Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста" Русская изба"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Носкина Евгения Вячеславовна

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_russkaya_izba.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Школа №1310 города Москвы

Конспект занятия по  познавательному развитию

с детьми старшего дошкольного возраста  

« Убранство русской избы»

Подготовила и провела:

воспитатель Носкина Е.В.

Задачи и цели:

-   Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, воспитывать любовь к Родине, ее историческим традициям.

-  Продолжать знакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта

- Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками

  новыми словами: подполье, чулан, наблюдники- полки для посуды, бабий кут, красный угол, щепа, божница, рушник, скалка

- Актуализировать и дополнить знания детей о предметах русского быта:  печь, чугун, ухват, кочерга, рубель, кринка, прялка, коромысло, самовар, домовой, стол.  

-  Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи  народных игр

- Воспитывать интерес  и  бережное отношение к старинным вещам, народным традициям и обычаям, интерес к русскому фольклору.

Словарная работа:  подполье,  чулан,   наблюдники,  бабий кут,  домовой, красный угол,  божница,  рушник,  скалка.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций  с изображением старинных предметов быта, беседа о предметах быта, о их  назначении в  жизни русского человека.

 Разучивание пословиц, поговорок, загадок, русских народных игр. Чтение русских народных сказок, чтение сказки « Домовенок Кузя»

Оборудование:  музей  “Русская изба,” с предметами быта,  игрушка «Домовенок», аудио запись со звуками шагов, пирог, сушки, щепки, блестящие пуговицы.

Ход занятия:

Воспитатель с детьми входит в музей.

- Ребята, сегодня наше занятие будет проходить, в нашем музее «Русская изба». Скажите мне, кто знает, что обозначает слово музей?

Ответы детей. Правильно,  музей ребята, это, то место, где находятся старинные вещи, поэтому вести себя нужно тихо, внимательно слушать меня и обращаться с предметами очень аккуратно. Звучит аудио запись со звуками шагов.

- Ребята, кажется, не только мы все здесь находимся, а есть еще кто-то, прислушайтесь.

Воспитатель вместе с детьми прислушивается,   находят, игрушку Домового.

- Ребята, как вы думаете, кто это?

Ответы детей.

- Правильно ребята, это Домовой.  Русские люди считали , что он хранитель дома и в нашей избе тоже оказывается есть Домовой. А еще считалось, что Домовой  помощник по хозяйству. Пока хозяйка выполняла домашнюю работу: ходила за водой к колодцу, или стирала белье на речке, домовой оставался дома и следил за порядком в доме.

Посмотрите, здесь находятся предметы, которые помогали хозяйке в ее труде.

Воспитатель показывает  коромысло.

- Я сейчас вам загадаю загадку, а вы отгадаете, что это такое?

Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).

Правильно, это коромысло, на большую дугу с крючками вешались ведра, клали его на плечо, и было легче носить воду.

Воспитатель показывает рубель.

- Ребята, как вы думаете, а это что за предмет, для чего он был нужен ?  (ответы детей)

- Правильно рубель, он использовался для  выколачивания- стирки и глаженья белья, отжатое белье наматывали на скалку и раскатывали, да так, что даже  плохо постиранное белье становилось белоснежным, даже пословицу придумали: « Не мытьем, а катаньем».

- Ребята, я думаю, что наш Домовой не будет против , если мы с вами посмотрим, что же еще есть в русской избе.

Дети, с воспитателем проходя к печке.

- Ребята, я вам загадаю загадка, а вы отгадаете, какой предмет в русской избе считался самым  важным?

Летом спит,
Зимой горит,
Пасть открывает,
Что дают – глотает (печь)

- Правильно, печь. А почему для русских людей она была так важна?

Ответы детей.

- А чем топили печь? Какими  дровами   считалось лучше топить печь и почему?

Ответы детей.

- Правильно, ребята. Печь была очень важна для людей, они относились к ней с уважением, даже  придумывали про нее пословицы « Догадлив крестьянин на печи избу поставил». В печи готовили пищу, печь обогревала дом, на печи люди спали. Даже сказки придумывали, где русскую печь наделяли волшебными свойствами. Вспомните, какие вы знаете сказки , где есть русская печь. (ответы детей).  Давайте мы с вами присядем и рассмотрим, что есть в нашей печке( дети садятся на лавочки). А Домовенка посадим около печки, пусть тоже посидит и послушает.

- Русские люди готовили в печах, посмотрите в нашей печке есть посуда, в которой готовили. (показывает чугун) Я сейчас вам загадаю загадку, а вы отгадаете, как называется предмет, в моих руках.

Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля
Где, там, в печке уголёк
Кашу сварит… (чугунок).

- Правильно ребята, это чугун. А скажите , почему у него такая необычная форма: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу? (ответы детей)

- Правильно, чтобы его было удобно ставить и вытаскивать из печки.

- А чем его вытаскивали? Послушайте загадку:

Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват
).

- Правильно ухват.

Воспитатель показывает действие с ухватом и чугуном.

- Ребята, посмотрите, что это такое стоит на одной ноге?

Посмотрите, какова!

Нрав совсем не робкий.

Я ворочаю дрова

В раскаленной топке. ( Кочерга)

Ответы детей.

- Правильно, кочерга. А для чего она нужна?

-Правильно, это инструмент для выгребания углей и перемещения дров, чтобы они лучше горели, в печке.

- Ребята мы с вами рассмотрели русскую посуду, а у вас дома тоже есть посуда и находится она на кухне. Давайте с вами поиграем русскую игру «Кухня».

Проводится речевая игра «Кухня»

- Ребята, Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось «бабий кут» (то есть «женский угол»). Иногда люди его отгораживали досками, или занавесками и получалась маленькая комнатка, которую называли чулан.  Здесь хозяйка готовила еду. Около печи было много полок, в старину их называли не полки а «наблюдники», на них вдоль стен стояла посуда: миски, блюда, солонки. Посмотрите ребята, а как этот предмет называется. (ответы детей) Правильно кринка - в нее наливали молоко, квас, воду. Ребята, а как вы думаете вот молоко, продукты, чтобы они не портились, где хранили? У нас с вами сейчас есть холодильники, а раньше в древности холодильников не было.

( ответы детей)

- Ребята, продукты хранили в специальном месте, которое называлось подпол,  его, называли так, потому что оно находилось под полом. В земле, под полом  рыли яму и там хранили продукты, потому что, летом там было прохладно, а зимой, когда были морозы, и земля промерзала, через доски поступало тепло от печки, поэтому температура там всегда была одинаковая, как в наших холодильниках.

- Ребята, еще в бабьем  углу стояла,  посмотрите что это? ( показ прялки, ответы детей) Правильно ребята прялка, женщины из шерсти пряли шерстяные нитки, а что еще необходимо к прялке, чтобы прясть нитку? (ответы детей) Правильно ребята веретено. Вот такое было место у русских хозяек.

- Ребята, в старину русские люди много работали, но они ведь еще и отдыхали. Есть даже известная  пословица, кто нам скажет какая?

« Делу время, потехе час».

- А кто знает, как люди проводил свободное время?

(ответы детей)

- Правильно, пели песни, водили хороводы, играли в игры. Давайте и мы сейчас с вами поиграем в русскую народную игру, которая называется  «Дядюшка Трифон»  Проводится малоподвижная игра.

После игры дети подходят к столу.

_- Ребята в русской избе был еще главный угол.

Его  называли « красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником».

Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Обеденный стол  всегда ставился в красном углу. За столом вся семья  - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.

 Послушайте загадку:

Выпускает жаркий пар        
Древний чайник…(самовар).

- Правильно, самовар,  то же всегда стоял на столе. Утром хозяйка вставала, топила печь, затапливала самовар. Ребята, а как вы думаете, почему я сказала, затапливала самовар? (ответы детей)

- Правильно потому что самовар то же  топили, как и печку, только топили его щепой, то есть щепками  от дров ( показ щепки).

-Ой, ребята, мы совсем забыли про нашего домового, что – то он загрустил. Кажется, я знаю почему, вед в феврале в ночь с 9 на 10 число, а у нас сейчас февраль  месяц, оказывается, есть день домового, можно сказать «день рождения домового». И русские люди знали об этом, они поздравляли его, клали ему в укромный уголок сладости блестящие вещи - пуговицы, брошки ведь считалось, что домовые очень любят сладкое и блестящие красивые вещи.  Просили его о благополучии в доме, что бы он хранил их дом. Давайте и мы с вами оставим нашему Домовому что-нибудь в подарок.( воспитатель вместе с детьми кладут конфеты блестящие пуговицы)

Ну вот, какие мы с вами молодцы, я думаю, что Домовой останется доволен, когда мы все уйдем, он обязательно полакомится нашими подарками.

- Ну что же вам понравилось наше занятие? Скажите,  пожалуйста - что интересного мы с вами увидели и узнали? (ответы детей).Давайте попрощаемся с нашим Домовым и поблагодарим его за гостеприимство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» по теме «В стране сказок».

План-конспект  непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа) по  теме «В стране сказок»...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познание». Тема: «Мира не узнаешь, не зная края своего».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности написан с учётом ФГТ. Интеграция образовательных областей "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Музыка" способ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область "Познание" на тему: Игра - путешествие в страну Математику"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область "Познание" на тему: Игра - путешествие в страну Математику"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Домашние животные".

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Домашние животные" с использованием информационно-к...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Физическое развитие" "Путешествие по Африке"

На протяжении всего занятия педагог описывает встречающихся животных в стихотворной форме, что позволяет поддерживать интерес детей к физическим упражнениям....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Живые семена" (с использованием технологии исследовательской деятельности)

КОНСПЕКТ занятия по экологии «Живые семена» (старшая группа)(использование технологии исследовательской деятельности)Воспитатели: Денисова И.А., Ковалёва Е.Э. Учитель-логопед...