"Юные финансисты"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
-Закрепить сущность понятия «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги.
-Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.
-Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
Развивающие:
-Развивать логические мышления, память, внимание.
- Развивать познавательную активность.
-Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
-Способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию, бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость.
Предварительная работа: беседы, рассматривание коллекций монет и купюр, просмотр презентаций, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, сказок, словарная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №11 «Лесная сказка»
Конспект
открытого занятия
«Юный финансист»
Воспитатель 1кв. категории
Иванова Александра Александровна
г. Балабаново
2025 г.
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
-Закрепить сущность понятия «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги.
-Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.
-Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
Развивающие:
-Развивать логические мышления, память, внимание.
- Развивать познавательную активность.
-Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
-Способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию, бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость.
Предварительная работа: беседы, рассматривание коллекций монет и купюр, просмотр презентаций, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, сказок, словарная работа.
Ход ОД:
1)Организационный этап (приветствие).
Воспитатель: К нам сегодня пришли гости, а гостям мы всегда рады. Давайте поздороваемся. Они пришли посмотреть, как мы здорово умеем заниматься играя. Ребята, а вы хотите отправиться в увлекательное путешествие?
Воспитатель:
Встанем мы в кружочек дружно -
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе: «Привет» -
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй левая рука!
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
(Дети выполняют действия в соответствии с текстом)
Воспитатель: Какой наш девиз?
Дети:
«Мы ребята просто класс,
Все получиться у нас!»
2) Основной (практический) этап.
(Приглашаю детей на стульчики.)
Воспитатель: Ребята, я подготовила для вас загадки, отгадав их, вы поймете, о чём мы сегодня будем с вами говорить.
Загадки:
В кошелёк мы их кладём. С ними в магазин идём. (Деньги)
На товаре быть должна обязательна… (Цена)
Люди ходят на базар: там дешевле весь. (Товар)
Взял конфет и ананасы оплати товары в … (кассе)
И врачу, и акробату выдают за труд. (Зарплату)
Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (Банкомат)
Воспитатель: Ребята, что это за слова такие? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, это финансовые термины.
Посмотрите, когда я была маленькая, мне подарили вот такого чудесного кота, но он не простой, в нем сделаны специальные отверстия. (Воспитатель демонстрирует копилку).
- Что это такое?
Дети: Это копилка.
- Для чего же нужна эта копилка?
Дети: она нужна, для того чтобы копить деньги.
- Ребята, скажите, а что такое деньги?
Дети: Деньги - это средство оплаты товара или какой-нибудь необходимой нам услуги.
Игра – рассуждение «Для чего нам нужны деньги?»
Воспитатель: Давайте поиграем в игру, для этого необходимо встать в круг. Мы будем передавать копилку друг другу и называть для чего нам нужны деньги.
Дети:
-для покупки продуктов питания;
-одежды;
-для оплаты бытовых услуг (ремонт одежды и обуви, ремонт машины);
-для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги) (Кафе, игровая комната, аквапарк, зоопарк);
-для оплаты услуг (за свет, за воду, за вывоз мусора, некоторых врачей)
для оплаты проезда на транспорте;
для покупки подарков.
Воспитатель: Да, деньги очень нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. Присаживайтесь на стулья и посмотрите на экран и расскажите, что мы здесь видим? (Ответы детей.)
Ребёнок: Давным–давно, было такое время, когда денег у людей ещё не было. Они обменивались разными вещами, например: зерно меняли на орудие труда, домашних животных и шкуры на украшения из ракушек и других красивых камней. Это называлось – Натуральный обмен. Товары служили в место денег.
И только потом, спустя много-много лет, люди изобрели первые деньги, с помощью которых покупали все необходимое.
-Давайте посмотрим, какие бывают современные деньги? (Ответы детей.)
-Какие монеты вы знаете? (Дети называют монеты разного достоинства.)
-Какие купюры вы знаете? (Дети называют купюры разного достоинства.)
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы всё верно сказали! Теперь давайте поиграем в игру «Дополни». Я бросаю мяч и называю признак монеты, а вы называете противоположный признак купюры и наоборот.
-Монета круглая, а купюра… (прямоугольная)
-Купюра бумажная, а монета …(металлическая)
-Монета звенит, а купюра … (шуршит)
-Монета металлическая, а купюра…(бумажная)
-Скажите, пожалуйста, а где мы носим деньги? (в кошельке, кармане)
-Молодцы! А сейчас я приглашаю вас на разминку.
Динамическая пауза
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки (один громких хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим руками, пожимаем плечами)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами 4 раза)
Станем денежки считать! (потереть большим пальцем о другие пальцы)
Станем денежки считать! (потереть большим пальцем о другие пальцы)
Один, два, три, четыре (хлопки руками)
Вот мы туфельки купили! (показываем ручками на обувь).
Молодцы, отдохнули.
(Дети садятся на стульчики.)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какие деньги для людей удобнее и нужнее, монеты или купюры? (Рассуждение детей.) Чтобы проверить и ответить на этот вопрос предлагаю отправиться в нашу мини лабораторию. Напомните мне правила – как надо вести себя в лаборатории? (Ответы детей.) Подойдите к столам. Перед вами защитные рукава и фартуки, которые необходимо надеть. Ребята, как настоящие исследователи, мы результаты опытов будем записывать в карту, которая находится на доске. На столе перед нами есть всё необходимое для проведения экспериментов (купюры, монеты, вода, весы, кошельки, пластилин).
- Эксперимент:
Воспитатель: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом купюру. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать. (Купюра рвётся, монета нет.)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Детей: монета прочнее.
Воспитатель: Правильно, монета прочнее. Она не мнётся и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
- Эксперимент:
Воспитатель: Кладите купюру в воду. Что происходит?
Детей: Она намокла.
Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?
Детей: Она рвётся.
Воспитатель: А теперь опустите монету в воду. Что произойдёт?
Детей: Ничего.
Воспитатель: Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает?
ВЫВОД (дети): Монета не мокнет, плюс монетке.
- Эксперимент:
Воспитатель: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра. (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру. Что тяжелее?
- Используем весы?
- Может, подуем?
- Что происходит с монетой? (лежит на ладошке)
- А что происходит с купюрой? (улетает)
- Какой вывод сделаем? Что легче?
ВЫВОД (дети): купюра легче, ставим плюсик купюре.
- Эксперимент
Воспитатель: Положим купюру и монету в кошелёк. (Купюры в один кошелёк, монеты в другой) Потрясите. Переверните. Что происходит? монеты высыпаются.
Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?
ВЫВОД (дети): Купюры.
Воспитатель: Посмотрите на карту. Кто выигрывает? (ничья)
Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем? (нам нужны любые деньги). Воспитатель: Вы правы, нам нужны и монеты и купюры (Приглашаю размяться)
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем сделать заготовки монет. (На столе лежит пластилин и монеты. Работа с пластилином.)
Игра «Заготовки монет» (Дети выполняют работу, вдавливая монеты в пластилин).
Воспитатель: Вот сколько монет у нас получилось. Мы с вами сделали заготовки, но это еще не монеты. Монеты надо чеканить. Чеканка монет – это способ выделки мелких деталей посредством удара молотом. А где чеканят монеты? – В Московском монетном дворе. (Эти монеты отправятся в Московский монетный двор.)
На чём можно отправить монеты в монетный двор? (На машине.)
На какой? (Специальной, инкассаторской машине.)
Физминутка:
Едем – едем на машине, Руками крутим руль
Нажимаем на педаль. Ногу сгибаем и разгибаем
Газ включаем, выключаем Движения рукой вперёд- назад.
Смотрим пристально мы вдаль. Ладонь ко лбу вглядываемся вдаль.
Дворники смывают капли Руки согнуты в локтях
вправо-влево – чистота! движения влево- вправо.
Ветер волосы взъерошил. Взъерошить волосы.
Мы шофёры – хоть куда! Выставляем большой палец.
(Дети садятся на стульчики.)
Воспитатель: Ребята, когда деньги у нас в наличии как они называются? Дети: «наличные деньги».
Воспитатель: А ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Что вы знаете о пластиковой карте? (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль).
Скажите, а откуда можно снять деньги?
Детей: В банкомате.
Воспитатель: А где можно встретить банкомат? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь я предлагаю отправиться в Сбербанк.
(Надеть пиджак и галстук консультанту.)
Ребёнок: (Консультант показывает и рассказывает, как работает банкомат.) На банкомате в любое время можно выполнять те или иные действия с картой: снять или положить наличные деньги, перечислить деньги, оплатить услуги. Но это могут сделать только взрослые. Ребята, давайте посмотрим, что есть на банкомате. В картоприемник вставляют карту, вводят «пин-код». Пин-код, это такие секретные цифры, которые знают только её владельцы. Его никому нельзя рассказывать, чтобы деньги не пропали.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю попробовать снять и положить деньги на карту. (Один ребёнок выполняет операцию «снять», а второй – «кладёт» деньги на счёт
Итог. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вас приглашаю снова встать всех в круг. Что вам было интересно на занятии? Что вам запомнилось? Что вы узнали для себя нового? Мы снова будем передавать друг другу копилку, и продолжать фразу: «Сегодня мне понравилось…» (дети передают копилку)
Ответы детей…
Артём (стих):
«Деньги»
За годом год, за веком век
Живёт с деньгами человек.
Меняются люди, дома, города,
Одежда и обувь, машины, еда
Меняться всему наше время велит
И, денег, конечно, меняется вид!
От круглых монеток, от мятых рублей
Избавиться люди мечтают скорей!
На смену из пластика карты приходят
Уже с телефона расчёт производят!
А что будет дальше?
Давайте мечтать!
Давайте придумывать и воплощать!
Воспитатель: Ребята, мы с вами делали сегодня заготовки монет и отправили их в Монетный двор. Нам передали вот такой мешочек и в нём есть небольшой сюрприз – наши монеты! (Воспитатель раздаёт монеты)
Вы были большие молодцы, мне очень понравилось с вами заниматься. Спасибо вам ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа юного финансиста
Нужно ли учить детей обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста следует начинать?...

План проведения недели «Юный финансист» в средней группе
План проведения недели "Юный финансист" в средней группе...

Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"
Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...

Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы
Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука
муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юног...
методическая разработка программы кружка «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы
Рабочая программакружка по интересам«Юный финансист»для детей подготовительной к школе группы...

Кружок "Юный финансист"
Кружок был разработан для старшей группы.В этом кружке мы знакомили детей с деньгами, откуда они берутся и как зарабатывают их родители....