«Развитие физических качеств и обогащение словаря через ознакомление детей средней группы с природными явлениями в осенний период»
проект по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Детский сад» «Рябинка»
Г. Спас-деменск
Калужскаяобл.
Педагогический проект по теме:
«Развитие физических качеств и обогащение словаря через ознакомление детей средней группы с природными явлениями в осенний период»
Авторы:
Учитель – логопед Романова Д.Ю.
Инструктор по физкультуре Тихомирова С.В.
Октябрь 2022 года.
1.Особенности необходимости проекта.
Условия возникновения проекта:
Цитируя слова Сухомлинского В. А.: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться", мы можем сказать, что познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы.
Проект «Осень в гости просим» нацелен на познание ребёнком окружающего мира, который обязательно включает и познание природы. Во время реализации данного проекта используются все виды детской деятельности: речевое развитие детей, познавательная деятельность, наблюдения, игры, физическое развитие, задания творческого характера.
Проект «Осень в гости просим» направлен на:
-Формирование физических качеств: ловкости, быстроты, силы, меткости, гибкости и т. д.
-Развитие правильной связной речи, грамотное выражение своих мыслей, в процессе дидактических, чтения и заучивания стихотворений и т. д.
-Расширение представления о характерных особенностях осенней природы.
-Развитие познавательной активности, внимания, мышления, воображения, коммуникативных навыков.
-Развитие умения играть самостоятельно в подвижные игры на прогулке в детском саду и дома.
-Воспитание бережного отношение к природе.
- Актуальность проблемы:
Тема данного проекта была выбрана не случайно. Хочется расширить кругозор детей об осени, ее основных признаках, названиях месяцев. С приходом осени все вокруг поменялось: и погода, и цвет листьев на деревьях, одежда людей из-за холода. В беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть названия овощей, фруктов, деревьев и некоторые признаки осени.
Так же мало использовали глаголы и определения, связанные с золотой осенью. В связи с этим была определена такая тема. Дети в недостаточной степени имеют представление об осенних явлениях в живой и неживой природе. Не всегда точно могут определить значение слов, подбирать к существительным прилагательные и глаголы.
В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.
Осень – это золотая пора, багряная и шуршащая листва под ногами, игра разных красок, буйство фантазий, сбор урожая. Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. В наше время экологическое воспитание является одной из актуальных проблем современности. Поэтому проект «Осень в гости просим» расширит представления детей об осени, укрепит связь с природой.
У детей среднего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем опадает листва?», «Куда прячутся насекомые?» и т. д. Дети среднего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации. Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь.
Именно в этот период закладываются основы физического развития, формируются двигательные навыки, создаётся фундамент для воспитания физических качеств. Заботясь о здоровье и о физическом развитии детей, мы должны создать условия для двигательной активности, обогатить развивающую среду, приобщить к здоровому образу жизни.
Важное место в системе физического развития дошкольного возраста занимают спортивные упражнения и подвижные игры. Детей необходимо научить играть не только в детском саду, на спортивной площадке, но и дома, в самостоятельных играх. Ведь игры развивают быстроту, ловкость, глазомер, ориентировку в пространстве, мышление, память, развивают речь, что очень важно в детском возрасте.
Часто у родителей нет времени поиграть с детьми на тему «Осень», в дидактические или подвижные игры, из-за занятости, а это так необходимо маленькому человеку.
Таким образом, назрела необходимость в организации и содержании новых форм физического развития дошкольников и развитие речи дошкольников, таких как проектная деятельность. Совместная проектная деятельность логопеда и инструктора по физкультуре способствует не только развитию всех физических качеств, укреплению здоровья дошкольника, но и развитие речи, обогащение новыми словами, что непосредственно влияет на общее развитие ребенка.
Гипотеза:
Если мы познакомим детей, родителей с интересными подвижными, дидактическими, речевыми играми, то привлечем внимание родителей стать активными помощниками в воспитании детей. Родители больше будут уделять время играм с ребенком, дома и на прогулке, а дети с удовольствием будут играть в игры в самостоятельной деятельности.
Ключевые моменты:
-почему приходит осень
-приметы осени
-как развивать физические качества
-как обогатить речь играя
-как укрепить здоровье в осенний период
3. Цель и задачи проекта.
Цель. Создание системы физкультурной и логопедической работы по ознакомлению детей с приметами осени.
Задачи.
1) Для педагогов:
-Изучить методическую литературу по ознакомлению дошкольников с природой на занятиях физической культурой и развитии речи.
-Создать развивающую предметно - пространственную среду для дидактических, подвижных и спортивных игр в осенний период.
-Разработать методическое пособие: дидактические игры с детьми на тему осень; досуги и развлечения в осенний период; подвижные игры осенью, пальчиковые игры на тему «Осень»
-Наметить план работы с родителями по этому направлению
2) Для детей:
Образовательные.
-Помочь увидеть многообразие осени, изменения в природе.
-Обучать связной речи.
-Повышать двигательную активность с помощью подвижных игр
Развивающие.
-Развивать физические качества через игры и эстафеты на прогулках в осенний период
-Развивать различные виды деятельности (игровой, познавательной, речевой).
-Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.
Воспитательные.
- Воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой, любовь к природе, желание оберегать её и охранять.
-Воспитывать желание заниматься физкультурой и быть здоровым.
3)Для родителей:
-Формировать гармоничные отношения между детьми и взрослыми.
-Активизировать семьи для участия в прогулках с детьми в выходной день.
-Заинтересовать родителей в совместных играх с детьми в осенний период.
Сроки реализации:
Краткосрочный. С 03 по 17 октябрь 2022 года.
Участники проекта:
Дети, родители, специалисты, воспитатели, социум.
4. ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:
1) Продукты проекта для педагогов:
-Подготовить библиографию из методической литературы на тему: «Знакомство дошкольников среднего возраста с приметами осени на занятиях физической культуры и прогулках».
-Диагностическое задание для детей «Что я знаю об осени».
-Разработать сценарии досугов и развлечений с играми и эстафетами на тему «Осень»
-Создать картотеку подвижных игр на тему «Осень»
-Создать картотеку дидактических игр на тему «Осень»
-Создать картотеку пальчиковых игр, утренней зарядки, физминуток на тему: «Осень»
-Подбор музыкального репертуара для досугов и игр на тему «Осень»
-Выпустить папки-передвижки на тему «Игры осенью», «Давайте вместе играть»
-Собрать картинный материал тему: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Растения»
2) Продукты проекта для детей:
Экскурсия в парк
Развлечение «Осенний огород»
Подвижные игры в осенний период
Дидактические игры «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Растения»
Утренняя гимнастика на тему «осень»
Пальчиковая гимнастика на тему «Осень»
Разрезные картинки на тему «Осень»
Стихи и загадки об осени
3) Продукты проекта для родителей:
1. Совместная выставка поделок в ДОУ
2. Папка-передвижка «Играем на прогулке»
3.Консультвция логопеда для родителей «Играя - обучаем» - буклет
4. Статья в районную газету «Экскурсия в парк»
5. Условия реализации проекта.
- Кадровые
В детском саду работают специалисты: старший воспитатель, учитель –логопед, инструктор по физкультуре, музыкальный работник, психолог, педагоги группы, которые могут оказать методическую и практическую помощь родителям в вопросе развития речи детей и развитии физических качеств при знакомстве с детей с осенними приметами.
2) Материально-технические:
Кабинет логопеда,
спортивный зал, площадка.
Оборудование для подвижных игр, для дидактических игр.
Аудиоаппаратура.
6. Этапы реализации проекта
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
-Обсуждение темы проекта. Разработка положения о проведении педагогического проекта. -Ознакомление родителей, детей и педагогов с темой проекта -Подбор литературы, иллюстраций по теме проекта -Мониторинг -Подбор речевого материала, по теме «Осень» -Подбор подвижных игр и спортивных упражнений по теме «Осень» -Подбор методического материала по данной теме. - Подборка дидактических, подвижных, пальчиковых игр. - Подборка для заучивания стихотворений и загадок по теме. | -Проведение бесед, игр досугов, экскурсий с детьми и родителями. -Закрепление знаний, умений и навыков в играх и в повседневной жизни -Совместная работа педагогов с детьми -Приобщение родителей к мероприятиям -Картотека подвижных игр по теме: «Осень» -Картотека стихов, загадок, пословиц по теме «Осень» -Картотека дидактических игр по теме «Осень» -Методическая копилка «Досуги и развлечения для детей среднего возраста в осенний период» | -Анализ полученных результатов, по физическому развитию детей и обогащению словаря детей -Мониторинг -Экскурсия в осенний парк. - Оформление проекта. -Выставка поделок совместно с родителями -Папка – передвижка «Играем вместе детьми на прогулке» -Индивидуальные беседы с родителей: «Подвижные игры осенью», « Говорим правильно» |
7. Рабочий план реализации проекта
Дата | Место проведения | Наименование мероприятия | Ответственные за выполнение |
03.10 2022 | Кабинет логопеда, спортивная площадка | Диагностическое задание «Что я знаю об осени», «Мои игры осенью» Рассматривание сюжетных картинок по теме «Осень» Буклет для родителей «Играя – обучаем» | Учитель-логопед, инструктор по физкультуре |
04.10 .2022 | Кабинет логопеда, спортивная площадка, спортивный зал | Рассматривание иллюстраций на тему «Осень» Подвижная игра «У медведя, во бору», «Листья» Загадывание загадок об осени. Физминутка «Ветер дует нам в лицо» | Учитель-логопед, инструктор по физкультуре |
05.10.2022 | Кабинет логопеда, спортивная площадка | Беседа «Что нам осень принесла?» Дидактические игры «Дары осени», «Найди по описанию», Подвижные игры « «Кто быстрей» «Собери урожай» | Учитель-логопед, инструктор по физкультуре |
06.102022 | Кабинет логопеда | Чтение художественной литературы по теме «Осень» Пальчиковая гимнастика «Огород», «Дождик» Рассматривание картинок с изображением фруктов и овощей,
| Учитель-логопед, инструктор по физкультуре |
07.102022 | Спортивный зал | Подвижные игры «Тыква», «Яблочки». Пальчиковые игры «Капуста», «Есть у нас огород» Словесные игры: «Хорошо – плохо», «Подбери признак» | Учитель-логопед, инструктор по физкультуре |
10.10.2022 | Кабинет логопеда, спортивный зал | Беседа об осенних изменениях в природе Гимнастика «Путешествие в осенний лес» Общеразвивающие упражнения «Птицы» Папка-передвижка «Играем на прогулке для родителей | Учитель-логопед, инструктор по физкультуре |
11.10.2022 | Кабинет логопеда, спортивная площадка, | Подвижные игры «Тыква», «Зайцы и волк» Дидактические игры: «Овощи», «Фрукты» Гимнастика «Подарки осени» Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять», «Дождик», «За грибами». | Учитель-логопед, инструктор по физкультуре |
12.10.2022 | Кабинет логопеда, спортивная площадка, спортивный зал | Дидактические игры «Грибы», «Растения» Разрезные картинки «Осень» Гимнастика «Осенью в лесу» Пальчиковая игра «Осенние листья», «Раз, два, три…». | Учитель-логопед, инструктор по физкультуре |
13.10.2022 | Городской парк | Экскурсия в городской парк. Дидактические игры «С какого дерева лист?», «Если знаешь – отвечай» Подвижные игры «Раз, два , три к дереву беги», «Найди пару». Музыкально- ритмические движения под музыку «Осень» | Учитель-логопед, инструктор по физкультуре |
14.10.2022 | Кабинет логопеда, спортивный зал | Диагностическое задание «Что я знаю об осени», «Мои игры осенью» Статья в районную газету «Новая жизнь» для родителей и педагогов | Учитель-логопед, инструктор по физкультуре |
8. Ожидаемые результаты проекта:
- для детей:
-Расширение знаний детей об осени, её признаках и дарах, бережном отношении к природе;
-Пополнение словарного запаса детей, как активного, так и пассивного словаря;
-Развитие физических качеств: ловкости, быстроты, глазомера и т. д.
- для педагогов:
-Активное внедрение подвижных игр в осенний период
-Использование дидактических игр на тему «Осень»
-Применение в своей работе утренней гимнастики, пальчиковой гимнастики на тему «Осень»
- для родителей:
-У родителей появится интерес к образовательному процессу, развитию и обогащению речи.
-Проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом.
-Укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
- Понимание родителями в дальнейшем требований ДОУ к семье.
- для социальных партнеров:
-Создание условий и проявление интереса к укреплению партнерских связей.
-Включение в свою работу подвижных игр, дидактических игр, пальчиковых и утренних гимнастик с детьми на тему «Осень».
-Проведение педагогами экскурсий в городской парк.
9. Оценка эффективности реализации проекта.
Исходя из целей и задач проектной деятельности, предложены следующие критерии оценивания:
- Повышение уровня знаний о приметах осени и практических навыков в играх (выявление в процессе проведения игр, прогулок, экскурсии и развлечений)
- Самостоятельность и инициативность в действиях практического и игрового характера (выявление в процессе наблюдения в группе)
- Уровень обогащения словаря детей новыми словами в активный и пассивный словарь (выявление на индивидуальных занятиях логопеда)
10. Оценка рисков.
- Неготовность родителей осознать важную роль физических упражнений, подвижных игр в осенний период.
-проведение индивидуальных бесед, консультаций,
-изготовление папок – передвижек
-введение новой атрибутики
- Низкая активность родителей в работе по развитию и обогащению словаря детей.
- индивидуальные консультации
- информирование о ходе проекта
-статья в районную газету
- Неготовность воспитателей вносить в свои планы пальчиковые игры, гимнастику, дидактические и подвижные игры на осеннюю тематику.
-сбор картотеки подвижных игр
-сбор картотеки дидактических игр
-разработка совместных мероприятий
-сбор картотеки пальчиковых игр
- Утеря интереса детей к проектной деятельности.
–игровые методы и приемы
-сюрпризные моменты
-разнообразие предлагаемого материала
-новые формы работы с детьми
11. Дальнейшее развитие проекта.
После проделанной работы по внедрению педагогического проекта в работу со средней группой детского сада, можно сказать, что данный проект позволил нам достичь, поставленные цели при наименьших затратах ресурсов.
Дети расширили и обогатили свои знания об осени, о сезонных изменениях в природе происходящих осенью; о многообразии и пользе овощей. Развился интерес к наблюдениям, умение замечать прекрасное в разное время года; а также творческие способности. Обогатился словарный запас детей (существительные, прилагательные, глаголы). Дети сами стали играть в самостоятельной деятельности с дидактическими и настольными играми. Активно используют пальчиковые игры, которые изучили на дополнительных занятиях. Подвижные игры стали более разнообразные, дети чаще стали играть самостоятельно на прогулке.
Педагоги также стали применять утреннюю гимнастику на тему «Осень», динамические паузы, настольные и дидактические игры в своей работе с детьми. Используются картотеки загадок, пословиц, подвижных игр в организации воспитательной работы с детьми. Идет обмен опытом среди педагогов ДОУ.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей. Родители стали активными участниками творческого обще садовского конкурса осенние поделки. Расширились знания родителей в вопросе организации совместной деятельности осенью на прогулках. Активизировалась деятельность по физическому развитию детей.
Таким образом, при совместной организованной деятельности в семье и в ДОУ, мы смогли добиться хороших результатов в развитие физических качеств, в активизации и обогащении речи детей среднего возраста.
В дальнейшем планируем продолжить работу по этому проекту со старшей и подготовительной группой. Внедрять полученный материал в дополнительное образование с детьми: пальчиковые игры, игры со стихами, дидактические игры и подвижные игры.
+❤ В Мои закладки
12. Список литературы
- Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя. – М.: ВАКО, 2008. – 2420 с.
- Елжова Н.В. Праздник круглый год. Методическое пособие для учителей, воспитателей и педагогов – организаторов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 448 с.
- Кравченко И.В., Долгова Т.А. Прогулки в детском саду. Средняя группа: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселёвой, Л.И. Пономарёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2012, — 208 с.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой. Средняя группа /авт.-сост. Л.И.Пензулаева. – Мозаика-Синтез.2021.-156с.
- Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 4-5 лет: планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
- .Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 64 с.
- Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 88 с.
- Развивающие занятия с детьми 4-5 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 1002 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗОЖ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Данный материал раскрывает сущность здоровьесберегающих технологий и их значение в процессе развития физических качеств...

Развитие физических качеств посредством народных игр(для детей 6-7 лет)
Материал предназначен для занятий с детьми 6-7 лет....

Методическая разработка. Ознакомление детей старшей группы с природным материалом «дерево». Древесина- природный конструкционный материал.
Занятие по изо-деятельности в старшей группе. Тема «Перелетные птицы».Аппликация «Прилетели скворцы в наши дворцы». (Скворечник)...

Развитие физических качеств посредством народных игр(для детей 6-7 лет)
Презентация для детей по развитию физических качеств в подвижных играх...

Конспект НОД по физической культуре для детей средней группы на тему: «Прогулка по осеннему лесу».
Конспект НОД по физической культуре для детей средней группы на тему: «Прогулка по осеннему лесу». Тема недели: «Краски осени». Цель: Воспитание у детей интереса к занятиям физической культурой. З...

Автореферат: « Использование элементов фитбол – аэробики как способ развития физических качеств и двигательных умений у детей дошкольного возраста»
В данном материале содержится информация о здоровье-сберегающей технологии- фитбол-аэробика....