Система работы по реализации задач образовательной программы - образовательная область "Познавательное развитие подраздел "Безопасность собственной жизнедеятельности".
проект по обж
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx | 36.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
Тема: Система работы по реализации задач образовательной программы - образовательная область "Познавательное развитие подраздел "Безопасность собственной жизнедеятельности".
Педагог-психолог Гнусарева Е.Ф.
Вступление 13.02.2023г.
Любой человек, позаботившись о хлебе насущном и удовлетворив свои физиологические потребности, задумывается, прежде всего, о собственной безопасности и о безопасности своих близких. И только после того, как он будет уверен, что ни ему самому, ни его близким ничего не угрожает, он может двигаться вперед: делать карьеру, искать любовь и понимание. Если взрослый человек имеет, какое-то представление о безопасности, то маленький ребенок полагается на знания и выбор взрослого, что снижает уровень осознанности детьми собственных действий обеспечивающих безопасность в окружающем мире.
Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период, который будет влиять на последующее становление детской личности. Но в современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. И , конечно же особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят.
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами детских образовательных учреждений. Ведь ребенок при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой или спортивной площадке может нанести вред своему здоровью. Да и за воротами детского учреждения воспитанников могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путем целенаправленного обучения с самого раннего детства основам безопасного поведения.
В настоящее время для реализации этой задачи в ДОУ предлагается множество вариативных программ развития и воспитания детей. Наше дошкольное отделение работает по программе «Программа от рождения до школы» ( под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
В связи с введением федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе разработаны формы образовательной деятельности по реализации данной области.
Цель образовательной области "Познавательное развитие" подраздел «Безопасность»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Работа с педагогами.
Прежде чем знакомить детей с основами безопасности педагогу необходимо самому хорошо разобраться в данной теме используя самообразование, методические совещания, открытые уроки и др. формы. он должен быть знаком с основными понятиями предмета изучения.
Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:
1. Знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
2. Развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
3. Воспитание грамотного участника дорожного движения;
4. Воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих принципов:
1. Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей упирается на уже освоенное в предыдущем);
2. Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
3. Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и др.)
4. Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);
5. Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
6. Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
После определения тематики, целей и задач встает вопрос: « С чего начать?»
Этапы реализации.
1этап – заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;
2 этап – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;
3 этап – на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными и практическими действиями.
Выявить уровень знаний и интересов детей, их коммуникативности, степени сформированности практических навыков на 1 этапе помогают:
· Беседы: как избежать неприятности дома, на улице, в лесу и др.;
· Различные виды игровой деятельности: сюжетно-ролевые, дидактические, развивающие, настольно-печатные, подвижные, игры-драматизации и др.;
· Тренинги: «Я потерялся», «Разговор по телефону», «Незнакомец за дверью», «Новый приятель», «Заброшенный дом», «Один дома» и др.;
· Разбор проблемных ситуаций: «Какую ошибку совершила Красная шапочка?», «Что ты будешь делать, если постучались в дверь, зазвонил телефон, тебя приглашают прокатиться на машине?» и др.
Для проведения работы на 2 этапе необходимо создать условия для ознакомления детей с основами безопасности, т.е. организовать предметно-развивающую среду в группе.
В нее входят:
1 «Уголок безопасности», который содержит материалы:
- практический: щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макеты улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор, пособия для сюжетно-ролевых игр «Автобус», «Шофер», «Спасатели», «Скорая помощь» и др.;
- наглядный: «Валеология или здоровый малыш», «Малыши-крепыши», «Как избежать неприятности», «Если малыш поранился», «Не играй с огнем»; план-схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест благоприятных для разнообразных детских игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм!», «Пожарная безопасность для дошкольников» и др.;
2 «Игротека», которая содержит:
- дидактические игры «Опасно-не опасно», «Продолжи ряд», «Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Так – не так» и др.
- Развивающие настольно-печатные игры «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Внимание! Дорога!», «Пирамида здоровья», «Дорожные знаки», « Лото осторожностей», «Час пик», «Лото пешехода» и др.
3 « Библиотека», в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Работа по взаимодействию с ОБЖ проводится через следующие формы организации детей:
· Специально организованная деятельность детей
· Экскурсии, развлечения, где дети получают новые теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных ситуациях дома, в природе, на улице, устанавливают причинно-следственные связи;
· Совместная деятельность воспитателя и детей – беседы, тренинги, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания, полученные на занятиях.
Особой формой закрепления знаний по ОБЖ в нашем ДО стал конкурс "Юные спасатели", который проходит 3-ой год подряд привлекая все большее количество участников.
Важно, чтобы правила безопасности повторялись детьми еще и дома. Поэтому необходимо заинтересовать еще и родителей. Для этого администрация всегда включает в повестку дня на родительских собраниях тему безопасности детей , воспитатели и социальный педагог размещают материал в родительском уголке. Родители, совместно с детьми активно участвуют в открытых мероприятиях, творческих конкурсах и проектах по теме ОБЖ.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень выбрать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослого.
Вся деятельность педагога с детьми должна быть построена на принципе интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.
В программе под редакцией Н.Е. Вераксы «От рождения до школы» подраздел «Безопасность» интегрируется:
· «Коммуникацией» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания помощи самому себе, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания;
· «Трудом» - формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности;
· «Познанием» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы;
· «Социализацией» - формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания;
· «Здоровьем» - формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.
· «Художественная литература» - Использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира.
Подводя итог, мы ясно осознаем, как важно понимать значимость «Безопасности» в жизни каждого человека. И чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведения нашим детям, тем более уверенно будем смотреть в будущее. И конечно, всегда необходимо помнить, что жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых.
Литература:
Авдеева Н.Н, Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: АСТ, 1998.
Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты, занятия, игры. – СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2010 – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система работы по реализации задач экологического воспитания дошкольного возраста»
Презентация к занятию по экологическому воспитанию...
«Система работы по реализации задач экологического воспитания дошкольного возраста»
презентация по экологическому воспитанию...
визитная карточка "Система работы по реализации задач экологического воспитания в ДОУ"
В визитной карточке отражена система работы по реализации задач экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Музыка»
Программа определяет основные направления, условия и средства развития ребенка в музыкальной деятельности, ка...
Районное методическое объединение «Реализация задач вариативной части образовательной программы» Планирование и оценка эффективности физкультурно – образовательной деятельности в условиях ФГОС.
С внедрением ФГОС дошкольного образования в детском саду создана система образования, при которой преемственность образовательной Программы позволяет создать условия для воспитания гармонично развитой...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» РАЗДЕЛ «МУЗЫКА» НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»РАЗДЕЛ «МУЗЫКА» ...