Проект по познавательно-интеллектуальному развитию «Маленькие исследователи» II младшая группа
проект (младшая группа) по теме
"Маленькие исследователи" проект по познавательно-интеллектуальному развитию II младшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2_ml_gr.docx | 39.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 42 городского округа
г. Камышин Волгоградской области
Проект по познавательно-интеллектуальному развитию
«Маленькие исследователи»
II младшая группа № 10
(3-4 года)
Составила:
Воспитатель I кв.категории
Салмина Т.А.
г.Камышин 2015г.
Актуальность проекта
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Китайская пословица
В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребность детей, и что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, познавательному, эмоциональному развитию.
Мир вокруг ребенка удивителен и бесконечно разнообразен. Поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность, поощрять стремление самостоятельно разбираться в интересующих вопросах и делать элементарные умозаключения. Но кроме формирования познавательных интересов и обогащения сознания детей новыми сведениями взрослые должны помогать им упорядочивать и систематизировать полученную информацию. В процессе постижения новых знаний у детей должно развиваться умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего. Как же развить в процессе ознакомления с природой такие мыслительные способности у детей младшего дошкольного возраста?
Один из самых эффективных способов – экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. Несложные опыты с воздухом, водой, песком неизменно вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит! А, как известно, возникающий вопрос и стремление найти на него ответ являются основой творческого познания и развития интеллекта.
1.Цель проекта: развить познавательный интерес к деятельности в форме экспериментальных действий и овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой.
В младшем дошкольном возрасте основной задачей в поисково-познавательской деятельности является сенсорно-моторное развитие.
2.Задачи проекта:
- Образовательные: Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук.
- Развивающие: Развить любознательность, понимание простейших причинно – следственных, отношений в системе «действие – результат».
- Воспитательные: Продолжать воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру. Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать.
- Расширить представление детей о физических свойствах окружающего мира; (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
- Расширить представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные для удовлетворения своих потребностей;
- Развить эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
3.ВИД ПРОЕКТА познавательно-исследовательский
В своей деятельности следует опираться на ведущие принципы развития дошкольников:
- Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
- Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
- Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
- Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура);
- Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
- Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
Срок выполнения: с 12.01 – 12.03.2015г.(2 месяца)
4. Участники проекта: дети (3-4 лет), воспитатель, родители
5. Предварительная работа
- беседы с детьми о снеге, ветре, воде ;
- познавательно - исследовательская деятельность (опыты с сухим и мокрым писком, разные опыты с водой, опыты со снегом, опыты с воздухом), рисование на планшете с песком;
- п/игры : «Раздувайся пузырь» , «Солнышко и дождик», «Ручеек», « Пройди по дорожке» и др;
- д/и: «Чудесный мешочек», «Угадай кто позвал», «Угадай по запаху»…;
- занимательные игры: «Игры с соломкой», «Сделай радугу», «Что в коробке», «Куб с секретом», «Когда это бывает», …;
- просмотр иллюстраций о воздухе, воде и песке;
- Просмотр мультфильмов «Клад », «Квака-задавака», «Новогодний ветерок», «Как черепаха и львёнок пели песню»
- прослушивание аудиозаписи: ветер, вода, дождь, метель, море и др
- игра – моделирование «Маленькие человечки»
- пальчиковая гинастика «Рыбки», «Ветер дует», «Дождик- дождик», «Водичка-водичка», «Кран», …
- чтение познавательной и художественной литературы:А. Барто «Девочка чумазая», В Волина «Зайка серый умывается,.», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», Ф. Тютчев «В небе тают облака», Сутеев «Под грибом», «Кошкин дом». Рассказы из детской энциклопедии «Чудо – всюду. Мир животных и растений». Э Шим «Камень, ручеек, сосульки и солнце». Е. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», Б. Заходер «Дождик». Е. Трутнева «Цветы», заучивание наизусть М.Ершова «Песочница».
6.Работа с родителями
папки – ширмы , консультации, беседы,
- Памятка для родителей. «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников - проводим с детьми дома»
- «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
- «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
- «Готовим исследователей на кухне»
- Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома.
- Приобретение новинок для центра экспериментирования «Почемучка»( микроскоп, разные ёмкости, ёмкости для проращивания семян многое другое ) (Хамутецкая К.В.)
- Изготовление столика-планшета с подсветкой «Рисуем песком/манкой» (Лимаренко П. Н.)
- Привлечь родителей Хафизова А.А. для распечатки анкет, наглядной информации
- Выполнение творческих заданий (коллаж к проекту
Азарова Е.Н.)
- Приобретение аудиозаписи: ветер, ручеек, дождь, метель, море, шум воды и др. (Петрова Н.В.)
- Анкетирование родителей по теме:
«Ребенок в познавательно-исследовательской деятельности».
7.Оснащение
Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и дополнен центр экспериментирования «Почемучка».
Центр «Песка и воды»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности….
Центр «Воздух»: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушка, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки...
Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования:
- специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки);
- природный материал (камешки, песок, семена и т.п);
- утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки…);
- прочие материалы- лупы, д/и «Почемучка№1», «Времена года» …
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
8. Ожидаемый результат :
Дети узнают, что:
- Вода в природе существует в различных формах: водоёмы, осадки (дождь, снег), сосулька, туча и т.д.;
- Основные свойства воды – жидкая, льётся, прозрачная, бесцветная, без запаха и вкуса, не имеет формы, растворяет некоторые вещества;
- Вода в природе может переходить из одного состояние в другое (лёд – вода);
- Песок в природе бывает : белым, жёлтым, серым;
- Основные свойства песка – сыпучий, сухой, сырой/мокрый, состоит из маленьких крупинок , лепится когда влажный;
- Воздух в природе бывает: разный в зависимости от времени года;
- Основные свойства воздуха – без цвета, без запаха, прозрачный
Научатся:
- определять основные свойства воды, песка, воздуха
Предполагаемый продукт проекта: НОД «Встреча с гномом Василием» (метод объединение на город); презентация (для педсовета); разработанные рекомендации для родителей; коллаж о проделанной работе, систематизированный материал по теме
9.Список литературы
- Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников"2014г
- "Творим, изменяем, преобразуем. Игры-занятия с дошкольниками"2013г Дыбина О.В.
- "Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов"2014г
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
- Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
План работы
дата | Содержание работы | участники | ответственные |
Подготовительный этап | |||
январь 2015г. | Изучить и проанализировать методическую литературу по теме | Воспитатель Салмина Т.А. | Воспитатель Салмина Т.А. Родители |
январь 2015г | Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта | Воспитатель Салмина Т.А. | Воспитатель Салмина Т.А. Родители |
январь 2015г | Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности | Воспитатель Салмина Т.А. Родители | Воспитатель Салмина Т.А. Родители |
январь 2015г | Мониторинг (н/п диагностика) | Воспитатель Салмина Т.А. | Воспитатель Салмина Т.А. |
Основной этап | |||
январь- февраль 2015г. | Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности ( начало /диагностики) | Дети 2 мл.гр. воспитатель | Воспитатель Салмина Т.А. |
январь- февраль 2015г | Привлечение родителей в экспериментальную деятельности детей (через наглядную информацию, опыты дома - для поддержания интереса ребенка) | Дети 2 мл.гр, родители, воспитатель | Воспитатель Салмина Т.А. Родители |
Итоговый этап | |||
февраль 2015г | Определить эффективность проведённой работы с помощью итоговой диагностики | Воспитатель Салмина Т.А. | Воспитатель Салмина Т.А. |
февраль 2015г | Провести анализ полученных результатов | Воспитатель Салмина Т.А. | Воспитатель Салмина Т.А. |
март 2015г. | представление результатов инновационной деятельности на педагогическом совете | Воспитатель Салмина Т.А. | Воспитатель Салмина Т.А. |
Анкета для родителей
«Ребенок в познавательно-исследовательской деятельности».
Цель: Выявить отношение и степень участия родителей в развитии познавательного интереса детей в исследовательской деятельности (познание окружающего мира).
1. Проявляет ли Ваш ребенок в повседневной жизни любознательность, часто ли задаёт вопросы?
*Да *Нет * Иногда
2. Часто ли Ваш ребенок проявляет интерес к окружающему миру (живая природа – животные и растения, рукотворный мир, неживая природа, человек и его строение)?
* Да * Нет * Не знаю
3. Ваш ребенок занимается или играет чаще :
* Один * С одним из родителей *С братом или сестрой * С другом
4. Любит ли Ваш ребенок играть ?
*с глиной *с песком * с водой *с пластилином *с мыльными пузырями *с бумагой
*с деревянными предметами *с тканью * другое (указать , что)
5. Есть ли у Вас дома домашние животные, комнатные растения?
* Да (указать, какие) * Нет
6. Как часто Вы посещаете музеи, цирк , выставки , гуляете в парке? (подчеркнуть, что)
* Каждый выходной * Часто * Редко *Не посещаем
7. Какую помощь в развитии Вашего ребенка Вы хотели бы получить:
а) наглядную информацию;
б) консультации;
в) просмотр открытых занятий с детьми;
г) проведение совместных (родитель +ребенок) мастер – классов.
Критериями оценки служит:
высокий уровень — ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.
средний уровень — ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.
низкий уровень — ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.
- Дети с высоким уровнем развития мышления активно включались в работу, правильно и обобщённо оценивали ситуацию в целом.
- У детей со средним уровнем мышления, организованность и самостоятельность в работе недостаточны. В ходе выполнения задания нуждались в помощи. Дети часто затруднялись в поиске нужных слов. С такими детьми проводилась дополнительная работа с использованием более лёгких заданий, игр, упражнений. Такой подход способствовал воспитанию у детей уверенности в своих действиях, самостоятельности, активности, интереса к познавательной деятельности, повышению самооценки.
- Дети с низким уровнем развития мышления не могли дать правильную оценку ситуации (ответа). Основной причиной невысокого развития этих детей является в первую очередь то, что эти дети редко посещали детский сад, замкнуты, эмоциональное отношение к деятельности безразлично.
Перспективный план работы с детьми
дата | Темы игр- экспериментов | Программное содержание | Материалы и оборудование |
Январь 2015г. 12.01 | «Прозрачная вода» | Выявить свойства воды, подвести к пониманию, что вода прозрачная (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). | Две непрозрачные банки (одна заполнена водой, другая - нет), с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос. |
Январь 2015г. 19.01. | «Вода принимает форму» | Показать детям опыт, в котором вода принимает форму сосуда, в которой она налита. | Воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, поднос. |
Январь 2015г. 23.01. | «Какие предметы могут плавать?» | Развивать у детей представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести | Большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, камешки, гайки, шурупы. |
Январь 2015г. 26.01. | «Замерзшая вода» | Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. | Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга. |
Январь 2015г. 28.01. | «Тающий снег, лед» | Определить, что лед,снег тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. | Тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, снег, ложка, акварельные краски, разнообразные формочки, веревочки. |
Февраль 2015г. 03.02. | «Воздух повсюду» | Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство - невидимость | Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги. |
Февраль 2015г. 10.02. | «Воздух работает» | Развивать представления воспитанников о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.) | Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики. |
Февраль 2015г. 02.02. | «Разноцветные шарики» | Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. | Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением шариков. |
Февраль 2015г. 13.02. | «Таинственные картинки» | Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. | Цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши |
Февраль 2015г. 18.02. | «Песочная страна» | Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого - можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. | Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши. |
Февраль 2015г. 24.02. | «Где вода?» | Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. | Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа. |
Февраль 2015г. 27.02. | «Водяная мельница» | Развивать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы | Игрушечная водяная мельница, таз, лейка с водой, тряпка. |
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по познавательно-интеллектуальному развитию «Маленькие исследователи» II младшая группа
"Маленькие исследователи" II младшая группа презентация по познавательно-интеллектуальному развитию...
календарно-тематический план кружка по познавательному развитию "Маленькие исследователи"
содержит распределение тем по экспериментированию на год...
Проект познавательно - интеллектуальный: "Планшет - развивайка"
quot;Планшет-развивайка"...
Проект по речевому развитию «Маленькие фантазеры» в средней группе
проек "Маленькие фантазеры"...
Перспективный план мероприятий по формированию нравственно-патриотических качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством экологического воспитания через познавательно-интеллектуальный проект "Сказки Фиолетового леса"
План работы составлен по срокам. В соответствии с задачами выстроена совместная деятельность, работа с родителями и РППС....
Перспективный план мероприятий по формированию нравственно-патриотических качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством экологического воспитания через познавательно-интеллектуальный проект "Сказки Фиолетового леса"
План работы составлен по срокам. В соответствии с задачами выстроена совместная деятельность, работа с родителями и РППС....
Проект познавательно - интеллектуальный: "Планшет - развивайка"
Формирование элементарных познавательных представлений у детей старшей группы ,посредством игрового планшета...