Программа Келуня
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Дополнительная образовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Келуня» носит туристско-краеведческую направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ (НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ) «ТЯШТЕНЯ»
РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Принята на заседании педагогического совета от 15 августа 2019 г. Протокол № 1 от 15.08.2019 г. | Утверждаю: Директор МБУ ДО «ЦЭВД (национальной культуры) «Тяштеня» ____________ /Тишкина А.И./. Приказ № 1 от 15.08.2019 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«КЕЛУНЯ»
Возраст обучающихся: 5-7лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Зуева Наталия Викторовна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ЦЭВД (национальной культуры) « Тяштеня»
Рузаевского муниципального района
Рецензент: Родионова Татьяна Алексеевна –
методист МБУ ДО«ЦЭВД (национальной культуры)
«Тяштеня» Рузаевского муниципального района
г. Рузаевка, 2019 г.
Структура программы
1.Пояснительная записка программы | 3 |
2.Цели и задачи программы | 6 |
3.Учебный план программы | 7 |
4.Календарно-тематический план программы | 8 |
5.Содержание программы | 10 |
6.Планируемые результаты освоение образовательной программы | 12 |
7.Оценочные материалы программы | 13 |
8.Материально - техническое обеспечение программы | 13 |
9.Список использованной литературы | 14 |
10.Информационные источники для детей | 16 |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Келуня» носит туристско-краеведческую направленность.
Данная программа разработана на основании:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660);
- Концепция развития дополнительного образования детей на 2014-2020 гг. (Утверждена Распоряжением Правительства РФ № 1726-р 4 сентября 2014 г.);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»;
- Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Устав МБУ ДО «ЦЭВД» .
Актуальность.
Программа «Келуня» (березка) предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным, художественно- эстетическим интересам современного ребенка.
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.
Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша, эрзя и шокша), а также представители других национальностей . Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира, довольно скудны и разрознены. Конечно, роль семьи в формировании начальных представлений ребёнка о родном крае очень важна и в комплексе с целенаправленной работой воспитателей ребёнок получает довольно полное представление о мире вокруг.
Современное дошкольное образование постоянно нуждается в обновлении. С этой целью и была разработана настоящая программа, которая предполагает следующие направления работы:
- художественно – творческое развитии детей по материалам устно – поэтического и музыкального фольклора;
- произведений поэтов, писателей и композиторов Мордовии;
- декоративно – прикладное и изобразительное искусство;
- историко – культурное образование дошкольников в процессе знакомства с республиканской символикой, гербом и флагом Мордовии;
- физическое развитие детей через использование национальных подвижных игр.
В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, музыке, искусству, природе родного края.
В программе делается акцент на приобщение детей к добру, красоте, любви очень важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды.
Необходимость воспитания и обучения детей в условиях образовательной организации с учетом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания обусловлена социально-педагогическими потребностями современного общества.
В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка в контексте культуры родного края и принцип культуросообразности предполагающий учет национальных ценностей и традиций народной педагогики в образовании.
Новизна
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.
В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия творчества. Пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
- Укрепление физического и психического здоровья ребенка, эмоционального благополучия и своевременное всестороннее развитие каждого ребенка.
- Создание в группах атмосферы, гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными.
- Развитие интеллекта ребенка, формирование наглядно-образного мышления, повышение качеств, духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения, направленности отношения детей к ми, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям;
- Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально ценностных ориентаций; приобщение детей к искусству и художественной литературе;
- Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей;
- Формировать осознанное и бережное отношение детей к природе родного края.
- Развитие у детей интереса к национальной культуре.
- Формирование чувства гордости за достижения народов, проживающих на территории Мордовии;
- Творческое развитие детей в различных видах деятельности, нравственное и этнокультурное воспитание дошкольников в процессе знакомства с историческими фактами и сведениями, углубляющими их представления об окружающем мире родного края;
- Воспитание любви, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства, как представителя своего народа.
- Ознакомление детей с малыми фольклорными жанрами и декоративно – прикладным искусством мордовского народа;
- Приобщение ребенка к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении;
- Воспитание патриотизма, любви к малой Родине.
Организационно – методическое обеспечение программы
Срок реализации программы – 1 год. Программа рассчитана на 36 часов. Данная программа ориентирована для детей в возрасте 5 – 7 лет. Количество обучающихся в группе – 7 - 15 человек.
3.УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п.п | Название раздела, темы | Кол-во часов |
1 | Мордовия – мой край родной. | 20 |
2 | Мордовские писатели и их произведения | 4 |
3 | Мордовский фольклор | 11 |
4 | Итоговое занятие. Викторина « Мы в Мордовии живем» | 1 |
итого | 36 |
4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п.п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Мордовия – мой край родной. | 20 | 6 | 14 |
1.1 | История мордовского народа | 2 | 1 | 1 |
1.2 | Праздники, обряды и обычаи мордовского народа. | 4 | 1 | 3 |
1.3 | Мордовский костюм. | 2 | 1 | 1 |
1.4 | Промыслы Мордовии | 4 | 1 | 3 |
1.5 | Изобразительное искусство | 4 | 1 | 3 |
1.6 | Декоративно-прикладное искусство | 4 | 1 | 3 |
2 | Мордовские писатели и их произведения | 4 | 1 | 3 |
2.1 | Знакомство с творчеством писателей Мордовии : Ежов А.Ф., Карчегонов В.Р., Атянин Ф.С., Пинясов Я.М., Сайгин М.Л., Федькин Р.Р., Азрапкин Ю.Н. | 1 | 1 | - |
2.2 | Чтение произведений мордовских писателей. | 3 | - | 3 |
3 | Мордовский фольклор | 11 | 2 | 9 |
3.1 | Мордовские народные сказки, поговорки, пословицы. | 4 | 1 | 3 |
3.2 | Музыкальный фольклор. Мордовские народные песни, инструменты. | 4 | 1 | 3 |
3.3 | Подвижные игры. | 3 | 1 | 2 |
4 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
4.1 | Викторина «Мы в Мордовии живем». | 1 | 1 | |
итого | 36 | 9 | 27 |
5.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Мордовия – мой край родной – 20 часов.
- История мордовского народа – 2 часа.
Углубление представления об окружающем мире. Сведения о республике, столице, знакомство с республиканской символикой, гербом и флагом Мордовии. Национальные особенности края. Природа мордовского края. Исторические корни и происхождения мордовского народа. Месторасположения первых мордовских поселений. Воссоединение мордовского народа с русским народом.
1.2 Праздники, обряды и обычаи мордовского народа - 4часа.
Празднования мордовским народом: Рождества, Масленицы, Пасхи, Троицы. Обряды и обычаи, связанные с праздниками. Мордовская свадьба и посиделки. Национальная кухня.
- Мордовский костюм (панар и рукава) – 2 часа.
Знакомство детей с мордовским нарядом и элементами мордовского костюма. Узоры, украшающие мордовский костюм. Почему у мордовского народа столько разновидностей костюма? Аксессуары от сглаза. Современный мордовский костюм.
- Промыслы Мордовии – 4часа.
Мордовская матрешка и деревянные человечки из Подлесной Тавлы. Бортничество-реализация и добыча меда диких пчел. Берестяные кружева. Гончарный промысел. Мордовские вышивки. О валенках вспоминают зимой, а о лаптях летом.
- . Изобразительное искусство – 4 часа.
Знакомство детей с произведениями живописи современных мордовских художников: Попков В.А., Беднов В.А., Илюхин В.Д. ,Ф.Сычков и др. р.Рисование мордовских узоров. Облик современного города Саранска на картинах М.Ямбушева, М.Свиязова.
- Декоративно - прикладное искусство – 4 часа.
Декоративная аппликация, сложная композиция мордовских узоров и украшения национальной одежды. Декоративная лепка, знакомство с произведениями мордовского скульптора С.Д. Эрьзя. Изготовление куклы – мокшанки из соленого теста. Мордовские украшения из природного материала.
- Мордовские писатели и их произведения. – 4 часа.
2.1. Знакомство с творчеством писателей Мордовии
Биография мордовских писателей: Ежов А.Ф., Карчеганов В.Н., Азрапкин Ю.Н., Атянин Ф.С., Пинясов Я.М., Сайгин М.Л., Федькин Р.Р.
2.2. Чтение произведений мордовских писателей.
- Мордовский фольклор – 11 часов
- . Мордовские народные сказки, пословицы, поговорки – 4часа.
Чтение мордовских народных сказок «Вардоня и Анюта», «Сырьжа», «Марфа, Фрол и черт Танчутка», «Миша с Гришей» , «Вирява», «Ведява», «Юрхтава», «Куйгорож». Познакомить детей с пословицами и поговорками. Побуждать их выражать свое отношение к героям мордовских сказок.
- Музыкальный фольклор – 4часа.
Знакомство детей с мордовским музыкальным искусством. Мордовские музыкальные инструменты(нюди, вяшкома, гарьзя), мордовские народные песни. . Слушание произведений Л.П. Кирюкова, Г.И. Сураева – Королева, Н.И. Бояркина .
- Подвижные игры – 3 часа.
Знакомство детей с подвижными играми: «В горшочке», «В курочек», «Салки», «В ножки», «В коровку», «Котел», «Лапти» и т.д.
- Итоговое занятие – 1 час
4.1. Викторина «Мы в Мордовии живем»
Повторение всей пройденной программы « Мордовия- мой край родной».
6.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Дошкольники будут знать:
- Особенности природы родного края;
- Историю мордовского народа;
- Символику республики Мордовия;
- Национальный состав края, обычаи, песни, игры, предметы быта, элементы народного творчества, мордовский костюм;
- Традиционные праздники мордовского народа
Дошкольники будут уметь:
- Вести самостоятельные наблюдения в природе;
- Работать с элементами народного творчества;
- Применять игры народов республики для организации собственного досуга;
- Называть предметы одежды мордовского костюма, предметы быта.;
- Рассказать об основных традициях мордовского народа.
Формы организации занятий:
- Игры
- Беседы
- Праздники, развлечения, досуги
- Встречи с ветеранами ВОВ
- Заочные путешествия по родному краю
- Выставки
- Художественно-творческая деятельность
- Продуктивная деятельность
- Театрализованная деятельность
- Презентации
Формы контроля
- анализ детской деятельности (рассказы родном крае; творческие работы, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры);
- создание картотек, альбомов;
- проведение праздников, развлечений, спектаклей;
- выставки детских работ;
- -итоговое мероприятие – викторина « Мы в Мордовии живем».
7.ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ПРОГРАММЫ
Проведение аттестации предусматривает проведение викторины «Мы в Мордовии живем». Педагог оценит уровень теоретических знаний ребенка, проследит какие качества приобрел ребенок в процессе обучения (усидчивость, старательность, аккуратность и др).
Критерии оценки результативности определяются таким образом, чтобы можно было определить отнесенность обучающегося к одному из трех уровней результативности: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень – успешное освоение обучающимся более 70% содержания дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей) программы, подлежащей аттестации; средний уровень – успешное освоение обучающимся от 50% до 70% содержания дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей) программы, подлежащей аттестации; низкий уровень – успешное освоение обучающимся менее 50% содержания дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей) программы, подлежащей аттестации.
8.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Учебный кабинет (включая типовую мебель)
- Музыкальный центр;
- Демонстрационные пособия (плакаты: краеведение)
9.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- В.С. Брыжинский «Сиянь рисьминят, серебряные цепочки». Эрзянские и мокшанские игры и хороводы. Саранск, Мордовское книжное издательство, 2002.-102с.
- Т.Прокина. «Мордовский костюм», фотографии Б.Тишулина и др. -Саранск: Изд. К. Шапкарина: Клуб интеллектуального творчества,2013.-48с.
- Мордовский народный костюм. Саранск, Мордовское книжное издательство, 1990.
- Календарные обряды и праздники мордвы. Саранск, ООО «Бьюти», 2010.
- Н.Ф.Мокшин «Мы-Мордва!»:рассказы о родном крае и мордовском народе для маленьких читателей жителей Мордовии и ее гостей./Саранск:Изд. Центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева,2007.-48с.
- Мордовские народные песни. Саранск, Мордовское книжное издательство, 1969.
- Лузгин А. «Промыслы и мастеровые люди Мордовии: рассказы о том, как жили и трудились в старину наши предки» /Саранск: Фонд «Открытия Мордовия»: АНО «Дом народных промысел»,2009.-48с.
- Ручин А. «Природа Мордовского края» :Рассказы для самых маленьких читателей/-Саранск: Фонд «Открытая Мордовия»;Изд. Центр.ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева,2007.-48с.
- Н.М.Арсентьева,Т.С.Баргова, Е.С.Руськина «Саранск столичный»:рассказы для детей о столице Республики Мордовии Саранск: Издатель К.Шапкарин.,2012.-48с.
- Н.М.Арсентьев,Э.Д.Богатырев и др. «Мордовия в истории России»:Дорогами тысячилетия; Изд.центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева.-Саранск,2012.-596с.:ил.
- Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн.для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение,1991,-176 с., ил.
- Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.- М.: Прометей; Книголюб, 2002. -104 с. -(Развивающие сказки для детей).
- Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу!: Путешествие в мир природы и развитие речи. Кн.для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.- 96 с.
- «Мы в Мордовии живем»: пример. Регион. Модуль. Программа дош. Обр. (О.В. Бурляева и др) –Саранск: морд. книжн. изд-во, 2011 – 107 с.
- Национально-региональный компонент непрерывного дошкольного педагогического образования: Материалы межрегиональной научно-практической конференции 12апреля2002г./под.ред.Р.А.Ереминой.-Саранск:МГПИ2002-194с.
- Мордва России: от съезда к съезду./Авт.-сост:Т.С.Баргова, А.С. Лузгин, С.С.Маркова, Ю.С.Цыпина и др.-Саранск:Мордов.кн.изд-во 2004-160с.
- Мордва: Очерки по истории,этнографии и культуре мордовского народа. /Сост.С.С.Маркова.-Изд.доп.и перераб.-Саранск:Мордов.кн.изд-во 2004-992с.
- Мордовские пословицы, и поговорки.-Саранск:Мордов.кн. изд-во1986-142с.
- Мордовские народные игры./Методические рекомендации для воспитателей детского сада.-Саранск:Мордов.кн.изд-во1993-65с.
- Мордва:Историко-культурныеочерки/подред.В.А,Балашова.-Саранск:Мордов.кн.изд-во1995-624с.
- Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду.-Санкт-Петербург"Детство-Пресс"2011 – 524с.
- Валдоня(Светлячок):программа и методические рекомендации для ДОУ РМ – Саранск: Красный Октябрь, 2001 – 108 с.
10.ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Арсенина Е. А., Звени задорная частушка! – М.: Глобус, 2007 г.
2. Гришина Г. Н., Петров В. М., Короткова Л. Д. Сборники: Осенние, весенние, летние, зимние игры, забавы для детей. - М.: Глобус, 1999 г.
3. О.С. Бахмустов «Мордовия :новое тысячелетие», -Саранск 2014.-316с.:ил.
4. Хрестоматия к программе "Валдоня"(Светлячок):для дошк. образов, учрежденийРМ.-Саранск:Мордов.кн.изд-во2004–35
5. Ёфксонь-моронь эшиня./Морафтома книга идень садонди.-Саранск: Мордов.кн.изд-во1992-285с.
6.Ваймонь лихтибрят."Мокшань"и"Якстерь тяштенят"книгасна.Саранск:Мордов.кн.изд-во1994-270с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...

Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Истоки региональной культуры на основе авторской программы "Келуня"
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного простр...

Программа дополнительного образования " Акша келуня"
Программа дополнительного образования " Акша келуня"...

Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...
Итоговое занятие по по дополнительному образованию "Келуня"
Пробудить у детей интерес говорить на мордовском (мокшанском) языке....