Картотека опытов с магнитными явлениями
картотека по окружающему миру (средняя группа)
ЯВЛЕНИЯМИ № 1
(средняя группа)
«Магнит притягивает только металлические предметы»
Цель: определить свойства магнитов притягивать металлические предметы
Материалы и оборудование: доска деревянная, стеклянная колба, кусок ткани, пластмассовая тарелка, лист бумаги, магнит
Ход опыта:
Нужно по очереди подносить магнит к различным предметам (дерево, стекло, ткань, пластмасса, бумага) и убедиться, что он притягивает только металлические предметы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ С МАГНИТНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 1 (средняя группа) «Магнит притягивает только металлические предметы» Цель: определить свойства магнитов притягивать металлические предметы Материалы и оборудование: доска деревянная, стеклянная колба, кусок ткани, пластмассовая тарелка, лист бумаги, магнит Ход опыта: Нужно по очереди подносить магнит к различным предметам (дерево, стекло, ткань, пластмасса, бумага) и убедиться, что он притягивает только металлические предметы.
| ОПЫТ С МАГНИТНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 2 (средняя группа) «Магниты действуют на расстоянии» Цель: выявить, что вокруг магнита есть сила, которая может действовать на предметы на расстоянии Материалы и оборудование: лист бумаги, скрепки, магнит Ход опыта: Нарисуйте на бумаге линии и положите на верхнюю линию скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка начнёт двигаться и прилипнет к магниту. |
ОПЫТ С МАГНИТНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 3 (средняя группа) «Что пропускает магнитное поле?» Цель: определить, проходит ли магнитное поле через различные материалы Материалы и оборудование: картон, фанера, пластмассовый поднос, скрепки, болтики, металлические шарики, магнит Ход опыта: Положите на картон, фанеру или пластмассовый поднос мелкие металлические предметы. С обратной стороны поднесите магнит. Передвигая магнит, можно увидеть, проходит ли магнитное поле через картон, фанеру и пластмассу. | ОПЫТ С МАГНИТНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 4 (средняя группа) «Пропускают ли сыпучие материалы магнитное поле?» Цель: выяснить, пропускают ли сыпучие материалы магнитное поле Материалы и оборудование: крупа, речной песок, скрепки, металлические шарики, магниты Ход опыта: В две ёмкости насыпьте манную крупу и речной песок. Погрузите в крупу и песок мелкие металлические предметы. Проведите магнитом над поверхностью сначала крупы, потом песка. Предметы, погружённые в манную крупу, начнут передвигаться, а в речной песок — нет. |
ОПЫТ С МАГНИТНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 5 (средняя группа) «Как достать скрепку из воды, не намочив рук» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде Материалы и оборудование: стаканчик с водой, скрепки, магнит Ход опыта: Воспитатель «случайно» роняет часть скрепок в ёмкость с водой. Возникает вопрос, как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как детям удаётся вытащить скрепки из воды с помощью магнита, выясняется, что магнит действует на железные предметы и в воде тоже. | ОПЫТ С МАГНИТНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 6 (средняя группа) «Магнитные свойства можно передать железу (намагничивание)» Цель: показать, что благодаря магнитному полю железные предметы могут приобрести магнитные свойства Материалы и оборудование: магнит, скрепки Ход опыта: Подвесьте к сильному магниту снизу скрепку. Если поднести к ней ещё одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю (можно несколько скрепок) |
ОПЫТ С МАГНИТНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 7 (средняя группа) «Магнит имеет два полюса» Цель: познакомить с понятиями «южный и северный полюс магнита» Материалы и оборудование: магниты Ход опыта: Если взять два магнита и поднести их друг к другу, то окажется, что они одним концом притягиваются, а другим — отталкиваются. | ОПЫТ С МАГНИТНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 8 (средняя группа) «Как увидеть магнитное поле?» Цель: убедиться, что магнитное поле можно увидеть Материалы и оборудование: металлические опилки, магниты Ход опыта: Насыпьте на лист бумаги немного металлических опилок. Если поднести снизу бумаги магнит, то опилки «оживают». Они топорщатся, ощетиниваются, рисуют «морозные узоры». Если положить магнит полностью под пятно с опилками, можно заметить, что все опилки расположатся вокруг магнита по определённым линиям. |
ОПЫТ СО СВЕТОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 1 (средняя группа) «Влияние солнечного света на жизнь на Земле» Цель: узнать, почему на солнце всем становится теплее Материалы и оборудование: 2 камешка, деревянный ящик Ход опыта: Кладут два камешка: один на солнышко, другой в тень. Закрывают плотным деревянным ящиком, чтобы было темно. Через некоторое время проверяют, какой камешек теплее. | ОПЫТ СО СВЕТОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 2 (средняя группа) «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени» Цель: установить, что вода нагревается на солнце, превращается в пар и испаряется быстрее, чем в тени Материалы и оборудование: 2 блюдца с водой Ход опыта: Наливают в два блюдца воду - одно блюдце ставят на солнце, другое - в тень. Затем проверяют, в каком блюдце быстрее испарилась вода. На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени. |
ОПЫТ СО СВЕТОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 3 (средняя группа) «Почему солнце можно видеть до того, как оно появляется над горизонтом» Цель: установить, что солнце можно видеть за несколько минут до того, как оно поднимается над горизонтом, а также некоторое время после заката, из-за преломления света в земной атмосфере Материалы и оборудование: чистая литровая стеклянная банка с крышкой, стол, линейка, книги, пластилин Ход опыта: Наполняйте банку водой, пока она не начнет литься через край. Плотно закройте банку крышкой. Положите банку на стол в 30 см от края стола. Сложите перед банкой книги так, чтобы осталась видна только четверть банки. Слепите из пластилина шарик размером с грецкий орех. Положите шарик на стол в 10 см от банки. Встаньте на колени перед книгами. Смотрите сквозь банку, глядя поверх книг. Если шарика не видно, подвиньте его. Оставшись в том же положении, уберите банку из своего поля зрения. Вы можете увидеть шарик только через банку с водой. Банка с водой позволяет вам видеть шарик, находящийся за стопкой книг. Все, на что вы смотрите, можно видеть только потому, что излучаемый этими предметами свет доходит до ваших глаз. Свет, отразившийся от пластилинового шарика, проходит сквозь банку с водой и преломляется в ней. Свет, исходящий от небесных тел, проходит через земную атмосферу, прежде чем дойти до нас. | ОПЫТ СО СВЕТОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 4 (средняя группа) «Из каких цветов в действительности состоит солнечный луч» Цель: узнать, из каких цветов в действительности состоит солнечный луч Материалы и оборудование: противень, плоское карманное зеркало, лист белой бумаги Ход опыта: Эксперимент нужно проводить в ясный солнечный день. Не смотрите прямо на солнце и не отражайте солнечные лучи в глаза людям. Наполните противень водой. Поставьте его на стол около окна, чтобы на него падал свет утреннего солнца. Поместите зеркальце внутри противня, положив его верхний край на край противня, а нижний - в воду под таким углом, чтобы оно отражало солнечный свет. Возьмите одной рукой лист бумаги и держите его перед зеркалом. Второй рукой слегка подвиньте зеркало. Регулируйте положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится радуга. Слегка потрясите зеркало. На бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огоньки |
ОПЫТ СО СВЕТОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 5 (средняя группа) «Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха» Цель: показать, что термометр, который находится ближе к источнику света, получает больше энергии и нагревается сильнее Материалы и оборудование: два термометра, настольная лампа, длинная линейка Ход опыта: Возьмите линейку и поместите один термометр на отметку 10 см, а второй термометр - на отметку 100 см. Поставьте настольную лампу у нулевой отметки линейки. Включите лампу. Через 10 мин. сравните показания обоих термометров. Ближний термометр показывает более высокую температуру. Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энергии, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, они не могут сильно нагреть дальний термометр. С планетами происходит то же самое. | ОПЫТ СО СВЕТОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 6 (средняя группа) «Чем ближе, тем быстрее» Цель: дать детям представление о движении планет, которые непрерывно «падают» вокруг Солнца Материалы и оборудование: пластилин, линейка, рейка метровой длины Ход опыта: Скатайте из пластилина два шарика размером с грецкий орех, поместите один на конец линейки, а другой - на конец рейки. Поставьте линейку и рейку вертикально на пол рядом так, чтобы пластилиновые шарики оказались сверху. Одновременно отпустите рейку и линейку. Линейка падает первой. Пластилиновому шарику, прилепленному к рейке, падать дальше, чем шарику на линейке. Это напоминает движение планет, которые непрерывно «падают» вокруг Солнца. |
ОПЫТ СО СВЕТОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 7 (средняя группа) «На ярком фоне» Цель: закрепить знания детей об искусственном источнике света Материалы и оборудование: настольная лампа, карандаш, линейка Ход опыта: Поверните настольную лампу лампочкой к себе и включите. Держите карандаш на расстоянии вытянутой руки от себя и в 15 см от включенной лампочки. На карандаше нельзя прочитать надпись и трудно различить его цвет. Свет от лампы такой яркий, что очень трудно рассмотреть поверхность карандаша. Точно так же из-за ослепительного света Солнца трудно изучать планету Меркурий. | ОПЫТ СО СВЕТОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 8 (средняя группа) «Мяч светит отраженным светом» Цель: оказать детям, что освещённые предметы светят отражённым, а не собственным светом Материалы и оборудование: Фонарик, мяч белого цвета Ход опыта: Зажжем в темной комнате электрический фонарь и его свет направим на белый мяч. Если смотреть на мяч из темноты, то он кажется ярким. Свет фонаря освещает мяч и отражается от него. Такой свет называют отраженным. Если фонарь погасить, то мяч в темноте становится невидимым, потому что он не излучает собственного света. |
ОПЫТ СО СВЕТОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 9 (средняя группа) «Тень» Цель: показать детям, что лучи прямолинейны, не могут обогнуть тело, поэтому появляется тень Материалы и оборудование: Лампа или фонарик Ход опыта: Встаньте между зажженной лампой и стеной на довольно большом расстоянии от лампы. Свет от лампы не может пройти через ваше тело. На стене образуется тень. Если бы лучи света не были прямолинейны, то они могли бы обогнуть тело, и никакой тени не было бы. |
ОПЫТ СО ЗВУКОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 1 (средняя группа) «Что звучит?» Цель: научить определять по издаваемому звуку предмет. Материалы и оборудование: дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан. Ход опыта: За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, вой ветра, скачет лошадка и т.д.) Затем взрослый убирает ширму, и дети рассматривают предметы, которые за ней находились. Спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев 9 пошуршать бумагой). Аналогично действия проводятся с остальными предметами: подбираются предметы, издающие разные звуки ( шум ручья, цокот копыт, стук дождя и т.д.) |
ОПЫТ СО ЗВУКОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 2 (средняя группа) «Почему все звучит?» Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. Материалы и оборудование: Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф( гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан. Ход опыта: Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают из серии опытов: -рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у нее «голос» (если линейку не трогать, она не издает звук). Один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают- возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой (она дрожит, колеблется). Останавливают дрожание и уточняют, есть ли звук (он прекращается); -рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить ее звучать (подергать, сделать так, чтобы струна дрожала) и как заставить замолчать (не дать ей колебаться, зажать рукой или каким-нибудь предметом); -лист бумаги сворачивают в трубочку, дуют в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами. Выясняют, что почувствовали звук заставил дрожать бумаг, пальцы почувствовали дрожание). Делают вывод о том, что звучит только то, что дрожит (колеблется). Дети разбиваются на пары. Первый ребенок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй- проверяет, касаясь пальцами, есть ли дрожание; объясняет, как сделать, чтобы звук смолк, (прижать предмет, взять его в руки- прекратить колебание предмета). | ОПЫТ СО ЗВУКОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 3 (средняя группа) «Откуда берется голос?» Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. Материалы и оборудование: Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи. Ход опыта: Взрослый предлагает детям «пошептаться»- сказать друг другу «по секрету» разные слова шепотом. Повторить эти слова так, чтобы их услышали все. Выяснить, что для этого сделали (сказали громким голосом); откуда выходили громкие звуки ( из горлышка). Подносят руку к горлышку, произносят разные слова то шепотом, то очень громко, то тише и выясняют что почувствовали рукой, когда громко говорили ( в горлышке что-то дрожит); когда говорили шепотом (дрожания нет).Взрослый рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи (голосовые связки сравниваются с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали). Далее проводят опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекают из нее тихий звук, подергивая нить. Выясняют, что надо сделать, чтобы звук был громче (дернуть посильнее- звук усилится). Взрослый объясняет также, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (если дернуть сильно за нить, она порвется). Дети уточняют, что разговаривая спокойно, без крика, человек бережет голосовые связки. |
ОПЫТ СО ЗВУКОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 3 (средняя группа) «Как распространяется звук?» Цель: понять, как распространяются звуковые волны. Материалы и оборудование: Емкость с водой, камешки; шашки (или монеты), стол с ровной поверхностью; глубокая емкость с водой или бассейн; тонкостенный гладкий бокал с водой (до 200 мл) на ножке. Ход опыта: Взрослый предлагает выяснить, почему мы можем слышать друг друга (звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку). Дети бросают камешки в емкость с водой. Определяют, что увидели (по воде расходятся круги). То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается по воздуху). Дети выполняют опыт по алгоритму: ребенок прикладывает ухо к емкости ) или краю бассейна). Другое ухо закрывает тампоном; второй ребенок бросает камешки. Первого ребенка спрашивают, сколько камешков брошено и как он догадался (услышал 3 удара, их звуки передались воде). Наполняют водой тонкостенный гладкий бокал на ножке, водят пальцем по краю бокала, извлекая тонкий звук. Выясняют, что происходит с водой) по воде пошли волны- передается звук). Ставят один конец расчески на стул, Повторяют опыт. Выясняют, почему звук стал громче ( в случае затруднения предлагают одному ребенку проводить пальцем по зубьям, а другому в это время –легонько пальцами коснуться стула), что чувствуют пальцы. Делают вывод: дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук получается громче. Взрослый предлагает проверить этот вывод прикладывая конец расчески к разнообразным предметам: к столу, кубику, книге, цветочному горшку и т.д. (звук усиливается, так как колеблется большой по размеру предмет). Дети представляют, что заблудились в лесу, пытаются позвать кого-нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту, выясняют, что ощущают руки (колебания), стал ли звук громче (звук усилился), какой прибор часто используют капитаны на кораблях, командиры, когда отдают команды (рупор). Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без использования рупора, а затем через рупор. | ОПЫТ СО ЗВУКОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 4 (средняя группа) «Где живет эхо?» Цель: подвести к пониманию возникновения эха. Материалы и оборудование: Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч. Ход опыта: Дети определяют, что такое эхо (явление, когда сказанное слово, песенка слышится еще раз, как будто кто-то повторяет их). Называют, где можно услышать эхо (в лесу, в арке, дома, в пустой комнате). Проверяют серией опытов, где оно бывает, а где его быть не может. Каждый ребенок выбирает емкость и материал для ее заполнения. Сначала произносят какое-нибудь слово в пустой аквариум или большую стеклянную банку, ведро. Выясняют, есть ли в нем эхо (да, звуки повторяются. Затем заполняют емкости тканью, веточками, сухими листочками и т.п.; произносят звуки. Выясняют, повторяются ли они в этом случае ( нет, эхо исчезло). Играют с мячом: отбивают от пола, от стены, от кресла, от ковра. Замечают, как скачет мячик ( хорошо отскакивает, возвращается в руки, если ударяется о твердые предметы, и не возвращается, если ударяется о мягкие предметы). Так же происходит со звуками: они ударяются о твердые предметы и возвращаются к нам в виде эха. Выясняют, почему в пустой комнате эхо живет, а в заполненной мягкой мебелью- нет (звук не отражается от мягких предметов и не возвращается к нам). |
ОПЫТ СО ЗВУКОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 5 (средняя группа) «Как сделать звук громче?» Цель: выяснить причины усиления звука. Материалы и оборудование: Пластмассовая расческа, рупор из картона. Ход опыта: Взрослый предлагает детям выяснить, может ли расческа издавать звуки. Дети проводят пальцем по концам зубьев, получают звук. Объясняют, почему возникает звук от прикосновения к зубьям расчески ( зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издают звуки; дрожание по воздуху доходит до слуха и слышится звук). Звук очень тихий и слабый. Ставят один конец расчески на стул, Повторяют опыт. Выясняют, почему звук стал громче ( в случае затруднения предлагают одному ребенку проводить пальцем по зубьям, а другому в это время –легонько пальцами коснуться стула), что чувствуют пальцы. Делают вывод: дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук получается громче. Взрослый предлагает проверить этот вывод прикладывая конец расчески к разнообразным предметам: к столу, кубику, книге, цветочному горшку и т.д. (звук усиливается, так как колеблется большой по размеру предмет). Дети представляют, что заблудились в лесу, пытаются позвать кого-нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту, выясняют, что ощущают руки (колебания), стал ли звук громче (звук усилился), какой прибор часто используют капитаны на кораблях, командиры, когда отдают команды (рупор). Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без использования рупора, а затем через рупор. Делают вывод: команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор и звук получается более сильным. | ОПЫТ СО ЗВУКОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 6 (средняя группа) «Звуки в воде» Цель: выявить особенности передачи звука на расстоянии (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела). Материалы и оборудование: большая емкость с водой, камешки. Ход опыта: Взрослый предлагает детям ответить, передаются ли звуки по воде, Вместе с детьми составляет алгоритм действий: бросить камешек и слушать звук его удара о дно емкости. Затем приложить ухо к емкости и бросить камень; если звук передается по воде, то его можно услышать. Дети выполняют оба варианта опыта и сравнивают результаты. Делают вывод: во втором варианте звук был громче; значит через воду звук проходит лучше, через воздух. |
ОПЫТ СО ЗВУКОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 7 (средняя группа) «Почему комар пищит, а шмель жужжит» Цель: выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука). Материалы и оборудование: пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев. Ход опыта: Взрослый предлагает детям провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок, определить, одинаковый ли звук и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми мелкими зубьями- звук тонкий, высокий. Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими: у комара звук тонкий, высокий, он звучит, как «з-з-з»; у шмеля- низкий, грубый, звучит, как «ж-ж-ж» Дети рассказывают, что комар маленький, крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий; шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий. | ОПЫТ СО ЗВУКОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 8 (средняя группа) «Поющая струна» Цель: выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука). Материалы и оборудование: роволока без покрытия, деревянная рамка. Ход опыта: Дети с помощью взрослого закрепляют проволоку на деревянной рамке, слегка натянув ее. Дергая проволоку, слышат звук, наблюдают за частотой колебаний. Выясняют, что звук слышится низкий, грубый. Проволока дрожит медленно, колебания хорошо различимы. Натягивают проволоку сильнее, повторяют опыт. Выясняют, каким получился звук (стал тоньше, проволока часто дрожит). Меняя натяжение проволоки, еще несколько раз проверяют зависимость звучания от частоты колебаний. Дети делают вывод: чем сильнее натянута проволока, тем выше звук. |
ОПЫТ СО ЗВУКОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 9 (средняя группа) «Как видят летучие мыши?» Цель: выявить возможности измерения расстояния с помощью звука. Материалы и оборудование: иллюстрации летучих мышей, подводной лодки, корабля, мяч, емкость с водой. Ход опыта: Дети рассматривают иллюстрации летучих мышей, рассказывают, что летучие мыши плохо видят, ведут ночной образ жизни. С помощью опыта выясняют, что помогает летучим мышам не наталкиваться на предметы и друг на друга: берут емкость с водой, у одного края емкости изображают волны; наблюдают, как воны доходят до противоположного края и идут в обратном направлении ( «как звуки»). Затем берут мячи, отбивают с большого расстояния и с близкого. Взрослый обращает внимание, что похожее явление происходит и со звуками: долетая до твердых предметов, они возвращаются обратно, как бы отталкиваясь от них. Дети узнают, что летучие мыши издают особые звуки, которые помогают им измерять расстояния. Взрослый предлагает угадать: если звук возвращается быстро, значит… (предмет близко); если звук возвращается нескоро, значит… ( предмет далеко). Взрослый обращает внимание детей на то, что используя свойство звука передаваться на большие расстояния, человек изобрел особый прибор-эхолот. Прибор необходим морякам. С его помощью можно измерять глубину моря, посылая звук и принимая его обратно. | ОПЫТ С ТЕПЛОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 1 (средняя группа) «Где живёт теплота?» Цель: закрепление понятия об источниках тепла (солнце, батарея, руки, пламя свечи и др.); демонстрация изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла. Материалы и оборудование: пластилин по количеству детей, свеча, металлическая тарелка. Ход опыта: Перед проведением опыта подержать пластилин в прохладном месте. Затем детям предлагается попробовать слепить из него что-нибудь. Дети рассуждают, что надо сделать с пластилином, чтобы с ним было удобно работать. Взрослый предлагает им попробовать несколько вариантов, как согреть пластилин (на солнце, на батарее, в руках, над пламенем свечи). Вывод: пластилин при нагревании становится мягким. При нагревании над пламенем свечи пластилин становится жидким. Это значит, что в зависимости от источника тепла пластилин может находиться в разном состоянии (твёрдый, мягкий, жидкий). |
ОПЫТ С ТЕПЛОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 2 (средняя группа) «Как согреть руки?» Цель: выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла). Материалы и оборудование: варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка. Ход опыта: Взрослый предлагает детям надеть на прогулке разные варежки — толстые и тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной тепло, другой — прохладно). Далее предлагает похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали (в толстых и в тонких варежках рукам стало жарко). Взрослый предлагает детям потереть обратной стороной варежки замерзшую щеку и выяснить, что почувствовали (щеке стало сначала тепло, потом горячо). Взрослый подводит детей к пониманию того, что предметы могут согреваться при трении, движении. | ОПЫТ С ТЕПЛОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 3 (средняя группа) «Тёплый — холодный» Цель: ознакомление с предметами, по-разному проводящими тепло; научить определять на ощупь, какой предмет самый тёплый. Материалы и оборудование: деревянные, металлические и пластмассовые предметы. Ход опыта: Предметы расположить на солнечной стороне подоконника. Через некоторое время предложить детям определить тактильным способом, какой из предметов нагрелся больше. Вывод: металлические предметы нагреваются быстрее. |
ОПЫТ С ТЕПЛОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 4 (средняя группа) «Зачем зайчику другая шубка?» Цель: Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Материалы и оборудование: игрушка зайчик, кусочек меха Ход опыта: Дети наблюдают за одеждой прохожих со сменой времени года и определяют, что зимой она становится теплее. Выясняют, что делать животным, чтобы не мерзнуть. Дети представляют, что рука – это «зайчик», и выбирают ему шубку на лето и на зиму (рукавички). Выходят на прогулку в этих шубках и сравнивают ощущения обеих рук. Вывод: В зависимости от изменений в неживой природе, меняется жизнь животных. Зайцы меняют шубку на более теплую. ОПЫТ С ТЕПЛОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 6 (средняя группа) «Снег и лед- вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры» Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости и делать выводы. Материалы и оборудование: Кусочки льда, тарелочки, песочные часы Ход опыта: Внести кусочки льда в теплое помещение и понаблюдать, как они будут таять. Сделать вывод: лед- это вода, только в твердом состоянии, которая при повышении температуры снова превращается в жидкость. | ОПЫТ С ТЕПЛОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 5 (средняя группа) «Теплая Капелька» Цель: познакомить детей со способом получения теплой воды (смешивая горячую с холодной) Материалы и оборудование: тазики с холодной и горячей водой; емкости для смешивания воды по количеству детей, ковшики для набирания воды, салфетки на каждого ребенка; дидактическая игрушка Колобок. Ход опыта: Воспитатель объясняет детям, чем и для чего они будут заниматься: получать теплую воду («теплую капельку») путем смешивания горячей и холодной воды Что для этого необходимо взять? (уточняется, для чего необходим каждый предмет) Ребята планируют свою деятельность: необходимо взять емкость, чтобы смешивать воду; ковшик, чтобы набирать воду; салфетки, чтобы вытирать воду, если она прольется. Дети рассказывают колобку о правилах при работе с водой. В процессе самостоятельной деятельности они получают теплую воду путем смешивания холодной и горячей воды, и предлагают Колобку умыться: Водичка, водичка, умой Колобку личико! Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок! В конце экспериментирования дети делают вывод: - чтобы получить теплую воду, нужно смешать горячую с холодной; - в кране тоже можно получить теплую воду, открыв синий (холодный) и красный (горячий) краны одновременно. |
ОПЫТ С ТЕПЛОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 7 (средняя группа) «Установление зависимости свойства снега от температуры» Цель: установить зависимость свойства снега от температуры Материалы и оборудование: Снег, тарелочки Ход опыта: Принести снег в помещение и попробуйте вылепить снежки. Почему снег стал липким? На вечерней прогулке продолжить наблюдение за падающим снегом. Потрогайте снег. Какой он? (Рассыпчатый, белый, искристый, холодный, пушистый). | ОПЫТ С ТЕПЛОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 8 (средняя группа) «Таянье льда в воде» Цель: показать взаимосвязь количества и качества от размера. Материалы и оборудование: таз с теплой водой, таз с холодной водой, льдинки разного размера Ход опыта: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы. Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот. |
ОПЫТ С ТЕПЛОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ № 9 (средняя группа) «Круговорот воды в природе» Цель: дать детям понять, что капелька воды ходит по кругу. Материалы и оборудование: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка. Ход опыта: Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Магнитные явления"
Презентация рассказывает детям о магнитных явлениях на планете.Также вы можете познакомиться с опытами, проводимых в ходе изучения магнитных явлений, кроссвордом....

Картотека загадок об осенних явлениях природы
Осень в гости к нам пришлаИ с собою принесла.Что? Скажите наугад!Ну, конечно. (Листопад)Листья желтые летят,Падают, кружатся,И под ноги просто такКак ковер ложатся!Что за желтый снегопад?Эт...
Картотека загадок о природных явлениях
Картотека загадок о природных явлениях для детей дошкольного возраста...

Картотека опытов с объектами, явлениями природы
Картотека опытов с объектами, явлениями природы для старшей возрастной группы, по пособию Дыбиной О.В. «Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольни...
Картотека игр «Тангос» - магнитная игра – головоломка.(Животные)
Цель: Научить детей самостоятельно играть в игры-головоломки, уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты....
- Мне нравится (1)