Информационное сообщение из опыта работы: "Арт-терапия"
учебно-методический материал по обж

Наталья Алексеевна Баранник

  В арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия у него способностей к творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnoe_vystuplenie_art-terapiya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие  технологии»

Семинар-практикум: «Быть здоровым мое право»

: «Арт-терапия»

  (Сообщение из опыта работы)

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия (лат. art— искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и  педагогами.  

Существует  педагогическое направление арт-терапии  задачи:  

  • развитие;
  • корркеция;
  • воспитание;
  • социализация.

Можно сказать, что арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или актером, направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем.

 В арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия у него способностей к творчеству.

Арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других и позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового. Через художественные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием.

 В детском саду она выполняет следующие функции:

  • воспитательная,
  • коррекционная,
  • психотерапевтическая,
  • диагностическая,
  • развивающая. 

Существует  множество  видов  арт-терапии:

Если говорить о классической арт-терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие как:  рисование, лепка, живопись, графика и фотография.

 Но, современная арт-терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней относят также игротерапию, изотерапию, сказкотерапию, оригами,   музыкотерапию, цветотерапию,   танцевально-двигательную терапию, хромотерапию  т.е. те методики которые используют педагоги при организации образовательного процесса.  Я предлагаю  рассмотреть два вида  методики арт-терапии- хромотерапию и изотерапию.

   Хромотерапия -  изучает свойства цвета. Издавна замечено,  что цвет оказывает благотворное или отрицательное влияние на человека, так как зрение является  самым важным из всех видов чувств. Каждый цвет имеет свою целебную силу  или негативно влияет на поведение  человека:

  • синий -  оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает напряжение;
  • зеленый – успокаивает, создает хорошее настроение, оказывает благотворное  влияние на ослабленных детей и детей с ослабленным зрением;
  • розовый – тонизирует при подавленном состоянии;
  • желтый – цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия;
  • красный – активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические  процессы, однако  может вызвать раздражение;
  • фиолетовый – оказывает угнетающее действие, снижает настроение;
  • коричневый -  вызывает чувство вины;
  • черный – оказывает угнетающее действие, вызывает страх.

   Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в воспитательно-образовательном процессе и коррекции.

   Изотерапия – метод коррекционного воздействия на ребенка с использованием разнообразных изобразительных средств, где дети  имеют возможность отразить свое  настроение и реализовать  свои возможности.

   Рисование само по себе несет множество развивающих функций:  совершенствует чувственно-двигательную координацию, образное мышление, выступает  способом постижения и преобразования своих возможностей и окружающего мира, является способом выражения  различного рода эмоций.

   Применение средств изотерапии в работе педагогов с дошкольниками.

    Образовательный процесс с дошкольниками не должен ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования.

    Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык.

 Перечислю условия подбора техник и приемов создания изображений, от которых зависит успешность арт-терапевтического процесса с детьми:

Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

     Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.

Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения,  выражение своих впечатлений  и результат.

Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью.

Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.  Дети любят рисовать необычно, по новому.

Новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание,  снимает нервное напряжение, страхи, отвлекает от грустных мыслей, обеспечивает эмоционально-положительное состояние, вызывает радость.

Имеет значение получение ребенком необычного опыта.   В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.

   Дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.

 Арсенал способов создания изображений широк:  карандаши,  фломастеры,  , штампики, трафареты, кисти ( разной жесткости), фольга, лоскуты, восковые карандаши,  рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями.

При  рисовании пальцами и ладонями -  дети преодолевают чувство неуверенности, боязни, неприятные ощущения- не каждый ребенок может сразу решиться обмакнуть палец в краску или раскрасить свою ладошку.

При рисовании «тычковым» способом можно проявить свои эмоции на бумаге силой «тычка», его ритмом.

     Немного фантазии,   в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки.

   Привлечение окружающих предметов по инициативе ребенка служит для педагога знаком вовлеченности в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей. И еще это просто весело!

Ну и в завершении необходимо сделать анализ работы – описать  картинку так, как будто картинкой является он сам, с использование  слова «Я».

При необходимости ему задают вопросы, чтобы облегчить выполнение  задания. Затем  педагог  предлагает обратить внимание на цвет, который был выбран именно он.

В последствии  ребенок должен выделить самое  важное в рисунке.

Арттерапевтическое упражнение.

Практическая часть.

Участники делятся на 3 группы. Предлагается нарисовать:

1 группе -  свое настроение;

2 группе -  свои желания;

3 группе своих обидчиков;

с  использованием нетрадиционных  способов рисования и разнообразных художественных средств.

Анализ работы:

Обратить внимание на то, что получилось:

1. Что вы рисовали?

2. Какие были выбраны краски?

3. Почему?

Как ваше настроение влияет на выбор цвета?

- Кроме того в рисунках имеются скрытые   картинки, нарисованные восковым белым карандашом. Они незаметны вначале, но после тонирования листа проявились и вызвали у Вас улыбку.

С помощью этого приема можно повысить настроение у детей.

  Арттерапевтическое упражнение «Позволяю себе играть как ребенок»

Для работы лучше использовать лист бумаги большого формата и «мягкие» изобразительные материалы: акварель, гуашь, мелки.

«Нерабочей» рукой рисуем свою самую любимую детскую игру или занятие, придумываем к рисунку название. При рисовании «не той рукой» раскрываются новые чувства, раздвигаются границы умений, человек становится более спонтанным, высока вероятность проявления скрытых детских страхов и переживаний или, наоборот, появления светлых и беззаботных образов.

Анализ работы:

 Почему в воображении возникла именно эта детская игра?

 Какие чувства возникали во время работы над образами?

Какие ощущения и эмоции вызывает рисунок?

Почему выбраны те или иные цвета?

Таким образом, с помощью метода изотерапии мы можем проводить тестирование и коррекцию некоторых негативных проявлений  

Я представила  лишь небольшую часть эффективных методик и арттерапевтических упражнений для самодиагностики и самоисцеления, которые приоткрывают дверцу в увлекательный мир арт-терапии,  и вас ждет масса удивительных открытий.

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ»

Памятка для коллег

Хромотерапия -  изучает свойства цвета. Издавна замечено,  что цвет оказывает благотворное или отрицательное влияние на человека, так как зрение является  самым важным из всех видов чувств. Каждый цвет имеет свою целебную силу  или негативно влияет на поведение  человека:

  • синий -  оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает напряжение;
  • зеленый – успокаивает, создает хорошее настроение, оказывает благотворное  влияние на ослабленных детей и детей с ослабленным зрением;
  • розовый – тонизирует при подавленном состоянии;
  • желтый – цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия;
  • красный – активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические  процессы, однако  может вызвать раздражение;
  • фиолетовый – оказывает угнетающее действие, снижает настроение;
  • коричневый -  вызывает чувство вины;
  • черный – оказывает угнетающее действие, вызывает страх.

Арттерапевтическое упражнение.

 Участники делятся на 3 группы. Предлагается нарисовать:

1 группе -  свое настроение;2 группе -  свои желания;3 группе своих обидчиков;

с  использованием нетрадиционных  способов рисования и разнообразных художественных средств.

Анализ работы:

Обратить внимание на то, что получилось:

1. Что вы рисовали? 2. Какие были выбраны краски?

3. Почему?

Как ваше настроение влияет на выбор цвета?

- Кроме того в рисунках имеются скрытые   картинки, нарисованные восковым белым карандашом. Они незаметны вначале, но после тонирования листа проявились и вызвали у Вас улыбку. С помощью этого приема можно повысить настроение у детей.

  Арттерапевтическое упражнение «Позволяю себе играть как ребенок»

Для работы лучше использовать лист бумаги большого формата и «мягкие» изобразительные материалы: акварель, гуашь, мелки.

«Нерабочей» рукой рисуем свою самую любимую детскую игру или занятие, придумываем к рисунку название. При рисовании «не той рукой» раскрываются новые чувства, раздвигаются границы умений, человек становится более спонтанным, высока вероятность проявления скрытых детских страхов и переживаний или, наоборот, появления светлых и беззаботных образов.

Анализ работы:

 Почему в воображении возникла именно эта детская игра?

 Какие чувства возникали во время работы над образами?

Какие ощущения и эмоции вызывает рисунок?

Почему выбраны те или иные цвета?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ"

   С каждым днем все больше педагогов начинает заниматься собственными разработками информационных ресурсов и других средств ИКТ, многие из которых попадают в сеть Интернет. Если даже...

Сообщение из опыта работы на тему «Информационные ресурсы как средство развития познавательного интереса детей к математике»

Познавательный интерес - избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляется в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике,...

Сообщение из опыта работы - презентация на тему Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду.

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания....

Сообщение из опыта работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОУ»

Использование ИКТ в д/с - актуальная проблема современного дошкольного воспитания. За последние годы в нашей стране произошел ряд событий, определяющих ускоренное развитие интернет-технологий в дошкол...

Презентация опыта работы «Песочная терапия как одна из современных технологий в ДОУ»

Песочная терапия- это одна из тех техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, расширить его мировоззрение, развивает способность осознавать свои желания и возможности, снимает...

Презентация опыта работы «Песочная терапия в художественно - эстетическом развитии детей дошкольного возраста»

Что такое песочная терапия? Это одна из тех техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, расширить его мировоззрение, развивает способность осознавать свои желания и возможност...