Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Тема: «Воздух вокруг нас»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Егорова Марина Александровна

     Цель: развитие поисково-познавательной активности детей при проведении опытов и      

     исследований с воздухом.

     Задачи:

     Обучающие:

     1. Закрепить умение устанавливать простейшие закономерности и связи в явлениях

     окружающего мира.

     2. Формировать представления о свойствах воздуха.

3. Формировать умения делать самостоятельные выводы и умозаключения при проведении опытно-исследовательской деятельности.

4. Расширять кругозор детей.

     Развивающие:

     1. Развивать познавательный интерес, умение устанавливать причинно-

     следственные связи на основе  элементарного эксперимента.

     2. Развивать логическое мышление.

     3. Способствовать развитию активности и самостоятельности при проведении

     исследовательской деятельности.

     Воспитательные:
          1. Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать

     его всеми доступными способами.

      2. Воспитывать целеустремлённость, усидчивость.

Материал и оборудование:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_poznavatelno-issledovatelskoy_deyatelnosti.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка»

муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области

КОНСПЕКТ

совместной познавательно-исследовательской  деятельности

педагога с детьми старшей группы

Тема: «Воздух вокруг нас»

Подготовила: Егорова М. А.

воспитатель ДОУ

2022

Технологическая карта  совместной познавательно - исследовательской деятельности

Образовательная область: познавательное развитие

Интегрирование образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.  

     Форма организации: подгрупповая

     Цель: развитие поисково-познавательной активности детей при проведении опытов и      

     исследований с воздухом.

     Задачи:

     Обучающие:

     1. Закрепить умение устанавливать простейшие закономерности и связи в явлениях

     окружающего мира.

     2. Формировать представления о свойствах воздуха.

3. Формировать умения делать самостоятельные выводы и умозаключения при проведении опытно-исследовательской деятельности.

4. Расширять кругозор детей.

     Развивающие:

     1. Развивать познавательный интерес, умение устанавливать причинно-

     следственные связи на основе  элементарного эксперимента.

     2. Развивать логическое мышление.

     3. Способствовать развитию активности и самостоятельности при проведении

     исследовательской деятельности.

     Воспитательные:
          1. Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать

     его всеми доступными способами.

      2. Воспитывать целеустремлённость, усидчивость.

Материал и оборудование: 

- белые халаты на каждого ребенка;

- столы,

- листы бумаги,

- одноразовые стаканы с водой, соломинки для коктейля,

- целлофановые пакеты,

- емкость с водой, стакан, бумажная салфетка,

- воздушные шарики.

Ход совместной деятельности.

Части совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Способы поддержки детской инициативы

1 часть – вводная

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Меня зовут профессор Всезнайкина.

Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? 

- Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать?

- Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием.

- Скажите, а  для чего ученые проводят опыты и эксперименты?

- Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. И для вас у меня первая загадка: чего в нашей группе очень много, но мы этого не видим?

- Правильно. А почему мы не видим воздух?

- Сегодня мы проведем такие опыты, что сможем увидеть и почувствовать воздух.

Но прежде чем мы войдём в лабораторию, я напомню вам правила поведения в ней.

- В лаборатории следует соблюдать тишину и порядок.

- Нельзя трогать оборудование без разрешения.

- Все задания надо выполнять точно и старательно.

- Вы готовы к новым открытиям?

Тогда вперед.

Дети: Здравствуйте!

Ответы детей: лаборатория - это место, где проводят опыты.

Ответы детей.

Дети предлагают варианты ответов.

Ответы детей: воздух.

-Воздух бесцветный, прозрачный.

Ответы детей.

Создать  ситуацию, в которой дети приобретают желание и

опыт оказания помощи окружающим.

Создание образовательной ситуации. Мотивация детей на предстоящую деятельность.

2 часть - основная

Воспитатель: В лаборатории работают в белых халатах, давайте их наденем.

Воспитатель: Итак, проведем первый опыт «Почувствуй воздух»

Задача: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

Предлагаю  вам самостоятельно сделать бумажные веера. Помахать веером возле своего лица.

- Какой вывод мы можем сделать?

Воспитатель: Молодцы! Веер заставил воздух двигаться, и вы ощутили дуновение воздуха на щеках. Воздух не виден, но ощутим.

- А мы переходим к следующему опыту «Я вижу воздух».

Я предлагаю вам взять стаканчики с водой и коктейльные трубочки. Опустите трубочки в стаканы и выдохните в них воздух.

- Что вы увидели?

- Действительно, если выдохнуть воздух в воду, то он скапливается в виде воздушных шариков и поднимается вверх. Воздух легче воды. Вода выталкивает воздушные шарики, которые стремятся вверх. Благодаря этому опыту мы смогли увидеть воздух.

Воспитатель: Дальше я предлагаю провести опыт «Ловим воздух».

С помощью этого опыта мы увидим, что воздух везде вокруг нас.

Для этого вам нужно открыть прозрачный целлофановый пакет, как бы «зачерпнуть» в него воздух, закрутить края.

- Ребята, что случилось с пакетом?

- А как вы думаете, почему?

- Правильно, пакет надулся и стал плотным, потому что в нем воздух. Вывод: воздух прозрачный, невидимый, легкий.

- Ребята, давайте немного отдохнем. Выходите на физкультминутку.

Воздух-невидимка,
Выходи гулять!
Воздух-невидимка,
Как тебя поймать?
Если быстро-быстро в поле убегу,
Чистого-пречистого воздуха найду!
Если вместе с дедушкой по лесу пойду,
Самого полезного воздуха найду!
Если вместе с папой в горы я пойду,

Самого кристального воздуха найду!

Воспитатель: А сейчас подойдите к столу. Мы проведем опыт «Воздух повсюду». С помощью этого опыта мы убедимся, что воздух есть везде, даже в пустом сосуде.

Воспитатель проводит опыт.

- Медленно опускаем пластиковый стакан с салфеткой на дне в воду, затем переворачиваем стакан, салфетка осталась сухой.

Вывод: Вода выталкивает воздух, воздух заполняет любое пространство, поэтому ничего не является пустым.

Воспитатель: Ребята, а есть ли вкус и запах у воздуха?

- Давайте проверим. Вдохните через рот - нет вкуса у воздуха. А теперь вдохните через нос – нет запаха. Чистый воздух не имеет запаха, но мы можем придать воздуху запах. С помощью освежителя воздуха, духов или других пахучих веществ можно придать воздуху запах. Частицы духов смешаются с частицами воздуха, и мы ощущаем запах.

Воспитатель: Ну и напоследок я хочу вам предложить опыт «Почему летит ракета?»

На ваших столах лежат воздушные шарики. Надуйте их пожалуйста.

А теперь отпустите.

- Что произошло?

- Да, когда мы отпускаем надутый шарик, воздух стремится выйти наружу. Действие воздушной струи вызвало реакцию противодействия, и шарик полетел в противоположном направлении от выходящей струи воздуха. По такому же принципу летит и ракета.

Дети входят в лабораторию, надевают халаты, садятся за столы

Дети изготавливают бумажные веера. Проводят опыт.

- Воздух можно почувствовать.

Дети выполняют эксперимент.

Ответы детей: пузырьки.

Дети проводят опыт.

Ответы детей: пакет надулся.

- В пакет попал воздух.

Дети выполняют движения согласно тексту.

Дети наблюдают.

Ответы детей.

Дети выполняют.

Дети надувают воздушные шары.

Ответы детей: Шарик полетел.

Создать ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений

Побуждать детей к проявлению мыслительной активности

Побуждать детей к проявлению двигательной активности

Поддержание         детского интереса.

Практическая деятельность.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности,

осуществляемой в тесном контакте со взрослыми.

Физкультминутка

3 часть – заключительная

Рефлексия.
Подведение итогов.

- Ребята, ну вот и подошла к концу работа в нашей лаборатории.

- Скажите пожалуйста, вам понравилось наше занятие?

- С чем мы проводили сегодня опыты?

- Что вы узнали нового?

- Я благодарю вас за работу, вы все большие молодцы!

Ответы детей.

Ответы детей: Мы проводили опыты с воздухом.

Ответы детей: Что воздух можно почувствовать, увидеть, поймать. Что воздух повсюду.

Создать условия для  возникновения ситуации успеха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы «Как дикие животные приспосабливаются к зиме»

Цель:Расширить и углубить представления детей о приспособлении животных к зимним условиям существования.Развивать умение устанавливать связи между особенностями поведения животных и среды обитания.Упр...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего возраста на тему: "Космическое путешествие"

Мое занятие проводится в рамках семинара практикума:"Реализация образовательной области  "Познание" В ДОУ. Это обобщающее занятие по теме  "Космос" с детьми старшей группы....

конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие в космос".

Методическая разработка "Путешествие в космос"проводится в рамках семинара практикума:"Реализация образовательной области "Познание"в ДОУ. Это занятие обощающее подведение итогов по теме :"Изучение ко...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста "Воздух - невидимка"

В процессе исследовательской деятельности у детей формируются понятия о свойствах воздуха и расширяются представления о его значимости в жизни человека, животных, растений....

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми Тема: Свойства воздуха. (Старшая группа.)

• Занятие по познавательному развитию в старшей группе Тема: Свойства воздуха. Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе Задачи: -об...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Воздух всему живому необходим»

- учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы. -  способствовать обогащению и закреплению знани...