Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Тема: «Воздух вокруг нас»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Цель: развитие поисково-познавательной активности детей при проведении опытов и
исследований с воздухом.
Задачи:
Обучающие:
1. Закрепить умение устанавливать простейшие закономерности и связи в явлениях
окружающего мира.
2. Формировать представления о свойствах воздуха.
3. Формировать умения делать самостоятельные выводы и умозаключения при проведении опытно-исследовательской деятельности.
4. Расширять кругозор детей.
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес, умение устанавливать причинно-
следственные связи на основе элементарного эксперимента.
2. Развивать логическое мышление.
3. Способствовать развитию активности и самостоятельности при проведении
исследовательской деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать
его всеми доступными способами.
2. Воспитывать целеустремлённость, усидчивость.
Материал и оборудование:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_poznavatelno-issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка»
муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области
КОНСПЕКТ
совместной познавательно-исследовательской деятельности
педагога с детьми старшей группы
Тема: «Воздух вокруг нас»
Подготовила: Егорова М. А.
воспитатель ДОУ
2022
Технологическая карта совместной познавательно - исследовательской деятельности
Образовательная область: познавательное развитие
Интегрирование образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Форма организации: подгрупповая
Цель: развитие поисково-познавательной активности детей при проведении опытов и
исследований с воздухом.
Задачи:
Обучающие:
1. Закрепить умение устанавливать простейшие закономерности и связи в явлениях
окружающего мира.
2. Формировать представления о свойствах воздуха.
3. Формировать умения делать самостоятельные выводы и умозаключения при проведении опытно-исследовательской деятельности.
4. Расширять кругозор детей.
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес, умение устанавливать причинно-
следственные связи на основе элементарного эксперимента.
2. Развивать логическое мышление.
3. Способствовать развитию активности и самостоятельности при проведении
исследовательской деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать
его всеми доступными способами.
2. Воспитывать целеустремлённость, усидчивость.
Материал и оборудование:
- белые халаты на каждого ребенка;
- столы,
- листы бумаги,
- одноразовые стаканы с водой, соломинки для коктейля,
- целлофановые пакеты,
- емкость с водой, стакан, бумажная салфетка,
- воздушные шарики.
Ход совместной деятельности.
Части совместной деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Способы поддержки детской инициативы |
1 часть – вводная | Воспитатель: Здравствуйте, дети! Меня зовут профессор Всезнайкина. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? - Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? - Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. - Скажите, а для чего ученые проводят опыты и эксперименты? - Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. И для вас у меня первая загадка: чего в нашей группе очень много, но мы этого не видим? - Правильно. А почему мы не видим воздух? - Сегодня мы проведем такие опыты, что сможем увидеть и почувствовать воздух. Но прежде чем мы войдём в лабораторию, я напомню вам правила поведения в ней. - В лаборатории следует соблюдать тишину и порядок. - Нельзя трогать оборудование без разрешения. - Все задания надо выполнять точно и старательно. - Вы готовы к новым открытиям? Тогда вперед. | Дети: Здравствуйте! Ответы детей: лаборатория - это место, где проводят опыты. Ответы детей. Дети предлагают варианты ответов. Ответы детей: воздух. -Воздух бесцветный, прозрачный. Ответы детей. | Создать ситуацию, в которой дети приобретают желание и опыт оказания помощи окружающим. |
Создание образовательной ситуации. Мотивация детей на предстоящую деятельность. | |||
2 часть - основная | Воспитатель: В лаборатории работают в белых халатах, давайте их наденем. Воспитатель: Итак, проведем первый опыт «Почувствуй воздух» Задача: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. Предлагаю вам самостоятельно сделать бумажные веера. Помахать веером возле своего лица. - Какой вывод мы можем сделать? Воспитатель: Молодцы! Веер заставил воздух двигаться, и вы ощутили дуновение воздуха на щеках. Воздух не виден, но ощутим. - А мы переходим к следующему опыту «Я вижу воздух». Я предлагаю вам взять стаканчики с водой и коктейльные трубочки. Опустите трубочки в стаканы и выдохните в них воздух. - Что вы увидели? - Действительно, если выдохнуть воздух в воду, то он скапливается в виде воздушных шариков и поднимается вверх. Воздух легче воды. Вода выталкивает воздушные шарики, которые стремятся вверх. Благодаря этому опыту мы смогли увидеть воздух. Воспитатель: Дальше я предлагаю провести опыт «Ловим воздух». С помощью этого опыта мы увидим, что воздух везде вокруг нас. Для этого вам нужно открыть прозрачный целлофановый пакет, как бы «зачерпнуть» в него воздух, закрутить края. - Ребята, что случилось с пакетом? - А как вы думаете, почему? - Правильно, пакет надулся и стал плотным, потому что в нем воздух. Вывод: воздух прозрачный, невидимый, легкий. - Ребята, давайте немного отдохнем. Выходите на физкультминутку. Воздух-невидимка, Самого кристального воздуха найду! Воспитатель: А сейчас подойдите к столу. Мы проведем опыт «Воздух повсюду». С помощью этого опыта мы убедимся, что воздух есть везде, даже в пустом сосуде. Воспитатель проводит опыт. - Медленно опускаем пластиковый стакан с салфеткой на дне в воду, затем переворачиваем стакан, салфетка осталась сухой. Вывод: Вода выталкивает воздух, воздух заполняет любое пространство, поэтому ничего не является пустым. Воспитатель: Ребята, а есть ли вкус и запах у воздуха? - Давайте проверим. Вдохните через рот - нет вкуса у воздуха. А теперь вдохните через нос – нет запаха. Чистый воздух не имеет запаха, но мы можем придать воздуху запах. С помощью освежителя воздуха, духов или других пахучих веществ можно придать воздуху запах. Частицы духов смешаются с частицами воздуха, и мы ощущаем запах. Воспитатель: Ну и напоследок я хочу вам предложить опыт «Почему летит ракета?» На ваших столах лежат воздушные шарики. Надуйте их пожалуйста. А теперь отпустите. - Что произошло? - Да, когда мы отпускаем надутый шарик, воздух стремится выйти наружу. Действие воздушной струи вызвало реакцию противодействия, и шарик полетел в противоположном направлении от выходящей струи воздуха. По такому же принципу летит и ракета. | Дети входят в лабораторию, надевают халаты, садятся за столы Дети изготавливают бумажные веера. Проводят опыт. - Воздух можно почувствовать. Дети выполняют эксперимент. Ответы детей: пузырьки. Дети проводят опыт. Ответы детей: пакет надулся. - В пакет попал воздух. Дети выполняют движения согласно тексту. Дети наблюдают. Ответы детей. Дети выполняют. Дети надувают воздушные шары. Ответы детей: Шарик полетел. | Создать ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений Побуждать детей к проявлению мыслительной активности Побуждать детей к проявлению двигательной активности Поддержание детского интереса. |
Практическая деятельность. Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослыми. Физкультминутка | |||
3 часть – заключительная Рефлексия. | - Ребята, ну вот и подошла к концу работа в нашей лаборатории. - Скажите пожалуйста, вам понравилось наше занятие? - С чем мы проводили сегодня опыты? - Что вы узнали нового? - Я благодарю вас за работу, вы все большие молодцы! | Ответы детей. Ответы детей: Мы проводили опыты с воздухом. Ответы детей: Что воздух можно почувствовать, увидеть, поймать. Что воздух повсюду. | Создать условия для возникновения ситуации успеха |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы «Как дикие животные приспосабливаются к зиме»
Цель:Расширить и углубить представления детей о приспособлении животных к зимним условиям существования.Развивать умение устанавливать связи между особенностями поведения животных и среды обитания.Упр...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего возраста на тему: "Космическое путешествие"
Мое занятие проводится в рамках семинара практикума:"Реализация образовательной области "Познание" В ДОУ. Это обобщающее занятие по теме "Космос" с детьми старшей группы....
конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие в космос".
Методическая разработка "Путешествие в космос"проводится в рамках семинара практикума:"Реализация образовательной области "Познание"в ДОУ. Это занятие обощающее подведение итогов по теме :"Изучение ко...
Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе «Воздух вокруг нас»
Занятие по экспериментированию «Воздух вокруг нас»...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста "Воздух - невидимка"
В процессе исследовательской деятельности у детей формируются понятия о свойствах воздуха и расширяются представления о его значимости в жизни человека, животных, растений....
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми Тема: Свойства воздуха. (Старшая группа.)
• Занятие по познавательному развитию в старшей группе Тема: Свойства воздуха. Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе Задачи: -об...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Воздух всему живому необходим»
- учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы. - способствовать обогащению и закреплению знани...