Проект "С чего начинается Родина?"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Проект по нравственно-партиотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Аликовский детский сад «Çăлкуç».
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
в подготовительной группе
«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»
Воспитатель Прокопьева О.Н.
Аликово,2024
ПРОЕКТ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта: творческо-информационный, познавательный
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта :
• дети подготовительной группы
• родители
• воспитатель
Общая характеристика проекта
Проект состоит из пяти взаимосвязанных разделов:
1. «Мой дом моя семья»
2. «Мой детский сад»
3. «Мое родное село»
4. «Моя Республика»
5. «Моя Россия»
Планирование деятельности осуществлялось по основным направлениям дошкольного образования:
- Познавательно-речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
- Социально - личностное развитие
Актуальность и обоснованность
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству
Д. С. Лихачев
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
Цель проекта :
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном селе, районе, о своём крае, воспитание уважительного отношения к человеку - труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям, общественным праздникам, воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.
Задачи:
• Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде, селе, районе, крае в котором они живут, о стране
• освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности
• воспитание нравствено-эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру
• Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями
• Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.
Предполагаемый результат:
1. Дети пополнят знания по следующим разделам проекта : «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Мое родное село», «Моя Чувашия», «Моя Россия» .
2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.
3. Дети будут больше знать о народных традициях родного края.
4. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.
5. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.
6.Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Этапы реализации проект
Подготовительный
Основной
Заключительный
Презентация проекта
1 этап
Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности
Сентябрь 2024
2 этап
Реализации проекта согласно плану мероприятий с детьми и родителями.
октябрь2024-апрель 2024
3 этап Анализ деятельности по реализации проекта
Май 2024
4 этап
Презентация результатов деятельности
Май 2024
Формы взаимодействия с детьми и родителями
Формы взаимодействия с детьми:
• непосредственная образовательная деятельность;
• совместная деятельность детей и педагогов;
• экскурсия;
• чтение художественной литературы;
• беседы, ситуативные разговоры;
• выставки рисунков;
• слушание музыки;
• игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные)
• презентации
Формы взаимодействия с родителями :
консультации по проблемам патриотического воспитания детей;
сотворчество детей и родителей.
папки передвижки
Последовательность работы
1. «Мой дом моя семья – это Родина моя»
2. «Мой детский сад – это Родина моя»
3. «Моя родное село – это Родина моя»
4. «Моя Республика – это Родина моя»
5. «Моя Россия – это Родина моя»
6. Итоговое мероприятие «С чего начинается Родина»
Формы и методы реализации проекта
1. «Мой дом, моя семья – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования
Форма работы
Познавательно-речевое развитие
• Познавательное занятие «Моя семья».
• Беседа «Мой дом».
• Составление рассказов на тему: «У нас дружная семья».
• Беседа: «Что такое хорошо, и что такое плохо…».
• Рассматривание семейных фотографий
• Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование: «Моя семья»,
Лепка «Мой дом»
Рисование «Цветок для мамы»
Прослушивание аудиозаписей:
«Разноцветная семья», «Вся моя семья», «Гимн семье»
Конструирование «Красивая мебель в моем доме».
Физическое развитие
• Подвижная игра "Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья".
Пальчиковая гимнастика «Семья».
Социально - личностное развитие
Сюжетно-ролевая игра "Мамины помощницы".
Игра с пением «Подарок маме»
Сюжетно-ролевая игра «Семья»: сюжет «Готовим обед»
Чтение ненецкой сказки «Кукушка»
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»
Дидактическая игра "Кто больше назовет ласковых слов для своих родных"?
Просмотр презентации о семье.
Взаимодействие с родителями
Сотворчество детей с родителями: «Герб нашей семьи», «Наше Генологическое дерево»
Выставка поделок «Осенние фантазии»
2. «Мой детский сад – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования
Форма работы
Познавательно-речевое развитие
- Игровые ситуации: «Представь, что ты волшебник. Что бы ты изменил в детском саду? или «Представь, что было бы, если бы исчезли детские сады? Как ты думаешь, хорошо это или плохо?».
- Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад».
- Экскурсия по детскому саду.
- Беседа «Где аккуратность, там и опрятность».
- Игровая ситуация «Как хорошо у нас в детском саду»
Художественно-эстетическое развитие
- Рисование «Мой любимый детский сад».
- Прослушивание аудиозаписей: «Наш детский сад», «Чудеса в саду», «Верный друг», разучивание песен «Маленький детский сад», «Детский сад»
Физическое развитие
- Хороводная игра «Каравай».
- Подвижная игра «Дружба».
Социально - личностное развитие
- Коммуникативная игра «Кто в домике живет?».
- Коллективное дело: ремонт порванных книг, коробок от игр.
- Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
Взаимодействие с родителями
- Сотворчество детей с родителями : праздник «День матери»,
- книжка- малышка «Мой детский сад».
3. «Мое село – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования
Форма работы
Познавательно-речевое развитие
- Беседа о с.Аликово
- Составление рассказов про село Аликово.
- Рассматривание иллюстраций, с изображением зданий разного назначения, фотографий зданий ближайшего окружения
- Экскурсии и целевые прогулки в рамках сотрудничества с организациями
- (в школу, в музей, в библиотеку, в банк, на хлебозавод, в парк к памятнику неизвестному солдату, в спортивный комплекс.
Художественно-эстетическое развитие
- Конструирование «Дома на нашей улице».
- Аппликация «Разные дома на моей улице»
- Рисование «Дом, в котором я живу».
Физическое развитие
- Малоподвижная игра «Колечко».
- П/И «Автобусы», «Светофор».
Социально - личностное развитие
- Сюжетно-ролевые игры «Почта», «Библиотека», «Путешествие по улице»
- Д/И «Улица, на которой я живу», «Мой адрес»
Взаимодействие с родителями
- Создание фотоальбома «Достопримечательности с.Аликово».
4. «Моя Чувашия – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования
Форма работы
Познавательно-речевое развитие
- Рассматривание фотографий национальной одежды чувашей
- Презентация о столице Чебоксары
- Беседа «Народы проживающие в Чувашии»
- Беседа «Символы Чувашской Республики»
- Экскурсия в музей ДОУ и в краеведческий музей округа
- Просмотр презентации «Роль Чувашской Республики в освобождении Ленинграда»
Художественно-эстетическое развитие
- Знакомство с чувашским орнаментом в рисунках и аппликациях
- Прослушивание гимна Чувашской Республики», прослушивание и разучивание чувашских детских песен
- Знакомство с репродукциями картин чувашских художников
Физическое развитие
- Хороводная игра «Карусель».
- Чувашско-народные подвижные игры
Социально - личностное развитие
• Дидактическая игра «Сложи узор».
Лото «Чувашские узоры»
Взаимодействие с родителями
- Консультация «Без прошлого нет будущего»
- Папка- передвижка «У карты Республики»
- Консультация «Чувашские традиции»
5. «Моя Россия – это Родина моя»
Основные направления дошкольного образования
Форма работы:
Познавательно-речевое развитие
- Презентации «Символы России», «Народы России», «Национальная одежда»
- Беседы «Традиции и быт русского народа»,
Худ литература «Русский народный фольклор», произведения о России
- Интегрированное занятие «Бессмертный полк»
- Познавательное занятие «Россия– Родина моя».
- Итоговое занятие «С чего начинается Родина».
Художественно-эстетическое развитие
- Лепка: «Флаг России»,
- Рисование: «Люблю березу русскую», раскрашивание «Национальная одежда русского народа»
- Прослушивание: гимна России, народных песен, частушек, произведений русских композиторов («Военный марш», «Полька», «Богатырская сила», «Прощание славянки» «Шарманка», «Волынка» и т. д.
Физическое развитие
- Народные игры: «Гуси лебеди», «Карусель», «Колпачок», «Гори, гори ясно», «Ручеёк», «Передай подкову»
Социально - личностное развитие
- Д/И «Чудо узоры, «Сложи узор», мемо «Народы России»
- Просмотр анимационных произведений
Взаимодействие с родителями
• Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»
Папка – передвижка «День Победы»
Участие в акции «Окна памяти», «Стена памяти»
• Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».
Вывод: Дети пополнили знания по следующим разделам проекта : «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Мое родное село», «Моя Чувашия», «Моя Россия», приобрели ценностно-нравственные качествами, вляющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России., узнали больше знать о народных традициях чувашского и русского народа. Повысилась познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта. Я на личном опыте убедилась, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к данной теме. Дети вначале были лишь пассивными слушателями, а уже в последствии стали стремиться самостоятельно, находить ответы на возникающие вопросы. Сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнения. Укрепилась взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами. Создана необходимая предметно-развивающая среда в группе и в ДОУ, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"
Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"
Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....

папка - передвижка: "С чего начинается воспитание"
Воспитание -это формирование личности с определённым мировоззрением, морально-этическими принципами, системой духовной и материальных ценностей и чёткими поведенческими навыками....
НОД «С чего начинается утро или слово «здравствуй»»
Цель: ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия.Образовательные задачи:продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания. Закрепить разные приемы приветствия.Разви...

С чего начинать обучение ребёнка цветам?
Научить ребёнка отличать цвета – задача несложная, он непременно быстро всему научится, только родителям стоит немного потерпеть и не торопить ребенка....

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"
Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...
статья на тему: «Рисование для самых маленьких: с чего начинать?»
Первые детские рисунки – то, что каждая мама считает своим долгом хранить рядом с прядью волос всю жизнь. Первые попытки что-то нарисовать заканчиваются резкими линиями, потом идут множество кругов, к...