Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ НАУК»
рабочая программа по обж
Программа «Азбука дорожных наук», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_pdd_azbuka_dorozhnyh_pravil.docx | 113.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Малиновский детский сад»
СОГЛАСОВАНО: Руководитель Управления образования Администрации Ачинского района Немерова И.С.______________ «____» ______________20__г | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ «Малиновский д/с» _____________Н. А. Живица «__» ______ 20___г |
Программа
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
«АЗБУКА ДОРОЖНЫХ НАУК»
Разработчик программы:
Ермолаева Е.В. – воспитатель
Марченко В.А. – воспитатель
п. Малиновка
2023 год
Содержание:
№/п | Раздел | Страницы |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Учебно-тематический план программы по годам обучения | 7 |
3 | Перспективный план работы во второй младшей группе | 8 |
4 | Перспективный план работы в средней группе | 12 |
5 | Перспективный план работы в старшей группе | 17 |
6 | Перспективный план работы в подготовительной группе | 22 |
7 | Перспективный план работы с родителями по правилам дорожного движения. Вторая младшая группа. | 28 |
8 | Перспективный план работы с родителями по правилам дорожного движения. Средняя группа. | 29 |
9 | Перспективный план работы с родителями по правилам дорожного движения. Старшая группа. | 30 |
10 | Перспективный план работы с родителями по правилам дорожного движения. Подготовительная группа. | 31 |
11 | Мониторинг | 31 |
12 | Анкета для родителей по ПДД в младшей группе «Осторожно: дорога!» | 34 |
13 | Анкета для родителей по ПДД в средней группе "Я и мой ребенок на улицах города" | 36 |
14 | Анкета для родителей по ПДД в старшей группе «Правила и безопасность дорожного движения» | 38 |
15 | Анкета для родителей по ПДД в подготовительной группе «Правила дорожные детям знать положено!» | 40 |
Пояснительная записка:
Программа «Азбука дорожных наук», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.
Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников Правилам дорожного движения направляет нашу работу на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Опасные ситуации, связанные с транспортными средствами, возникают и во дворах, внутри микрорайонов, где дети играют, а также во время передвижения детей в самих транспортных средствах.
Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения.
Многие программы по изучению ПДД дошкольниками рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Мы считаем, что знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, в транспорте необходимо с младшего дошкольного возраста, так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, впоследствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Главная задача программы «Азбука дорожных наук» состоит в том, чтобы научить дошкольника ориентироваться в окружающем дорожном пространстве, сознательно выполнять правила дорожного движения.
Важным в обучении дошкольников навыкам безопасного общения со сложным миром пешехода и пассажира являются совместные усилия воспитателей и родителей. С этой целью в перспективный план программы «Азбука дорожных наук» включены различные формы взаимодействия с родителями (развлечения, досуги, проекты, консультации и т.д.).
Содержание и формы работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения предусматривают практическую значимость изучаемого материала с использование ИКТ средств, включенность родителей в образовательный процесс. Планируется организация кабинета ПДД на территории детского сада.
Цель: создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города.
Задачи:
- Создать в дошкольной образовательной организации развивающую предметно-пространственную среду для обучения дошкольников правилам безопасного поведения на дороге.
- Сформировать представления у детей о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
- Систематизировать знания детей об устройстве улицы, дорожного движения.
- Учить детей применять полученную информацию в практической деятельности.
- Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
- Включить родителей в образовательный процесс по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
- Развивать формы сотрудничества по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с культурно-просветительскими и образовательными учреждениями города, с сотрудниками ГИБДД.
Принципы построения Программы:
- построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничества с семьей;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
ФГОС ДО подчеркивает взаимодополняющий характер детского развития в пяти образовательных областях.
- принцип интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
- комплексно-тематический принцип предполагает связь планирования образовательного процесса с окружающей действительностью.
- принцип развивающего образования в соответствии, с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребёнка (создание условий в дошкольной организации для гармоничного развития ребенка).
Подходы к формированию программы:
- Личностно-ориентированный подход предполагает в качестве ведущего ориентира формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей, черт характера; Поступательное развитие ребенка главным образом происходит за счет его личностного развития. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а поэтому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая
ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие (по Л.С. Выготскому, А.Н. Леонтьеву, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконину, А.В. Запорожцу).
- Дифференцированный подход - целенаправленное педагогическое воздействие на группы детей, которые объединения или выделяются педагогом по их сходным индивидуальным, личностным качествам.
- Гуманистический подход вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка, то есть принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, как он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважения к его личности.
- Деятельностный подход рассматривает деятельность наравне с обучением как движущую силу психического развития ребенка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования (по А.Н. Леонтьеву, Д.Б. Эльконину, А.В. Запорожцу, В.В. Давыдову). Деятельностный подход предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности – как способ познания мира;
Обеспечение программы
Нормативно –правовое:
- Конституция РФ.
- Закон РФ «Об образовании».
- Конвенция ООН «О правах ребенка».
- Правила дорожного движения.
Научно - методическое:
- Федеральный государственный образовательный стандарт.
- Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Малиновский д/с».
- Годовой план учебно-воспитательной работы.
- Календарно-тематический план.
- Мониторинг знаний правил безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе.
Материально-техническое:
- Уголки в группах по ПДД.
- Библиотека методической и художественной литературы.
- Наглядно-дидактические пособия.
Кадровое:
- Привлечение к педагогическому процессу работников ГИБДД.
- Повышение квалификации педагогов.
Информационно-содержательное:
- Создание информационного банка данных:
- разработка занятий, вечеров развлечений, праздников, театрализованных постановок и т.д.;
- форм работы с родителями;
- консультаций для педагогов.
- Сбор текущей информации:
- о результатах мониторинга;
- посещенных занятиях.
- Проведение консультаций.
- Контроль за проведением занятий по ОБЖ.
- Проверка документации педагогов.
- Организация работы с родителями (консультации, родительские собрания, распространение буклетов, наглядная информация, акции).
- Взаимодействие с сотрудниками ГИБДД.
- Систематическое оформление информационного стенда.
Программа предлагает:
- регулярное планирование и проведение организованной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дороге (не менее 2 раз в месяц), бесед (не менее 1 раза в неделю);
- разработка безопасного маршрута старшим дошкольникам «Дом-детский сад»;
- ежегодное проведение «Недели» по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- консультации для педагогов по проведению профилактических бесед с детьми и родителями по правилам дорожного движения;
- рекомендации к использованию на занятиях по изучению правил дорожного движения метода ситуационного обучения;
- рекомендации к использованию на занятиях различных детских игр на развитие внимания, реакции, умения ориентироваться в окружающей обстановке, игр по усвоению правил безопасности жизнедеятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям детей;
- проведение мониторинга знаний правил безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе (в начале и в конце учебного года);
- систематическое проведение тематических родительских собраний и консультаций, распространение буклетов, анкетирование, организация совместной деятельности с детьми и т.д.
Ожидаемый результат:
Ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно -транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения.
Образовательный:
- Овладение базовыми правилами поведения на дороге
- Анализ готовности ребенка решать дорожно-транспортные ситуации;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательный:
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальный:
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Направления работы по реализации программы
- Создание условий:
- оформление уголков безопасности;
- подбор литературы, фотографий по ПДД;
- изготовление атрибутов к играм
- оформление макетов
- Формы организации совместной деятельности с воспитанниками:
- Экскурсии.
- Наблюдения.
- Прогулки.
- Встречи, беседы с инспектором ГИБДД.
- Продуктивные виды деятельности.
- Игровая деятельность.
- Знакомство с художественной литературой.
- Развлечения, досуги.
- Проектная деятельность.
- Диагностика
- Взаимодействие с родителями:
- консультации
- беседы
- буклеты, памятки
- родительские собрания
- совместные развлечения
- проектная деятельность
- встречи, беседы с инспектором ГИБДД
Учебно-тематический план программы.
Программа рассчитана на 4 года первый год – для воспитанников 3-4 лет (вторая младшая группа); второй год – для воспитанников 4-5 лет (средняя группа); третий год – для воспитанников – 5-6 лет (старшая группа); четвертый год – для воспитанников 6-7 лет (подготовительная к школе группа).
Первый год обучения: вторая младшая группа.
Задачи:
- Формировать представление об окружающем пространстве, ориентирование в нем.
- Познакомить с понятиями улица, дорога, светофор.
- Познакомить с различными видами транспорта: грузовой, легковой автомобили.
- Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах.
Ожидаемый результат:
ребенок, имеющий представление об окружающем пространстве, ориентирующийся в нем; знаком с понятием улица, дорога, светофор, с некоторыми видами транспорта; имеющий первичные представления о работе водителя, о правилах поведения на дороге.
Второй год обучения: средняя группа.
Задачи:
- Развивать умение ориентироваться на участке детского сада и прилегающей к детскому саду местности.
- Закрепить знания о разных видах транспорта, с особенностями их внешнего вида и назначения.
- Продолжать знакомить с понятиями улица, проезжая часть, тротуар, перекресток, остановка общественного транспорта.
- Дать представление о дорожных знаках: «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».
- Закрепить понятие пешеход, пассажир.
- Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте, на дороге.
Ожидаемый результат:
ребенок, умеющий ориентироваться на участке детского сада и прилегающей к детскому саду местности; имеющий представление о понятиях: пешеход, пассажир, улица, дорога, перекресток, светофор, дорожные знаки.
Третий год обучения – старшая группа.
Задачи:
- Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств.
- Прививать правила пользования транспортным средством: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.
- Продолжать знакомить с основными терминами и понятиями дорожного движения: все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.
- Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
Ожидаемый результат:
ребенок, умеющий свободно ориентироваться вокруг детского сада; знающий основные термины и понятия дорожного движения, имеющий представления о дорожных знаках, соблюдающий правила безопасного поведения в транспортном средстве.
Четвертый год обучения – подготовительная группа.
Задачи:
- Систематизировать знания об устройстве улицы, о дорожном движении.
- Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.
- Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
- Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.
- Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
Ожидаемый результат:
ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно - транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения.
ООД по обучению ПДД проводятся систематически в организованной деятельности с детьми в форме занятий, в совместной деятельности детей с педагогом, а также музыкально-физкультурных развлечений и праздников в каждой возрастной группе 1 раз в квартал.
Перспективный план работы
во второй младшей группе (I год обучения)
Октябрь
Тема: «Знакомство с улицей»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы | |
I - II | Диагностика | Выявить представления воспитанников о правилах дорожного движения. | |||
III | Знакомство с улицей | Формировать представление об окружающем пространстве, познакомить с понятиями: улица, дорога. | Познание Безопасность Социализация | Ситуация общения: «Улица». На прогулке Ситуация общения: «Что мы видим вокруг». | |
IV | За территорией детского сада | Формировать представление об окружающем пространстве, познакомить с понятиями: улица, дорога, тротуар, проезжая часть. | Коммуникация Безопасность Художественное творчество | Целевая прогулка вокруг здания детского сада. Аппликация: «Дорога широкая и узкая». |
Ноябрь
Тема: «Транспорт»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
I | Грузовик | Знакомить с грузовой машиной, ее назначением, основными частями грузовика. | Познание Социализация Коммуникация | Наблюдение за транспортом «Грузовик привез продукты в детский сад». Дидактическая игра «Части грузовика». Дидактическая игра «Собери машину». |
II | Папа купил автомобиль | Знакомить детей с легковым автомобилем и его назначением. | Коммуникация Социализация | Ситуация общения «Папа купил автомобиль». Артикуляционная гимнастика «Шофер». Фотовыставка «Мы в машине». |
III | Автобус | Дать представление об автобусе, его функциональном назначении. | Социализация Коммуникация | Загадка об автобусе. Ситуация общения «Автобус». Сюжетно ролевая игра «Автобус». |
IV | Транспорт легковой и грузовой | Обучать детей различать легковой и грузовой транспорт. | Познание Социализация Коммуникация | Познавательно исследовательская деятельность: «Помоги зайке выбрать машину для перевозки грузов». |
Декабрь
Тема: «Светофор»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
I | Наш друг светофор | Уточнить знание о транспорте, дороге. Дать представление о работе светофора. | Познание Социализация Коммуникация | Ситуация общения «Светофор». Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый». |
II | Светофор у нас в гостях | Закрепить цвета светофора. Познакомить с расположением сигналов светофора. | Познание Социализация Коммуникация Художественная литература | Чтение Ю. Козлова «Светофорчик». Инсценировка «По дороге кошка шла». |
III | Закрепить сигналы светофора, и их назначение. | Познание Социализация Коммуникация | Дидактическая игра «Почини светофор». Проблемная ситуация «Как перейди дорогу, ориентируясь на светофор». |
Январь
Тема: «Поведение в автомобиле»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
III | Автокресло | Дать элементарные правила безопасности в автомобиле. Формировать умение пристегиваться ремнями безопасности. | Познание Социализация Коммуникация Безопасность | Ситуация общения «Автокресло для меня». Рассматривание автокресла. Упражнение на развитие моторики рук «Пристегни ремни». |
IV | Поведение в автомобиле | Дать элементарные правила безопасности в автомобиле. | Познание Социализация Коммуникация Безопасность | Беседа «Я в машине хоть играю, папу я не отвлекаю». Сюжетно - ролевая игра «Автомобиль». |
Февраль
Тема: «Поведение в общественном транспорте»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
I | Автобус | Закрепить знание о транспорте. Дать элементарные представления о поведении в общественном транспорте. | Познание Социализация Коммуникация | Ситуация общения «Мы в автобусе». Дидактическая игра «Зверята в автобусе». Пальчиковая гимнастика «Автобус». |
II | Труд водителя | Познакомить детей с профессией водитель. Дать элементарные представления о работе водителя. | Познание Социализация Коммуникация | Встреча с интересными людьми «У нас в гостях водитель». |
III | Мы играем | Закрепить правила поведения в автобусе. | Социализация Коммуникация | Сюжетно ролевая игра «Мы едем в автобусе». |
IV | Трамвай, автобус, поезд. | Дать элементарные представления о пассажирских видах транспорта. | Познание Социализация Коммуникация Художественная литература | Рассматривание иллюстраций. Загадки «Виды транспорта» |
Март
Тема: «Поведение на улице»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
I | «Мы по улице идем, маму за руку берем» | Формировать элементарные правила поведения на улице. Развивать зрительное и слуховое восприятие. | Познание Социализация Коммуникация Физическая культура | Ситуация общения «Мы по улице идем, маму за руку берем». Подвижная игра «Найди пару». |
II | Нужные машины | Знакомить детей со спецтранспортом (скорая помощь, пожарная машина, полицейская машина) их назначением. | Познание Социализация Коммуникация Художественное творчество | Ситуация общения «Скорая, пожарная, полицейские машины». Дидактическая игра «Какая машина приедет, если случится беда». Рисование «Раскраска машин». |
III | Мы идем играть | Дать элементарные знания о правилах поведения на тротуаре и вблизи проезжей части. | Социализация Коммуникация Художественная литература Безопасность | Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Мяч». Проблемная ситуация «Кто виноват». |
IV | Вечер загадок | Учить отгадывать загадки о различных транспортных средствах, светофоре. Через загадки развивать мышление и смекалку. | Социализация Коммуникация Художественная литература | Досуг «Вечер загадок». |
Апрель
Тема: «Мы играем, мы гуляем»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
I | У нас гости | Создать у детей положительный эмоциональный настрой. | Социализация Коммуникация Музыка Художественная литература | Наставничество Сценка «Будь осторожен на дороге!» (дети старшей группы). |
II | Остановка | Познакомить воспитанников с понятием остановка. | Познание Коммуникация Безопасность | Экскурсия к остановке автобуса. |
III- IV | Диагностика | Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения. |
Май
Тема: «Правила дорожные детям знать положено»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
III | Мы играем | Закрепить правила дорожного движения (проезжая часть, тротуар, светофор, пешеходный переход). | Познание Коммуникация Безопасность Социализация | Наставничество Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по городу». |
IV | У нас в гостях | Закрепить правила дорожного движения (проезжая часть, тротуар, светофор, пешеходный переход). | Познание Коммуникация Безопасность Социализация | Инсценировка «Котик Васька» - с участием родителей |
Перспективный план работы
в средней группе (IIгод обучения)
Октябрь
Тема: «Знакомство с улицей»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Мероприятия |
I - II | Диагностика | Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения. | ||
III | «Наша улица» | Продолжать формировать представление об окружающем пространстве. Закрепить название поселка, города; правила движения на тротуаре: придерживаться правой стороны. Воспитывать умение ориентироваться в пространстве | Познание Социализация Коммуникация Безопасность | Экскурсия. Дидактическая игра «Что мы видим вокруг». Выставка «Мой город». Режиссёрская игра «Осторожно – дорога!» Проблемные ситуации: «Правила движения автомобилей по проезжей части», Передвижение пешеходов по тротуару». |
IV | Макет | Закрепить знания об улице, проезжей части, тротуаре, окружающем пространстве. | Познание Социализация Коммуникация | Режиссёрская игра «Построим улицу». Подвижная игра «Светофор». |
Ноябрь
Тема: «Транспорт»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
I | Наземный транспорт | Познакомить с видами наземного транспорта: пассажирский, грузовой, транспорт специального назначения. Формировать активный словарь в соответствии с лексической темой «Транспорт». Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | Познание Коммуникация Социализация Художественная литература Художественное творчество | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу». Конструирование из блоков Дьенеша «Грузовик». Рассматривание иллюстраций. Просмотр видео клипа про город Нефтеюганск. |
II | Воздушный транспорт | Познакомить с видами воздушного транспорта. Закрепить приемы лепки из целого куска. Развивать моторику рук. | Познание Коммуникация Социализация Художественная литература Художественное творчество | Беседа «Воздушный транспорт». Лепка «Самолет», «Ракета». Пальчиковая гимнастика «Самолеты». |
III | Водный транспорт | Познакомить с видами водного транспорта. Познакомить с правилами поведения на водном транспорте. | Познание Коммуникация Социализация | Презентация «Водный транспорт». Дидактическая игра «Собери картинку». Сюжетно-ролевая игра «Корабль». |
IV | «Помощники на дороге» | Расширять знания детей о видах транспорта и их назначении. Познакомить детей со спецтехникой. Закрепить знания о безопасном поведении на дороге и на тротуаре в зимний период. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги, закрепить правую и левую стороны. | Познание Социализация Коммуникация Безопасность | Ситуация общения: «Транспорт, помогающий людям». Выставка машин из бросового материала. Упражнение «Машина». |
Декабрь
Тема: «Светофор»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
I | Светофор наш лучший друг | Дать представление об автомобильном и пешеходном светофоре. Закрепить сигналы светофора. Закрепить знания о правильном переходе проезжей части. | Познание Коммуникация Социализация Художественная литература Художественное творчество | Проблемная ситуация «Помоги Торопыжке перейти дорогу». Рисование «Светофор». Заучивание стихотворения «Три чудесных цвета». |
II | Дорожный знак «Пешеходный переход» | Дать представления о дорожном знаке «Пешеходный переход». Закрепить знания о разметке на проезжей части (зебра). | Познание Коммуникация Социализация Художественная литература Художественное творчество | Беседа «Дорожный знак». Рассматривание дорожного знака «Пешеходный переход». Аппликация «Зебра на дороге». |
III | Светофор | Закрепить правила перехода проезжей части. | Познание Коммуникация Социализация Художественная литература Художественное творчество | Ситуация общения «Как надо переходить улицу», «Как перейти улицу если нет светофора». Инсценировка стихотворения «Три чудесных цвета». Конструирование «Строим светофор». |
Январь
Тема: «Мы и автомобиль»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
II | Мы и машина | Расширять знания детей о поведении в автомобиле. Закрепить понятие «пешеход», «пассажир». Знакомить с правилами поведения в транспорте. | Познание Социализация Коммуникация Безопасность | Беседа «Путешествие с семьей». Сюжетно ролевая игра «Водители». |
III | Правила в автомобиле | Расширять знания детей о поведении в автомобиле, учить детей выдвигать гипотезу, отстаивать свое мнение. | Познание Социализация Коммуникация Безопасность | Дидактическая игра «Правильно – неправильно». Проблемная ситуация «Что случиться если…». Ситуация общения «Детское автокресло». |
IV | Фотовыставка «Ребенок в автомобиле» | Закрепить правила безопасности в автомобиле. | Познание Социализация Коммуникация Безопасность | Рассматривание фотовыставки. |
Февраль
Тема: «Пассажиры»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
I | Городской общественный транспорт | Формирование понятия «Общественный транспорт», расширение знаний о его видах. | Художественное творчество Физическая культура Коммуникация | Рассматривание иллюстраций, плакатов. Подвижная игра «Водители и пешеходы». |
II | Транспорт нашего города | Продолжать формировать понятие «Общественный транспорт». | Познание Социализация Коммуникация Безопасность | Просмотр мультфильма «Смешарики». Транспорт нашего города». Дидактическая игра «Силуэт». |
III | Остановка общественного транспорта | Расширять знания о дорожных знаках, правилах поведения на остановке. | Познание Социализация Коммуникация Безопасность | Беседа «Правила поведения». Рассматривание дорожного знака «Остановка общественного транспорта». Экскурсия к остановке. |
IV | Я в автобусе | Продолжать формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте. | Познание Социализация Коммуникация | Беседа «Правила поведения». Сюжетно ролевая игра «Автобус». |
Март
Тема: «Мы по улице идем»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
I | Мы по улице идем | Закрепить знания о тротуаре, проезжей части. | Познание Социализация Коммуникация Безопасность Художественное творчество | Дидактическая игра «Нужно - нельзя». Рисование сюжетных картин на тему: «Правила дорожного движения». |
II | Пешеходный переход. | Дать представление о пешеходном переходе, знаке «Пешеходный переход». Воспитывать культуру поведения на улице. | Познание Социализация Коммуникация Безопасность | Упражнение «Перейди дорогу». Сюжетно ролевая игра «Дорога». Режиссёрская игра «Мы пешеходы». |
III | Перекресток | Закрепить знания правил дорожного движения. Знакомить детей с пересечением дорог. | Познание Социализация Коммуникация | Рассматривание плакатов по правилам дорожного движения. Экскурсия к перекрестку. Проблемная ситуация «Дорожные происшествия». |
Апрель
Тема: «Будь внимателен»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
I | Будь внимателен | Продолжать знакомить детей с правилами игры. Воспитывать умение действовать по сигналу. | Познание Социализация Коммуникация Безопасность | Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый». Подвижная игра «Тише едешь, дальше будешь». |
II | Мы играем и правила запоминаем | Закрепить понятия «справа», «слева», «впереди», «сзади», «вверху», «внизу». Развивать умение ориентироваться в пространстве. | Познание Социализация Коммуникация Безопасность | Дидактическая игра «Назови правильно». Дидактическая игра «Запомни правило». Дидактическая игра «Найди ошибку». |
III - IV | Диагностика | Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения. |
Май
Тема: «Правила дорожные детям знать положено»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
I | Сказка «Азбука пешехода» | Совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах и дорогах. Вызвать эмоциональный отклик. | Познание Безопасность Здоровье Социализация Коммуникация Музыка Физическая культура | Наставничество Развлечение «Правила дорожного движения» (с участием родителей). |
II | «Правила дорожные детям знать положено» | Создать положительный эмоциональный настрой у детей. | Познание Социализация Коммуникация | Выставка макетов, рисунков. |
Перспективный план работы
в старшей группе (IIIгод обучения)
Октябрь
Тема: «Готовы ли мы стать пешеходами?»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
I | «Дом, в котором я живу» | Закрепить домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей. Учить воспитанников свободно ориентироваться на плане микрорайона. | Познание Безопасность Коммуникация Социализация Художественная литература | Вторник: Беседа «Дом, в котором я живу». Словесная игра «Доскажи словечко». Дидактическая игра «Мой адрес» Четверг: Проблемная ситуация «Как найти свой дом». |
II | Правила поведения пешеходов | Расширять представления воспитанников по правилам поведения пешеходов. Учить воспитанников адекватно реагировать на дорожные ситуации, прогнозировать свое поведение в разных ситуациях. | Познание Безопасность Коммуникация Социализация Художественная литература | Вторник: Рассматривание сюжетных картинок. Физкультминутка «Машины». Дидактическая игра «Запомни правило». Четверг: Проблемная ситуация «Что делать, если ты потерялся». |
III-IV | Диагностика | Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения. |
Ноябрь
Тема: «Транспорт»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
I | «Транспорт прошлого, настоящего, будущего» | Через информативно-поисковую деятельность познакомить детей с возникновением различных видов транспорта. | Познание Коммуникация Социализация Художественная литература Продуктивная деятельность | Вторник: Беседа «Машины прошлого, настоящего, будущего». Рассматривание иллюстраций. Четверг: Проблемная ситуация «Чем заправить транспорт». Продуктивная деятельность «Автомобиль будущего». |
II | Транспорт помогает людям | Закрепить понятие грузовой транспорт, воздушный, водный. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | Вторник: Дидактическая игра «Ездит, плавает, летает». Дидактическая игра «Что? Где? Когда?». Дидактическая игра «Гараж». Четверг: Вечер загадок о транспорте. |
III | Профессии | Расширять представления воспитанников о профессиях. Закрепить виды транспорта. Познакомить детей с нужными и смелыми профессиями | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | Вторник: Презентация: «Все работы хороши выбирай на вкус». Словесная игра: «Кто, чем управляет». Четверг: Беседа «Кем ты будешь». |
IV | Виды транспорта | Формировать у детей навыки исследовательской и творческой деятельности. | Познание Социализация Коммуникация | Вторник Презентация детьми «Виды транспорта». Четверг Выставка исследовательских работ воспитанников. |
Декабрь
Тема: «Светофор и его помощники»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
I | Дорожные знаки - помогающие людям | Расширять представления воспитанников о назначении дорожных знаков. Познакомить с запрещающими дорожными знаками. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | Вторник: Беседа «Помощники светофора». Дидактическая игра «Собери знак». Четверг: Дидактическая игра «Назови знак». Беседа «Запрещающие дорожные знаки». |
II | Дорожные знаки - помогающие людям | Расширять представления воспитанников о назначении дорожных знаков. Познакомить с предупреждающими дорожными знаками. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация Продуктивная деятельность | Вторник: Беседа «Знаки предупреждающие». Режиссёрская игра «Расставь знаки и объясни». Четверг: Продуктивная деятельность «Раскрась и расскажи». |
III | Путешествие по городу дорожных знаков | Уточнить и закрепить представления воспитанников о дорожных знаках. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация Музыка | Развлечение «Путешествие по городу дорожных знаков» с участием родителей. |
Январь
Тема: «Мы пассажиры»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
I | «Я примерный пассажир» | Закрепить правила поведения в транспорте, на остановке. Учить реагировать на дорожные ситуации, прогнозировать поведение в разных ситуациях. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация Художественное творчество | Вторник: Экскурсия к автобусной остановке. Проблемные ситуации «Что случится если…». Четверг: Выставка детских работ «Я пассажир». |
II | Спортивный праздник «Правила дорожные детям знать положено» | Закрепить знания о правилах дорожного движения, развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту в эстафетах. | Познание Социализация Коммуникация Физическая культура Здоровье Безопасность Художественная литература | Вторник: Подготовка к спортивному празднику. Дидактическая игра «Знаешь ли ты?» Дидактическая игра: «Да или нет». Четверг: Соревнование команд «Светофорики» и «Пешеходы». |
Февраль
Тема: «Пусть дорога станет безопасной»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
I | Безопасный путь | Закрепить правила дорожного движения. Формировать осознанное отношение к правилам дорожного движения. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | Вторник Ситуация общения «Как мы с мамой шли в детский сад». Режиссёрская игра «Помоги Домовёнку дойти до дома». Четверг Ситуация общения «Для чего нужны правила движения». Дидактическая игра «Пройди лабиринт». |
II | Велосипед за и против | Познакомить детей с правилами велосипедиста. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | Вторник Проблемная ситуация «Велосипед - за и против». Четверг Фотовыставка «Мой велосипед». Соревнование в спортивном зале «Полоса препятствий». |
III | «Пусть дорога станет безопасной» | Закрепить правила передвижения пешеходов и велосипедистов. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | Наставничество Развлечение «Дорожная азбука» (с участием детей подготовительной к школе группы). |
Март
Тема: «Я примерный пассажир»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
I | Я и другие пассажиры и пешеходы | Закрепить правила поведения на автобусной остановке, в транспорте. | Познание Коммуникация Социализация Художественная литература | Вторник Проблемные ситуации «Что делать», «Как поступил бы ты». |
II | Я в машине | Закрепить правила поведения в автомобиле. | Познание Коммуникация Социализация Художественная литература | Четверг Чтение А. Усачева «Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей». |
III | Знаю сам – научу и друга | Формировать умение добывать информацию из разных источников. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | Вторник Ситуация общения «Что я знаю по ПДД». «Что хочу еще узнать». Четверг Ситуация общения «Я узнал, вам расскажу». |
IV | Выполни верно | Закрепить представления воспитанников о различных видах транспорта, правилах поведения в транспорте. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | Вторник Практическая работа по картам «Найди ошибку и исправь». Четверг Дидактическая игра «Разрезные картинки». |
Апрель
Тема: «Знаешь сам – научи товарища»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
I | В гости к малышам | Создать у детей положительный эмоциональный настрой. Закрепить правила дорожного движения. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | Наставничество Инсценировка «Котик Васька» (для детей второй младшей группы). |
II | У нас гости | Создать у детей положительный эмоциональный настрой. Закрепить правила дорожного движения. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | Наставничество Инсценировка сказки «Веселые гуси» детьми подготовительной к школе группы |
III - IV | Диагностика | Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения. |
Май
Тема: «Правила дорожные детям знать положено»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
I | Правила дорожного движения | Закрепить знания детей по правилам дорожного движения. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | Вторник Подвижные игры по желанию детей. Катание на трехколесном велосипеде. Четверг Дидактическая игра «Не нарушай!». |
II | Мы пешеходы | Закрепить знания детей по правилам дорожного движения. | Познание Социализация Коммуникация | Вторник Проблемные ситуации «Что делать?», «Как поступил бы ты?». Четверг Ситуация общения: «Правила дорожные надо соблюдать и никогда не нарушать». |
Перспективный план работы
в подготовительной к школе группе (IVгод обучения)
Октябрь
Тема: «Улица полна неожиданностей»
Проектная деятельность «Безопасность на дороге» (октябрь)
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
I - II | Диагностика | Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения. | ||
III | Наша улица | Систематизировать знания об устройстве улицы, дорожном движении. Закрепить правила дорожного движения. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация Художественна литература | Вторник Беседа: «Улица полна неожиданностей». Дидактическая игра «Правильно – неправильно». Четверг Литературный вечер (чтение стихотворений о ПДД). |
IV | Знай и выполняй правила уличного движения | Закреплять знания и умения воспитанников по использованию правил дорожного движения в игровых и проблемных ситуациях. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация Физическая культура | Вторник Ситуация общения «Как безопасно себя вести на дороге». Подвижная игра «Цветные автомобили». Четверг Экскурсия по улице микрорайона. «Какие дорожные знаки в нашем микрорайоне?» Вечер развлечений «Улица полна неожиданностей» |
Ноябрь
Тема: «Транспорт»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
I | История транспорта | Расширять знания об истории транспорта, развивать умение находить сходство и различие старинного и современного транспорта. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация Продуктивная деятельность | Вторник Рассказы бабушки о старинном транспорте. Рассматривание иллюстраций. Четверг Ситуация общения «Транспорт будущего». Рисование «Транспорт прошлого, настоящего, будущего». |
II | Кто больше знает | Формировать умение соблюдать элементарные правила поведения на дороге. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация Художественная литература | Вторник Дидактическая игра «Почемучка?» «Кто больше знает». Четверг Вечер загадок. |
III | Велосипед | Знакомить с историей создания велосипеда, расширять представления о средствах передвижения. Уточнить правила безопасности велосипедиста. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | Вторник Загадка про велосипед. Ситуация общения «Правила велосипедиста» Четверг Дидактическая игра «Дорожные знаки для велосипедиста». Дидактическая игра «Экзамен Светофор Светофоровича». |
IV | Перекресток | Расширять знания о перекрестке. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | Вторник Ситуация общения «Как перейти перекресток». Игра «Перекресток». Четверг Сюжетно-ролевая игра «Светофор у перекрестка». |
Декабрь
Тема: «Помощники на дороге»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
I | Работа сотрудника ГИБДД | Уточнить представления воспитанников о работе сотрудника ГИБДД, объяснить значение его жестов. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | Вторник Ситуация общения «Сотрудник ГИБДД и его обязанности». Четверг Встреча с сотрудником ГИБДД. |
II | Дорожные знаки | Расширять знания о дорожных знаках, систематизировать знания о видах знаков запрещающие, предупреждающие, информационные. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация Продуктивная деятельность | Вторник Дидактическая игра «Узнай и назови». Дидактическая игра «Какой это знак». Дидактическая игра «Почини машину». Четверг Дидактическая игра «Объяснялки». Продуктивная деятельность «Придумай свой знак и объясни». |
III | Безопасное поведение на улице в зимний период | Систематизировать представления воспитанников о правилах поведения на улице. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | Вторник Целевая прогулка по микрорайону. |
Январь
Тема: «Поведение в автомобиле»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
III | Автомобиль не для игры | Знакомить детей с произведениями по правилам дорожного движения, умение адекватно оценивать поступки героев. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация Художественная литература | Вторник Чтение произведения Н. Носова «Автомобиль». Четверг Ситуация общения «Для чего нужны правила». |
IV | Мы пассажиры | Продолжать знакомить воспитанников с правилами поведения в транспорте. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | Вторник Ситуация общения «Правила поведения в транспорте». Четверг Дидактическая игра «Автомобиль». Проблемная ситуация «Что случится, если…» |
Февраль
Тема: «Пусть дорога станет безопасней»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
I | Безопасное движение | Учить составлять индивидуальный маршрут от дома до детского сада. Формировать умение определять местоположение по маршруту. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | Вторник Ситуация общения «Как дойти до детского сада». Совместная работа с родителями составление маршрута от дома до детского сада. Четверг Режиссёрская игра «Помоги Незнайке». |
II | Пассажиры, пешеходы будьте внимательны | Систематизировать правила поведения на автобусной остановке, в транспорте. Учить действовать в сложной дорожной ситуации. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | Вторник Дидактическая игра «Автобус». Чтение стихотворения А. Усачева «Правила для пассажиров». Четверг Подготовка к развлечению. Ситуация общения «Правила дорожного движения». Обыгрывание ситуации «Я пешеход», «Я пассажир». |
IV | Пусть дорога станет безопасной | Систематизировать правила поведения на автобусной остановке, в транспорте, на улице. Формировать умение читать индивидуальный маршрут. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация Музыка | Вторник Ситуация общения «Пешеходам быть наука». «Как мне дойти до школы». Индивидуальные маршруты от дома до школы Четверг Наставничество Развлечение «Пусть дорога станет безопасной» (с детьми старшей группы). |
Март
Тема: «Дорожные знаки»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
II | Запрещающие | Закрепить знания о дорожных знаках «Движение пешеходов запрещено». | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | Вторник Дидактическая игра «Найди запрещающий знак». Ситуация общения «Что обозначают запрещающие знаки». Четверг Кроссворд дорожные знаки. |
III | Предупреждающие | Закрепить знания о предупреждающих дорожных знаках. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | Вторник Дидактическая игра «Найди предупреждающий знак». Ситуация общения «Что обозначают предупреждающие дорожные знаки». Четверг Дидактическая игра «Найди знак». |
IV | Информирующие | Закрепить знания об информирующих дорожных знаках. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | Вторник Дидактическая игра «Найди информирующий знак». Ситуация общения «Что обозначают информирующие знаки». Четверг Игра «Брейн-Ринг». |
Апрель
Тема: «Мы водители»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
I | Твой велосипед | Знакомить с правилами перехода проезжей части на велосипеде. Закрепить знания о дорожных знаках для велосипедистов. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | Вторник Ситуация общения «Твой транспорт». Дидактическая игра «Собери картинку». Четверг Чтение произведения А. Усачева. |
II | Идем в гости | Создать у детей положительный эмоциональный настрой. Закрепить правила дорожного движения. | Познание Безопасность Социализация Коммуникация | Наставничество Спектакль «Веселые гуси» (для детей старшей группы). |
III - IV | Диагностика | Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения. |
Май
Тема: «Правила дорожные детям знать положено»
Неделя | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей | Методы и приемы |
III | Грамотный пешеход | Совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах и дорогах. | Безопасность Социализация Коммуникация Музыка Физическая культура | Наставничество Развлечение «Правила дорожного движения» (с участием родителей). |
IV | «Правила дорожные детям знать положено» | Воспитывать культуру поведения на улице, в транспорте. | Познание Социализация Коммуникация Художественное творчество | Выставка макетов, рисунков. |
Перспективный план работы с родителями
по правилам дорожного движения
Вторая младшая группа.
Месяц | Мероприятие |
Сентябрь | Групповое родительское собрание «Безопасность детей – забота взрослых» Цель: ознакомление родителей с планом работы по ПДД Папка передвижка для родителей «Внимание - дорога» Памятка для родителей «В этом возрасте ребенок должен усвоить… Консультация для родителей «Родителям о правилах дорожного движения» |
Октябрь | Анкетирование родителей Фотоконкурс «Мой поселок» Привлечение родителей к оформлению выставки и альбома Консультация для родителей «Легко ли научить ребенка вести себя на дороге» «Дети и дорога» Индивидуальная работа (привлечь родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно – ролевой игре) |
Ноябрь | Памятка для родителей «Как вести себя на дороге» Конкурс поделок из бросового материала «Автомобили» Беседа «Дорога и ребенок» Прогулка к проезжей части Привлечь родителей к организации совместной прогулки. |
Декабрь | Консультация «Безопасное поведение на дороге в зимний период» Беседа «Зимний гололед» |
Январь | Конкурс рисунков «Безопасный пешеход» Консультация «Бег через дорогу, опасности подстерегают особенно зимой» Консультация «Детское авто-кресло - безопасность и комфорт малыша» |
Февраль | Консультации: «Ребенок в общественном транспорте»; «Детское автомобильное кресло – безопасность и комфорт для ребенка»; «Вы, ребенок и автомобиль». Фотовыставка «Ребенок в автомобиле». |
Март | Акция «Пристегни самое дорогое» Папка передвижка «Дорога и мы» |
Апрель | Консультация «Привитие навыков безопасного поведения на улице» Прогулка на автобусную остановку Привлечь родителей к организации прогулки |
Май | Совместно с родителями праздник ПДД «Азбука пешехода» Консультация «Отдых и ПДД» |
Перспективный план работы с родителями
по правилам дорожного движения
Средняя группа
Месяц | Мероприятие |
Сентябрь | Групповое родительское собрание «Безопасность детей – забота взрослых» Цель: ознакомление родителей с планом работы по ПДД Папка передвижка для родителей «Внимание - дорога» Памятка для родителей «В этом возрасте ребенок должен усвоить…» Консультация для родителей «Родителям о правилах дорожного движения» |
Октябрь | Анкетирование родителей Фото конкурс «Мой поселок» Привлечение родителей к оформлению выставки и альбома Консультация для родителей «Как использовать движение родителей за руку с ребенком в детский сад для обучения его безопасности?» Индивидуальная работа (привлечь родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно – ролевой игре) Макет дороги |
Ноябрь | Памятка для родителей «Как вести себя на дороге» Конкурс «Мой город» Беседа «Родители – пример для подражания» Прогулка к проезжей части Привлечь родителей к помощи в организации совместной прогулки. |
Декабрь | Консультация «Как выработать навыки безопасного поведения на улице» Беседа «Светофор – автомобильный и пешеходный» |
Январь | Конкурс рисунков «Безопасный пешеход» Беседа «Путешествие с семьей» Памятка «Перевозка детей в автомобиле» Консультация «Безопасность в автомобиле» «Фотовыставка «Ребенок в автомобиле» |
Февраль | Памятка «Правила пользования трамваем, троллейбусом, автобусом» |
Март | Привлечь родителей к организации прогулки Папка передвижка «Мы и улица» |
Апрель | Памятка «Осторожно, на дороге дети» Прогулка на автобусную остановку Привлечь родителей к организации прогулки |
Май | Совместно с родителями праздник ПДД Консультация «Отдых и ПДД» |
Перспективный план работы с родителями
по правилам дорожного движения
Старшая группа
Месяц | Мероприятие |
Сентябрь | Групповое родительское собрание «Безопасность детей – забота взрослых» Цель: ознакомление родителей с планом работы по ПДД Папка передвижка для родителей «Внимание - дорога» Памятка для родителей «В этом возрасте ребенок должен усвоить…» Консультация для родителей «Родителям о правилах дорожного движения» |
Октябрь | Анкетирование родителей Фотоконкурс «Мой поселок» Привлечение родителей к оформлению индивидуального маршрута ребенка от дома до детского сада Консультация для родителей «Как составить индивидуальный маршрут» Индивидуальная работа (привлечь родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Мы пешеходы») |
Ноябрь | Памятка для родителей «Как вести себя на дороге» Консультация «Поиграем дома» (игры по правилам дорожного движения) Презентации «Все работы хороши - выбирай на вкус» Привлечь родителей к помощи детям в оформлении презентаций. Прогулка к проезжей части Привлечь родителей к помощи в организации совместной прогулки. |
Декабрь | Консультация «Зимой бег через дорогу опасен вдвойне!» Акция «Засветись» Совместный досуг развлечение «Путешествие по городу дорожных знаков» Встреча с сотрудником ГИБДД |
Январь | Конкурс рисунков «Безопасный пешеход» Акция «Пристегни самое дорогое» |
Февраль | Консультация «Велосипед – это тоже транспорт» Фотовыставка «Мой велосипед» |
Март | Привлечь родителей к организации прогулки Памятка «Все начинается с малого» |
Апрель | Консультация «Как воспитать грамотного пассажира» Прогулка на автобусную остановку Привлечь родителей к организации прогулки |
Май | Совместно с родителями праздник ПДД Консультация «Отдых и ПДД» |
Перспективный план работы с родителями
по правилам дорожного движения
Подготовительная к школе группа
Месяц | Мероприятие |
Сентябрь | Групповое родительское собрание «Безопасность детей – забота взрослых» Цель: ознакомление родителей с планом работы по ПДД Папка передвижка для родителей «Скоро в школу» Памятка для родителей «В этом возрасте ребенок должен усвоить…» Консультация для родителей «Учите ребенка самостоятельности» |
Октябрь | Анкетирование родителей Фотоконкурс «Мой поселок» Привлечение родителей к оформлению выставки и альбома Консультация для родителей "Родители, будьте осмотрительнее!" Презентация «Правила дорожные надо соблюдать и летом их не нарушать» |
Ноябрь | Памятка для родителей «Ребенок на дороге» Прогулка к проезжей части Привлечь родителей к помощи в организации совместной прогулки. |
Декабрь | Встреча с сотрудником ГИБДД Акция «Засветись» |
Январь | Конкурс рисунков «Безопасный пешеход» Акция «Пристегни самое дорогое» |
Февраль | Консультация «Индивидуальный маршрут будущего первоклассника» |
Март | Папка передвижка «Ребенок на улице» |
Апрель | Родительское собрание «Наши достижения» |
Мониторинг
Каждый ответ оценивается:
О – не сформирован показатель
С – показатель находится в стадии становления
Г – сформирован показатель
Вторая младшая группа
Вопросы к детям:
1. Назови цвета светофора.
2. Покажи грузовой и легковой автомобиль.
3. Назови части автомобиля.
4. Кто управляет автомобилем?
5. Что делает водитель?
6. Где едут машины?
7. Кого перевозит автобус?
8. Где останавливается автобус?
9. Где ходят люди?
10. Где играют дети на улице?
№ | Ф. И. ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Итог |
1. | ||||||||||||
2. | ||||||||||||
3. |
Средняя группа
Вопросы к детям:
1. Какие ты знаешь автомобили?
2. Какие автомобили называют грузовыми?
3. Назови части грузового, легкового автомобиля.
4. Что такое светофор?
5. Что обозначают сигналы светофора?
6. Как называется место, где ходят люди?
7. Как называется место, где ездят машины?
8. Что такое пассажирский транспорт?
9. Назови виды транспорта.
10. Где можно играть?
11. Почему нельзя играть на проезжей части?
12. Почему нельзя играть на тротуаре?
№ | Ф. И. ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Итог |
1. | ||||||||||||||
2. | ||||||||||||||
3. |
Старшая группа
Вопросы к детям:
1. Какой транспорт перевозит грузы?
2. Какой транспорт перевозит пассажиров?
3. Чем отличается автобус от троллейбуса?
4. Назови правила поведения в автобусе.
5. Назови машины специального назначения
6. Что означают сигналы светофора?
7. Что такое улица?
8. Кто является пешеходом?
9. Назови правила поведения пешеходов.
10. Что такое переход?
11. Что такое проезжая часть?
12. Двустороннее, одностороннее движение – это что?
13. Покажи дорожные знаки «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дети»,
14. «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
№ | Ф.И. ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 11 | 12 | 13 | 14 | Итог |
1. | ||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||
3. |
Подготовительная к школе группа
Вопросы к детям:
1. Какой вид транспорта ты знаешь?
2. Для чего нужен пассажирский транспорт?
3. Где его ожидают люди?
4. Как называют людей, едущих в транспорте?
5. Правила поведения в автобусе.
6. Правила поведения в автомобиле.
7. Что такое перекресток?
8. Что такое «зебра»?
9. Кто контролирует движение?
10. Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД
11. На какие части делится дорога?
12. Правила перехода улицы.
13. Как узнать, куда поворачивает автомобиль?
13. Где разрешается ездить на велосипеде?
14. Какие бывают знаки?
15. Покажи дорожные знаки: «Осторожно, дети», «Пешеходный переход», «Велосипедное движение», «Место остановки автобуса», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
№ | Ф.И. ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | Итог |
1. | |||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||
3. |
Анкета для родителей по ПДД в младшей группе
«Осторожно: дорога!»
Уважаемые родители!
Воспитание грамотного участника дорожного движения - составляющая воспитания человека нового типа. И пока взрослые не привыкнут к тому, что соблюдение правил дорожного движения (ПДД) – это не только требование законодательства, но прежде всего норма поведения в обществе, рост дорожно-транспортного травматизма остановить невозможно. Восстановить утерянный инстинкт самосохранения в обществе можно только сообща.
Просим Вас всерьез задуматься об этой проблеме и ответить на следующие вопросы. Ваши искренние ответы помогут нам в дальнейшей работе с детьми.
1. Как Вы считаете, нужно ли знакомить детей дошкольного возраста с Правилами дорожного движения?
____________________________________________________________________________
2. Ведется ли работа в семье по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения? Указать, какая:
— беседы с ребенком;
— чтение детской литературы по данной теме;
— практические навыки поведения на дороге;
— углубленное изучение Правил дорожного движения;
Ваш вариант__________________________________________________________________
3.На основе каких знаний Вы воспитываете ребенка:
— используете жизненный опыт;
— смотрите телепрограммы, слушаете радиопередачи на данную тему;
— на основе рекомендаций педагога.
4.Как часто Вы беседуете с ребенком на эту тему:
— достаточно часто;
— редко;
— никогда.
5. Какие пособия, игрушки, литература для детей у Вас имеется дома?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какие формы работы Ваших воспитателей с родителями Вы считаете наиболее продуктивными для помощи в ознакомлении детей с Правилами дорожного движения:
— организация выставки литературы по данной теме;
— проведение лекториев для родителей;
— встречи с инспектором ГБДД;
— проведение совместных мероприятий с детьми (праздники, спортивные развлечения и т. д.);
— размещение информации в уголке для родителей;
— индивидуальные беседы;
— родительские собрания по данной теме.
Ваш вариант__________________________________________________________________
7. Как Вы считаете, на каком уровне ведется работа по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения у нас в дошкольном учреждении:
— на высоком;
— на среднем;
— на низком.
Благодарим Вас за участие в опросе и искренние ответы!
Анкета для родителей по ПДД в средней группе
"Я и мой ребенок на улицах города"
Уважаемые родители!
Мы просим Вас ответить на вопросы анкеты, которые помогут уточнить знают и умеют ли Ваши дети пользоваться правилами дорожного движения (ПДД).
1. Знает ли Ваш ребенок свой домашний адрес:
А) знает название города, улицы, номер дома, квартиры, телефон;
Б) знает название улицы, номер дома, квартиры, телефон;
В) знает только 1-2 наименования.
2. Как Вы добираетесь домой с ребенком из детского сада:
А) пешком;
Б) на транспорте.
3. Если Вам приходится идти пешком, то Вы с ребенком…
А) переходите дорогу только по пешеходной дорожке (зебра),
смотрите на сигнал светофора,
Б) переходите по пешеходной дорожке и не смотрите на сигнал
светофора,
В) переходите дорогу где удобно и близко к дому.
4. Различает ли Ваш ребенок сигналы транспортного и пешеходного светофоров:
А) стоит на месте, если горит красный сигнал пешеходного светофора и зеленый сигнал для машин;
Б) путает сигналы светофора, часто ошибается;
В) не знает, что существует пешеходный и транспортный
светофоры и ориентируется на Ваши знания.
5. Знает ли Ваш ребенок знаки дорожного движения и может рассказать, что они обозначают:
А) да;
Б) нет;
В) затрудняюсь ответить.
6. Когда Вы в последний раз рассматривали с ребенком знаки дорожного движения и рассказывали, что они обозначают:
А) постоянно, когда пользуемся транспортом или переходим дорогу;
Б) достаточно давно;
В) не помню.
7. Знает ли Ваш ребенок виды городского транспорта (если "да", то подчеркнуть):
- автобус,
- троллейбус,
- трамвай,
- такси,
- метро.
8. Считаете ли Вы, что даете в полном объеме своему ребенку необходимые знания и практические навыки поведения на улице и в городском транспорте:
А) да, ребенок знает основные знаки, может их назвать, рассказать
для чего они нужны и применять в жизни;
Б) не уверен, знаний недостаточно, даются от случая к случаю.
Ребенок часто ошибается в названии знаков, не всегда знает, как
вести себя на улице и в транспорте;
В) нет, времени не хватает давать ребенку знания на эту тему.
9. Достаточно ли знаний о ПДД получает Ваш ребенок в ДОУ:
А) да, достаточно;
Б) нет, недостаточно;
В) затрудняюсь ответить.
Благодарим Вас за участие в опросе и искренние ответы
Анкета для родителей по ПДД в старшей группе
«Правила и безопасность дорожного движения»
Уважаемые родители!
Воспитание грамотного участника дорожного движения - составляющая воспитания человека нового типа. И пока взрослые не привыкнут к тому, что соблюдение правил дорожного движения (ПДД) – это не только требование законодательства, но прежде всего норма поведения в обществе, рост дорожно-транспортного травматизма остановить невозможно. Восстановить утерянный инстинкт самосохранения в обществе можно только сообща.
Просим Вас всерьез задуматься об этой проблеме и ответить на следующие вопросы.
Ваши искренние ответы помогут нам в дальнейшей работе с детьми.
1. Считаете ли Вы важной эту проблему для Вас и Ваших близких?
• Да.
• Нет.
• Затрудняюсь ответить.
2. Знаете ли Вы ПДД?
• Да.
• Частично.
• Нет.
3. Соблюдаете ли Вы правила безопасного поведения на дороге?
• Всегда.
• Частично.
• Нет.
4. Случалось ли Вам нарушать ПДД в присутствии Ваших детей?
• Никогда.
• Иногда.
• Всегда.
5. Почему Вы нарушаете ПДД?
• Очень тороплюсь.
• Не хватает терпения ждать разрешающего сигнала светофора.
• Очень большой транспортный поток.
• Не предполагаю, что нарушаю ПДД.
• Действую как все.
Ваш вариант__________________________________________________________________
6. Часто ли Вам приходится предупреждать нарушение ПДД детьми.
• Часто.
• Редко.
• Никогда.
7. Ваша реакция на нарушение ПДД родителей с детьми?
• Пытаюсь предупредить нарушение.
• Делаете замечание.
• Внутренне осуждаете поведение взрослых.
• Не замечал(а) ничего подобного.
Ваш вариант__________________________________________________________________
8. Считаете ли Вы возможным самостоятельный выход на дорогу дошкольника?
• Да.
• Возможно иногда.
• Нет.
9. Как Вы думаете, какой процент детей от общего числа погибших по разным причинам детей, составляют дети, пострадавшие в ДТП?
_____________________________________________________________________________
10. Кто, по Вашему мнению, чаще всего виноват в ДТП?
• Водители.
• Пешеходы.
• Сам нарушитель.
• Организация дорожного движения.
Ваш вариант__________________________________________________________________
11. Что на Ваш взгляд нужно предпринять, чтобы сократить число ДТП с участие детей?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим Вас за участие в опросе и искренние ответы
Анкета для родителей по ПДД в подготовительной группе
«Правила дорожные детям знать положено!»
Уважаемые родители!
Обучая детей грамотному участию в дорожном движении, необходимо использовать все доступные формы и методы работы с детьми, к которым относятся – наблюдения, беседы, обсуждение ситуаций, экскурсии, просмотры видеофильмов, дидактические пособия и игры, художественные тексты, заучивание стихотворений. Все полученные знания закрепляются в играх, конкурсах, соревнованиях, развлечениях. Но должная работа должна проходить не только в дошкольном учреждении, но и закрепляться дома с родителями. Для того, чтобы привлечь внимание ребенка и заинтересовать его правилами движения проводится дополнительная работа в игровой форме – это обсуждение дорожных ситуаций во время прогулки, наблюдения за пешеходами и транспортом.
Для выявления необходимой помощи в формировании устойчивых знаний у дошкольников о правилах поведения на улицах, просим Вас, ответить на следующие вопросы. Ваши искренние ответы помогут нам в дальнейшей работе Вами и детьми.
1.Как Вы считаете, нужно ли знакомить детей дошкольного возраста с Правилами дорожного движения?
- Да, обязательно.
- Нет необходимости, они этому научатся в школе.
- Свой вариант ответа___________________________________________________________
2. Какая работа ведется в семье по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения? Указать, какая:
- Мы регулярно беседуем с ребенком.
- Читаем детскую литературу по данной теме.
- Практические навыки поведения на дороге.
- С ребенком проводится углубленное изучение Правил дорожного движения.
- Свой вариант ответа. __________________________________________________________
3. На основе каких знаний Вы воспитываете ребенка:
- Используя жизненный опыт.
- Просматриваем телепередачи.
- Основываемся рекомендациями педагога.
4. Как часто Вы беседуете с ребенком на эту тему:
- Достаточно часто.
- Редко.
- Никогда.
- Свой вариант ответа. __________________________________________________________
5. Всегда ли Вы правильно переходите проезжую часть дороги?
- Достаточно часто.
- Как получится.
- Свой вариант ответа. __________________________________________________________
6. Какие пособия, игрушки, литература для детей у Вас имеется дома? Перечислите. _________________________________________________________________
7. Отпускаете ли Вы ребенка самостоятельно переходить дорогу, ведя его в детский сад.
- Да ребенка нужно приучать к самостоятельности.
- Нет, он еще недостаточно обучен правилам поведения на дороге.
- Свой вариант ответа. __________________________________________________________
8. Какие формы работы в детском саду на Ваш взгляд более продуктивны в ознакомлении детей с Правилами дорожного движения:
- Организация выставки литературы по данной теме.
- Проведение лекториев для родителей.
- Встречи с инспектором ГИБДД.
- Проведение совместных мероприятий с детьми.
- Размещение информации в уголке для родителей.
- Индивидуальные беседы.
- Родительские собрания по данной теме.
- Свой вариант ответа. __________________________________________________________
9. При поездке в автомобиле, где обычно находится ваш ребёнок-дошкольник:
а) на переднем сиденье;
б) стоит позади передних кресел;
в) сидит на заднем сиденье;
г) сидит в автокресле на заднем сиденье.
10. Как вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей ПДД:
- до 3 лет;
- ещё до школы;
- в школе;
- с 10 лет?
11. Как Вы реагируете, если на Ваших глазах чужие дети нарушают правила дорожного движения?
- Не остаюсь равнодушным и делаю замечания.
- Прохожу мимо возмущаясь.
- Свой вариант ответа. __________________________________________________________
12. С кем гуляет ваш ребёнок?
- Один, я наблюдаю из окна.
- Гуляем вместе: ребёнок играет, я сижу на скамейке и разговариваю с соседкой.
- Нахожусь рядом с ребёнком, контролирую ситуацию.
13. Хотелось бы Вам получить квалифицированную консультацию по воспитанию культуры поведения в общественных местах и на улице?
- Нет, спасибо, я достаточно знаю.
- Да, квалифицированная помощь не помешала бы.
- Свой вариант ответа. __________________________________________________________
14. Как Вы считаете, на каком уровне ведется работа по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения в нашем дошкольном учреждении:
- На высоком уровне.
- На среднем уровне.
- На низком уровне.
- Свой вариант ответа. __________________________________________________________
15. Как Вы знакомите ребёнка с ПДД:
- В форме игры;
- В форме советов и предостережений?
- Свой вариант ответа. __________________________________________________________
16. Готовы ли вы вместе с детьми участвовать в обучающих программах по ПДД:
- Готовы.
- Не готовы.
- Возможно.
17. Укажите источник, из которого Вы получали информацию в детском саду по обучению ребёнка Правилам дорожного движения:
- Воспитатели детского сада.
- Другие специалисты детского сада.
- Книги, газеты, журналы, видеотека______________________________________________
Благодарим Вас за участие в опросе и искренние ответы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Внедрение вариативной части ООПДО по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Школа дорожных наук» в работу ДОУ».
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей ...
Методическая разработка Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Школа дорожных наук»
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не...
Проект по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "Азбука дорожного движения"
В связи с увеличением количества автомашин и ростом интенсивности дорожного движения необходимо в каждом дошкольном учреждении предусмотреть комплекс самых разнообразных мероприятий по формированию у ...
Программа по профилактике детского дорожно-транспортного проишествия " Азбука дорожных наук"
создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города....
Рабочая программа кружка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Школа дорожных наук»
Программа «Школа дорожных наук» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентировать...
Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ НАУК»
Программа «Азбука дорожных наук», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.Статистические данные об участии детей ...
ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
ПРОГРАММАПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»...