Рабочая программа «Основы безопасности жизни и здоровья детей»
календарно-тематическое планирование по обж
Цель - освоение учащимися системы жизненно-необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни. В основе программы - комплексный подход обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_osnovy_bezopasnosti_i_zdorovya_detey.docx | 35.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Верхне-Моховичская ОШ
Демидовского района Смоленской области»
Рабочая программа
«Основы безопасности жизни и здоровья детей»
Составитель:
Бабурова Виктория Викторовна,
воспитатель МБОУ
детский сад «Теремок»
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2022/2023 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году) (учебная нагрузка – 1ч в неделю).
Цель: освоение учащимися системы жизненно-необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.
Обучение организуется с учётом местных и региональных особенностей, в том числе климатических и сезонных изменений в природе.
На уроках формируются элементарные навыки самообслуживания с частичной помощью учителя, а затем и самостоятельно, культурно-гигиенические навыки, выполняемые вместе с педагогом, по подражанию его действиям, по образцу, ориентируясь на картинки и пиктограммы, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности жизнедеятельности.
В основу уроков по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» положен комплексный подход, который предполагает:
- ознакомление учащихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилами поведения в различных ситуациях, исходя из требований безопасности жизнедеятельности;
- организацию предметно-развивающей среды для обучения учащихся правилам здоровье сбережения и безопасности;
- развитие мотивационно-потребностной сферы учащихся, ориентированной на соблюдение доступных их восприятию норм здорового образа жизни и правил безопасности;
- формирование способности учеников к моделированию и символизации в действиях с игровыми аналогами настоящих предметов, предметами-заместителями, картинками и пиктограммами в обучающих предметно-практических упражнениях, игровых упражнениях и играх;
- индивидуальный и дифференцированный подход в общении учителя и учащихся в процессе игр и игровых упражнений;
- последовательно-параллельную работу по обучению основам здорового образа жизни и правилам безопасности жизнедеятельности;
В ходе обучающих уроков-занятий, организуемых в форме совместной деятельности учителя и учащихся, включающих практические и игровые упражнения, развиваются и закрепляются:
- умения и навыки называть своё имя, говорить о себе от первого лица;
- способности выражать свои потребности, значимые для здоровья и сохранения его, используя невербальные и вербальные средства общения;
- интерес к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение, физические потребности), представления о физических возможностях других людей (сверстника и взрослого) и признаках здоровья человека;
- представления о процессах и алгоритме умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их, в доступном учащемуся предметном мире, о назначении предметов, правилах их безопасного использования;
- положительный настрой на выполнение элементарных гигиенических процедур, чувство радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные вещи, аккуратно сложенные учебные предметы, одежда и т.д.);
- умение элементарно описывать своё самочувствие, способность привлечь внимание педагога в случае неважного самочувствия, недомогания;
- желание разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья;
- устойчивый интерес к правилам здоровье сберегающего и безопасного поведения, к развитию своей самостоятельности.
Исходя из особенностей развития мыслительной деятельности учащихся, их индивидуально-типологических характеристик, учитель на уроках по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» воспитывает (тренирует) у них состояние физической, психической и социальной защищённости. Это является основой социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с умеренной умственной отсталостью. Учащиеся в доступной форме получают представления о том, что безопасность окружающего мира – необходимое условие существования каждого человека, взрослого и ребёнка.
В ходе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности у учащихся формируются:
- основы безопасности собственной жизнедеятельности: представления о некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в стандартных и чрезвычайных опасных ситуациях;
- навыки осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям.
Наряду с формированием представлений о собственной безопасности учащимся в доступной форме раскрываются основы безопасности окружающего мира природы.
Важным аспектом формирования представлений о сохранении здоровья является обучение учащихся правилам поведения в ситуациях дорожного движения, в экстремальных ситуациях при возникновении пожара. Учащиеся знакомятся с различными общеупотребительными знаками пожарной безопасности, дорожного движения, предупреждающими и информационными знаками.
Результативность освоения учащимися содержания программы оценивается не столько по приобретаемым детьми вербальным знаниям, сколько по усвоению, овладению ими приёмами элементарной мыслительной и двигательной деятельности. Основное внимание при этом обращается на доступную степень активности, возможную самостоятельность учащихся в ситуациях, моделирующих возникновение пожара, на правильность обращения с пожароопасными предметами, на знание правил дорожного движения, правил обращения с травмоопасными предметами, ядовитыми растениями и плодами и их выполнение.
На уроках учащиеся учатся применять в быту и в процессе ориентировки в окружающем мире:
- невербальные и вербальные средства общения, необходимые для самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур (сообщать о своих действиях, демонстрировать умения, обращаться за помощью в случае затруднений);
- предметы и материалы, необходимые для становления и развития навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков (предметы гигиены, одежда, посуда) с использованием специальных символов (картинки, пиктограммы), с которыми дети многократно знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях;
- навыки и умения по уходу за своими вещами, игрушками, учебными вещами и т.п.;
- алгоритм действия, который даётся учащимся поэтапно и с помощью наглядных схем (мнемотаблицы, алгоритмические предписания в виде пиктограмм и т.п.);
- наиболее употребляемые знаковые системы (светофор, цвет специального автомобиля, предупреждающие, запрещающие, информационные и другие знаки, регулирующие поведение людей в общественных местах и в природе);
- правила поведения в различных экстремальных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в природе;
- информационно-бытовые знания, обеспечивающие им комфортное проживание.
В процессе изучения тематических групп по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» учащиеся должны:
- уточнить и закрепить понятийный аппарат (название предметов, действий с ними);
- чётко представлять последовательность операций с бытовыми предметами, при этом знать правила безопасности;
- уметь вести себя в чрезвычайных ситуациях;
- освоить модели межличностного общения, необходимые в различных ситуациях.
Содержание программы.
№ | Тема раздела программы | Знания, приобретаемые в ходе прохождения программы | Умения и навыки, приобретаемые в ходе прохождения программы | Примечания |
1 2 3 4 | Формирование культурно-гигиенических навыков.
Уход за жилищем. Питание. Безопасность в доме, в природе, на улице.
| - Понятие «здоровые волосы». - Средства ухода за волосами. - Основные правила по уходу за волосами. - Виды одежды, назначение одежды. - Виды обуви, назначение обуви. - Болезни, виды болезней, симптомы простудных заболеваний. - Лекарственные препараты для лечения простуды. - Аптека, работники аптеки. - Знать способы выполнения основных упражнений, их функции. - Домашний адрес, телефон. - Функции комнат в квартире: кухня, спальня, гостиная, ванна, туалет и т.д. - Комнатные растения и уход за ними. - Знания о продуктах питания, санитарной обработке продуктов, видах посуды, сервировке стола, рецептах приготовления блюд, правилах поведения за столом и работы с плитой. - Понятие о здоровом питании, пользе сырых овощей, ягод и фруктов. - Бытовые приборы и правила безопасного обращения с ними. - Правила дорожного движения для пешеходов. - Знаки дорожного движения для пешеходов, светофор, дорожная разметка. - Правила безопасного поведения в природе, на водоёмах. | - Умение определять свой тип волос. - Умение подбирать средства по уходу за волосами, подходящие своему типу волос. - Уход за одеждой. - Умение определять размер одежды и подбирать себе одежду по размеру. - Уход за обувью. - Умение определять размер обуви, подбирать обувь своего размера. - Умение определять простудное заболевание по признакам. - Умение проводить профилактику простудных заболеваний. - Умение соблюдать на практике правила безопасности при использовании лекарственных средств. - Умение купить в аптеке нужное лекарственное средство. - Умение выполнять гимнастические упражнения, дыхательные упражнения, упражнения для глаз. - Уход за жильём. - Умение называть домашний адрес, телефон. - Умение выбирать и пользоваться средствами и инвентарём по уходу за жилищем. - Навыки ухода за руками после уборки помещений квартиры. - Навыки ухода за комнатными растениями. - Умение приготовления элементарных блюд. - Умение хранения некоторых продуктов. - Навыки санитарно-гигиенического ухода за посудой, продуктами. - Навыки безопасного пользования ножом, тёркой. - Навыки работы с бытовыми приборами дома и в школе. - Умение пользоваться правилами дорожного движения для пешеходов при следовании от дома до школы и обратно, во время пеших прогулок по городу. - Умение пользоваться правилами безопасного поведения в природе, на водоёмах. |
Реализация учебной программы обеспечивается УМК.
Учебно-тематический план.
№ урока | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
1 | Волосы. Типы волос. | 1ч | |
2 | Волосы. Уход за волосами. Средства по уходу за волосами. | 1ч | |
3 | Одежда. Виды одежды. Размер одежды. | 1ч | |
4 | Одежда. Уход за одеждой. | 1ч | |
5 | Обувь. Виды обуви. Размер обуви. | 1ч | |
6 | Обувь. Уход за обувью. | 1ч | |
7 | Болезни, виды болезней, симптомы простудных заболеваний. | 1ч | |
8 | Лекарственные средства при простудных заболеваниях. | 1ч | |
9 | Аптека. Работа фармацевта. | 1ч | |
10 | Дыхательные упражнения. Гимнастика А.Н.Стрельниковой. | 1ч | |
11 | Гимнастика для глаз. Упражнения. | 1ч | |
12 | Гимнастика для укрепления здоровья тела. Упражнения. | 1ч | |
13 | Жилище человека. Домашний адрес, телефон. | 1ч | |
14 | Жилище человека. Создание уюта в доме. Виды комнат в квартире. | 1ч | |
15 | Мебель в квартире. Виды мебели и её функции. | 1ч | |
16 | Посуда. Виды посуды. Уход за посудой. | 1ч | |
17 | Комнатные растения и уход за ними. | 1ч | |
18 | Питание. Беседа о правильном питании. | 1ч | |
19 | Вредные и полезные продукты. | 1ч | |
20 | Режим питания. | 1ч | |
21 | Бутерброды. Виды, способы приготовления. | 1ч | |
22 | Салаты, виды салатов. | 1ч | |
23 | Рецепт, чтение рецептов, технологической карты, пиктограмм. | 1ч | |
24 | Салаты. Простейшие рецепты салатов. | 1ч | |
25 | Салаты. Винегрет. | 1ч | |
26 | Салаты. Винегрет. Приготовление. (Практическое занятие.) | 1ч | |
27 | Нож, тёрка. Правила безопасного пользования ножом, тёркой. | 1ч | |
28 | Крупы, виды круп (овсяная, гречневая, рисовая). Простейшие рецепты каш. | 1ч | |
29 | Технология приготовления каши. Правила безопасности при работе с плитой. | 1ч | |
30 | Правила дорожного движения для пешеходов. Знаки дорожного движения, разметка дороги. | 1ч | |
31 | Дорога от дома до школы и обратно. Алгоритм безопасного движения. | 1ч | |
32 | Правила безопасного поведения при посещении водоёмов. | 1ч | |
33 | Правила безопасного поведения в лесу. | 1ч | |
34 | Повторение изученного материала. | 1ч |
Учебно-методический комплекс по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности».
Использование методических пособий (наименование, автор, год издания). | Использованные пособие для педагогов, для учащихся. |
| 1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: . 2. Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения: Программно-методические рекомендации. –М.: ДРОФА, 2018. 3. Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения. 4. Безопасное поведение на улицах и дорогах: 1-4 кл.: Пособие для учащихся /Под ред. П.В.Ижевского. –М.: Просвещение, . 5. Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях: Учебно-методическое пособие /Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. –СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 6. Детство без пожаров. Правила пожарной безопасности в играх и упражнениях/ Под ред. В.В.Груздева, С.В.Николаева, С.В.Жолована. –СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 7. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. Укрепление организма. –СПб.: Детство-пресс, 8. Наглядные пособия и дидактические игры по темам программы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД с детьми. "Один дома". (Праздник по основам безопасности жизни и здоровья).
НОД с детьми."Один дома".(Праздник по основам безопасности жизни и здоровья)....
рабочая программа «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников»
Программа направлена на стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, пр...
Рабочая программа по сохранению и укреплению здоровья детей на 2014 – 2015 учебный год
В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих ...
Педагогический опыт работы Тема: «Организация работы по основам безопасности жизни и здоровья детей».
Педагогический опыт работыТема: «Организация работы по основам безопасности жизни и здоровья детей ». Автор опыта: Кислицкая Домникия Александровн...
"Основы безопасности жизни и здоровья детей. Использование и хранение опасных предметов."
Использование и хранение опасных предметов...
Рабочая программа «Основы безопасности жизни детей дошкольного возраста»
Научить детей безопасному поведению в опасной ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядо...
Описание опыта просветительской деятельности воспитателя Аллакского детского сада, филиала МБДОУ «Детский сад №189» Сова Елены Ивановны Через реализацию организации работы по основам безопасности жизни и здоровья детей .
Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, стол...