Методическая разработка по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма «Азбуку дорожную знать каждому положено» для детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по обж (старшая группа)

Методическая разработка конспекта занятия подготовлена для воспитателей детских учреждений, с целью активизировать работу педагогов по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни.

  Конспект деятельности направлен на закрепление ранее полученных знаний, у детей старшего дошкольного возраста, по правилам дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ppd_2.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по профилактике детского дорожно  – транспортного травматизма «Азбуку дорожную знать каждому положено» для детей старшего дошкольного  возраста.

Пояснительная записка

                Методическая разработка конспекта занятия подготовлена для воспитателей детских учреждений, с целью активизировать работу педагогов по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни.

             Конспект деятельности направлен на закрепление ранее полученных знаний, у детей старшего дошкольного возраста, по правилам дорожного движения.

Структура занятия составлена в соответствии с программным содержанием – в занятии 4 основные части: 1-ая часть введение в игровую ситуацию, 2-ая часть – основная, где дети закрепление правил поведения в транспорте, закрепление значения сигналов светофора, разбирают дорожные ситуации, 3-я часть – продуктивная деятельность,  выполнение аппликации дорожных знаков,  4-ая часть  – рефлексия.

Все части занятия взаимосвязаны между собой. Содержание занятия соответствует возрастным особенностям детей. Занятие проходит в игровой форме.

             В ходе занятия у детей формируются устойчивые навыки безопасного поведения на улице, воспитывается в детях чувство ответственности, занятие помогает довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения. Закрепилось умение применять полученные знания в инсценировке, играх и в продуктивной деятельности. Занятие побуждает  у детей желание изучать и соблюдать правила дорожного движения.

        Цель: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Закрепление у детей навыков безопасного, культурного поведения на дорогах.

                   Задачи по образовательным областям:

«Социально – коммуникативное развитие».

           «Формирование основ безопасности». Расширять представления о правилах дорожного движения. Продолжать знакомить с элементами дороги. Уточнять представления о работе светофора. Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещён», «Велосипедная дорожка».

           «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание». Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, заниматься.

           «Художественно – эстетическое развитие».

           Закреплять умение применять технику обрывания в аппликации дорожных знаков.

           «Речевое развитие»

          Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Закрепить в словаре детей: пешеход, пассажир, сигнал, пешеходный переход, остановка общественного транспорта. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

       Предварительная работа:

 - беседы «Сигналы светофора», «Правила перехода улиц и дорог», «О полосатой   «зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход», «В городском транспорте»

- дидактические игры «Дорожное лото с загадками», настольно-развивающая игра-лото «Внимание! Дорога!», домино «Дорожные знаки»

- составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке.

                       Оборудование и материал к занятию: проектор, ноутбук, экран, мяч, круги красного и зеленого цвета, нарисованная на ватмане карта с изображением дорог и зданий, дорожные знаки, карточки с дорожными ситуациями, листы бумаги на каждого, цветная бумага, кисточки. Клей, салфетки

                 Методы и приемы: игровой момент,  художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение.

                 Ход занятия.

I.      Организационная  часть.

                   Воспитатель: Ребята, сейчас мы поиграем  в интересную игру? Вы готовы? Мы  будем называть слова, которые ассациируются со словом дорога (дети называют - автомобиль, светофор, переход).

            - Как вы думаете, о чем пойдет речь?  Что объединяет эти слова?  (ответы детей)

                   Скоро вы пойдете в школу, и вам придется самостоятельно переходить дорогу, гулять по улице. А для этого вы должны знать правила поведения на улице, знать, где можно играть, а где нельзя, знать дорожные знаки, которые помогут вам ориентироваться на улице, при переходе улицы. И мне очень хочется узнать,  знаете ли вы эти правила и  поэтому приготовила для вас игры-задания.

II.      Основная часть.

1.Дидактическая игра «Назови правильно».

 Давайте встанем в круг. Я буду бросать мяч, и задавать вопросы, а вы отвечаете на вопрос и возвращаете мне мяч.

– По дороге кто идет? (Пешеход)

– Кто машину ведет? (Водитель)

– Сколько глаз у светофора? (Три глаза)

– Если красный «глаз» горит, то о чем он говорит? (Подожди)

– Если зеленый «глаз» горит, то о чем он говорит? (Можете идти)

– Где мы автобус ждем? (На остановке)

– Скажите, где разрешено детям играть. (На детской площадке)

– Если ты едешь в автобусе, автомобиле, то ты …? (Пассажир)

– Голос автомобиля (Сигнал)

– Как передвигаются машины? (Едут)

 Какие вы молодцы, как много вы знаете.

       Воспитатель: Как вы считаете, кто самый главный на дороге?   (светофор)

В большинстве светофоров используют сигналы трёх цветов. Какие?

(Ответы детей).

Правильно, ребята.

Красный цвет – проезда…. (дети – нет)

Жёлтый – будь готов к   ( дети  – пути)

А зелёный цвет – (дети – кати).

       Воспитатель: По своему назначению светофоры бывают не только транспортными, но и пешеходными. В пешеходных светофорах используются только два световых сигнала — красный и зелёный. На них изображены человечки-пешеходы. Красный человечек — стоит, это запрещающий сигнал светофора – дорогу переходить нельзя; а зелёный человечек — идёт, путь свободен, дорогу можно переходить.

2 . Игра «Угадай-ка».

Предлагаю  закрепить цвета светофора. Когда я покажу световой сигнал красного цвета, вы стоите, а если покажу зеленый – вы шагаете на месте.    

3. Инсценировка «На автобусной остановке».

Представьте, что мы  стоим на автобусной остановке и ждём свой автобус. А чтобы не скучать – послушаем  стихотворения:

           В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждёт,

Он пешком устал шагать

Хочет пассажиром стать.

Дошколёнок не зевай,

Правила запоминай,

На остановке не шали,

Маму за руку держи!!!

Дети: (1 ребенок)   Вот толпа на остановке

Утром свой автобус ждёт

Кто-то сильный, кто-то ловкий

Норовит пролезть вперёд.

(2 ребенок)   Малышам опасно здесь

Никогда вперёд не лезь

Вдруг нечаянно толкнут,

 А автобус тут как тут!

Дети: Тихо в транспорт мы заходим

         Здесь не бегаем, не ссорим

Не кричим и не поём –

 Хорошо себя ведём.

Воспитатель: А вот и наш автобус подошёл.

          Физкультминутка «Автобус».

Вот мы в автобусе сидим, и сидим, и сидим           ладошки под подбородком,

И из окошечка глядим, всё глядим.                                    кивают головками

Глядим назад, глядим вперёд – вот так вот, вот так вот, ладошка «козырьком»,

                                                                                       смотрят назад и вперёд

Ну что ж автобус не везёт, не везёт.                               пожимают плечиками

Колёса закружились -  вот так вот, вот так вот,          «моторчик» перед собой

Вперёд мы покатились – вот так вот.

А щётки по стеклу шуршат вжик – вжик – вжик, вжик – вжик – вжик,  

                                                                                                                   обе ручки

Все капельки смести хотят - вжик –вжик – вжик.          из стороны в сторону

И мы не просто так сидим бип – бип – бип, бип – бип – бип    

                                                                         приседают, давят на

Мы громко, громко все гудим: «Бип – бип – бип                                   клаксон

Пускай автобус наш трясёт – вот так вот, вот так вот,        подпрыгивают 

Мы едем, едем всё вперёд – вот так вот!                          хлопают в ладошки

 

Проигрыш                                                                                    кружатся

Мы громко, громко все гудим: «Бип – бип – бип!»             хлопают в ладошки,   

                                                                                                  давят на клаксон   

 

    4. Игра «Наведи порядок».

Воспитатель: Ребята, что случилось в нашем городе? Что за неразбериха? Посмотрите внимательно на карту города? Как вы думаете, почему это происходит?

Дети: Потому что нет дорожных знаков.

Воспитатель: Правильно. Давайте наведем  порядок в нашем городе и расставим по своим местам дорожные знаки и дорожную разметку.

На стенде прикреплена  схема города без дорожных знаков и дорожной разметки. Детям предлагается найти и приклеить дорожные знаки на соответствующие места схемы с обязательными комментариями воспитателя (подземный переход, пешеходный переход, светофор, осторожно дети и др.)

 Воспитатель: Вот и навели мы порядок на дорогах нашего города, все знаки стоят на своих местах.

       Знаете ли вы, кто главный на дороге, который следит за выполнением правил дорожного движения?

5. Игра «Инспектор».

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам стать инспекторами дорожного движения. Подойдите к столам и возьмите каждый по карточке. Внимательно рассмотрите картинку и скажите, правильно ли поступают дети и почему (на  карточке  изображены дорожной ситуации - изображение какого-нибудь нарушения, ребенок должен прокомментировать изображение).

       Возможные ситуации:

1. Мальчик выбегает на проезжую часть, погнавшись за мячом.

2. Мальчик перебегает проезжую часть в неположенном месте, потому что его внимание привлекли друзья на другой стороне дороги.

3. Девочки на заднем сиденье автомобиля путешествуют, не пристегнувшись ремнями безопасности. Кроме того, они мешают водителю.

4. Автомобиль еще не припарковался и не остановился, а мальчик уже торопиться выйти, причем на проезжую часть.

5. Мальчик перебегает дорогу по пешеходному переходу, но перед близко идущим транспортом.

6. Девочка переходит дорогу, обходя автобус спереди.

7. Дети выбегают на проезжую часть из-за кустарника.

8. Мальчик с девочкой катаются на роликах по проезжей части.

9. Мальчик совершает наземный переход на велосипеде.

10. Девочка идет по тротуару мимо арки, из которой выезжает машина. Водитель не видит девочку и может совершить наезд на юного пешехода.

Какие же вы молодцы! Из вас вырастут отличные инспектора.

6. Игра «Разбери по группам».

Воспитатель: Посмотрите, ребята. Какой беспорядок на столе. Все дорожные знаки перепутались. Надо разделить знаки по принадлежности на группы.

Но сначала разделимся на 4 команды.

1 команда выбирает предупреждающие знаки

2 команда - предписывающие знаки

3- запрещающие знаки

4- знаки сервиса

Дети выбирают знаки своей группы и рассказывают,  какие знаки они выбрали.

 1-наши знаки запрещающие: «Стоянка запрещена», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено» .

2—наши знаки предупреждающие: «Скользкая дорога», «Крутой поворот», «Дорожные работы».

3—наши знаки предписывающие: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Жилая зона».

 4—наши знаки сервиса: «Больница», «Телефон», «Заправочная станция».

Молодцы, ребята. Вы отлично знаете значение дорожных знаков.

III.   Продуктивная деятельность. 

Аппликация «Дорожный знак».

А теперь я предлагаю вам выбрать на столе любое изображение дорожного знака, и с помощью клея и цветной бумаги раскрасить картинку. Работать мы будем в технике обрывной аппликации. Напоминаю, что работа выполняется без использования ножниц. Необходимо большой лист цветной бумаги разделить на множество маленьких кусочков обрыванием. Затем аккуратно кисточкой нанести клей на основу и расположить цветную бумагу на картинку.

Дети выполняют аппликацию.

IV.      Рефлексия.

- Ребята, вам понравилось занятие? Что вам запомнилось больше всего? Какие задания показались вам трудными? (краткий опрос по занятию).

- Надеюсь, что вы будете всегда соблюдать правила дорожного движения и  переходить улицу только по пешеходным переходам. И я хочу закончить  наше занятие словами: « Азбуку дорожную знать каждому положено».

  

Список литературы.

 1. Алексеев А.П. Правила дорожного движения. – М. 2008г.

 2. Финкель А.М. Изучаем ПДД легко и быстро. – М. 2007г.

3. Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено. 2007г.

1. Саулина Т. Ф. ФГОС Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 112 с.

2. Сергеева Д., Купцова Е. Конструирование и ручной труд (старшая  группа) // воспитание. — 1984. — № 6. — С. 28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО!»

Представленные мероприятия могут использоваться  в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов....

Конспект занятия по ознакомлению детей с ПДД «Правила дорожные знать каждому положено» для детей старшей группы

Конспект занятия  по ознакомлению детей с ПДД «Правила дорожные знать каждому положено» для детей старшей группы...

Проект по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "Азбука дорожного движения"

В связи с увеличением количества автомашин и ростом интенсивности дорожного движения необходимо в каждом дошкольном учреждении предусмотреть комплекс самых разнообразных мероприятий по формированию у ...

Проект по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "Азбука дорожного движения"

образовательного проекта для детей подготовительной группы по профилактикедетского дорожно-транспортного травматизма...

Методическая разработка для воспитателей детских садов «Игровые технологии как инструмент формирования нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

Распространение педагогического опыта среди воспитателей, направленное на формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста  через игровые технологии....

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ НАУК»

Программа «Азбука дорожных наук», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города....

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ НАУК»

Программа «Азбука дорожных наук», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.Статистические данные об участии детей ...