но и дым. (верно) – При пожаре можно остаться на месте в помещении. (неверно – Нельзя оставаться в помещении, где начался пожар, а надо быстро уйти и позвать на помощь взрослых)
- Уходя из дома, нужно отключать электроприборы. (верно)
- Если взрослых нет дома, можно взять спички и немного поиграть. (неверно)
- Если случится пожар, я позвоню по номеру 073. (неверно)
Сам не справишься с пожаром – Знает каждый гражданин Это труд не для детей! Этот номер «101» - Не теряя время даром, Если к вам пришла беда, «101» звони скорей! Позвони скорей сюда! Набирай умело! Если нет телефона, Чтоб не все сгорело! Позови людей с балкона!
- Ребята, постарайтесь запомнить эти правила и всегда их соблюдать!
Экспериментальная лаборатория
- Ребята, проходите в нашу лабораторию, здесь мы с вами будем проводить опыты с огнем. (знакомство детей с огнем и его свойствами) Возьмем с собой Лисичку? Пусть тоже посмотрит, ей же тоже интересно.
- Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека огонь давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило огню дать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло. Пожары происходят и по сей день. При неосторожном обращении с огнем люди получают ожоги и отравления. Сейчас мы с вам проведем несколько интересных экспериментов с огнем.
Воспитатель зажигает свечи на металлическом подносе
- Ребята, когда мы зажгли свечи, что мы увидели?(огонек) Опишите, какой он. (яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание) Как вы думаете, можно к нему прикоснуться? (нет) Объясните, пожалуйста, почему? (можно обжечься) Что произойдет, если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол? (может произойти пожар) Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но очень опасная.
Если огонь становится опасным, как же человек может с ним справиться? (огонь нужно потушить) Чего боится огонь? (воды, пены, снега, земли, песка) А вы хотите проверить правильность ваших утверждений? (да) Как вы думаете, есть ли в нашей лаборатории материалы, которые можно использовать для тушения огня? (да, в контейнерах хранятся материалы – например, песок, земля, в группе есть вода…)
Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды. Что происходит и почему? (огонь погас, потому что он боится воды) Аналогичные опыты проводятся с песком и землей, а также дети пробуют потушить огонек свечи, накрыв его куском плотной ткани)
Проведем следующий опыт: горящую свечу мы плотно накроем стеклянной банкой. Что происходит с огнем? (он погас) Сразу ли погас огонек или спустя некоторое время? Почему наш огонек через некоторое время погас? Без воздуха огонь существовать не может. Поэтому, когда доступ воздуха в банку прекратился, огонь погас.
Проведем следующий опыт: возьмем три свечи и две банки – большую и маленькую. Зажжем свечи, накроем одну свечу маленькой банкой, другую – большой, а третью не будем накрывать. Как вы думаете, какая свеча потухнет раньше, а какая – позже всех? (дети выдвигают разные версии)
Давайте проверим ваши предположения. (проводим опыт и опытным путем выясняем, что под маленькой банкой огонь гаснет первым, потом – под большой, а дольше всего горит ничем не накрытая свеча) Как вы думаете, почему свеча под маленькой банкой так быстро погасла? (потому что там мало воздуха) Да, это так. Значит, для того, чтобы погасить пожар, нужно прекратить доступ воздуха. Именно поэтому во время пожара нельзя открывать окна. Скажите, как можно погасить пожар? (огнетушителем, водой) А если у нас нет ни воды, ни огнетушителя, но мы знаем, что без воздуха огонь погаснет? (накрыть одеялом, засыпать землей, песком)
- Ребята, давайте зарисуем наши эксперименты в наш «Дневник наблюдений»
- Ребята, наши эксперименты на сегодня завершены. Понравилось ли вам в роли ученых-экспериментаторов? Что нового вы узнали сегодня? Вы молодцы, Лисичка вас благодарит, теперь она будет соблюдать все правила осторожного обращения с огнем, а в случае опасности будет знать, как действовать при пожаре. Лисичка дарит вам пазлы «Пожарная Машина» и «Огнетушитель», поблагодарим ее. (дети в подгруппах собирают пазлы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ОБЖ во второй младшей группе «Спички детям не игрушки»
Конспект занятия по ОБЖво второй младшей группе «Спички детям не игрушки»...
Конспект Занятия по ОБЖ во второй младшей группе «Спички детям не игрушки»
Программное содержание: Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём. Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички. Познакомить со свойствами огня. ...
Конспект образовательной деятельности по основам безопасности 1 младшая группа "Спички детям не игрушка"
Конспект образовательной деятельности по основам безопасности 1 младшая группа....
Сценарий развлечения по пожарной безопасности в подготовительной группе «Спички-детям не игрушка»
Сценарий развлечения по пожарной безопасности в подготовительной группе «Спички-детям не игрушка»Стук в дверь. В группу заходит лиса.Лиса: Привет! Меня зовут Лиса Патрикеев...
Конспект НОД по пожарной безопасности в младшей группе. "Спички не тронь, в спичках огонь"
Конспект НОД по пожарной безопасности в младшей группе.«Спички не тронь, в спичках огонь»...
Сценарий развлечения по пожарной безопасности в подготовительной группе «Спички – детям не игрушка!»
Сценарий развлечения по пожарной безопасности в подготовительной группе «Спички – детям не игрушка!»Цель: познакомить детей с правилами пожарной безопасности; дать дет...
Открытое интегрированное занятие по пожарной безопасности с элементами экспериментирования в старшей группе «Юный пожарный»
Тема: «Юный пожарный». Интеграция образовательных областей : безопасность, здоровье, познание, коммуникация, физическая культура.Программное содержание:Обучающие:1....