Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе «Загадочные сосульки»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе «Загадочные сосульки»
Цель: Обобщение и систематизирование представления детей о признаках ранней весны.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить с репродукцией картины чувашского художника Рыбкина А. П. о времени года – весна;
- закреплять знания о природных явлениях зимы и весны, сезонных изменениях в природе.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к природе родного края на основе чувашских, русских народных примет о погоде;
- развивать познавательно - исследовательские способности у детей;
- развивать речь, мышление, память, любознательность, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками;
- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе;
- формировать основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Материал:
- картинки «Времена года» (Зима и весна), набор карточек природные явления, 2 мольберта;
- репродукция картины в электронном виде А. Рыбкина;
- презентация «Сосульки», фонограмма "Весенние звуки";
- 1стакан с водой;
- 2 тарелки, салфетки;
- ледяные сосульки разных размеров.
Методы и приемы:
- словесные: беседа, рассказ, объяснение, обсуждение, поощрение;
- наглядные: рассматривание натурального объекта (сосульки);
- практические: экспериментальная деятельность;
- игровые: физкультурная минутка "Превращение".
Ход занятия.
Дети собираются в круг. Воспитатель включает фонограмму «Весенние звуки» и обращает внимание на природу за окном. Вместе подходят к окну.
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно. Как красиво на улице, солнышко ярко светит. Все кругом сверкает. А вы заметили, какие изменения произошли в природе?
Дети: Да, заметили. На улице стало теплее, снег стал липким. Появились ручейки. Птицы перелетные прилетели и звонко поют. А на крыше домов выросли сосульки.
Воспитатель: Молодцы, наблюдательные вы. Весна – это волшебное время года, особенное. Весной все просыпается, все расцветает, обновляется.
Воспитатель: А давайте с вами поиграем и вспомним, что бывает зимой, а что весной.
Дети садятся на стулья полукругом.
Дидактическая игра: «Когда это бывает»
Цель: соотнести приметы весны и зимы.
Игра на двух мольбертах, где к мольберту с изображением весны прикрепляются карточки с признаками весны, а с изображением зимы – признаки зимы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на корточки, расскажите, какие признаки природы на них изображены и прикрепите их на нужную картинку.
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием!
Ребята, а вы заметили на крыше домов длинные сосульки? А вы знаете, как появляются сосульки?
Дети: Да, видели сосульки на крыше дома. Солнце нагревает снег, а снег превращается в сосульку.
Воспитатель: Давайте просмотрим видео про образование сосулек и послушаем звуки весенней капели.
Просмотр презентации «Сосульки», показ слайдов формы и виды сосулек.
Воспитатель: Давайте повторим, как образуются сосульки.
Дети: Для сосулек надо солнце и мороз. Лучи солнца нагревают снег на крыше, он подтаивает. Но на улице еще морозно. Стекающие капли замерзают, натекая друг на друга. И появляется длинная, толстая льдинка. Она постепенно растет вниз.
Воспитатель: Все правильно, внимательно слушали!
А сейчас мы с вами немного разомнемся и представим, что превратились в сосульки.
Физкультурная минутка: «Превращение»
( дети повторяют движения за воспитателем)
Рано утром солнце встало (руки поднять вверх),
Стало солнце припекать (помахать на лицо)
Солнце спряталось за тучку (развести руки в стороны),
А сосульки тут как тут (соединяют руки над головой ).
Очень выросли большие (встают на носочки),
Но вернулось солнце вдруг (медленно садятся на корточки)
А сосульки все текут
Кап – кап! Кап – кап! (стучат указательными пальчиками по полу)
Дети проходят к круглому столу, где стоят стакан с водой и 2 тарелки, на подносе лежат сосульки разные по форме и длине.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам стать юными исследователями. Будете изучать, и рассматривать сосульки. Возьмите в руки по одной любой сосульке и расскажите, какая она? Что происходит с ней в ваших руках?
Дети: Сосулька холодная, мокрая, гладкая, скользкая, острая. Прозрачная, через нее можно смотреть. А в руке она быстро тает, и с нее капают капли.
Воспитатель: В руках быстро тает почему?
Дети: Потому что руки теплые, греют сосульку.
Воспитатель: Правильно. Давайте проведем эксперимент, какая сосулька по форме быстрее начнет таять большая или маленькая. Как вы думаете?
Дети: Маленькая, большая (ответы расходятся)
Воспитатель: Сейчас мы с вами и узнаем. Для этого положите на одну тарелку большую сосульку, а на другую – маленькую. И отставим в сторонку.
Воспитатель: Пока мы ждем, проведем следующий эксперимент. Выясним, хрупкая ли сосулька и что будет с ней при падении? Разобьется ли останется целой?
Дети: Разобьется на мелкие льдинки или сломается на части.
Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите большую сосульку оберните в салфетку и бросьте на пол со всей силы. Осторожно раскройте салфетки, что видите?
Дети: Разбились на мелкие льдинки.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что будет с кусочком льдинки, если опустить ее в стакан с водой?
Дети: Льдинка будет плавать, утонет (ответы расходятся).
Воспитатель: Положите кусочек льдинки в стакан с водой и посмотрите, что произойдет.
Дети: Он плавает, не тонет.
Воспитатель: Плавает, потому что он легче воды. А теперь вернемся к нашему эксперименту и посмотрим, какая же сосулька быстрее растаяла. Что вы видите?
Дети: Маленькая сосулька быстрее начала таять, в тарелке больше воды. А в другой тарелке, где большая сосулька воды мало и она почти не уменьшилась.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы настоящие юные исследователи!
Дети возвращаются на свои стулья.
Демонстрация репродукции картины в электронном виде А.П. Рыбкина.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая красивая картина чувашского художника Анатолия Рыбкина. В ней он точно подметил изменения, которые происходят в это время года. Давайте внимательно рассмотрим картину. А какое время года? Что вы видите? Как художник ее изобразил, какие краски использовал?
Дети: На картине весна. Ярко светит солнце, снег блестит. В середине есть дерево. Много снега и на крыше и на земле. Длинные блестящие сосульки, свисают с крыш домов. Картина яркая, много голубого и белого цвета.
Воспитатель: На картине мы видим, что художник изобразил длинные сосульки. В народе есть много разных примета о предсказывание погоды. По весенним приметам, могли определить, какая будет весна и скоро ли лето. Глядя на сосульки говорили: «Длинные сосульки – к долгой весне».
Зимой было много снега и на крыше появились большие сугробы. Образовавшаяся после таяния снега вода понемногу стекает и застывает на холодном воздухе. Так капля за каплей и удлиняется сосулька. Пока весь снег не растает, весна не пройдет. Долго будут радовать нас своей красотой сосульки.
Воспитатель: Сосульки не только красивое явление природы, но ещё и опасное. Они свисают с крыш и падают на землю. Такие сосульки очень опасны для пешеходов. Как вы думаете, чем сосульки могут быть опасны?
Дети: Могут упасть на человека и поранить его. Так же могут упасть и на машины.
Воспитатель: Нужно быть внимательными, под балконами не ходить. Обходить другой стороной опасные участки возле домов.
Воспитатель: Ребята, вы много узнали на занятие. Давайте вспомним, о чем мы говорили?
Дети: Играли игру «когда это бывает». Были исследователями, проводили разные эксперименты сосульками. Рассматривали картину. И узнали весеннею примету про сосульки.
Воспитатель: Молодцы. Вы были на занятии активны, внимательны, дружелюбны. На следующем занятие мы с вами продолжим изучать сосульки и проведем еще эксперименты: определим, прозрачность и узнаем, из чего состоит сосулька.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа)«Сравнение свойств песка и камней»
Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством экспериментирования....
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей 4-5 лет «ЗАГАДОЧНЫЙ КОСМОС»
Конспект занятия...

Исследовательские проекты в средней группе ДОО. Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности «Водица - вода»
Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности «Водица - вода»...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей 4-5 лет «ЗАГАДОЧНЫЙ КОСМОС»
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей 4-5 лет «ЗАГАДОЧНЫЙ КОСМОС»...

"УДИВИТЕЛЬНАЯ СОЛЬ" - Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности подготовительной группы
Цель: способствовать развитию познавательного интереса воспитанников к изучению свойств солиЗадачи: формировать представления о соли и ее свойствах; упражнять в согласовании в существительных с прилаг...
«Сравнение свойств песка и камней» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа)
laquo;Сравнение свойств песка и камней»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа)...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Удивительные вещества » Образовательная область: познавательное развитие
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотнош...