Образовательная деятельность "Удивительные свойства воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Березовская Галина Константиновна

Цель:

систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnye_svoystva_vozduha.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации

Муниципального образования «Баргузинский район»

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Центр развития ребёнка-

Усть-Баргузинский детский сад «Золотая рыбка»

Ул. Лермонтова, №1. тел. 91-329, факс. (301-31)91-329. эл. адрес.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ

С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ С ЭЛЕМЕНТАМИ

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ:

«УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВОЗДУХА»

Разработала:

Березовская Галина

Константиновна

Воспитатель

Пгт. Усть-Баргузин

2025г

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ

С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ С ЭЛЕМЕНТАМИ

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ:

«УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВОЗДУХА»

Цель:

систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования.

Задачи:

  1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
  2. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
  3. Расширять представление детей о значимости воздуха в жизни человека.
  4. Закреплять и расширять словарный запас детей.
  5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Методы и приемы: вопросы, художественное слово, иллюстрации, физминутка, практическая исследовательская деятельность.

Оборудование и материалы: полиэтиленовые пакеты на каждого ребенка, стаканчики пластмассовые на каждого ребенка, горошины, веер на каждого ребенка.

Словарная работа: воздух, дышим.

Предварительная работа: беседа, наблюдение за ветром.

Индивидуальная работа: дидактическая игра «Горошины танцуют»

Ход ООД.

Ход занятия

Ответы детей

В.:Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Сегодня мы узнаем много нового и интересного, и вы будете делать опыты. Хотите?

В.: Внимание! Начнем с небольшого эксперимента. Одной рукой давайте закроем нос и хорошо, плотно закроем рот. Ни нос, ни рот открывать нельзя.

В.: Почему вы открыли нос и рот? Что произошло? Что почувствовали?

В.: Я загадаю загадку и, возможно, вы найдете ответ на ваше состояние.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь,

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем!

В.: Правильно ребята. Воздух окружает нашу Землю. Воздух везде: на улице, в комнате, в земле, воде, и даже внутри нас. Воздухом дышат люди, животные, растения, все живое.

- Ребята, а вы видите воздух?

В.: Я тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют « невидимка». Сквозь воздух мы видим окружающие нас предметы? Давайте воздух обозначим вот таким обозначением – круг с точкой в середине.

На доску прикрепляется карточка-обозначение.

А теперь приступим к опытам.

Опыт № 1 « Как поймать воздух». Я предлагаю вам поймать воздух. Возьмите каждый в руки пакет. Что в нем?

В: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. А сейчас смотрите, как я раскрываю пакет, провожу им по воздуху и закручиваю как шарик. Раскрывайте пакет и проведите им по воздуху.

В.: Ребята, почему пакет стал выпуклым? Что его раздуло? Кто догадался, что же в пакете?

В.: Мы видим воздух? Почему мы его не видим?

В.: Правильно. Давайте сделаем вывод.

На доску прикрепляется карточка-обозначение. Хотя воздух невидим, бесцветен и не имеет запаха, все-таки его можно обнаружить и кое-что о нем узнать. Я приглашаю вас пройти в нашу «Лабораторию».

Дети садятся за столы.

Опыт 2. «Обнаружение воздуха»

В: Дети возьмите в руке пустой стакан. Что в нем?

В: Сейчас мы проверим, действительно ли в стакане ничего нет. Переверните стакан вверх дном и медленно его опустите в воду. Держать стакан нужно очень ровно. Попала ли вода в стакан?

В: Достаньте стакан из воды и посмотрите.

Ребята, давайте сделаем вывод – В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

На доску прикрепляется карточка-обозначение.

В: А теперь еще раз погружаем стакан в воду, но уже в наклонном положении. Что появляется в воде?

В: Откуда они взялись? Как вы думаете?

Опыт 3. «Как увидеть воздух»

В: Ребята, у вас на столах стоят стаканчики с водой, а на дне стаканчика лежат горошины. Хотите их оживить?

В: Возьмите трубочку для коктейля, один конец опустите в стакан с водой, а другой возьмите в рот, осторожно подуйте в трубочку. Что происходит? Что вы увидели?

В: Мы выдыхаем в трубочку воздух и в воде он виден в виде пузырьков. Воздух легкий, он легче воды и всегда поднимается вверх. Если в воде появились пузырьки, значит, в ней появился воздух. Это и помогло нам оживить горошины.

На доску прикрепляется карточка-обозначение.

Физкультминутка:

Игра с воздухом «Парашют»

У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой у меня кусок полиэтиленовой пленки.

Она легкая, воздушная, воздуху послушная.

Вы знаете кто такие парашютисты?

В: Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета?

В: Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух.

Воспитатель предлагает всем детям встать в круг и взяться за края пленки.

Руки вверх все поднимаем

Парашют наш надуваем.

Руки вниз мы опускаем,

Парашютик мы сдуваем.

Вот такой наш парашют

Легким воздухом надут.

В: Молодцы. Возвращаемся за столы.

Опыт 4. «Как почувствовать воздух»

В: У вас на столах лежат веера, возьмите их. Помашите им перед лицом. Что вы чувствуете?

В: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер ,

- это движение воздуха. Какой мы с вами сможем сделать вывод:

На доску прикрепляется карточка-обозначение.

Опыт 6. «Запахи воздуха»

В: Сейчас я познакомлю вас с еще одним свойством воздуха.

В начале занятия я вам сказала, что воздух не имеет запаха. Чистый воздух действительно не имеет запаха. Но воздух может присваивать запахи других веществ. У меня на столе стоят закрытые баночки. Что в них находится мы сейчас узнаем?

В: Я открою вам небольшой секрет. Утром я разложила в эти баночки некоторые вещества, а перед занятием я их вынула. Давайте, попробуем по запаху определить, что же было в каждой в баночке.

Вывод:

Чистый воздух запаха не имеет, но может присваивать запахи других веществ.

На доску прикрепляется карточка-обозначение.

В: Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового и интересного о воздухе, и я надеюсь, все запомнили.

- Давайте вспомним по карточкам – обозначениям все, о чем мы говорили на занятии.

В: Спасибо ребята, вы все старались, молодцы.

Да.

Дети закрывают нос и рот руками.

Тяжело дышать. Нечем дышать.

Воздух.

Нет.

Видим.

Ничего. Он пустой.

Дети выполняют действия вместе с воспитателем.

Воздух!

Нет. Потому что воздух бесцветный.

Воздух не имеет цвета и формы.

Стакан пустой.

Нет

Стакан внутри сухой.

Пузыри.

Воздух выходит из стакана и его место занимает вода.

Да.

Появляются пузырьки, горошины поднимаются.

Вывод: Воздух легче воды.

Да. Они прыгают с самолета.

Парашют.

Дети выполняют движения согласно словам.

Ветер

Воздух движется

Ничего. Пусто. Воздух.

1 – чеснок, 2- лимон, 3 – духи, 4 – чистый воздух

Дети по запаху определяют, что находится в баночке.

1. Воздух не имеет цвета.

2. Воздух легче воды.

3. Воздух не имеет запаха.

#1042;оздух движется.

#1052;ы дышим воздухом. Он часть природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Свойства воздуха"

Конспект  непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста "Свойства воздуха", образовательная область "Познание"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Свойства воздуха"

Цель: развивать познавательную активность, используя приемы поисковой деятельности.Задачи: Обучающие:Формировать представления детей дошкольного возраста о воздухе, его свойствах и качествах, его...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Свойства воздуха»

Цель данной разработки формировать представления детей дошкольного возраста о воздухе, его свойствах и качествах, его значимости в жизни человека и природы...

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Исследование свойств воздуха. Воздух – волшебник».

Описание материала: конспект открытого занятия по познавательному развитию. Материал рассчитан на воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет. В основе лежит познавательно-экспериментальная деятельность...