Проект "С чего начинается Родина?"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Прокопьева Оксана Николаевна

Проект по нравственно-партиотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nravstpatriot.vospit_oksana_gotovaya_gotov.docx35.47 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Аликовский детский сад «Çăлкуç».

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

 в подготовительной группе

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Воспитатель Прокопьева О.Н.

Аликово,2024

ПРОЕКТ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта: творческо-информационный, познавательный

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта :

• дети подготовительной группы

• родители

• воспитатель

Общая характеристика проекта 

Проект состоит из пяти взаимосвязанных разделов:

1. «Мой дом моя семья»

2. «Мой детский сад»

3. «Мое родное село»

4. «Моя Республика»

5. «Моя Россия»

Планирование деятельности осуществлялось по основным направлениям дошкольного образования:

- Познавательно-речевое развитие

- Художественно-эстетическое развитие

- Физическое развитие

- Социально - личностное развитие

Актуальность и обоснованность

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству

Д. С. Лихачев

         Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

         В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

        Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

        Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

        Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.

        Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.

Цель проекта :

         Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном селе, районе, о своём крае, воспитание уважительного отношения к человеку - труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям, общественным праздникам, воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.

Задачи:

• Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде, селе, районе, крае в котором они живут, о стране

• освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности

• воспитание нравствено-эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру

• Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями

• Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.

Предполагаемый результат:

1. Дети пополнят знания по следующим разделам проекта : «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Мое родное село», «Моя Чувашия», «Моя Россия» .

2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.

3. Дети будут больше знать о народных традициях родного края.

4. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.

5. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.

6.Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Этапы реализации проект

Подготовительный

Основной

Заключительный

Презентация проекта

1 этап

Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности

Сентябрь 2024

2 этап

 Реализации проекта согласно плану мероприятий с детьми и родителями.

октябрь2024-апрель 2024

3 этап Анализ деятельности по реализации проекта

Май 2024

4 этап

Презентация результатов деятельности

Май 2024

Формы взаимодействия с детьми и родителями

Формы взаимодействия с детьми:

• непосредственная образовательная деятельность;

• совместная деятельность детей и педагогов;

• экскурсия;

• чтение художественной литературы;

• беседы, ситуативные разговоры;

• выставки рисунков;

• слушание музыки;

• игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные)

• презентации

Формы взаимодействия с родителями :

консультации по проблемам патриотического воспитания детей;

сотворчество детей и родителей.

папки передвижки

Последовательность работы

1. «Мой дом моя семья – это Родина моя»

2. «Мой детский сад – это Родина моя»

3. «Моя родное село – это Родина моя»

4. «Моя Республика – это Родина моя»

5. «Моя Россия – это Родина моя»

6. Итоговое мероприятие «С чего начинается Родина»

Формы и методы реализации проекта

1. «Мой дом, моя семья – это Родина моя»

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

Познавательно-речевое развитие

• Познавательное занятие «Моя семья».

• Беседа «Мой дом».

• Составление рассказов на тему: «У нас дружная семья».

• Беседа: «Что такое хорошо, и что такое плохо…».

• Рассматривание семейных фотографий

• Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Моя семья»,

Лепка «Мой дом»

Рисование «Цветок для мамы»

Прослушивание аудиозаписей:

«Разноцветная семья», «Вся моя семья», «Гимн семье»

Конструирование «Красивая мебель в моем доме».

Физическое развитие

• Подвижная игра "Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья".

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Социально - личностное развитие

Сюжетно-ролевая игра "Мамины помощницы".

Игра с пением «Подарок маме»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»: сюжет «Готовим обед»

Чтение ненецкой сказки «Кукушка»

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Дидактическая игра "Кто больше назовет ласковых слов для своих родных"?

Просмотр презентации о семье.

Взаимодействие с родителями

Сотворчество детей с родителями: «Герб нашей семьи», «Наше Генологическое дерево»

Выставка поделок «Осенние фантазии»

2. «Мой детский сад – это Родина моя»

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

Познавательно-речевое развитие 

  • Игровые ситуации: «Представь, что ты волшебник. Что бы ты изменил в детском саду? или «Представь, что было бы, если бы исчезли детские сады? Как ты думаешь, хорошо это или плохо?».
  • Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад».
  • Экскурсия по детскому саду.
  • Беседа «Где аккуратность, там и опрятность».
  • Игровая ситуация «Как хорошо у нас в детском саду»

Художественно-эстетическое развитие

  • Рисование «Мой любимый детский сад».
  • Прослушивание аудиозаписей: «Наш детский сад», «Чудеса в саду», «Верный друг», разучивание песен «Маленький детский сад», «Детский сад»

Физическое развитие

  • Хороводная игра «Каравай».
  • Подвижная игра «Дружба».

Социально - личностное развитие

  • Коммуникативная игра «Кто в домике живет?».
  • Коллективное дело: ремонт порванных книг, коробок от игр.
  • Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

Взаимодействие с родителями

  • Сотворчество детей с родителями : праздник «День матери»,
  • книжка- малышка «Мой детский сад».

3. «Мое село  – это Родина моя»

Основные направления дошкольного образования

 Форма работы

Познавательно-речевое развитие

  • Беседа о с.Аликово
  • Составление рассказов про село Аликово.
  • Рассматривание иллюстраций, с изображением зданий разного назначения, фотографий зданий ближайшего окружения
  • Экскурсии и целевые прогулки в рамках сотрудничества с организациями
  • (в школу, в музей, в библиотеку, в банк, на хлебозавод, в парк к  памятнику неизвестному солдату, в спортивный комплекс.

Художественно-эстетическое развитие 

  • Конструирование «Дома на нашей улице».
  • Аппликация «Разные дома на моей улице»
  • Рисование «Дом, в котором я живу».

Физическое развитие

  • Малоподвижная игра «Колечко».
  • П/И «Автобусы», «Светофор».

Социально - личностное развитие

  • Сюжетно-ролевые игры «Почта», «Библиотека», «Путешествие по улице»
  • Д/И «Улица, на которой я живу», «Мой адрес»

Взаимодействие с родителями

  • Создание фотоальбома «Достопримечательности с.Аликово».

4. «Моя Чувашия – это Родина моя»

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

Познавательно-речевое развитие

  • Рассматривание фотографий национальной одежды чувашей
  • Презентация о столице Чебоксары
  • Беседа «Народы проживающие в Чувашии»
  • Беседа «Символы Чувашской Республики»
  • Экскурсия в музей ДОУ и в краеведческий музей округа
  • Просмотр презентации «Роль Чувашской Республики  в освобождении Ленинграда»

Художественно-эстетическое развитие

  • Знакомство с чувашским орнаментом в рисунках и аппликациях
  • Прослушивание гимна Чувашской Республики»,  прослушивание и разучивание чувашских детских песен
  • Знакомство с репродукциями картин чувашских художников

Физическое развитие

  • Хороводная игра «Карусель».
  • Чувашско-народные подвижные игры

Социально - личностное развитие

• Дидактическая игра «Сложи узор».

Лото «Чувашские узоры»

Взаимодействие с родителями 

  • Консультация «Без прошлого нет будущего»
  • Папка- передвижка «У карты Республики»
  • Консультация «Чувашские традиции»

5. «Моя Россия – это Родина моя»

Основные направления дошкольного образования

Форма работы:

Познавательно-речевое развитие 

  • Презентации «Символы России», «Народы России», «Национальная одежда»
  • Беседы «Традиции и быт русского народа»,

Худ литература «Русский народный фольклор», произведения о России

  • Интегрированное занятие «Бессмертный полк»
  • Познавательное занятие «Россия– Родина моя».
  • Итоговое занятие «С чего начинается Родина».

Художественно-эстетическое развитие

  • Лепка: «Флаг России»,
  • Рисование: «Люблю березу русскую», раскрашивание «Национальная одежда русского народа»
  • Прослушивание: гимна России, народных песен, частушек, произведений русских композиторов («Военный марш», «Полька», «Богатырская сила», «Прощание славянки» «Шарманка», «Волынка» и т. д.

Физическое развитие

  • Народные игры: «Гуси лебеди», «Карусель», «Колпачок», «Гори, гори ясно», «Ручеёк», «Передай подкову»

Социально - личностное развитие

  • Д/И «Чудо узоры, «Сложи узор»,  мемо «Народы России»
  • Просмотр анимационных произведений

Взаимодействие с родителями

• Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»

Папка – передвижка «День Победы»

Участие в акции  «Окна памяти», «Стена памяти»

• Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».

Вывод:      Дети пополнили знания по следующим разделам проекта : «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Мое родное село», «Моя Чувашия», «Моя Россия», приобрели ценностно-нравственные качествами, вляющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России., узнали больше знать о народных традициях чувашского и русского народа. Повысилась познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта. Я на личном опыте убедилась, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к данной теме. Дети вначале были лишь пассивными слушателями, а уже в последствии  стали стремиться самостоятельно, находить ответы на возникающие вопросы. Сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнения. Укрепилась взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами. Создана необходимая предметно-развивающая среда в группе и в ДОУ, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"

Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....

папка - передвижка: "С чего начинается воспитание"

Воспитание -это формирование личности с определённым мировоззрением, морально-этическими принципами, системой духовной и материальных ценностей и чёткими поведенческими навыками....

НОД «С чего начинается утро или слово «здравствуй»»

Цель:  ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия.Образовательные задачи:продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания. Закрепить разные приемы приветствия.Разви...

С чего начинать обучение ребёнка цветам?

Научить ребёнка отличать цвета – задача несложная, он непременно быстро всему научится, только родителям стоит немного потерпеть и не торопить ребенка....

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

статья на тему: «Рисование для самых маленьких: с чего начинать?»

Первые детские рисунки – то, что каждая мама считает своим долгом хранить рядом с прядью волос всю жизнь. Первые попытки что-то нарисовать заканчиваются резкими линиями, потом идут множество кругов, к...