Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» в средней группе.
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Данное занятие не только позволит познакомить детей со свойствами воздуха, но и поможет лучше запомнить информацию при помощи схем, из которых получается в конце обобщающая мнемотаблица.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_vozduh_vokrug_nas.docx | 197.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности
«Воздух вокруг нас»
в средней группе.
Воспитатель Рякшина Татьяна Николаевна
Тема: «Воздух вокруг нас».
Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей со свойствами воздуха (невидимость, прозрачность, бесцветность), заполняет все пространство, может двигать предметы, находится везде, воздух внутри нас, его ролью в жизни человека;
способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха в процессе экспериментальной деятельности.
Развивающие:
Развивать наблюдательность, речь, логическое мышление, память, внимание, интерес к исследовательской деятельности;
развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, аккуратность, умение внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы;
воспитывать интерес к экспериментированию.
Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Технологии: экспериментирование, игровая, здоровьесберегающая, ИКТ, ТРИЗ.
Методы и приемы:
- практические: опыты с полиэтиленовыми пакетами, трубочками, водой; игра «Водолаз», игра «Воздушный футбол».
- наглядные: рассматривание (слайд, мнемотаблица)
- словесные: беседа, вопросы, отгадывание загадки.
Исследовательская деятельность: опыты.
Оборудование: целлофановые пакеты, связка шаров, одноразовые стаканчики с водой, зубочистка, соломинки для коктейля, ворота, 2 мяча, показ слайда-водолаз, мнемотаблицы.
Ход занятия::
I Организационная часть
Воспитатель: Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся
-Давайте подарим гостям наши улыбки и хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями. Вы хотите? (Да!)
Воспитатель: А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Загадка: Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
– Что это?
Воспитатель: – Правильно, сегодня мы будем исследовать воздух.
II Основная часть
Воспитатель подходит к связке с шарами и лопает один из них.
-Интересно, откуда такой громкий звук? Что случилось с нашим шариком? (Лопнул шарик, из него вылетел воздух.)
-Как вылетел? Куда вылетел? (Сюда, к нам. Он повсюду!)
-А я его не вижу. А вы, ребята видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим)
-Раз мы его не видим, значит, какой воздух? (Воздух невидимый) –
схема 1 Ребенок зачеркивает глаз.
-А как же нам увидеть его и показать нашим гостям?
(Предложения детей.)
-Тогда приглашаю всех в нашу лабораторию к 1 столу.
ОПЫТ 1. Обнаружение воздуха при помощи пакета.
-Что лежит на столе? (пустые пакеты)
-Хорошенько рассмотрите пакеты, в них что-нибудь находится? (дети высказывают свои предположения)
-Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?.(Да).
Взмахивает воспитатель пакетом, ловя воздух, закручивает его. Дети делают тоже самое.
-Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем пакет.
-Что вы теперь скажете? И теперь пакет пустой? На что стал похож пакет?
-Почему пакет стал похож на подушку? (В пакете воздух, он стал похож на подушку).
-Воздух занял всё место в пакете.
-А как мы можем узнать, что в пакете воздух? Нам могут просто не поверить. (Если дети не скажут, то … Я сейчас проткну пакет острой палочкой. Подставьте свои щечки (воспитатель прокалывает пакет, подносит пакет к каждому из детей, давая тем самым почувствовать струю воздуха).
-Расскажите о своих ощущениях. (дети рассказывают, что чувствуют холодок, ветерок, воздух).
Вывод: из пакета выходила струйка воздуха. Воздух нельзя увидеть, но можно его почувствовать.
-Ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт! И, что выяснили? (Воздух- вокруг нас)
схема 2
- Ребята, как вы думаете, какого цвета воздух?(ответы детей).
-На столе у меня фонарик. Сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели? (Свет фонарика проходит через пакет.)
-Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и еще свойства воздуха – прозрачный, бесцветный -Итак, товарищи ученые, что еще мы с вами выяснили?(Воздух- прозрачный, бесцветный).
схема 3 Ребенок зачеркивает картинку.
-Скажите, ребята, а внутри нас есть воздух? (дети высказывают свои предположения).
-А как можно это увидеть и показать нашим гостям? (Предложения детей)
ОПЫТ 2. Обнаружение воздуха при помощи соломинки для коктейля
-Тогда приглашаю всех в нашу лабораторию ко 2 столу.
-Предлагаю опустить трубочку в стаканчик с водой и подуть. -Как здорово у вас получается. Что происходит? Вода в стаканах просто бурлит. Почему так произошло? (дети говорят, что это выходил воздух из трубочки) -Откуда вы взяли воздух, чтобы дуть в трубочки? (подвести детей к тому, что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом его выдохнуть в трубочку). -Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим, а значит воздух находится в нас.
-Положите себе руки на грудь и подышите. Чувствуете, как наши легкие наполняются воздухом?
-Ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт! И, что выяснили? (Воздух находится в нас. Мы им дышим!)
схема 4
Дыхательная гимнастика.
-Дети, а вы любите играть? Я знаю интересную игру «Водолаз».
-Вы знаете, кто это такой? Посмотрите на картинку (показ слайда).
-Как вы думаете, под водой есть воздух? (Ответы детей)
-А как же он дышит?? (Ответы детей)
-Правильно, у него есть специальный баллон с воздухом.
-А вы сможете продержаться без воздуха под водой? А хотите научиться?
-Сначала давайте потренируемся: нужно набрать воздух через нос, а выдохнуть через рот. (упражнения с детьми)
Теперь я думаю, вы готовы к погружению. Дети предварительно "готовят" организм к "погружению" - делают вдох-выдох три раза, затем приседают - "погружаются" и сидят на корточках, кто сколько сможет. Кода воздух заканчивается, водолазы "всплывают" – встают.
– Тяжело было без воздуха? Может ли человек жить без воздуха? Вспомните, только ли человеку необходим воздух?
(Ещё воздух нужен птицам, рыбам, животным, деревьям, растениям).
-Дети, вы любите играть в игры? А в какую игру мы можем поиграть, используя воздух?(мыльные пузыри, воздушный змей, воздушные шары)
Игра: «Воздушный футбол»
Мяч нужно забить в ворота не касаясь до него ни руками, ни ногами. Кто-нибудь из вас догадался, как это сделать (дети отвечают, что нужно дуть на мячик)
ОПЫТ 3. Воздух движет предметы
-Давайте разделимся на 2 команды. Дети начинают играть в «Воздушный футбол». -Весело играли. Как вам удалось так ловко забивать в ворота мяч? (дети говорят, что они дули на мячик). Кто же помог нам?
Вывод: Воздух помог нам играть, он двигал мячик. Значит, воздух может передвигать предметы.
схема 5
-Товарищи исследователи, а как называется движение воздуха? (ветер)
-А в природе вы наблюдали, как ветер передвигает предметы? Приведите примеры.(качает ветки, срывает листья, волны)
III Заключительная часть. Рефлексия.
-Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности по схемам мнемотаблицы, которые постепенно в ходе экспериментирования выставлялись на доску). Ответы детей: Мы узнали, что воздух прозрачный, бесцветный; - что воздух постоянно нас окружает;
- что воздух невидим, но его можно найти разными способами;
-воздухом может передвигать предметы;
- что воздух есть внутри людей.
-Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздуха? (ответы: воздух необходим всему живому)
-Вы у меня просто молодцы! Но хочу заметить, что свежий воздух полезнее для нашего организма, поэтому нужно всегда проветривать помещения и гулять на улице.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект НОД в рамках проекта по познавательно-исследовательской и опытнической деятельности «Волшебная бумага» в средней группе
План-конспект НОД в рамках проекта по познавательно-исследовательской и опытнической деятельности «Волшебная бумага» в средней группе...
Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности «Познай себя» с использованием ИКТ средняя группа
Конспект занятия "Познай себя" поможет детям узнать о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела....
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Песочная страна» в средней группе
формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить);развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать,...
Конспект познавательно-исследовательской НОД «Путешествие в прошлое карандаша» в средней группе
Цель занятия познакомить детей с историей появления простого карандаша и его эволюцией....
Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности "Что такое здоровье?" для детей среднего возраста
Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности "Что такое здоровье?" для детей среднего возраста по приобщению к здоровому образу жизни....
Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности (ознакомление с природой) для детей средней группы. Тема: Знакомство с декоративными птицами (на примере канарейки)
Форма организации: речевая ситуация.Программное содержание: Дать детям представления о декоративных птицах, показать особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать...
Конспект открытой ООД по познавательно-исследовательской деятельности с элементами развития речи в средней группе Тема: «Мы-исследователи»
Познавательно-исследовательская деятельность с элементами развития речи в средней группе...