Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» в средней группе.
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Рякшина Татьяна Николаевна

Данное занятие не только позволит познакомить детей со свойствами воздуха, но и поможет лучше запомнить информацию при помощи схем, из которых получается в конце обобщающая мнемотаблица.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_vozduh_vokrug_nas.docx197.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности

«Воздух вокруг нас»

в средней группе.

Воспитатель Рякшина Татьяна Николаевна

Тема«Воздух вокруг нас».

Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей со свойствами воздуха (невидимость, прозрачность, бесцветность), заполняет все пространство, может двигать предметы, находится везде, воздух внутри нас, его ролью в жизни человека;

способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха в процессе экспериментальной деятельности.

Развивающие:

 Развивать наблюдательность, речь, логическое мышление, память, внимание, интерес к исследовательской деятельности;

развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Воспитательные:

Воспитывать любознательность, аккуратность, умение внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы;

воспитывать интерес к экспериментированию.

Интеграция ОО«Социально-коммуникативное развитие»«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Физическое развитие»

Технологии: экспериментирование, игровая, здоровьесберегающая, ИКТ, ТРИЗ.

 Методы и приемы:

- практические: опыты с полиэтиленовыми пакетами, трубочками, водой; игра «Водолаз», игра «Воздушный футбол».

- наглядные: рассматривание (слайд, мнемотаблица)

- словесные: беседа, вопросы, отгадывание загадки.

Исследовательская деятельность: опыты.

Оборудование: целлофановые пакеты, связка шаров, одноразовые стаканчики с водой, зубочистка, соломинки для коктейля, ворота, 2 мяча, показ слайда-водолаз, мнемотаблицы.

Ход занятия::

I Организационная часть

Воспитатель: Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся

-Давайте подарим гостям наши улыбки и хорошее настроение.

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями. Вы хотите? (Да!)

Воспитатель: А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Загадка: Он нам нужен, чтобы дышать,

                Чтобы шарик надувать.

                С нами рядом каждый час,

                 Но невидим он для нас!

– Что это?

Воспитатель: – Правильно, сегодня мы будем исследовать воздух. 

 II Основная часть

Воспитатель подходит к связке с шарами и лопает один из них.

 -Интересно, откуда такой громкий звук? Что случилось с нашим шариком? (Лопнул шарик, из него вылетел воздух.)

-Как вылетел? Куда вылетел? (Сюда, к нам. Он повсюду!)

-А я его не вижу. А вы, ребята видите воздух вокруг нас?  (Нет, не видим)

-Раз мы его не видим, значит, какой воздух? (Воздух невидимый) 

 схема 1 D:\ЗАГРУЗКИ\возд.png  Ребенок зачеркивает глаз.

   -А как же нам увидеть его и показать нашим гостям?

(Предложения детей.)

-Тогда приглашаю всех в нашу лабораторию к 1 столу.

ОПЫТ 1. Обнаружение воздуха при помощи пакета.

-Что лежит на столе? (пустые пакеты)

-Хорошенько рассмотрите пакеты, в них что-нибудь находится? (дети высказывают свои предположения)

-Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?.(Да).

Взмахивает воспитатель пакетом, ловя воздух, закручивает его. Дети делают тоже самое.

-Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем пакет.

-Что вы теперь скажете? И теперь пакет пустой? На что стал похож пакет? 

 -Почему пакет стал похож на подушку? (В пакете воздух, он стал похож на подушку).

-Воздух занял всё место в пакете.

-А как мы можем узнать, что в пакете воздух? Нам могут просто не поверить. (Если дети не скажут, то … Я сейчас проткну пакет острой палочкой. Подставьте свои щечки (воспитатель прокалывает пакет, подносит пакет к каждому из детей, давая тем самым почувствовать струю воздуха).

-Расскажите о своих ощущениях. (дети рассказывают, что чувствуют холодок, ветерок, воздух).

Вывод: из пакета выходила струйка воздуха. Воздух нельзя увидеть, но можно его почувствовать.                                                                                    

-Ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт! И, что выяснили? (Воздух- вокруг нас)

схема 2 D:\ЗАГРУЗКИ\воз3.jpg

- Ребята, как вы думаете, какого цвета воздух?(ответы детей).                        

-На столе у меня фонарик. Сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели? (Свет фонарика проходит через пакет.)                                                            

 -Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и еще свойства воздуха – прозрачный, бесцветный                                                                                                             -Итак, товарищи ученые, что еще мы с вами выяснили?(Воздух- прозрачный, бесцветный).

схема 3  D:\ЗАГРУЗКИ\воз2.jpg   Ребенок зачеркивает картинку.

-Скажите, ребята, а внутри нас есть воздух? (дети высказывают свои предположения).

-А как можно это увидеть и показать нашим гостям? (Предложения детей) 

ОПЫТ 2. Обнаружение воздуха при помощи соломинки для коктейля

-Тогда приглашаю всех в нашу лабораторию ко 2 столу.

-Предлагаю опустить трубочку в стаканчик с водой и подуть.                                                -Как здорово у вас получается. Что происходит?  Вода в стаканах просто бурлит. Почему так произошло? (дети говорят, что это выходил воздух из трубочки)                                                                                                           -Откуда вы взяли воздух, чтобы дуть в трубочки? (подвести детей к тому, что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом его выдохнуть в трубочку).                                                                                                                -Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим, а значит воздух находится в нас.

-Положите себе руки на грудь и подышите. Чувствуете, как наши легкие наполняются воздухом?

-Ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт! И, что выяснили? (Воздух находится в нас.                                            Мы им дышим!) 

схема 4    D:\ЗАГРУЗКИ\воз4.jpg

Дыхательная гимнастика.                                                                                          

-Дети, а вы любите играть? Я знаю интересную игру «Водолаз».                     

 -Вы знаете, кто это такой? Посмотрите на картинку (показ слайда).              

 -Как вы думаете, под водой есть воздух? (Ответы детей)                            

 -А как же он дышит?? (Ответы детей)                                                             

  -Правильно, у него есть специальный баллон с воздухом.                              

 -А вы сможете продержаться без воздуха под водой? А хотите научиться?  

 -Сначала давайте потренируемся: нужно набрать воздух через нос, а выдохнуть через рот. (упражнения с детьми)

Теперь я думаю, вы готовы к погружению. Дети предварительно "готовят" организм к "погружению" - делают вдох-выдох три раза, затем приседают - "погружаются" и сидят на корточках, кто сколько сможет. Кода воздух заканчивается, водолазы "всплывают" – встают.                                              

– Тяжело было без воздуха? Может ли человек жить без воздуха? Вспомните, только ли человеку необходим воздух?

(Ещё воздух нужен птицам, рыбам, животным, деревьям, растениям).            

-Дети, вы любите играть в игры? А в какую игру мы можем поиграть, используя воздух?(мыльные пузыри, воздушный змей, воздушные шары)

Игра: «Воздушный футбол»

Мяч нужно забить в ворота не касаясь до него ни руками, ни ногами. Кто-нибудь из вас догадался, как это сделать (дети отвечают, что нужно дуть на мячик)

ОПЫТ 3. Воздух движет предметы

-Давайте разделимся на 2 команды. Дети начинают играть в «Воздушный футбол».                                                                                                               -Весело играли. Как вам удалось так ловко забивать в ворота мяч? (дети говорят, что они дули на мячик). Кто же помог нам?

Вывод: Воздух помог нам играть, он двигал мячик. Значит, воздух может передвигать предметы.

схема 5      D:\ЗАГРУЗКИ\воз 5.jpg

-Товарищи исследователи, а как называется движение воздуха? (ветер)      

-А в природе вы наблюдали, как ветер передвигает предметы? Приведите примеры.(качает ветки, срывает листья, волны)

III Заключительная часть. Рефлексия.

-Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности по схемам мнемотаблицы, которые постепенно в ходе экспериментирования выставлялись на доску).                                                         Ответы детей: Мы узнали, что воздух прозрачный, бесцветный;                                                                  - что воздух постоянно нас окружает;                                                                  

- что воздух невидим, но его можно найти разными способами;                        

-воздухом может передвигать предметы;                                                            

- что воздух есть внутри людей.                                                                

-Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздуха? (ответы: воздух необходим всему живому)

-Вы у меня просто молодцы! Но хочу заметить, что свежий воздух полезнее для нашего организма, поэтому нужно всегда проветривать помещения и гулять на улице.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект НОД в рамках проекта по познавательно-исследовательской и опытнической деятельности «Волшебная бумага» в средней группе

План-конспект НОД в рамках проекта по познавательно-исследовательской и опытнической   деятельности «Волшебная бумага» в средней группе...

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности «Познай себя» с использованием ИКТ средняя группа

Конспект занятия "Познай себя" поможет детям узнать о строении человеческого тела и назначении отдельных частей  тела....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Песочная страна» в средней группе

формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить);развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать,...

Конспект познавательно-исследовательской НОД «Путешествие в прошлое карандаша» в средней группе

Цель занятия познакомить детей с историей появления простого карандаша и его эволюцией....

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности "Что такое здоровье?" для детей среднего возраста

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности "Что такое здоровье?" для детей среднего возраста по приобщению к здоровому образу жизни....

Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности (ознакомление с природой) для детей средней группы. Тема: Знакомство с декоративными птицами (на примере канарейки)

Форма организации: речевая ситуация.Программное содержание: Дать детям представления о декоративных птицах, показать особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать...