ПРОГРАММА профессионально-личностного саморазвития педагога "Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности в быту, социуме, природе».
методическая разработка (средняя группа)
"Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности в быту, социуме, природе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samorazvitiya_22-23god.docx | 52.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад №5 «Улыбка»
Согласовано: Утверждаю:
На Педагогическом совете Заведующий Сорокина Н.М. Протокол № _________________________
от «___»_____________ 2022 г. От «___»________________ 2023 г.
Приказ № ____________________
ПРОГРАММА
профессионально-личностного саморазвития педагога
МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»
Кудрявцевой Ирины Фёдоровны
на тему
«Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности в быту, социуме, природе».
Срок реализации: 2022-2023
г.Семенов
Цель:
знакомство детей с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта.
Задачи:
- повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.
- разработать перспективный план работы с детьми
- подготовить диагностику на начало и конец учебного года
- оформить в группе уголок по безопасности
- подготовить и провести консультацию для педагогов на тему «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»
Форма самообразования: индивидуальная.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
1. Изучение литературы по теме;
2. Работа с родителями: консультации, беседы.
Актуальность
Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества. Основная цель образовательной области «Безопасность» – подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде – природной, техногенной и социальной. В дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется формированию у дошкольников навыков безопасного поведения.
Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым смыслом, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения.
Защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.
Фактор безопасности складывается из нескольких составляющих. Вот некоторые из них:
• оберегать жизнь и здоровье (биологическая безопасность);
• сохранять целостность недвижимого имущества (материальная безопасность);
• сохранять нравственное, морально-психологическое благополучие и формировать уверенность и защищенность человека (социальная психологическая безопасность).
Говоря о безопасности ребенка дошкольного возраста, необходимо учитывать следующее его особенности:
• стремление ребенка к самостоятельности («я сам») и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
• недостаточный опыт (или его отсутствие) поведения в сложных ситуациях, неумение использовать правила безопасности и др.
Можно условно выделить основные источники опасности для ребенка-дошкольника:
опасности, с которыми он может столкнуться дома (или бытовые);
опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице);
опасности, с которыми он может столкнуться на улице и на дороге;
опасности на природе.
Если следовать определенным правилам поведения и учить этому ребенка с ранних лет, этих опасностей можно избежать.
Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы); сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях; помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.
Список литературы
1 Н. Мельникова, Л.Захарова, Г.Шакурова Один дома / Дошкольное воспитание.
- 1999 -№10. с.44
2 Т.Телегина КВН «Моя безопасность» / Дошкольное воспитание. -2005 -
№10.с.65
3 С. Пидручная Сказки – за безопасность детей./Дошкольное воспитание. – 2008
-№ 2 с. 124
4 Усачева Т.В. Безопасность по плану / Воспитатель -2008 -№ 9 с. 98
5 Петрова И.В. Безопасное поведение в социуме / Воспитатель -2008 -№ 9 с.135
6 С. Широкова Формирование навыков безопасного поведения на дороге.
/Ребёнок в детском саду. -2010 -№ 3 с.57
7 К.Ю. Белая О службах спасения, или кто приходит на помощь в чрезвычайных
ситуациях./Дошкольник. Младший школьник – 2008 -№ 4 с.24
Перспективный план работы
на 2022 – 2023 уч. год
Месяц | Содержание | Форма представления результатов самообразования |
Сентябрь «Формирование безопасного поведения на дорогах» | Проведение диагностики воспитанников Разработка плана совместной деятельности воспитателя и воспитанников вне образовательной деятельности с детьми по теме «Формирование основ безопасности». Пополнение образовательной среды играми и пособиями по теме: «Формирование основ безопасности» с учетом ФГОС ДО, Изучение литературы по теме методического объединения Проведение родительского собрания «И вновь за окнами сентябрь» Разработка конспектов для кружка «Мастерилка» Пополнение картотеки: «Дидактические игры ПДД» Рассматривание иллюстрации «Правила маленького пешехода | Протоколы наблюдения, мониторинговые карты План Пособия, игры. Конспект Конспекты картотека: «Дидактичес кие игры ПДД» иллюстрации |
Октябрь « Азбука безопасного общения и поведения» | Пополнение центра художественной литературы Разработка презентации «Общие развивающие упражнения для развития крупной моторики» для ММО Разработка авторских игр по формированию основ безопасности. | Альбом «Чистота залог здоровья» Презентация Игры и пособия |
Ноябрь | Участие в деловой игре « Программа воспитания». Участие в конкурсе профессионального мастерства « Лучшая методическая разработка по духовно- нравственному воспитанию дошкольников». Участие во всероссийских конкурсах Участие в выставке детского рисунка «Мама любимая, мама моя» Участие в семинаре- практикуме« Как организовать социальную акцию в детском саду» | деловая игра Лепбук Диплом Детские рисунки Семинар-практикум |
Декабрь-январь | Участие во взаимопроверке по теме « Речевой центр»
Участие в конкурсе профессионального мастерства « Лэпбук. «По страницам любимых книг». Участие в выставке творческих работ «Мастерская Деда Мороза» Участие в окружном профессиональном конкурсе «Лучшая организация развивающей предметно -пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО по речевому развитию» Участие во всероссийских конкурсах | аналитическая справка Сообщение из опыта работы Лэпбук Творческие работы развивающей предметно -пространственной среды диплом |
Февраль-март «Безопасность в природе» | Участие в профессиональном конкурсе « Лучший уголок конструктивно- модельной деятельности». Участие в семинаре- практикуме «Организация конструктивно- модельной деятельности в ДОУ» Повышение педагогического мастерства. Посещение и участие в методическом объединении. Тема: «Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» Участие в аукционе педагогических идей «Картотека подвижных игр» ОДРМ по конструктивно- модельной деятельности. Участие в конкурсе профессионального мастерства « Лучший уголок КМД» | Пополнение уголка безопасности играми и иллюстрациями Семинар- практикум картотека конспект |
Апрель-май «Спички детям не игрушка» | Изготовление картотек игр по безопасности, изготовление атрибутов к играм Изготовление лэтпбука «Пожарная безопасность Участие в конкурсе профессионального мастерства «Лучший конспект ООД» Проведение диагностики воспитанников Отчет о проделанной работе Участие в оформление территории и прогулочных участков. Участие в выставке семейного творчества « Столица Золотой хохломы» | атрибуты к сюжетно- ролевым играм «Тушим пожар», «Автобус» лэпбук Конспект Мониторинговые карты, протоколы наблюдений. Анализ проделанной работы «Материалы методического и практического блоков». |
Перспективный план работы на 2020-2021 учебный год.
Месяц | Содержание | Форма представления результатов самообразования |
Сентябрь | Проведение диагностики воспитанников Разработка плана совместной деятельности воспитателя и воспитанников вне образовательной деятельности с детьми по развитию сенсомоторных способностей. Пополнение образовательной среды с учетом ФГОС ДО, формирующей развитие сенсомоторных способностей у детей. Изучение литературы по теме районного методического объединения. Прохождение курсов «Первая помощь». Участие в окружном профессиональном конкурсе «Читаем детям» | Протоколы наблюдения, мониторинговые карты План Дидактические игры и пособия Ссылка на источники Удостоверение об окончании курсов Диплом |
Октябрь | Проведение родительского собрания «Возраст «Почемучек» или возрастные особенности детей» Пополнение картотеки презентаций для использования в организованно-образовательной деятельности и в свободной деятельности с детьми. Прохождение курсов повышения квалификации «Формирование и развитие педагогической ИКТ-компетентности в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта» Участие в областном конкурсе «Я – специалист по раннему развитию детей» Разработка дидактического материала по сенсомоторному развитию детей. Разработка анкет для родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников" | Текст консультации, протокол. Презентации Удостоверение Сертификат участника Дидактические игры Анкеты |
Ноябрь | Участие в конкурсе профессионального мастерства «Лучшая презентация» Совершенствование педагогического мастерства – посещение методического объединения. Тема: «Организация работы с детьми по формированию основ безопасности, как одно из направлений социализации дошкольников, в рамках реализации ФГОС ДО». Разработка буклетов «Игры и игрушки для развития мелкой моторики. Представление опыта работы на педагогическом совете «Использование информационных технологий в работе с родителями | Презентация Текст беседы, демонстрация результатов труда Знакомство с педагогами, прослушивание выступления, обсуждение и утверждение годового плана Буклеты Конспект с сообщением, презентация |
Декабрь-январь | Обогащение предметно – пространственной среды по приобщению детей к русской народной культуре Повышение педагогического мастерства. Сообщение из опыта работы: мультимедийная презентация альбома для родителей «Ознакомление родителей с нетрадиционными инструментами, материалами и техниками рисования, как средство создания условий в группе и дома предпосылок к развитию художественного творчества детей разновозрастной группы» Приобретение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма Участие в конкурсе профессионального мастерства «Картина старины» | Практический материал Мультимедийная презентация, конспект с сообщением. Видео просмотр ООД по художественно-эстетическому развитию: Мастер-класс по проведению занятия по рисованию «Зима» Макет |
Февраль-март | Изучение опыта педагогов ДОУ, методик и технологий педагогов в интернете по сенсомоторному развитию детей. Повышение педагогического мастерства. Посещение методического объединения. Тема: «Как удивить ребенка или основы внедрения в практику работы педагога познавательно-исследовательской деятельности» Участие в конкурсе профессионального мастерства «Дидактическая игра по ИЗО с использованием ИКТ» Помощь в сборе экспонатов для мини-музея. Семинар-практикум для родителей «Использование дидактических игр по развитию сенсомоторных способностей детей дома» | Презентации Материалы методического и практического блока из опыта работы педагогов Презентация Экспонаты Конспект |
Апрель-май | Повышение своих теоретических и практических знаний. Посещение ММО. Тема: «Проектная деятельность в ДОО, как одно из эффективных средств формирования познавательной сферы детей дошкольного возраста» Проведение мастер-класса для педагогов «Игра со скрепками» Участие в окружном конкурсе педагогического мастерства «Методическая разработка календарного планирования на летний оздоровительный период» Составление перспективного плана работы с детьми Проведение диагностики воспитанников | Материалы методического и практического блоков. Игры План Мониторинговые карты, протоколы наблюдений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"
Обобщение опыта работы воспитателя старшей группы по формированию основ безопасного поведения....
Статья "Опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"
Обобщение опыта работы...
Статья "Опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"
Обобщение опыта работы воспитателя...
"Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, социуме, природе" (из опыта работы).
Круглый стол в ГАОУ ДПОИРРПО в центре дошкольного образования: "Социально-коммуникативное развитие дошкольников" (в режиме онлайн). Материал из опыта работы на тему: "Формирование у дет...
Выступление на семинаре " Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту , социуме, природе"
Выступление на семинаре "Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасногоповедения в быту, социуме, природе"...
Программа по самообразованию «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в социуме»
Данная программа направлена на овладение профессиональными педагогическими компетенциями по вопросам формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в окружающем социальном и при...
«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, НА ПРИРОДЕ»
laquo;ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, НА ПРИРОДЕ»...