Картотека опытов с объектами, явлениями природы
картотека по окружающему миру (старшая группа)
Картотека опытов с объектами, явлениями природы для старшей возрастной группы, по пособию Дыбиной О.В. «Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_opytov.docx | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека опытов с объектами, явлениями природы для старшей возрастной группы, по пособию Дыбиной О.В. «Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников»
Тема | Свет и цвет; ветер; воздух; звук |
Предметная область | Не живая природа |
Педагогическая цель | Актуализировать представления детей о воздухе Продемонстрировать образование белого цвета на слиянии семи цветов спектра. Совершенствовать умения работать с бумагой, использовать знания, приобретенные в ходе поисковой деятельности. Обеспечить условия для развития у детей…. |
Этап формирования | |
ОПЫТ 1 | |
Название | ВОЗДУХ Что в пакете? |
Детская цель | Обнаружить воздух в окружающем пространстве. |
Необходимые исследовательские умения | Наблюдение за изменением пакета |
Материал и оборудование | Полиэтиленовые пакеты. |
Ход | Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание на то, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий). |
Вывод | Мы актуализировать представления детей о воздухе |
Предметный след | Зарисовки |
Опыт 2
НАЗВАНИЕ | Музыка или шум? |
ДЕТСКАЯ ЦЕЛЬ | Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. |
НЕОБХОДИМЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ | Слушать, различать звуки |
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ | Металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и др |
ХОД | Дети рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый выясняет вместе с детьми, какие из них могут издавать музыку. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, какая это песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если просто постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится (шум). Дети рассматривают коробочки со «звуками», заглядывая в них, и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему (нет, так как разные предметы «шумят» по-разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек. Одному из детей завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета. |
ВЫВОД | различать музыкальные и шумовые звуки |
ПРЕДМЕТНЫЙ СЛЕД | Зарисовки музыкальных инструментов |
Опыт 3
НАЗВАНИЕ | Ветер |
ДЕТСКАЯ ЦЕЛЬ | Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой. |
НЕОБХОДИМЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ | Наблюдение за ветром |
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ | Прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой. |
ХОД | Взрослый предлагает детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка или глины). Вместе со взрослым создают ураган — резко, с силой сжимают банку и выясняют, что происходит и почему (так как песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха). Детям предлагают воспользоваться результатами предыдущего опыта («Почему песок хорошо сыплется?»). Они определяют, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить песок). Им предлагают повторить опыт и сделать вывод. |
ВЫВОД | Видеть взаимодействие ветра |
ПРЕДМЕТНЫЙ СЛЕД | Изготовление вертушки, зарисовки |
Опыт 4
НАЗВАНИЕ | Разноцветные огоньки |
ДЕТСКАЯ ЦЕЛЬ | Найти из каких цветов состоит солнечный луч |
НЕОБХОДИМЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ | Делают вывод что призма преломляет проходящие через него лучи света так, что свет разбивается на разные цвета — спектр. |
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ | Противень, плоское зеркальце, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования. |
ХОД | Дети проводят опыт в ясный солнечный день. Наполняют противень водой. Кладут его на стол около окна, чтобы на него падал утренний свет солнца. Помещают зеркало внутри противня, положив его верхней стороной на край противня, а нижней — в воду под таким углом, чтобы оно ловило солнечный свет. Одной рукой и основы, держат перед зеркалом лист бумаги, другой — слегка приближают зеркало. Регулируют положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится разноцветная радуга. Производят легкие вибрирующие движения зеркалом. Дети наблюдают, как на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. |
ВЫВОД | Вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огоньки. |
ПРЕДМЕТНЫЙ СЛЕД | Лепка |
Опыт 5
НАЗВАНИЕ | Радуга на стене |
ДЕТСКАЯ ЦЕЛЬ | Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета. |
НЕОБХОДИМЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ | Наблюдать отражение солнечного света от хрустального многогранника на стене |
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ | Граненое стеклышко (деталь от хрустальной люстры) |
ХОД | Дети рассматривают отражение солнечного света от хрустального многогранника на стене. Обращают внимание на то, что образовались цветовые пятна. Объясняют, как образуются цвета, как образуется белый и черный. Рассказывают о том, что цвет предметов зависит от того, какие световые волны отражает предмет, а какие — поглощает.. |
ВЫВОД | Цвет предметов зависит от того, какие световые волны отражает предмет, а какие — поглощает. |
ПРЕДМЕТНЫЙ СЛЕД | Зарисовки, рисунки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы»
выступление на педагогическом совете...
«Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы»
Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество....
Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы
Доклад на тему: "Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы"...
Картотека рассказов о явлениях природы
Картотека по окружающему миру по теме: Экологическое воспитание в стихах....
Формирование в детях познавательной инициативы, пытливости ума, широкого кругозора через ознакомление с явлениями природы и развитие чувства эмпатии к объектам природы
Все педагоги уделяют много внимания ознакомлению детей с явлениями живой природы. Но в тоже время мало внимания уделяется ознакомлению дошкольников с явлениями природы (ледостав, росса, гроза, радуга,...
Картотека дидактических игр по формированию представлений об объектах и явлениях природы у дошкольников
Картотека направлена на формирование экологических представлений у дошкольников...
Картотека дидактических игр по формированию представлений об объектах и явлениях природы у дошкольников
Картотека дидактических игр по формированию представлений об объектах и явлениях природы у дошкольников ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ О РАСТЕНИЯХ ...