Дидактическая игра "Хорошо-плохо" Тематика игры-положительные и отрицательные качества природных явлений.
учебно-методическое пособие по окружающему миру (подготовительная группа)

Юсупова Марина Жангалиевна

Предлагаю вашему вниманию настольную дидактическую игру "Хорошо-плохо". У каждого предмета, природного явления, животного, насекомого и человека, есть положительные и отрицательные качества. Эта игра позволит детям продемонстрировать свои знания, фантазию, находчивость, а также узнать что-то новое друг от друга. Данная игра поможет выяснить позитивный и негативный характер явлений природы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети, сегодня я хочу предложить вам игру, которая называется “Хорошо-плохо”. Как мы с вами уже говорили ранее, у каждого предмета, природного явления, животного, насекомого и даже человека, есть положительные и отрицательные качества. Эта игра позволит вам не только продемонстрировать свои знания, фантазию, находчивость, но и узнать что-то новое друг от друга. Сегодня, тема нашей игры поможет нам выяснить позитивный и негативный характер явлений природы.

Ход игры:

На столе перед вами расположены: таблица с обозначениями времён года в виде кругов разных цветов, рулетка, которая будет помогать нам регулировать ход игры, а также стрелка на рулетке, будет указывать нам на круги разного цвета, расположенные на её полях и четыре коробочки в которых находятся карточки с изображением природных явлений. Четыре круга разного цвета обозначают времена года к которым относится то или иное природное явление. Зелёный цвет символизирует-весну, красный-лето, жёлтый-осень и синий-зиму. В таблице, разделённой на сектора ,есть такие же круги, под которыми в столбцах вы будете располагать картинки с изображением природных явлений соответствующих временам года.

Первый игрок вращает стрелку на рулетке, стрелка укажет вам на один из четырёх кругов. Игрок выбирает из коробочки, с обозначением круга того же цвета,который выпал на рулетке, картинку с природным явлением, кладёт её на стол и даёт первое определение данному явлению. Затем, каждый игрок продолжает по очереди называть признаки. Когда вы назовёте все признаки, следующий игрок вращает стрелку, игра продолжается.

Давайте начнём игру

Дети, скажите, что положительного вы можете сказать о ветре?

1 Ветер

Хорошо: предполагаемые ответы детей (меняет погоду, переносит семена, переносит пыльцу с цветка на цветок, управляет течением океана, перемещает облака, участвует в круговороте воды в природе и т.д.)

А что отрицательного в таком природном явлении, как ветер?

Плохо: предполагаемые ответы детей (сильный ветер вырывает деревья, разрушает строения,может быть холодным,создаёт пыльные бури,усиливает пожары,сдувает плодородный слой почвы)

Что хорошего можно сказать о снеге?

2 Снег

Хорошо: предполагаемые ответы детей (русская народная поговорка “ Много снега-много хлеба”-говорит нам о том,что если зима была снежной, урожай будет богатым,снег является природным защитным покровом для растений,зимние виды спорта,весело играть со снегом,интересно рассматривать узоры снежинок,улицы города выглядят чистыми и белоснежными,можно кататься на санках,можно лепить фигуры из снега)

А какие негативные последствия бывают при таком природном явлении как снег?

Плохо: предполагаемые ответы детей (заносы и гололёд на дорогах,сход снежных лавин,трудности в передвижении,трудности для животных в добывании корма,животные замерзают,слякоть-можно промочить ноги и заболеть,вредно кушать снег...)

Очень хорошо, мне нравится то,что вы даёте полный ответ...

Нам выпала карточка с изображением дождя. Что хорошего вы можете сказать о нём?

3 Дождь

Хорошо: предполагаемые ответы детей (питает почву влагой,поливает растения,увлажняет воздух,летом охлаждает воздух,сбивает пыль,дождевую воду можно использовать для полива огорода,можно пускать кораблики)

А что плохого в дожде?

Плохо: предполагаемые ответы детей (портит дороги без покрытия,стоят лужи,можно промочить ноги и заболеть,может вызвать наводнение,бывает холодным,можно замёрзнуть,бывает сильным ливневым дождём,может затопить улицы)

На этот раз нам выпала карточка с изображением облаков. Мне будет интересно услышать ваши ответы. Подумайте и скажите,что хорошего в таком природном явлении,как облака?

4 Облака

Хорошо:предполагаемые ответы детей (защищают землю от солнечных лучей,увлажняют воздух,участвуют в круговороте воды в природе,благодаря облакам ,влага питает растения,почву,благодаря облакам,вода наполняет реки,озёра,защищают людей от ультрафиолетового излучения,облака не позволяют земле нагреваться,интересно рассматривать форму облаков

Плохо: предполагаемые ответы детей (грозные облака создают плохую погоду,опасны для авиации,образуют молнии опасные для людей,скрывают солнце,это портит настроение,плохо влияет на здоровье человека,скрывают вид ночного,звёздного неба

Многие люди боятся грозы, как вы думаете,можно ли найти положительные качества в данном явлении?

5 Гроза

Хорошо: предполагаемые ответы детей (,разряжает воздух,сопровождается дождём,который увлажняет воздух,красиво выглядит)

А что плохого приносит нам гроза?

Плохо: предполагаемые ответы детей (может вызвать пожар,травмирует людей,животных,выводит из строя технику самолётов,создаёт помехи для радиосвязи)

Ещё одно очень интересное природное явление-туман. Что вы можете сказать о нём.Туман это хорошо или плохо? Попробуйте назвать положительные качества

6 Туман

Хорошо: предполагаемые ответы детей (увлажняет воздух,увлажняет растения,сбивает пыль,охлаждает воздух,создают искусственно при научных исследованиях)

Плохо: предполагаемые ответы детей (опасен для всех видов транспорта,вызывает сонливость,создаёт аварийные ситуации на дорогах,создаёт аварийные ситуации для воздушного транспорта

Лето любят практически все люди.Оно зачастую сопровождается жарой.Что положительного в жаре?

7 Жара

Хорошо: предполагаемые ответы детей (можно загорать,потребляем много жидкости,что полезно для организма,созревают фрукты,овощи и ягоды,человек получает витамин “Д”,можно есть мороженое,)человек носит лёгкую одежду

Плохо: предполагаемые ответы детей (человек быстро устаёт,становится медлительным,человек может получить тепловой удар,можно получить солнечные ожоги, в жару хочется мороженого и холодной воды-можно заболеть,,из-за большого потребления воды могу появиться отёки,организму человека не хватает жидкости-это приводит к обезвоживанию,почва высыхает

8 Мороз

Хорошо: предполагаемые ответы детей (во время морозов человек может закаляться, мороз (холод) помогает в борьбе с болью, убивает вирусы,микробы, во время морозов гибнут паразиты, нет таких насекомых, как: мухи,комары,клещи, можно замораживать продукты питания)

Плохо: предполагаемые ответы детей (организм человека тратит много энергии,чтобы согреться, можно переохладиться и заболеть, можно обморозить руки,ноги, диким животным сложно выжить, мороз разрушает дороги)

9 Сосульки

Хорошо: предполагаемые ответы детей (сосульки имеют разную форму-интересно рассматривать, красиво блестят на солнце, сквозь них можно смотреть на солнце, с ними можно играть, при помощи сосулек можно проводить опыты)

Плохо: предполагаемые ответы детей (сосульки холодные,если их съесть,можно заболеть,если есть сосульки,можно отравиться,так как в них содержаться вредные примеси, можно повредить зубы,если грызть сосульки, могут упасть с крыши и травмировать человека или животное)

10 Роса

Хорошо: предполагаемые ответы детей (является источником влаги для насекомых, питает влагой землю и растения, приятно летом ходить босиком по траве с капельками росы, красиво переливаются на солнце)

Плохо: предполагаемые ответы детей (можно промочить обувь,одежду)

Заключение:

Наша игра подошла к концу. Вам понравилось в неё играть? Вам удалось узнать для себя что-то интересное? Мне очень понравилось слушать ваши ответы,вы проявили находчивость,упорство,фантазию и свои знания. Я также узнала для себя новые факты и рада,что вы поделились ими друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опасные природные явления с использованием ИКТ "Есть природное явление, людям всем на удивление"

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по ОБЖ....

Статья по теме "Формирование интереса к природе и природным явлениям посредством дидактического пособия "Сезонное дерево"".

В статье раскрываются особенности создания условий для формирования у детей интереса к природе и природным явлениям посредством дидактического пособия «Сезонное дерево»....

Презентация опыта работы по теме "Формирование интереса к природе и природным явлениям по средством дидактического пособия "Сезонное дерево".

В проекте раскрываются особенности создания условий для формирования у детей интереса к природе и природным явлениям посредством дидактического пособия «Сезонное дерево»....

Дидактическая игра "Положительные и отрицательные герои сказок"

Дидактичексая игра "Положительные и отрицательные герои сказок" активизирует словарный запас детей, формирует понимание таких понятий как добро и зло и их различие. Развивает способность раз...