Проект по познавательному развитию "Почемучки исследователи"
проект по окружающему миру
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 161.49 КБ |
![]() | 494.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способности сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы, оказываясь
на более высоком умственном и нравственном
уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
К. Е. Тимирязев.
Актуальность проекта.
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Детское экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности.
Главное достоинство работы в рамках проектной деятельности это познание реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте педагог и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.
Цели проекта:
1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения
ребенка среднего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
2. Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать,
развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.
Задачи проекта:
- Развивать интерес детей к экспериментальной деятельности.
- Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
- Стимулировать развитие самостоятельности.
- Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством.
- Воспитывать такие качества как симпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
- Привлечение родителей к совместной деятельности.
Участники проекта:
дети средней группы, педагоги, родители.
Описание проекта:
Тип проекта:
Долгосрочный (срок реализации: сентябрь 2020г. – май 2021г.).
Информационно - практико -ориентированный.
Вид проекта:
групповой; поисково-исследовательский.
Работа основывается на годовом планировании ДОУ, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей.
Срок реализации с сентября по май, занятия планируются по одному в неделю.
Методы проведения:
• Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы;
• Проведение опытов (практических);
• Беседы (конструктивные).
Формы взаимодействия:
С детьми:
непосредственно образовательная деятельность;
продуктивная деятельность; игровая деятельность.
С родителями:
консультации,
фотоотчет о проделанной работе.
С педагогами:
семинары;
открытые занятия;
консультации.
Стратегия реализации проекта.
Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, обуславливающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством педагога, в ходе которой реализуется научный метод познания и предполагающая наличие основных этапов:
- постановку проблемы,
- изучение теории, посвященной данной проблематике,
- подбор методик исследования и практическое овладение ими,
- сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
- научный комментарий,
- собственные выводы.
Научно-исследовательские и проектные работы носят творческий, поисковый, исследовательский характер, помогают в развитии самостоятельности, индивидуальности ребенка.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.
Реализация проекта:
1 этап – подготовительный:
1. Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.
2. Разработка и проведение диагностики детей, с целью фиксации личностного роста и объема полученных умений у детей.
3. Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.
4. Определение основных форм работы с детьми.
5 Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов, разработка конспектов по НОД с элементами экспериментирования.
6. Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно- экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования:
- специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки);
- природный материал (камешки, песок, семена, шишки, и т.п);
- утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, пробки, поролон) - прочие материалы – зеркала, лупы, термометры.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
7.Подборка практического материала, включающего:
Работу с детьми:
- конспекты НОД с элементами экспериментирования;
-перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов;
- диагностику детей по критериям опытно-экспериментальной деятельности;
- картотеку опытов и экспериментов.
Работа с родителями:
- консультации для родителей по данной теме; памятки.
Работа с воспитателями:
- консультации.
2 этап – основной
Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.
Рабочий план реализации проекта.
месяц | Тема |
сентябрь | №1«Удивительный песок» № 2 «Вода - растворитель. Очищение воды» № 3 «Сила тяготения» №4 «Рассеянный песок» |
октябрь | № 1 «Своды и тоннели» №2 «Росток» №3« Барханы» № 4 «Всё обо всем» |
ноябрь | № 1 «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?» № 2 «Почему снег мягкий?» № 3 «Замерзание жидкостей» №4 «Забавные фокусы» |
декабрь | №1 «Секретные записки» №2 «Почему, кажется, что звезды движутся по кругу» №3 «Как работает термометр» №4«Как сделать звук громче?» |
январь | №1«Как образуется тень» №2 «Как обнаружить воздух» №3 «О «дрожалке» и «пищалке» № 4 «Нужен ли корешкам воздух?» |
февраль | №1 «Как происходит извержение вулкана?» №2 «Солнечные зайчики» №3 «Два магнита» №4 « Понятие об электрических зарядах». |
март | №1 «Танцующая фольга». №2 «Прыгающие рисовые хлопья». № 3 «Черное и белое» №4 «Необычайные кораблики»» |
апрель | № 1 «Ложка, ложка, помоги немножко». № 2 «Можно ли менять форму камня и глины». №3 «Упрямые предметы» № 4 «Почему предметы движутся?» |
май | № 1 «Солнце дарит нам тепло и свет». №2«Путешествие Капельки» №3«Чем можно измерять длину?» № 4 «Откуда взялись острова?» |
Методика проведения опытов и экспериментов.
Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем педагог выбирает объект, с которым знакомится заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивает технику экспериментирования, если она не знакома педагогу.
Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.
Дается время на обдумывание, и затем педагог привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
В процессе работы необходимо поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.
Выводы делаются в словесной форме и (или) можно использовать графическое фиксирование результатов, т.е. оформление в рисунках, схемах.
Работа с родителями.
Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.
Так, например, можно предложить детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.
Кроме этого, родители могут помочь в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.
Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.
Для просвещения родителей проводились консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», « Экспериментирование с водой».
3 этап – заключительный:
В конце года проводится повторное обследование детей. Диагностика покажет динамику развития детского экспериментирования.
Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта:
- формирование представлений детей о объектах неживой природы: солнце, вода, песок и воздух.
- формирование познавательного интереса к играм, опытам, наблюдениям, экспериментам.
- обогащение словарного запаса.
- воспитание бережного отношения к окружающему миру.
Оценка эффективности реализации проекта
Организация использования метода проектирования в дошкольном
учреждении актуальна и эффективна. Он дает ребенку возможность
экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать
творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему
успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Особую педагогическую значимость проектного метода я вижу в том, что:
- он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;
- это метод, идущий от детских потребностей и интересов;
- проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития
дошкольников, не перегружая их, создавая положительно эмоциональный
настрой, формируя познавательные интересы.
- Проводимый педагогический мониторинг в начале и в конце проекта покажет уровень сформированности необходимых умений и навыков в соответствии с прогнозируемыми результатами реализации проекта.
Данный опыт работы можно использовать как педагогам ДОУ, так и
руководителям кружка, воспитателям групп кратковременного пребывания и
групп продленного дня в начальной школе. Я очень надеюсь, что
проделанная работа в ходе реализация данного проекта поможет моим
воспитанникам в становлении целостной картины мира, наполнит их умы
интересным содержанием и знаниями, что обеспечит им психологическое
благополучие и здоровье в дальнейшей школьной жизни.
Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска:
Риски | Меры для минимизации рисков |
Потеря интереса к занятиям | Использование игровой формы занятия, создание проблемной ситуации, мотивации. |
Межличностные конфликты, конкурентная борьба | Использования индивидуального подхода, распределение обязанностей в группе , формирование пространства общих смыслов деятельности. |
Травматизм на занятиях | Проведение инструктажа по техники безопасности при работе во время экспериментов. |
Незаинтересованность родителей экспериментальной деятельностью ребенка | Консультации для родителей о развитии ребенка, организация фотовыставки занятий. |
Дальнейшее развитие проекта:
Продолжение дальнейшей работы по данной теме с изучением, обобщением и применением на практике новых методик, ознакомление с опытом работы других педагогов – практиков.
В дальнейшем планируется информировать педагогическое сообщество о результатах деятельности по проекту в очном и заочном формате на разных уровнях: поселковом, районном, республиканском, всероссийском через участие в конференциях, форумах, публикаций в педагогических изданиях, на личном сайте и сайте учреждения.
Используемая литература:
1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
2. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников/Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.
3. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
4. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
5. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
6. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
7. Рыжова Н.А. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
8. Рыжова НА.. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
9. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
10. Интернет ресурсы
Приложение№1.
План-график работы над проектом по опытно–экспериментальной деятельности
Название эксперимента | месяц | цели | задачи | Оборудование и материалы |
№1«Удивительный песок» | сентябрь | Расширить представление о песке. | -познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением; - развивать смекалку; | 3стеклянные банки (первая с сухим песком, вторая – с влажным песком, третья - с прозрачной водой), лопатка, пластинка, 3 оргстекла |
№ 2 «Вода - растворитель. Очищение воды» | Продолжить формирование детей о воде, как растворителе. выявить вещества, которые растворяются в воде; | - познакомить со способом очистки воды - фильтрованием; - закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. | Сосуды разного размера и формы, вода, растворитель; стиральный порошок, песок, соль, мука, сахар, шампунь, растительное масло, пищевые красители, конфитюр; стеклянные палочки, ложки бумага, марля, сетка, фильтры бумажные, марганцовка, пакетики фиточая мяты, воронки, передники клеенчатые, клеенки для столов. | |
№ 3 «Сила тяготения» | Познакомить детей с силой тяготения. | - дать детям представление о существовании невидимой силы-силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле. | Глобус; небьющиеся, разные по весу предметы: листы бумаги, шишки, детали от конструкторов: пластмассового, деревянного, металлического, мячи. | |
№4 «Рассеянный песок» | Расширить представление о песке. | -установить свойство рассеянного песка; - развить любознательность; - закрепить представление о сухом песке. | Сито, карандаш, ключ, песок, лоток. | |
№ 1 «Своды и тоннели» | октябрь | Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми | - закрепить знание детей о свойстве песка; - вызвать интерес детей к происходящему. | Трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, песок. |
№2 «Росток» | Расширить представление о воде и воздухе. | - закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого. | Лоток любой формы, песок, глина, перегнившие листья. | |
№3 « Барханы»
| Познакомить детей с происхождением барханов. | - сформировать представление, что такое бархан; - расширить знание о ветре (какую роль играет при образовании бархана); - вызвать интерес детей к природе пустыни; - развивать любознательность. | Блюдо с песком, резиновый шланг, иллюстрация песчаной пустыни. | |
№ 4 «Всё обо всем» | Развить любознательность. | - развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе; -поощрить детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения; -развить аккуратность, взаимопомощь. | Стаканы, песок, вода, ложки: кукольные, чайные, столовые, деревянные; песочные часы на 1 (3) минуты; оргстекло, кисточки, карандаши, 4 половинки яичной скорлупы; ножницы, узкий скотч, несколько банок с консервами, стеклянные банки, пустые жестяные банки из-под кофе; рабочие листы, схемы выполнения опытов. | |
№ 1 «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?» | ноябрь |
Продолжить знакомить со свойствами льда. | - уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; -дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. | Таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости, кораблики, ванна, картинки с изображением айсбергов. |
№ 2 «Почему снег мягкий?» | Совершенствовать знание детей о снеге. | - расширить представление о снеге; - сформировать представление о снежинках. | Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага. | |
№ 3 «Замерзание жидкостей» | Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания. | - выявить свойство различных жидкостей. | Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла. | |
№4 «Забавные фокусы» | Продолжить формировать любознательность. | -развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов. | 3 чайные ложки, охлажденные в холодильнике повязка для глаз; 2 настольных зеркала, 2 яблока или пара других однородных предметов; наполненная водой до краев банка, к ее крышке приклеены елочки, деревья, домик, насыпаны блестки (мелкая елочная мишура белого или серебристого цвета). | |
№1 «Секретные записки» | декабрь | Сформировать представление о чернилах. | -выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; -развить у детей самостоятельность. | Лимон, вата, спички (палочки), чаша, листы бумаги, кисти, акварельные и гуашевые краски, пищевые красители, настольная лампа; апельсин, яблоко, помидор, йод; миски, ручки-невидимки. |
№2 «Почему, кажется, что звезды движутся по кругу» | Установить, почему звезды движутся по кругу. | -развить представление о звездах; -активизировать речевую деятельность детей | Ножницы, линейка, белый мелок, карандаш, клейкая лента, бумага черного цвета. | |
№3 «Как работает термометр» | Посмотреть, как работает термометр. | - познакомить с работой термометра | Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка. | |
№4 «Как сделать звук громче?» | Продолжить знакомить со звуком. | -обобщить представления детей о физическом явлении - звуке: звук слышим с | помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передается с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов. расческа с мелкими и крупными зубьями, рупор, слуховая труба, механические часы, блюдце целое и блюдце с трещиной, таз с водой, камешки, резиновый мяч; музыкальные инструменты, сделанные с детьми из бросового материала (барабан, маракас, свирель, стеклянный ксилофон, погремушки, гусли, губная гармошка); рабочие листы для фиксации опытов. | |
№1«Как образуется тень» | январь | Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. | - закрепить знание детей о тени; - определить все ли предметы дают тень. | Все для теневого театра. |
№2 «Как обнаружить воздух» | Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. | -определить поток воздуха в помещении; -активизировать речевую деятельность детей. | 2 целлофановых мешочка, мелкие предметы, свечка, спички, змейка, вырезанная из бумаги. | |
№3 «О «дрожалке» и «пищалке» | Продолжить знакомить со звуком. | - познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука- дрожание предметов. | Ученическая линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, нитки, спички. | |
№ 4 «Нужен ли корешкам воздух?» | Выявить причину потребности растения в рыхлении почвы. | - доказать, что растение дышит всеми частями. | Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках. | |
№1 «Как происходит извержение вулкана?» | февраль | Сформировать представление о вулкане. | -познакомить детей с природным явлением- вулканом, причиной его извержения. | Картинка с изображением вулкана, карта России; поддоны, картон, клей; сода, уксус; сухая красная краска, моющая жидкость; листы бумаги (или блокноты для фиксации наблюдений), цветные карандаши; чайные ложки, пипетка. |
№2 «Солнечные зайчики» | Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются | -развивать смекалку, любознательность. - способствовать развитию речи детей как средства общения. | Зеркало, баночка с водой, пластина из нержавеющей стали. | |
№3 «Два магнита» | Выявить особенности взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание. | -познакомить детей с физическим явлением– магнетизмом, магнитом и его особенностями; -развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность. | Два магнита. | |
№4 « Понятие об электрических зарядах».
| Познакомить детей с тем, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов. | -выявить,что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает; - развить любознательность | Воздушный шарик, шерстяной свитер. | |
№1 «Танцующая фольга». | март | Показать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются. | -развить любознательность детей; | Тонкая алюминиевая фольга (обертка от шоколада), ножницы, пластмассовая расческа, бумажное полотенце. |
№2 «Прыгающие рисовые хлопья». | Показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов. | -продолжить знакомство с электрическим зарядом -развить любознательность детей; -развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность. | Чайная ложка хрустящих рисовых хлопьев, бумажное полотенце, воздушный шарик, шерстяной свитер. | |
№ 3 «Черное и белое» . | Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвета. | -сформировать представление, что белый цвет отталкивает солнечные лучи, черный поглощает солнечный свет; - развивать наблюдательность, смекалку. | Салфетки из ткани чёрного и белого цвета. | |
№4 «Необычайные кораблики»» | Продолжить знакомить со стеклом. | -познакомить со свойствами стеклянных предметов; -развивать наблюдательность; усидчивость; -учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом. | Две стеклянные бутылочки, пробка, ванночка с водой, салфетка. | |
№ 1 «Ложка, ложка, помоги немножко». | апрель | Сформировать представление о мере сыпучих веществ. | - знакомить с мерой сыпучих и жидких веществ. | Одинаковые стаканы, чайные и столовые ложки, крупа, вода. |
№ 2 «Можно ли менять форму камня и глины». | Продолжить знакомить со свойствами глины и камня. | -выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части). | Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета. | |
№3 «Упрямые предметы» | Сформировать представление о физических свойствах предмета. | -познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения. | Игрушечные машины, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки или картонки, монеты, рабочие листы, простые карандаши. | |
№ 4 «Почему предметы движутся?» | Сформировать представление о силе | -познакомить детей с физическими понятиями: -сила», «трение»; -показать пользу трения; -закрепить умение работать с микроскопом. | Небольшие машины, пластмассовые или деревянные шары, книги, неваляшка, резиновые, пластмассовые игрушки, кусочки мыла, стекла, микроскопы, листы бумаги, простые карандаши; картинки с изображениями, подтверждающими пользу силы трения. | |
№ 1 «Солнце дарит нам тепло и свет». | май | Сформировать представление о солнце, тепле, свете. | -дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; -познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. | Настольная лампа; набор предметов, изготовленных из разных материалов: из бумаги, пластмассы, дерева, металла; бумага, ножницы, нитки, белые и черные лоскутки ткани, светлые и темные камни, песок, иголки. |
№2«Путешествие Капельки» | Сформировать представление о круговороте воды. | -познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; -расширить представления детей о значении воды для жизни человека; - развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения. | Электрический чайник, холодное стекло, ил люстрации на тему «Вода», схема «Круговорот воды в природе», географическая карта или глобус, мнемотаблица. | |
№3 «Чем можно измерять длину?» | Продолжить знакомить с мерами длины. | -расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; -познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд). | Сантиметровые ленты, линейки, простые карандаши, бумага, отрез ткани длиной 2—3 м, тесьма или шнур длиной 1 м, рабочие листы. | |
№ 4 «Откуда взялись острова?»
| Сформировать представление об островах | -познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря. | Модель «Морское дно», залитое водой, поддоны, глина, стеки, передники клеенчатые, губки для уборки воды, физическая карта мира. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познавательно-интеллектуальному развитию «Маленькие исследователи» II младшая группа
"Маленькие исследователи" проект по познавательно-интеллектуальному развитию II младшая группа...
Проект по познавательно- исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»
Развитие интереса к исследовательскому поиску у детей старшего дошкольного возраста....

Проект по познавательно - исследовательской деятельности для детей 3-4 лет "Юные исследователи"
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - ...

Проект по познавательно- исследовательской деятельности «Мы исследователи»
Проект по познавательно- исследовательской деятельности...

Проект по познавательному развитию для детей средней группы «Почемучки - исследователи»
На сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает ок...

«Малыши-исследователи» - проект по познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста.
Цель проекта: Обогатить познавательную сферу детей раннего возраста посредством элементарной исследовательской деятельности.Познавательно-исследовательский проект «Малыши-исследователи» бу...

Проект по познавательно – исследовательской деятельности старшего дошкольного возраста. «Я – исследователь».
Проект по познавательно – исследовательской деятельности старшего дошкольного возраста.«Я – исследователь»....