"Юные финансисты"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Иванова Александра Александровна

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

 

Задачи:

 

Образовательные:

-Закрепить сущность понятия «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги.

-Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.

-Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.

 

Развивающие:

-Развивать логические мышления, память, внимание.

- Развивать познавательную активность.

-Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

 

Воспитательные: 

-Способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию, бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость.

 

Предварительная работа: беседы, рассматривание коллекций монет и купюр, просмотр презентаций, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, сказок, словарная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_na_konkurs.docx33.58 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №11 «Лесная сказка»

Конспект

открытого занятия

«Юный финансист»

Воспитатель 1кв. категории

Иванова Александра Александровна

г. Балабаново

2025 г.

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

-Закрепить сущность понятия «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги.

-Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.

-Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.

Развивающие:

-Развивать логические мышления, память, внимание.

- Развивать познавательную активность.

-Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Воспитательные: 

-Способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию, бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость.

Предварительная работа: беседы, рассматривание коллекций монет и купюр, просмотр презентаций, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, сказок, словарная работа.

Ход ОД:

1)Организационный этап (приветствие).

Воспитатель: К нам сегодня пришли гости, а гостям мы всегда рады. Давайте поздороваемся. Они пришли посмотреть, как мы здорово умеем заниматься играя. Ребята, а вы хотите отправиться в увлекательное путешествие?

Воспитатель: 

Встанем мы в кружочек дружно -

Поздороваться нам нужно.

Говорю тебе: «Привет» -

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй левая рука!

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

(Дети выполняют действия в соответствии с текстом)

Воспитатель: Какой наш девиз?

Дети: 

«Мы ребята просто класс,

Все получиться у нас!»

2) Основной (практический) этап.

(Приглашаю детей на стульчики.)

Воспитатель: Ребята, я подготовила для вас загадки, отгадав их, вы поймете, о чём мы сегодня будем с вами говорить.

Загадки:

В кошелёк мы их кладём. С ними в магазин идём. (Деньги)

На товаре быть должна обязательна… (Цена)

Люди ходят на базар: там дешевле весь. (Товар)

Взял конфет и ананасы оплати товары в … (кассе)

И врачу, и акробату выдают за труд.  (Зарплату)

Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (Банкомат)

Воспитатель: Ребята, что это за слова такие? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, это финансовые термины.

Посмотрите, когда я была маленькая, мне подарили вот такого чудесного кота, но он не простой, в нем сделаны специальные отверстия. (Воспитатель демонстрирует копилку).

- Что это такое?

Дети: Это копилка.

- Для чего же нужна эта копилка?

Дети: она нужна, для того чтобы копить деньги.

- Ребята, скажите, а что такое деньги?

Дети: Деньги - это средство оплаты товара или какой-нибудь необходимой нам услуги.

Игра – рассуждение «Для чего нам нужны деньги?»

Воспитатель: Давайте поиграем в игру, для этого необходимо встать в круг. Мы будем передавать копилку друг другу и называть для чего нам нужны деньги.

Дети: 

-для покупки продуктов питания;

-одежды;

-для оплаты бытовых услуг (ремонт одежды и обуви, ремонт машины);

-для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги) (Кафе, игровая комната, аквапарк, зоопарк);

-для оплаты услуг (за свет, за воду, за вывоз мусора, некоторых врачей)

для оплаты проезда на транспорте;

для покупки подарков.

Воспитатель: Да, деньги очень нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. Присаживайтесь на стулья и посмотрите на экран и расскажите, что мы здесь видим? (Ответы детей.)

Ребёнок: Давным–давно, было такое время, когда денег у людей ещё не было. Они обменивались разными вещами, например: зерно меняли на орудие труда, домашних животных и шкуры на украшения из ракушек и других красивых камней. Это называлось – Натуральный обмен. Товары служили в место денег.

И только потом, спустя много-много лет, люди изобрели первые деньги, с помощью которых покупали все необходимое.

-Давайте посмотрим, какие бывают современные деньги? (Ответы детей.)

-Какие монеты вы знаете? (Дети называют монеты разного достоинства.)

-Какие купюры вы знаете? (Дети называют купюры разного достоинства.)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы всё верно сказали! Теперь давайте поиграем в игру «Дополни». Я бросаю мяч и называю признак монеты, а вы называете противоположный признак купюры и наоборот.

-Монета круглая, а купюра… (прямоугольная)

-Купюра бумажная, а монета …(металлическая)

-Монета звенит, а купюра … (шуршит)

-Монета металлическая, а купюра…(бумажная)

-Скажите, пожалуйста, а где мы носим деньги? (в кошельке, кармане)

-Молодцы! А сейчас я приглашаю вас на разминку.

Динамическая пауза

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки (один громких хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим руками, пожимаем плечами)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами 4 раза)

Станем денежки считать! (потереть большим пальцем о другие пальцы)

Станем денежки считать! (потереть большим пальцем о другие пальцы)

Один, два, три, четыре (хлопки руками)

Вот мы туфельки купили! (показываем ручками на обувь).

Молодцы, отдохнули.

(Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какие деньги для людей удобнее и нужнее, монеты или купюры? (Рассуждение детей.) Чтобы проверить и ответить на этот вопрос предлагаю отправиться в нашу мини лабораторию. Напомните мне правила – как надо вести себя в лаборатории? (Ответы детей.) Подойдите к столам. Перед вами защитные рукава и фартуки, которые необходимо надеть. Ребята, как настоящие исследователи, мы результаты опытов будем записывать в карту, которая находится на доске. На столе перед нами есть всё необходимое для проведения экспериментов (купюры, монеты, вода, весы, кошельки, пластилин).

  1. Эксперимент: 

Воспитатель: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом купюру. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать. (Купюра рвётся, монета нет.)

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Детей: монета прочнее.

Воспитатель: Правильно, монета прочнее. Она не мнётся и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

  1. Эксперимент: 

Воспитатель: Кладите купюру в воду. Что происходит?

Детей: Она намокла.

Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?

Детей: Она рвётся.

Воспитатель: А теперь опустите монету в воду. Что произойдёт?

Детей: Ничего.

Воспитатель: Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает?

ВЫВОД (дети): Монета не мокнет, плюс монетке.

  1. Эксперимент:

Воспитатель: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра. (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру. Что тяжелее?

- Используем весы?

- Может, подуем?

- Что происходит с монетой? (лежит на ладошке)

- А что происходит с купюрой? (улетает)

- Какой вывод сделаем? Что легче?

ВЫВОД (дети): купюра легче, ставим плюсик купюре.

  1. Эксперимент

Воспитатель: Положим купюру и монету в кошелёк. (Купюры в один кошелёк, монеты в другой) Потрясите. Переверните. Что происходит? монеты высыпаются.

Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?

ВЫВОД (дети): Купюры.

Воспитатель: Посмотрите на карту. Кто выигрывает? (ничья)

Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем? (нам нужны любые деньги). Воспитатель: Вы правы, нам нужны и монеты и купюры (Приглашаю размяться)

Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем сделать заготовки  монет. (На столе лежит  пластилин и монеты. Работа с пластилином.)

Игра «Заготовки  монет» (Дети выполняют работу, вдавливая монеты в пластилин).

Воспитатель: Вот сколько монет у нас получилось. Мы с вами сделали заготовки, но это еще не монеты. Монеты надо чеканить. Чеканка монет – это способ выделки мелких деталей посредством удара молотом. А где чеканят монеты? – В Московском монетном дворе.  (Эти монеты отправятся в Московский монетный двор.) 

На чём можно отправить монеты в монетный двор? (На машине.)

На какой? (Специальной, инкассаторской машине.)

Физминутка:

Едем – едем на машине,                          Руками крутим руль                 

Нажимаем на педаль.                              Ногу сгибаем и разгибаем                  

Газ включаем, выключаем                     Движения рукой вперёд- назад.

Смотрим пристально мы вдаль.            Ладонь ко лбу вглядываемся вдаль.

Дворники смывают капли                     Руки согнуты в локтях

вправо-влево – чистота!                        движения влево- вправо.

Ветер волосы взъерошил.                     Взъерошить волосы.

Мы шофёры – хоть куда!                      Выставляем большой палец.

(Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель: Ребята, когда деньги у нас в наличии как они называются? Дети: «наличные деньги».

Воспитатель: А ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Что вы знаете  о пластиковой карте? (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль). 

Скажите, а откуда можно снять деньги?

Детей: В банкомате.

Воспитатель: А где можно  встретить банкомат? (ответы детей)

Воспитатель: А теперь я предлагаю отправиться в Сбербанк.

(Надеть пиджак и галстук консультанту.)

Ребёнок: (Консультант показывает и рассказывает, как работает банкомат.) На банкомате в любое время можно выполнять те или иные действия с картой: снять или положить наличные деньги, перечислить деньги, оплатить услуги. Но это могут сделать только взрослые. Ребята, давайте посмотрим, что есть на банкомате. В картоприемник вставляют карту,  вводят «пин-код». Пин-код, это такие секретные цифры, которые знают только её владельцы. Его никому нельзя рассказывать, чтобы деньги не пропали.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю попробовать снять и положить деньги на карту. (Один ребёнок выполняет операцию «снять», а второй – «кладёт» деньги на счёт

Итог. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вас приглашаю снова встать всех в круг. Что вам было интересно на занятии? Что вам запомнилось? Что вы узнали для себя нового? Мы снова будем передавать друг другу копилку, и продолжать фразу: «Сегодня мне понравилось…»  (дети передают копилку)

Ответы детей…

Артём (стих):

«Деньги»

За годом год, за веком век

Живёт с деньгами человек.

Меняются люди, дома, города,

Одежда и обувь, машины, еда

Меняться всему наше время велит

И, денег, конечно, меняется вид!

От круглых монеток, от мятых рублей

Избавиться люди мечтают скорей!

На смену из пластика карты приходят

Уже с телефона расчёт производят!

А что будет дальше?

Давайте мечтать!

Давайте придумывать и воплощать!

Воспитатель: Ребята, мы с вами делали сегодня заготовки монет и отправили их в Монетный двор. Нам передали вот такой мешочек и в нём есть небольшой сюрприз – наши монеты! (Воспитатель раздаёт монеты)

Вы были большие молодцы, мне очень понравилось с вами заниматься. Спасибо вам ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа юного финансиста

Нужно ли учить детей обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста следует начинать?...

План проведения недели «Юный финансист» в средней группе

План проведения недели "Юный финансист" в средней группе...

Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"

Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...

Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы

Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с   проектной деятельностью  «Азбука юног...

методическая разработка программы кружка «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы

Рабочая программакружка по интересам«Юный финансист»для детей подготовительной к школе группы...

Кружок "Юный финансист"

Кружок был разработан для старшей группы.В этом кружке мы знакомили детей с деньгами, откуда они берутся и как зарабатывают их родители....