Программа Келуня
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Зуева Наталия Викторовна

Дополнительная образовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Келуня»  носит туристско-краеведческую направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kelunya_4.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ (НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ) «ТЯШТЕНЯ»

РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

     Принята на заседании

    педагогического совета

   от 15 августа 2019 г.

   Протокол  № 1  от 15.08.2019 г.

Утверждаю:

Директор МБУ ДО «ЦЭВД (национальной культуры) «Тяштеня»

____________ /Тишкина А.И./.

Приказ  № 1 от 15.08.2019 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«КЕЛУНЯ»

                 

Возраст обучающихся: 5-7лет

Срок реализации: 1 год

                                                                                                       Автор-составитель: Зуева Наталия Викторовна,

                                                                                                       педагог дополнительного образования

                                                                                                       МБУ ДО   «ЦЭВД (национальной культуры) « Тяштеня»  

                                                                                                       Рузаевского муниципального района

            Рецензент: Родионова Татьяна Алексеевна –

                                                                                                       методист МБУ ДО«ЦЭВД (национальной культуры)                                

                                                                                                      «Тяштеня»     Рузаевского муниципального района

                                                   

г. Рузаевка, 2019 г.

Структура программы

1.Пояснительная записка программы

3

2.Цели и задачи программы

6

3.Учебный план программы

7

4.Календарно-тематический план программы

8

5.Содержание программы

10

6.Планируемые результаты освоение образовательной программы

12

7.Оценочные материалы программы

13

8.Материально - техническое обеспечение программы

13

9.Список использованной литературы

14

10.Информационные источники для детей

16

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Дополнительная образовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Келуня»  носит туристско-краеведческую направленность.

Данная программа разработана на основании:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
  2.  Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
  3.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660);
  5. Концепция развития дополнительного образования детей на 2014-2020 гг. (Утверждена Распоряжением Правительства РФ № 1726-р 4 сентября 2014 г.);
  6.  Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»;
  7.  Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  8.   Устав МБУ ДО «ЦЭВД» .

Актуальность.

     Программа «Келуня» (березка)  предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным, художественно- эстетическим  интересам современного ребенка.

    Дошкольный  период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.

      Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт.       Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша, эрзя и шокша), а также представители других национальностей . Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира, довольно скудны и разрознены. Конечно, роль семьи в формировании начальных представлений ребёнка о родном крае очень важна и в комплексе с целенаправленной работой воспитателей ребёнок получает довольно полное представление о мире вокруг.

Современное дошкольное образование постоянно нуждается в обновлении. С этой целью и была разработана настоящая программа, которая предполагает следующие направления работы:

 -  художественно – творческое развитии детей по материалам  устно – поэтического и музыкального фольклора;  

- произведений поэтов, писателей и композиторов Мордовии;

-  декоративно – прикладное  и изобразительное искусство;  

- историко – культурное образование дошкольников в процессе знакомства с республиканской символикой, гербом и флагом Мордовии;

-  физическое развитие детей через использование национальных подвижных игр.

        В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, музыке, искусству, природе родного края.

        В  программе  делается   акцент на приобщение детей к добру, красоте, любви  очень важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды.

Необходимость воспитания и обучения детей в условиях образовательной организации с учетом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания обусловлена социально-педагогическими потребностями современного общества.

В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка в контексте культуры родного края и принцип культуросообразности предполагающий учет национальных ценностей и традиций народной педагогики в образовании.

Новизна

     Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.

        В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия творчества. Пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.


2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  • Укрепление физического и психического здоровья ребенка, эмоционального благополучия и своевременное всестороннее развитие каждого ребенка.
  • Создание в группах атмосферы, гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными,  добрыми, любознательными.
  • Развитие интеллекта ребенка, формирование наглядно-образного мышления, повышение качеств, духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения, направленности отношения детей к ми, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям;
  • Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально ценностных ориентаций; приобщение детей к искусству и художественной литературе;
  • Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей;
  • Формировать осознанное и бережное отношение детей к природе родного края.
  • Развитие у детей интереса к национальной культуре.
  • Формирование чувства гордости за достижения народов, проживающих на территории Мордовии;
  • Творческое развитие детей в различных видах деятельности, нравственное и этнокультурное воспитание дошкольников в процессе знакомства с историческими фактами и сведениями, углубляющими их  представления об окружающем мире родного края;
  • Воспитание любви, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства, как представителя своего народа.
  • Ознакомление детей с малыми фольклорными жанрами и декоративно – прикладным искусством мордовского народа;
  • Приобщение ребенка к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении;
  • Воспитание патриотизма, любви к малой Родине.

Организационно – методическое обеспечение программы

Срок реализации программы – 1 год. Программа рассчитана на 36 часов. Данная программа ориентирована для детей в возрасте 5 – 7 лет. Количество обучающихся в группе – 7 - 15 человек.


3.УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п.п

Название раздела, темы

Кол-во часов

1

Мордовия – мой край родной.

20

2

Мордовские писатели и их произведения

4

3

Мордовский фольклор

11

4

Итоговое занятие. Викторина « Мы в Мордовии живем»

1

итого

36

4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п.п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Мордовия – мой край родной.

20

6

14

1.1

История мордовского народа

2

1

1

1.2

Праздники, обряды и обычаи мордовского народа.

4

1

3

1.3

Мордовский костюм.

2

1

1

1.4

Промыслы Мордовии

4

1

3

1.5

Изобразительное искусство

4

1

3

1.6

Декоративно-прикладное искусство

4

1

3

2

Мордовские писатели и их произведения

4

1

3

2.1

Знакомство с творчеством писателей Мордовии : Ежов А.Ф., Карчегонов В.Р., Атянин Ф.С., Пинясов Я.М., Сайгин М.Л., Федькин Р.Р., Азрапкин Ю.Н.

1

1

-

2.2

Чтение произведений мордовских  писателей.

3

-

3

3

Мордовский фольклор

11

2

9

3.1

Мордовские народные сказки, поговорки, пословицы.

4

1

3

3.2

Музыкальный фольклор. Мордовские народные песни, инструменты.

4

1

3

3.3

Подвижные игры.

3

1

2

4

Итоговое занятие

1

1

4.1

Викторина «Мы в Мордовии живем».

1

1

итого

36

9

27


5.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Мордовия – мой край родной – 20 часов.
  1.  История мордовского народа – 2 часа.

Углубление представления об окружающем мире. Сведения о республике, столице, знакомство с республиканской символикой, гербом и флагом Мордовии. Национальные особенности края. Природа мордовского края. Исторические корни и происхождения мордовского народа. Месторасположения первых мордовских поселений. Воссоединение мордовского народа с русским народом.

1.2  Праздники, обряды и обычаи мордовского народа - 4часа.

Празднования мордовским народом: Рождества, Масленицы, Пасхи, Троицы. Обряды и обычаи, связанные с праздниками. Мордовская свадьба и посиделки. Национальная кухня.

  1. Мордовский костюм (панар и рукава) – 2 часа.

Знакомство детей с мордовским нарядом и элементами мордовского костюма. Узоры, украшающие мордовский костюм. Почему у мордовского народа столько разновидностей костюма? Аксессуары от сглаза. Современный мордовский костюм.

  1. Промыслы Мордовии – 4часа.

Мордовская матрешка и деревянные человечки из Подлесной  Тавлы. Бортничество-реализация и добыча меда диких пчел. Берестяные кружева. Гончарный промысел. Мордовские вышивки. О валенках вспоминают зимой, а о лаптях летом.

  1. . Изобразительное искусство – 4 часа.

Знакомство детей с произведениями живописи современных мордовских художников: Попков В.А., Беднов В.А., Илюхин В.Д. ,Ф.Сычков и др. р.Рисование мордовских узоров. Облик современного города  Саранска на картинах М.Ямбушева, М.Свиязова.

  1.   Декоративно - прикладное искусство – 4 часа.

Декоративная аппликация, сложная композиция мордовских узоров и  украшения национальной одежды. Декоративная лепка, знакомство с произведениями мордовского скульптора С.Д. Эрьзя. Изготовление куклы – мокшанки из соленого теста. Мордовские украшения из природного материала.

  1. Мордовские писатели и их произведения. – 4 часа.

2.1. Знакомство с творчеством писателей Мордовии

Биография мордовских писателей: Ежов А.Ф., Карчеганов В.Н., Азрапкин Ю.Н., Атянин Ф.С., Пинясов Я.М., Сайгин М.Л., Федькин Р.Р.

2.2. Чтение произведений мордовских писателей.

  1. Мордовский фольклор – 11 часов
  1. . Мордовские народные сказки, пословицы, поговорки – 4часа.

Чтение мордовских народных сказок «Вардоня и Анюта», «Сырьжа», «Марфа, Фрол и черт Танчутка», «Миша с Гришей» , «Вирява», «Ведява», «Юрхтава», «Куйгорож». Познакомить детей с пословицами и поговорками. Побуждать их выражать свое отношение к героям мордовских сказок.

  1. Музыкальный фольклор – 4часа.

Знакомство детей с мордовским музыкальным искусством. Мордовские музыкальные инструменты(нюди, вяшкома, гарьзя), мордовские народные песни. . Слушание произведений Л.П. Кирюкова, Г.И. Сураева – Королева, Н.И. Бояркина .

  1. Подвижные игры – 3 часа.

Знакомство детей с подвижными играми: «В горшочке»,  «В курочек», «Салки», «В ножки», «В коровку», «Котел», «Лапти» и т.д.

  1. Итоговое занятие – 1 час

4.1. Викторина «Мы в Мордовии живем»

Повторение всей пройденной программы « Мордовия- мой край родной».


6.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Дошкольники будут знать:

  • Особенности природы родного края;
  • Историю мордовского народа;
  • Символику республики Мордовия;
  • Национальный состав края, обычаи,  песни, игры,  предметы быта, элементы народного творчества, мордовский костюм;
  • Традиционные праздники мордовского  народа

Дошкольники будут уметь:

  • Вести самостоятельные наблюдения в природе;
  • Работать с элементами народного творчества;
  • Применять игры народов республики  для организации собственного досуга;
  • Называть  предметы одежды мордовского  костюма, предметы быта.;
  • Рассказать  об основных  традициях мордовского народа. 

Формы организации занятий:

  • Игры
  • Беседы
  • Праздники, развлечения, досуги
  • Встречи с ветеранами ВОВ
  • Заочные путешествия по родному краю
  • Выставки
  • Художественно-творческая деятельность
  • Продуктивная деятельность
  • Театрализованная деятельность
  • Презентации

Формы контроля

- анализ детской деятельности (рассказы  родном крае; творческие работы, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры);

- создание картотек, альбомов;

- проведение праздников, развлечений, спектаклей;

- выставки детских работ;

- -итоговое мероприятие – викторина « Мы в Мордовии живем».


7.ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ПРОГРАММЫ

    Проведение аттестации предусматривает проведение викторины «Мы в Мордовии живем». Педагог  оценит  уровень теоретических знаний ребенка, проследит какие качества приобрел ребенок в процессе обучения (усидчивость, старательность, аккуратность и др).

Критерии оценки результативности определяются таким образом, чтобы можно было определить отнесенность обучающегося к одному из трех уровней результативности: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень – успешное освоение обучающимся более 70% содержания дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей) программы, подлежащей аттестации; средний уровень – успешное освоение обучающимся от 50% до 70% содержания дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей) программы, подлежащей аттестации; низкий уровень – успешное освоение обучающимся менее 50% содержания дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей) программы, подлежащей аттестации.

8.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Учебный кабинет (включая типовую мебель)
  • Музыкальный центр;
  • Демонстрационные пособия (плакаты: краеведение)

9.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. В.С. Брыжинский «Сиянь рисьминят, серебряные цепочки». Эрзянские и мокшанские игры и хороводы. Саранск, Мордовское книжное издательство, 2002.-102с.
  2. Т.Прокина. «Мордовский костюм», фотографии Б.Тишулина и др. -Саранск: Изд. К. Шапкарина: Клуб интеллектуального творчества,2013.-48с.
  3. Мордовский народный костюм. Саранск, Мордовское книжное издательство, 1990.
  4. Календарные обряды и праздники мордвы. Саранск, ООО «Бьюти», 2010.
  5. Н.Ф.Мокшин «Мы-Мордва!»:рассказы о родном крае и мордовском народе для маленьких читателей жителей Мордовии и ее гостей./Саранск:Изд. Центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева,2007.-48с.
  6.  Мордовские народные песни. Саранск, Мордовское книжное издательство, 1969.
  7.  Лузгин А. «Промыслы и мастеровые люди  Мордовии: рассказы о том, как жили и трудились в старину наши предки» /Саранск: Фонд «Открытия Мордовия»: АНО «Дом народных промысел»,2009.-48с.
  8. Ручин А. «Природа Мордовского края» :Рассказы для самых маленьких читателей/-Саранск: Фонд «Открытая Мордовия»;Изд. Центр.ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева,2007.-48с.
  9. Н.М.Арсентьева,Т.С.Баргова, Е.С.Руськина «Саранск столичный»:рассказы для детей о столице Республики Мордовии Саранск:  Издатель К.Шапкарин.,2012.-48с.
  10.  Н.М.Арсентьев,Э.Д.Богатырев и др. «Мордовия в истории России»:Дорогами тысячилетия; Изд.центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева.-Саранск,2012.-596с.:ил.
  11.  Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн.для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение,1991,-176 с., ил.
  12.  Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.- М.: Прометей; Книголюб, 2002. -104 с. -(Развивающие сказки для детей).
  13.  Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу!: Путешествие в мир природы и развитие речи. Кн.для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.- 96 с.
  14.  «Мы в Мордовии живем»: пример. Регион. Модуль. Программа дош. Обр. (О.В. Бурляева и др) –Саранск: морд. книжн. изд-во, 2011 – 107 с.
  15.  Национально-региональный компонент непрерывного дошкольного педагогического образования: Материалы межрегиональной научно-практической конференции 12апреля2002г./под.ред.Р.А.Ереминой.-Саранск:МГПИ2002-194с.
  16.  Мордва России: от съезда к съезду./Авт.-сост:Т.С.Баргова, А.С. Лузгин, С.С.Маркова, Ю.С.Цыпина и др.-Саранск:Мордов.кн.изд-во 2004-160с.
  17.  Мордва: Очерки по истории,этнографии и культуре мордовского народа. /Сост.С.С.Маркова.-Изд.доп.и перераб.-Саранск:Мордов.кн.изд-во 2004-992с.
  18.  Мордовские пословицы, и поговорки.-Саранск:Мордов.кн. изд-во1986-142с.
  19.  Мордовские народные игры./Методические рекомендации для воспитателей детского сада.-Саранск:Мордов.кн.изд-во1993-65с.
  20.  Мордва:Историко-культурныеочерки/подред.В.А,Балашова.-Саранск:Мордов.кн.изд-во1995-624с.
  21.  Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду.-Санкт-Петербург"Детство-Пресс"2011 – 524с.
  22.  Валдоня(Светлячок):программа и методические рекомендации для ДОУ РМ – Саранск: Красный Октябрь, 2001 – 108 с.

10.ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

1. Арсенина Е. А., Звени задорная частушка! – М.: Глобус, 2007 г.

2.  Гришина Г. Н.,  Петров В. М., Короткова Л. Д.  Сборники: Осенние, весенние, летние, зимние игры, забавы для детей. - М.:  Глобус, 1999 г.

3.  О.С. Бахмустов  «Мордовия :новое тысячелетие», -Саранск 2014.-316с.:ил.

4. Хрестоматия к программе "Валдоня"(Светлячок):для дошк. образов, учрежденийРМ.-Саранск:Мордов.кн.изд-во2004–35

5. Ёфксонь-моронь эшиня./Морафтома книга идень садонди.-Саранск: Мордов.кн.изд-во1992-285с.

6.Ваймонь лихтибрят."Мокшань"и"Якстерь тяштенят"книгасна.Саранск:Мордов.кн.изд-во1994-270с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Истоки региональной культуры на основе авторской программы "Келуня"

Дошкольный  период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного простр...

Программа дополнительного образования " Акша келуня"

Программа дополнительного образования " Акша келуня"...

Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...

Итоговое занятие по по дополнительному образованию "Келуня"

Пробудить у детей интерес говорить на мордовском (мокшанском) языке....