Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Удивительный воздух» в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

представление о воздухе и его свойствах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад №50 «Теремок»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

физического направления развития воспитанников»

г. Озерск Челябинской области

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Удивительный воздух» в средней группе

подготовили воспитатели:

Кравченко Ирина Николаевна

Горбачева Юлия Викторовна

г. Озёрск, 2020

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Удивительный воздух» в средней группе

Цель: Расширять знания о воздухе.

Задачи:

1. Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах;

2. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

3. Развивать внимание, память, умение работать в группе;

4. Воспитывать интерес к экспериментированию, самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие».

Оборудование: апельсины, ветка ели, чеснок, лук, полиэтиленовые пакеты, емкость с водой, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля, бумажные полоски, банка с крышкой, пустая пластмассовая бутылка, воздушные шарики, весы.

Ход занятия:

В: Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями. Вы хотите?

Д: Да!

В: Тогда надевайте скорее колпаки! А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Он заходит к нам в окно,

С ним нам дышится легко.

Он прозрачный, он не пахнет.

Без него вокруг все чахнет.

Д: Воздух!

В: Для чего нам с вами нужен воздух?

Д: Воздух нам нужен, чтобы дышать.

В: А можем ли мы его видеть?

Д: Нет.

В: Воздуха мы не видим, но он окружает нас. А чем пахнет воздух? Давайте проверим.

Проводится опыт «Узнай по запаху»: детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах апельсина, ветки ели, чеснока, лука.

В: Вы почувствовали запах того вещества, которое я вам предлагала понюхать. Если в помещении, например, ели апельсин или поставили елку, то воздух будет иметь запах этого продукта или вещи. Имеет ли свой запах воздух?

Д: Вот и первое свойство воздуха – он не имеет запаха.

В: Какой воздух?
Д: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
В: А чтобы найти воздух, его надо поймать. Я научу вас ловить воздух.

Проводиться опыт «Поймай невидимку».

В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Д: Он пуст.

В: Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его, что произойдет?

Д: Если развяжем пакет, то выпустим из него воздух и пакет опять станет тоненьким.

Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать.

В: Мы поймали воздух и заперли его в пакете. Какого цвета воздух?

Д: У воздуха нет цвета, он прозрачный.

В: Это еще одно свойство воздуха – прозрачный, бесцветный. А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята?

Д: Да.

В: Давайте проверим.

Проводится опыт «Воздух в человеке». На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные трубочки.

В: Что в стаканчиках?

Д: Вода с горошиной.

В: Что делают горошины?

Д: Лежат на дне стаканчика.

В: Хотите оживить горошины?

Д: Да.

В: А что нам поможет их оживить, как вы думаете?

Д: Воздух.

В: Правильно, нам надо подуть в трубочки. Смотрите появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели. А посмотрите на горошины. Они двигаются. Что же оживило горошины?

Д: Воздух.

В: Мы его нашли. А откуда взялся этот воздух.

Д: Мы выдували воздух из себя.

В: Сначала вы вдохнули воздух в себя, потом выдохнули в трубочку.

Вывод: В человеке есть воздух!

В: Воздухом мы дышим! Ребята, а вы знаете чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот.

Физкультминутка.

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

В: Ребята, что в бутылке?

Д: В бутылке ничего нет. Она пустая.

В: Сейчас мы проверим.

Проводится опыт «Воздух повсюду». Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться.

В: Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки?

Д: Это выходит воздух.

В: Вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Вывод: Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

В: Интересно, а воздух всегда двигается или нет? Давайте проверим.

Проводиться опыт «Воздух всегда в движении»

В: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и подуем на нее. Она отклонилась. Почему?

Д: Воздух ее двигает.

В: Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха. В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется – ветер. Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен?

Д: Да!

В: Рассмотрим плотно закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта, и мы не можем вдохнуть воздух из нее. А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас?

Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов.

В: Чем пахнет?

Д: Апельсинами.

В: Воздух из банки переместился по комнате, и мы почувствовали запах.

Вывод: Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк. Воздух может передвигать предметы.

В: Предлагаю проверить есть ли у воздуха вес.

Проводится опыт «Вес воздуха»

Два одинаково надутых воздушных шарика привязаны на концах палки длинной около 60-ти см. На середине палки закреплена верёвочка. Воспитатель берется за веревочку и поднимает самодельные весы.

В: Что произойдёт если мы проткнем один шарик?

Д: Из шарика выйдет воздух.

Протыкается один шар зубочисткой. Конец, к которому привязан лопнувший шар, поднимется вверх.

В: Почему палка поднялась?

Д: Шарик без воздуха стал легче.

В: Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик?

Д: Палочка станет ровной.

Протыкают второй шарик.

В: У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Вывод: Воздух имеет вес.

В: Сегодня мы узнали так много интересного о воздухе. Мы молодцы! Можно проводить еще множество разных опытов и узнавать много нового и интересного. Как увлекателен мир вокруг нас! Пожелаем себе удачи в дальнейшем изучении и исследовании этого удивительного мира.

Список использованной литературы

  1. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2019.
  2. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011.
  3. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Тугушева Г. П. – СПб: Детство-Пресс, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие птицы" (в средней группе)

уточнить  представления о видах  зимующих птиц;закрепить понятие «зимующие» птицы.учить выслушивать ответы товарищей;активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в средней группе "Помочь лесовичку расколдовать насекомых"

- уточнить и расширить представления о насекомых (майский жук, божья коровка, бабочка, кузнечик, муравей, пчела) и их характерных признаках;- формировать представления о зависимости их окраски от мест...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в средней группе «Путешествие в царство «Здоровье»

- закреплять основные понятия: «здоровье», «чистота», «предметы гигиены», «доброта», «правильное питание»;-  учить детей правилам безопасного поведения;- развивать внимание, память, мышление, воо...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (природное окружение) в средней группе

          ЗадачиФормировать представления о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.Закрепить представления о внешнем виде, повадках, пи...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации в средней группе.

Ознакомление с окружающим миром, прививать любовь к окружающиму миру....