Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Поморские игрища»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста
«Поморские игрища»
Конспект
Программное содержание:
Приобщать дошкольников к духовному наследию поморов - жителей Терского берега Белого моря.
Продолжать формировать у детей представления о жизни, быте, труде поморов.
Воспитывать любовь и уважение к традициям и обычаям поморов.
Материал: эмблемы для участников, скакалка (веревка) для игры «Удочка», удочки с магнитами, плоскостные рыбки на магнитах, обручи для игры «Рыбалка», кастрюля, ложка, муляжи для эстафеты «Варим уху», канат, стаканы с морсом из ягод.
Предварительная работа:
- Рассматривание карты Кольского полуострова.
- Знакомство с морскими промыслами поморов.
- Знакомство с поморской избой. Рассматривание предметов быта, утвари, одежды (печь, лавки, посуда, рукомойник, зыбка, шаркунок, прялка, веретено, паришки, костыг, дельницы и др.)
- Рассказывание поморских сказок, загадывание загадок, знакомство с поморскими пословицами и поговорками.
Ход развлечения:
Ребята, сегодня я снова предлагаю вам отправиться в путешествие по Терскому берегу Белого моря и приглашаю принять участие в увлекательной игре, которая так и называется «У самого Белого моря». Но сначала нам нужно разделиться на команды. Давайте придумаем им название (дети предлагают). Итак, одна команда будут «Зуйки», а другая – «Чайки» по названиям морских птиц, обитающих на берегах Белого моря. Оценивать выполнение заданий будет жюри.
Наше первое задание будет викторина – поморина или поморская викторина. Командам надо быстро отвечать на вопросы ведущего. Если команда, которой задали вопрос, не ответила, может отвечать другая команда за дополнительное очко. (Вопросы задаются по очереди)
- Как называется южный берег Кольского полуострова? (Терский)
- Как еще в старину называли Терский берег? (Царство сёмги, Аметистовый берег)
- Главный промысел поморов? (Рыбный промысел, добыча морского зверя)
- Судно, на котором поморы выходили на промысел в море? ( Коч, шняка, карбас)
- Приспособление, с помощью которого рыбаки ловили рыбу? (Сеть, невод, завеска)
- Место, где рыбаки длительное время ловили рыбу? (Рыбацкая тоня)
- Кто такие зуйки? (Маленькие птички – кулички)
- Кого еще поморы называли зуйками? (Мальчишек, помогающих взрослым на промысле)
- Колыбелька, прикрепленная к потолку? (Зыбка)
- Как поморы называли рукавицы? (Дельницы)
- Как называются носки? (Паришки)
- Что такое оплеуха? (Вязаная шапка с длинными ушами)
Молодцы! Наша викторина-поморина закончилась. Пока жюри подводит итог, мы отправимся на рыбалку.
П/И «Удочка».
(Пойманный ребенок не выходит из игры, а называет рыбу, которую добывали поморы. Если ребенок затрудняется, то его может выручить другой игрок команды)
Да, много названий промысловой рыбы вы знаете. А теперь попробуем и саму рыбку поймать. Выбирайте по самому ловкому и удачливому рыбаку из команды. Каждый помор – на дело понятлив и скор.
Игра с магнитами «Рыбалка»
(Дети – рыбаки, ловят на удочку с магнитом плоскостные силуэты промысловых рыб и называют их)
Ну что ж, как говорится: «У помора рубаха грязна, зато уха навариста и жирна». Вот и мы сейчас будем уху варить. Чтобы узнать, из какой рыбы - отгадайте загадку. «Зуйки», ваша загадка: «Хвостом виляет, зубаста, а не лает» (Зубатка). «Чайки», а у вас уха будет из другой рыбы: «Он колючий, а не ёж, он морская рыба …(Ёрш)
Игра – эстафета «Варим уху»
(Дети поочередно бегут до обозначенного места, ставят кастрюлю, кладут в нее рыбок, картошку, морковку, лук (что-то одно), возвращаются обратно и передают эстафету другому игроку. Последний игрок ложкой перемешивает уху и поднимает ее вверх. Побеждает команда, быстрее всех сварившая уху и не положившая в нее лишних ингредиентов)
После хорошей ухи можно и отдохнуть, да мозгами пораскинуть. Знаете ли вы пословицы о море, труде поморов и их быте? Тогда слушайте. Я буду начинать пословицу, а вы должны её продолжить (по очереди).
- Рыбак даром (хлеба не ест).
- Рыбаку от моря (радость и горе).
- Товарища в беде на море оставишь – (себе помощи не жди).
- Закипела в море пена – (ветру будет перемена).
- Морешумит – (рыбу сулит).
- Восток – (ветер широк).
- Не научила мамка, (дак научит лямка).
- Дом без хозяина, (как лодка без руля).
Ну а сейчас мы проверим, как вы запомнили поморские слова. Заранее команды подготовили сценки-загадки для своих конкурентов. Кто будет первый показывать, решит считалка:
Шла старушка мимо сети,
Увязались за ней дети.
Ель, пень, кон – выйди вон.
Начинает команда… «Чайки».
Сценка 1: Мальчик Ванюша сидит возле печки. Мама ему говорит: - Смотри, Ванюша, отцов карбас пришел. Иди, помоги отцу завески вынести.
«Зуйки», вы поняли, о чем говорится в сценке? Как сказать по-другому?
(Смотри, Ванюша, отцова лодка пришла. Иди, помоги отцу сети вынести)
Сценка 2: Отец говорит сыну: - Никита, там завески лежат на земле. Возьми куричок и почини вешала. (Никита, там сети лежат на земле. Возьми молоток и почини вешала).
Сценка 3: Дочь сидит на лавке. Мать говорит: - Дашутка, принеси воды из колодца. Да надень паришки, тулупчик и дельницы. На улице холодно.
(Да надень носки, тулупчик и рукавицы).
Сценка 4: Мать говорит дочери: - Марьюшка, покачай зыбку, а я дошью тебе новый костыг. (Марьюшка, покачай колыбельку, а я дошью тебе новый сарафан).
И последнее задание, самое вкусное. Каждая команда получает стаканы с напитками. Вы должны определить на вкус, из каких северных ягод эти напитки изготовлены. За правильный ответ, команды получают дополнительные очки.
Игра «Определи на вкус»
Наше развлечение подошло к концу. Пока жюри подводит итог, предлагаюразмяться, силушку поморскую показать.Если возьмутся дружно поморы, то сдвинут и горы.
«Перетягивание каната»
Жюри подводит итог.
Хорошо ребята поиграли, ум и ловкость показали. Были дружными, друг другу помогали. Ведь поморская дружба крепка не лестью, а делом, правдой и честью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными традициями. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Прощай, масленица!»
«Свой обычай в чужой дом не вноси» «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась у...

Музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста по ПДД. Сценарий развлечения в детском саду «Музыкальное происшествие на дорогах города»
Мероприятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Данное развлечение рекомендовано музыкальным руководителям и педагогам по ОБЖ и ПДД детских садов в совместной деятельности.Развл...

Сценарий спортивного мероприятия на улице для детей старшего дошкольного возраста «Зимние игрище»
Сценарий спортивного мероприятия на улицедля детей старшего дошкольного возраста «Зимние игрище»...

Зарница для детей старшей - подготовительной группы детского сада Сценарий физкультурного развлечения для детей старшего дошкольного возраста
quot;Зарница"...
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Гигиену»Цель: формирование культурно - гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: • Расширить знания детей о культурно-гигиенических навыках; • Дать детям
Цель: формирование культурно - гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:• Расширить знания детей о культурно-гигиенических навыках;• Д...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Поморские сёла»
Данное занятие направлено на продолжение формирования у дошкольников представлений о поморах Терского берега Белого моря. Дети познакомятся с поморскими сёлами — местами проживания поморов, их у...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «Поморские посидки»
Досуг направлен на расширение и обогащение представлений детей о жизни поморов, их быте, традициях и культуре. В увлекательной и игровой форме у детей развивается эмоциональная отзывчивость, умение вы...