Конспект по познавательно-исследовательской деятельности "Жизнь вокруг нас"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Е. Мельникова
Конспект занятия в средней группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_vokrug_nas-fotoohota.docx39.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

познавательно-исследовательской деятельности

в старшей группе «Мультяшки»

«Жизнь вокруг нас».

Цель:

формировать у детей интерес к живой природе окружающей нас.

Задачи:

-развивать у детей познавательный интерес к миру живой природы;

-закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру;

-способствовать формированию у детей познавательного интереса;

Материал и оборудование:

Коробка, фотоаппарат, листок с инструкцией, готовая стенгазета “Фотовыставка”.

Предварительная работа:

-беседы о живой природе;

-просмотр картинок с изображением живой природы.

Конспект НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Этап 1. Вводная часть 2 мин.

Приветствие. «Веселая разминка»

Цель: создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка ребенка, установление зрительного, слухового контакта.

Цель: включение в образовательную деятельность. Участие в игре.

Здравствуй дерево большое,

Здравствуй маленький цветок,

Здравствуй птичка невеличка

И букашка, и синичка,

И ворона, и сверчок

Здравствуй длинный червячок.

Никого мы не забудем,

И заботится мы будем,

Обо всем что на планете

Вместе с нами здесь живет.

Поднимают руки вверх,

Тянутся к солнышку;

Приседают;

Встают наклоны вправо-влево;

Повернулись, поклонились.

Актуализация знаний. «Загадки»

Цель: развитие умения отгадывать живую природу по их характерным признакам.

Цель: отгадать загадки

-Ребята я вчера разбиралась у бабушки на чердаке и смотрите что нашла!! (показываю коробочку)

Только она почему-то не открывается. А сверху на коробочке загадки. Может быть нужно разгадать загадки, и коробочка откроется. Давайте попробуем.

  1. Волосата, зелена,
    В листьях прячется она.
    Хоть много ножек,
    Бегать всё равно не может.
  2. Под сосною у дорожки
    Кто стоит среди травы?
    Ножка есть, но нет сапожек,
    Шляпка есть – нет головы.
  3. На когтях на ствол сосновый.
    Влез монтёр красноголовый.
    Он трудился, уставал,
    Главный доктор, лес спасал.
  4. Вот иголки и булавки
    Выползают из-под лавки.
    На меня они глядят,
    Молока они хотят.
  5. Чёрен, да не ворон,
    Рогат, да не бык,
    Шесть ног, без копыт,
    С крыльями, а не птица.
  6. Длинное ухо, комочек пуха,
    Прыгает ловко, любит морковку.
  7. Ах, не трогайте меня,
    Обожгу и без огня.
  8. На лугу живёт скрипач,
    Носит фрак и ходит вскачь.
  9. В лесу у пня беготня, суетня,
    Народ рабочий, весь день хлопочет,
    Себе дом строит.
  10. Шевелились у цветка
    Все четыре лепестка
    Я сорвать его хотел,
    Он вспорхнул и улетел.

-Гусеница

-Гриб

-Дятел

-Ёж

-Жук

-Заяц

-Крапива

-Кузнечик

-Муравьи

-Бабочка

Мотивация. Целеполагание. «Волшебный фотоаппарат»

Цель: создание игровой мотивации; формирование представлений о предстоящей деятельности, вовлечение детей в решение поставленных задач.

Цель: включиться в игровую ситуацию, приготовиться к выполнению заданий.

Воспитатель:

-ой смотрите ребята!! Коробочка открылась!!!

(показываю фотоаппарат)

Смотрите это фотоаппарат. И к нему есть инструкция (показываю бумажку и начинаю читаю)

-Это не простой фотоаппарат, а волшебный. Он покажет вам все живое что есть вокруг вас. Ребята мне очень интересно увидеть жизнь вокруг нас. А вам?

Как думаете, что нам покажет фотоаппарат?

Я предлагаю начать.

-Да нам тоже интересно.

Предположения детей.

Этап 2. Основная часть НОД (15 минут)

«Поиск жизни»

Цель: развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи.

Цель: выполнить задание.

Давайте приступим и посмотрим, что же рядом с нами живёт, растет, развивается и своими делами занимается.

Смотрите дерево-наводим фотоаппарат. Да!! фотоаппарат сфотографировал дерево, значит оно живое. Кто знает почему деревья относятся к живой природе?

А что еще относится к живой природе?

Да все верно это все живая природа, а значит-жизнь.

Давайте наведем фотоаппарат на цветок. Да он сфотографировал цветок-вы правы, цветы живые.

А теперь ищем насекомого. Муравей!! Наводим фотоаппарат-есть мы нашли еще жизнь рядом с нами!!!

А давайте найдем птиц. Ищем. Смотрите-трясогузка. Наводим фотоаппарат-есть мы нашли еще жизнь рядом с нами.

Ну а теперь ищем животное-нужна кошка либо собака. Улыбочку-есть еще жизнь, которая живет рядом с нами.

Ребята смотрите мы живем, ходим каждый день в садик и на работу, гуляем, играем и даже не задумываемся что рядом снами бок о бок живут и занимаются своими делами и проблемами тысячи живых жизней. У них свои дела, свой детский садик, своя работа, они решают свои проблемы и заботятся о своих детках- практически так же, как и мы-люди. Но мы в своей суете не замечаем, что рядом с нами происходит много интересного. Вы посмотрите, как муравьишки спешат по своим делам, как птички ловят насекомых что бы прокормить своих птенцов.

Это все очень интересно. Но жизнь рядом с нами хрупка и не защищена. Вы в любой момент можете сломать ветку у дерева и сорвать цветок. А они живые, им больно. Мы люди, наделены разумом, и как старшие братья по разуму мы должны заботиться о природе. Ребята для этого есть экологические правила. Это правила поведения человека по отношению к природе. Давайте поиграем. Я вам буду говорить действия, а вы будете говорить можно так себя вести или нет.

«Экологическая игра «Правила поведения в лесу».

#1053;а полянке посидели

Все попили и поели,

А потом пошли домой —

Мусор унесли с собой!

Правильно?

2. Можно по лесу гулять,

Ветки с дерева ломать?

Правильно?

3. Девочки цветочки рвали

И в веночки заплетали.

А полянка вся пуста —

Не осталось ни цветка!

Правильно?

4. Можно - уходя из леса домой,

Уносить ежа с собой?

Правильно?

5. Дети по лесу гуляли,

Не шумели, не кричали,

Ягодки собирали,

Веточки у дерева не ломали!

Правильно?

#1052;уравьиный дом в глуши –

Ты его не тормоши,

Муравьишкам помоги,

Домик их огороди!

Правильно?

6. Насекомых не давите,

Если встретите в лесу,

Насекомые природе

Много пользы принесут!

Правильно?

Молодцы ребята, знаете, как себя вести в лесу и заботиться о природе.

А теперь я хочу узнать знаете ли вы природу. Я буду говорить что-то живое из мира природы, а вы должны назвать несколько примеров этого.

Игра «Три слова»

  • Деревья
  • Кусты
  • Комнатные цветы
  • Садовые цветы
  • Трава
  • Зимующие птицы
  • Перелетные птицы
  • Водоплавающие птицы
  • Домашние животные
  • Дикие животные
  • Животные Крайнего Севера
  • Животные тропиков
  • Морские обитатели
  • Насекомые

А теперь небольшая викторина.

Словесная игра «Вопрос-ответ»

#1059; какого насекомого уши на ногах?

#1063;то делает ёж зимой?

#1050;акие птицы прилетают к нам первыми?

#1050;то был летом рыжий, а зимой становиться серый?

#1050;то носит свой дом на спине?

#1050;акая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда?

#1050;акую птицу называют «лесное радио»?

#1050;ак называется домик для птиц, сделанный руками человека?

#1050;ак называют человека, который охраняет лес, следит за порядком?

#1059; какого дерева белый ствол?

#1050;ак называется дом у муравья?

#1050;акой гриб носит название лесного хищника?

Молодца ребята на все вопросы ответили. А теперь давайте немного поиграем.

Они растут, питаются, размножаются.

Предположения детей.

(Насекомые, трава, цветы, птицы, животные)

-Береза, дуб, клен.

-Крыжовник, смородина, малина.

-Фиалка, герань, фикус.

-Ромашка, роза, петунья.

-Осока, лебеда, подорожник.

-Воробей, голубь, ворона.

-Журавли, ласточка, грачи.

-Гусь, утка, лебедь.

-Корова, лошадь, собака.

-Волк, лиса, заяц.

-Белый медведь, тюлень, морской котик.

-Лев, слон, жираф.

-Рыбы, кит, дельфин

-Комар, муха, бабочка.

-У кузнечика.

-Спит.

-Грачи.

-Белка.

-Улитка.

-Кукушка.

-Сорока.

-Скворечник.

-Лесник.

-Береза.

-Муравейник.

-Лисичка.

Физкультминутка. «Дерево, куст, трава».

Цель: Смена деятельности, снятие статического напряжения.

Цель: выполнить действия в соответствии с текстом.

игра «Дерево, куст, трава».

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие).

Усложнение- называю названия деревьев, кустов и травы. (Крыжовник, черника, ива, полынь, сосна, ель, можжевельник, брусника, ромашка, колокольчик, рябина)

Выполняют действия согласно заданным словам.

Беседа «Фотовыставка»

Цель: узнать, как дети восприняли материал. Развивать речевую активность, умение отвечать полными предложениями.

Цель: отвечать на вопросы.

Ой ребята смотрите откуда эта коробка? А что в ней? Смотрите это огромная фотовыставка. А что тут за фотографии? Давайте посмотрим. Да это же наши фотографии, которые мы делали нашим фотоаппаратом. Он действительно волшебный!!!

Давайте хорошенько рассмотрим фотографии.

Подходят к коробке.

Рассматривают “Фотовыставку”.

Этап 3. Заключительная часть 3 минуты.

Подведение итогов. «Охрана природы»

Цель: обобщение полученных знаний, подведение итогов.

Цель: осознание результатов своей деятельности.

Ребята давайте еще раз вспомним, кто рядом с нами живет.

-Деревья, трава, цветы, насекомые, птицы, животные.

А по каким признакам можно определить, что природа живая?

растут, дышат, питаются, дают потомство

Ребята, как вы думаете, какие условия необходимы жизни для нормального роста и развития?

воздух, питание, тепло и свет

Как должен относиться человек к живой природе?

Бережно, природу нужно охранять.

Рефлексия.

Цель: способствовать снятию эмоционального и умственного напряжения.

Цель: осознание своего эмоционального состояния.

Ребята, мы сегодня узнали много нового и интересного. Теперь вы точно знаете, что около нас много живых существ. И трава, и деревья живые. А мы как старшие братья по разуму должны заботиться о них и защищать. Следить за родителями и друзьями что бы они не мусорили, самим не мусорить. И тогда мы будем жить с природой в мире и дружбе.

Ребята вот тут на столе лежат раскраски с живой природой. Тут и деревья, и трава, и цветы, и насекомые, и птицы, и животные. Выберите кто вам больше нравится и раскрасьте.

Берут раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Вода вокруг нас"

Проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах....

Познавательно-исследовательский проект «Вода вокруг нас»

Цель проекта:Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания....

Познавательно-исследовательский проект "Вода вокруг нас"

Познавательно-исследовательский проект «Вода вокруг нас» Участники: дети, родители и воспитатели средней группы «Незабудка». Продолжительность проекта: среднесрочный....

Познавательно-исследовательский проект «Насекомые вокруг нас»

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится ...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы Тема «Воздух вокруг нас»

Цель:развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Задачи: Образовательные:-дать представление о том, что воздух есть вокруг нас, что ветер – это движение воздуха...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» в средней группе.

Данное занятие не только позволит познакомить детей со свойствами воздуха, но и поможет лучше запомнить информацию при помощи схем, из которых получается в конце обобщающая мнемотаблица....

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Тема: «Воздух вокруг нас»

   Цель: развитие поисково-познавательной активности детей при проведении опытов и           исследований с воздухом....