Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Поморские игрища»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Пахомова Елена Владимировна
Досуг направлен на приобщение дошкольников к духовному наследию поморов — жителей Терского берега Белого моря. В увлекательной игровой форме дети продолжают знакомиться с жизнью, бытом и трудом поморов, узнают об их традициях и обычаях. Мероприятие способствует развитию интереса к культурному наследию родного края, а также воспитывает у детей любовь и уважение к истории и традициям поморов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста

 «Поморские игрища»

Конспект

Программное содержание:

Приобщать дошкольников к духовному наследию поморов - жителей Терского берега Белого моря.

Продолжать формировать у детей представления о жизни, быте, труде поморов.

Воспитывать любовь и уважение к традициям и обычаям поморов.

Материал: эмблемы для участников, скакалка (веревка) для игры «Удочка», удочки с магнитами, плоскостные рыбки на магнитах, обручи для игры «Рыбалка», кастрюля, ложка, муляжи для эстафеты «Варим уху», канат, стаканы с морсом из ягод.

Предварительная работа:

- Рассматривание карты Кольского полуострова.

- Знакомство с морскими промыслами поморов.

- Знакомство с поморской избой. Рассматривание предметов быта, утвари, одежды (печь, лавки, посуда, рукомойник, зыбка, шаркунок, прялка, веретено, паришки, костыг, дельницы и др.)

- Рассказывание поморских сказок, загадывание загадок, знакомство с поморскими пословицами и поговорками.

Ход развлечения:

Ребята, сегодня я снова предлагаю вам отправиться в путешествие по Терскому берегу Белого моря и приглашаю принять участие в увлекательной игре, которая так и называется «У самого Белого моря». Но сначала нам нужно разделиться на команды.  Давайте придумаем им название (дети предлагают). Итак, одна команда будут «Зуйки», а другая – «Чайки» по названиям морских птиц, обитающих на берегах Белого моря. Оценивать выполнение заданий будет жюри.

Наше первое задание будет викторина – поморина или поморская викторина. Командам надо быстро отвечать на вопросы ведущего. Если команда, которой задали вопрос, не ответила, может отвечать другая команда за дополнительное очко. (Вопросы задаются по очереди)

  1. Как называется южный берег Кольского полуострова?  (Терский)
  2. Как еще в старину называли Терский берег? (Царство сёмги, Аметистовый берег)
  3. Главный промысел поморов? (Рыбный промысел, добыча морского зверя)
  4. Судно, на котором поморы выходили на промысел в море? ( Коч, шняка, карбас)
  5. Приспособление, с помощью которого рыбаки ловили рыбу? (Сеть, невод, завеска)
  6. Место, где рыбаки длительное время ловили рыбу? (Рыбацкая тоня)
  7. Кто такие зуйки? (Маленькие птички – кулички)
  8. Кого еще поморы называли зуйками? (Мальчишек, помогающих взрослым на промысле)
  9. Колыбелька, прикрепленная к потолку? (Зыбка)
  10. Как поморы называли рукавицы? (Дельницы)
  11.  Как называются носки? (Паришки)
  12.  Что такое оплеуха? (Вязаная шапка с длинными ушами)

Молодцы! Наша викторина-поморина закончилась. Пока жюри подводит итог, мы отправимся на рыбалку.

П/И «Удочка».

(Пойманный ребенок не выходит из игры, а называет рыбу, которую добывали поморы. Если ребенок затрудняется, то его может выручить другой игрок команды)

Да, много названий промысловой рыбы вы знаете. А теперь попробуем и саму рыбку поймать. Выбирайте по самому ловкому и удачливому рыбаку из команды. Каждый помор – на дело понятлив и скор.

Игра с магнитами «Рыбалка»

(Дети – рыбаки, ловят на удочку с магнитом плоскостные силуэты промысловых рыб и называют их)

Ну что ж, как говорится: «У помора рубаха грязна, зато уха навариста и жирна». Вот и мы сейчас будем уху варить. Чтобы узнать, из какой рыбы -  отгадайте загадку.  «Зуйки», ваша загадка: «Хвостом виляет, зубаста, а не лает» (Зубатка). «Чайки», а у вас уха будет из другой рыбы: «Он колючий, а не ёж, он морская рыба …(Ёрш)

Игра – эстафета «Варим уху»

(Дети поочередно бегут до обозначенного места, ставят кастрюлю, кладут в нее рыбок, картошку, морковку, лук (что-то одно), возвращаются обратно и передают эстафету другому игроку. Последний игрок ложкой перемешивает уху и поднимает ее вверх. Побеждает команда, быстрее всех сварившая уху и не положившая в нее лишних ингредиентов)

После хорошей ухи можно и отдохнуть, да мозгами пораскинуть. Знаете ли вы пословицы о море, труде поморов и их быте? Тогда слушайте. Я буду начинать пословицу, а вы должны её продолжить (по очереди).

- Рыбак даром (хлеба не ест).

- Рыбаку от моря (радость и горе).

- Товарища в беде на море оставишь – (себе помощи не жди).

- Закипела в море пена – (ветру будет перемена).

- Морешумит – (рыбу сулит).

- Восток – (ветер широк).

- Не научила мамка, (дак научит лямка).

- Дом без хозяина, (как лодка без руля).

Ну а сейчас мы проверим, как вы запомнили поморские слова. Заранее команды подготовили сценки-загадки для своих конкурентов.  Кто будет первый показывать, решит считалка:

Шла старушка мимо сети,

Увязались за ней дети.

Ель, пень, кон – выйди вон.

Начинает команда… «Чайки».

Сценка 1: Мальчик Ванюша сидит возле печки. Мама ему говорит: - Смотри, Ванюша, отцов карбас пришел. Иди, помоги отцу завески вынести.

«Зуйки», вы поняли, о чем говорится в сценке? Как сказать по-другому?

(Смотри, Ванюша, отцова лодка пришла. Иди, помоги отцу сети вынести)

Сценка 2: Отец говорит сыну: - Никита, там завески лежат на земле. Возьми куричок и почини вешала.  (Никита, там сети лежат на земле. Возьми молоток и почини вешала).

Сценка 3: Дочь сидит на лавке. Мать говорит: - Дашутка, принеси воды из колодца. Да надень паришки, тулупчик и дельницы. На улице холодно.

(Да надень носки, тулупчик и рукавицы).

Сценка 4: Мать говорит дочери: - Марьюшка, покачай зыбку, а я дошью тебе новый костыг. (Марьюшка, покачай колыбельку, а я дошью тебе новый сарафан).

И последнее задание, самое вкусное. Каждая команда получает стаканы с напитками. Вы должны определить на вкус, из каких северных ягод эти напитки изготовлены. За правильный ответ, команды получают дополнительные очки.

Игра «Определи на вкус»

Наше развлечение подошло к концу. Пока жюри подводит итог, предлагаюразмяться, силушку поморскую показать.Если возьмутся дружно поморы, то сдвинут и горы.

«Перетягивание каната»

Жюри подводит итог.

Хорошо ребята поиграли, ум и ловкость показали. Были дружными, друг другу помогали. Ведь поморская дружба крепка не лестью, а делом, правдой и честью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными традициями. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Прощай, масленица!»

«Свой обычай в чужой дом не вноси» «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась у...

Музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста по ПДД. Сценарий развлечения в детском саду «Музыкальное происшествие на дорогах города»

Мероприятие  разработано для детей старшего дошкольного возраста. Данное развлечение рекомендовано музыкальным руководителям и педагогам по ОБЖ и ПДД детских садов в совместной деятельности.Развл...

Сценарий спортивного мероприятия на улице для детей старшего дошкольного возраста «Зимние игрище»

Сценарий спортивного мероприятия на улицедля детей  старшего дошкольного возраста «Зимние игрище»...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Поморские сёла»

Данное занятие направлено на продолжение формирования у дошкольников представлений о поморах Терского берега Белого моря. Дети познакомятся с поморскими сёлами — местами проживания поморов, их у...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «Поморские посидки»

Досуг направлен на расширение и обогащение представлений детей о жизни поморов, их быте, традициях и культуре. В увлекательной и игровой форме у детей развивается эмоциональная отзывчивость, умение вы...