Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе «Загадочные сосульки»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Корж Кристина Ураловна
Цель: Обобщение и систематизирование представления детей о признаках
ранней весны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе «Загадочные сосульки»

Цель: Обобщение и систематизирование представления детей о признаках ранней весны.

Задачи:

Образовательные:

- знакомить с репродукцией  картины  чувашского художника Рыбкина  А. П. о  времени года – весна;

- закреплять знания о природных явлениях зимы и весны, сезонных изменениях в природе.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к природе родного края на основе чувашских, русских народных примет о погоде;

- развивать  познавательно - исследовательские способности у детей;

- развивать речь, мышление, память, любознательность, наблюдательность.

Воспитательные:

- воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками;

- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе;

- формировать основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 

Материал: 

- картинки «Времена года» (Зима и весна), набор карточек природные явления,  2 мольберта;

- репродукция картины в электронном виде  А. Рыбкина;  

- презентация «Сосульки», фонограмма "Весенние звуки";

- 1стакан с водой;

- 2 тарелки, салфетки;

- ледяные сосульки разных размеров.

Методы и приемы: 

- словесные: беседа, рассказ, объяснение, обсуждение, поощрение;

 - наглядные:  рассматривание натурального объекта (сосульки); 

- практические: экспериментальная деятельность;

 - игровые: физкультурная минутка "Превращение".

Ход занятия.

Дети собираются в круг. Воспитатель включает фонограмму «Весенние звуки» и обращает внимание на природу за окном. Вместе подходят к окну.

Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно. Как красиво на улице, солнышко ярко светит. Все кругом сверкает. А вы заметили, какие изменения произошли в природе?

Дети: Да, заметили.  На улице стало теплее, снег стал липким. Появились ручейки. Птицы перелетные прилетели и звонко поют. А на крыше домов выросли сосульки.

Воспитатель: Молодцы, наблюдательные вы.  Весна – это волшебное время года, особенное. Весной все просыпается, все расцветает, обновляется.

Воспитатель: А давайте с вами поиграем и вспомним, что бывает зимой, а что весной.

Дети садятся на стулья полукругом.

Дидактическая игра: «Когда это бывает»

Цель: соотнести приметы весны и зимы.

Игра на двух мольбертах, где к мольберту с изображением весны прикрепляются карточки с признаками весны, а с изображением зимы – признаки зимы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на корточки, расскажите, какие признаки природы на них изображены и прикрепите их на нужную картинку.

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием!

Ребята, а вы заметили на крыше домов длинные сосульки? А вы знаете, как появляются сосульки?

Дети: Да, видели сосульки на крыше дома. Солнце нагревает снег, а снег превращается в сосульку.

Воспитатель: Давайте просмотрим видео про образование сосулек и послушаем звуки весенней капели.

 Просмотр презентации «Сосульки», показ слайдов формы и виды сосулек.

Воспитатель: Давайте повторим, как образуются сосульки.

Дети: Для сосулек надо солнце и мороз. Лучи солнца нагревают снег на крыше, он подтаивает. Но на улице еще морозно. Стекающие капли замерзают, натекая друг на друга. И появляется длинная, толстая льдинка. Она постепенно растет вниз.

Воспитатель: Все правильно, внимательно слушали!

А сейчас мы с вами немного разомнемся и представим, что превратились в сосульки.

Физкультурная минутка: «Превращение»

дети повторяют движения за воспитателем)

Рано утром солнце встало (руки поднять вверх),
Стало солнце припекать  (помахать на лицо)
Солнце спряталось за тучку
(развести руки в стороны), 
А сосульки тут как тут
(соединяют руки над головой ).

Очень выросли большие (встают на носочки),

Но вернулось солнце вдруг (медленно садятся на корточки) 
А сосульки все текут
Кап – кап! Кап – кап!
(стучат указательными пальчиками по полу) 

Дети проходят к круглому столу, где стоят стакан с водой и 2 тарелки, на подносе лежат сосульки разные по форме и длине.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам  стать юными исследователями. Будете изучать, и рассматривать сосульки. Возьмите в руки по одной любой сосульке и расскажите, какая она? Что происходит с ней в ваших руках?

Дети: Сосулька холодная, мокрая, гладкая, скользкая, острая. Прозрачная, через нее можно смотреть.  А в руке она быстро тает, и с нее капают капли.

Воспитатель: В руках быстро тает почему?

Дети: Потому что руки теплые, греют сосульку.

Воспитатель: Правильно. Давайте проведем эксперимент, какая сосулька по форме быстрее начнет таять большая или маленькая.  Как вы думаете?

Дети: Маленькая, большая  (ответы расходятся)

Воспитатель: Сейчас мы с вами и узнаем. Для этого положите на одну тарелку большую  сосульку, а на другую – маленькую. И отставим в сторонку.

Воспитатель: Пока мы ждем, проведем следующий эксперимент. Выясним, хрупкая ли сосулька и   что будет с ней при падении?  Разобьется ли останется целой?

Дети: Разобьется на мелкие льдинки  или сломается на части.

Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите большую сосульку оберните в салфетку и бросьте на пол со всей силы. Осторожно раскройте салфетки, что видите?

Дети: Разбились на мелкие льдинки.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что будет с кусочком льдинки, если опустить ее в стакан с водой?

Дети: Льдинка будет плавать, утонет (ответы расходятся).

Воспитатель: Положите кусочек льдинки в стакан с водой и посмотрите, что произойдет.

Дети: Он плавает, не тонет.

Воспитатель: Плавает, потому что он легче воды.   А теперь вернемся к нашему  эксперименту и посмотрим, какая же сосулька быстрее растаяла. Что вы видите?

Дети: Маленькая сосулька быстрее начала таять, в тарелке больше воды. А в другой тарелке, где большая сосулька воды мало и она почти не уменьшилась.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы настоящие юные исследователи!

Дети возвращаются на свои стулья.

Демонстрация репродукции картины в электронном виде А.П. Рыбкина.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая красивая  картина чувашского художника Анатолия Рыбкина. В ней он точно подметил изменения, которые происходят в это время года. Давайте внимательно рассмотрим картину. А какое время года? Что вы видите? Как художник ее изобразил, какие краски использовал?

Дети: На картине весна. Ярко светит солнце, снег блестит. В середине есть дерево. Много снега и на крыше и на земле. Длинные блестящие сосульки, свисают с крыш домов.  Картина яркая, много голубого и белого цвета.

Воспитатель: На картине мы видим, что художник изобразил  длинные сосульки. В народе есть много разных  примета о предсказывание погоды. По весенним  приметам, могли определить, какая будет весна и скоро ли лето. Глядя на сосульки говорили: «Длинные сосульки – к долгой весне».

Зимой было много снега и на крыше появились большие сугробы. Образовавшаяся после таяния снега вода понемногу стекает и застывает на холодном воздухе. Так капля за каплей и удлиняется сосулька.  Пока весь снег не растает, весна не пройдет. Долго будут радовать нас своей красотой сосульки.

Воспитатель: Сосульки не только красивое явление природы, но ещё и опасное. Они свисают с крыш и падают на землю. Такие сосульки очень опасны для пешеходов. Как вы думаете, чем сосульки могут быть опасны?

Дети: Могут упасть на человека и поранить его. Так же могут упасть и на машины. 

Воспитатель: Нужно быть внимательными, под балконами не ходить. Обходить другой  стороной опасные участки возле домов.

Воспитатель: Ребята, вы много узнали на занятие. Давайте вспомним, о чем мы говорили?

Дети: Играли игру «когда это бывает». Были исследователями, проводили разные эксперименты сосульками. Рассматривали картину. И узнали весеннею примету про сосульки.

Воспитатель: Молодцы. Вы были на занятии активны, внимательны, дружелюбны. На следующем занятие мы с вами продолжим изучать сосульки и проведем еще эксперименты: определим,  прозрачность и узнаем, из чего состоит сосулька.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа)«Сравнение свойств песка и камней»

Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством экспериментирования....

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей 4-5 лет «ЗАГАДОЧНЫЙ КОСМОС»

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей 4-5 лет «ЗАГАДОЧНЫЙ КОСМОС»...

"УДИВИТЕЛЬНАЯ СОЛЬ" - Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности подготовительной группы

Цель: способствовать развитию познавательного интереса воспитанников к изучению свойств солиЗадачи: формировать представления о соли и ее свойствах; упражнять в согласовании в существительных с прилаг...

«Сравнение свойств песка и камней» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа)

laquo;Сравнение свойств песка и камней»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа)...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Удивительные вещества » Образовательная область: познавательное развитие

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотнош...