КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ЛЕС - НАШ ДРУГ» (старший дошкольный возраст).
проект по окружающему миру (старшая группа)

Формировать экологическое сознание и экологическую культуру у детей через бережное отношение к природе, желание оберегать и охранять ее как наш общий дом. Создать условия для совершенствования у детей представления о лесе, его характерных особенностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_les_nash_drug.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ "Детство" структурное подразделение "Приреченский детский сад"

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

«ЛЕС - НАШ ДРУГ»

(старший дошкольный возраст).

Подготовили воспитатель Квалдыкова Ю.А.

Паспорт проекта

Название проекта: «Социально значимый краткосрочный экологический проект «Лес - наш друг".

Цель проекта: Формировать экологическое сознание и экологическую культуру у детей через бережное отношение к природе, желание оберегать и охранять ее как наш общий дом. Создать условия для совершенствования у детей представления о лесе, его характерных особенностях.

Задачи проекта:

Социально-коммуникативное развитие:

Воспитывать у детей бережное отношение к природе, желание оберегать ее, охранять.

Формировать экологическую культуру, трудолюбие, умение работать сообща, со сверстниками и взрослыми (родителями);

Развивать сюжетно-ролевую игровую деятельность.

Познавательное развитие:

  • Обобщить и систематизировать представления детей о животных и растениях в лесу обитателях изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях.
  • Расширить представления детей о многообразии и пользе лесных даров природы.
  • Способствовать развитию памяти, восприятия.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Развивать умение видеть красоту леса, как часть природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников.

Речевое развитие:

  • Расширить и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем; отвечать полными предложениями на поставленный вопрос;
  • Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
  • Упражнять при подборе признаков к животному;
  • Подбирать глаголы, обозначающие характерные признаки животных.

Физическое развитие:

  • Укреплять здоровье детей посредством здоровьесберегающих технологий (дыхательная, пальчиковая гимнастика, закаливание).

Целевая аудитория проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (#1075;. – #1075;).

Тип проекта: познавательно - исследовательский, творческий, групповой.

Актуальность:

21 марта – международный день лесов, всероссийский день знаний о лесе.

Самая актуальная проблема нашего времени - проблема взаимодействия человека с природой. Это чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания.

Лес, как большая экосистема, представляет для этого огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов, этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов и т. д. Для того, чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать ему защиту.

Экологическое воспитание дошкольников – это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые чутко ощущают природу (шелест трав, ароматы цветов, пение птиц), уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать, любить творение природы, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник. Китайская пословица гласит: «расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

Ожидаемый результат:

Закрепление знаний и представлений детей о лесе, его обитателях и дарах;

Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;

Применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;

Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);

Сближение педагогов, детей и родителей, создание атмосферы общности интересов и партнерских отношений, воспитание экологической культуры личности.

Механизм реализации проекта: проект состоит из трех этап: подготовительный, основной, заключительный.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап (14. 03. по #1075;.):

Определение темы и задачи проекта; актуальности проблемы; составление плана основного этапа проекта.

Подборка методической, детской художественной литературы, музыкальных произведений.

Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности.

Информирование родителей о проведении творческого проекта и приглашение к участию в проекте.

2. Основной этап - «деятельностный» ( по 2023 г.):

Реализация проекта в непосредственно-образовательной деятельности через образовательные области:

Познавательное развитие

ООД «Прогулка в сосновый лесной уголок» (Приложение № 1).

Цель: Создание условий для расширения у детей представления о многообразии и пользе лесных даров природы.

Рассматривание и обследование: муляжей и трафаретов грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных лесу.

Беседы: «Что мы знаем о лесе», «Лес в жизни человека»; «Правила поведения в лесу».

Цикл наблюдений:

  • за изменениями природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, дождём);
  • за красотой и богатством весенних красок;
  • за первоцветами;
  • за перелетными птицами;
  • за насекомыми;
  • за деревьями, растущими на территории детского сада.

Целевые прогулки:

«Деревья и кустарники нашего детского сада»;

Цель: Создание условий для развития у детей эстетического восприятия красоты окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий.

Ситуативная беседа:

«Какие ты знаешь сказки, где герои – жители леса?»; «Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»; «Почему я люблю (не люблю) весну?».

Цель: Создание условий для систематизации представления у детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях.

Речевое развитие

ООД «Лес и его краски».

Цель: Создание условий для систематизации знания детей о красоте леса, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира.

Творческое рассказывание детей по темам:

«Мы гуляли на участке»; «Что я видел в лесу?»

Рассматривание иллюстраций о лесе, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок.

Цель: Создание условий для развития у детей умения анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи.

Словесные игры:

«Назови ласково»; «Деревья в лесу»; «Вспомни – назови»; «Один – много»; «Будь внимательным»; «Лесные деревья»; «Подбери действие».

Цель: Создание условий для развития у детей свободного общения с взрослыми, всех компонентов устной речи.

Чтение художественной литературы:

«Рассказы:

Катаев В. «Мухомор»; «Грибы». Лопатина А. «Грибная аптека; Соколов – Микитов Г.И. «Листопадничек»; Сладков И. «По грибы», Ушинский К. «Спор деревьев»;

Сказки:

Афанасьева М. «Красивые грибы»; Белых С. «Спор деревьев»; Скребцова М. «Разговорчивая берёзка».

Стихи: Н. Благинина «Лес», Г. Галина «Сказка леса», Г. Ладанникова «Дикарь в лесу»; О.Уральский «Берегите лес, ребята!»; В. Шульжик «Лес наполняет грибами лукошко».

Пословицы, поговорки, приметы о лесе. Цель: Показать детям красоту леса в поэтическом произведении, учить рассказывать о своих эмоциях при его восприятии; развивать эстетический вкус; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Социально-коммуникативное развитие

ООД « Заботы животных и птиц»

Цель: Создание условий для закрепления у детей знаний об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой.

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в лес», «Семья собирается на прогулку в лес», «Семейный праздник», «Прогулка в осенний лес», «Юные спасатели». «Экологический суд».

Цель: Продолжать знакомить детей с основными правилами поведения в лесу; способствовать уважительному отношению к природе; соблюдению мер её охраны.

Дидактические игры: «Назовите звериную семью», «Грибная полянка», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Знатоки ».

Цель: Создание условий для развития интереса детей к экологическим играм.

Игры-драматизации: «Лисичка со скалочкой», «Под грибом». Б. Заходер «Еж», С. Маршак «Еж и лиса».

Настольно – печатные игры: «Времена года».

Художественно эстетическое развитие

ООД (Рисование) «Сказочный лес».

Цель: знакомить детей с жанром пейзажа, развивать навыки грамотного заполнения листа (выделение главного, сочетание больших предметов и мелких), изображение переднего и заднего плана; развивать воображение и творческие способности; побуждать детей к отражению в рисунке своих впечатлений, к самостоятельному нахождению выразительных средств; закреплять приемы рисования цветными карандашами и мелками.

ООД (Лепка) Путешествие в лес»

Цели: Закрепить умение детей лепить фигуры животных, птиц, насекомых из соленого теста. Создать коллективные композиции. Развивать фантазию. Способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера, художественного вкуса. Вызвать интерес к творчеству.

ООД (Аппликация) «Совушка-сова»

Цель: Расширить представления детей о лесной птице сове, об особенностях её внешнего облика, образе жизни; учить создавать композицию из отельных деталей, используя, используя имеющиеся умения и навыки работы с цветной бумагой; развивать мелкую моторику рук при вырезании отдельных деталей; развивать творческое воображение.

Ручной труд (работа с природным материалом). «Лесовичок».

Цель: развивать умение детей мастерить забавные поделки из природного материала, соединять части поделки разными способами; развивать творческую фантазию детей, умение замечать сходство природного материала с различными фигурами, умение видеть их особенности; воспитывать бережное отношение к природным материалам, к природе в целом.

Рассматривание: картины Левитана «Золотая осень», «Березовая роща». Картины И.И.Шишкина «Корабельная роща», «Утро в сосновом бору», «Лесные дали», «Дубовая роща»; иллюстрации на тему «Лес»

Раскрашивание раскрасок на лесную тематику.

Слушание музыкальных произведений:

П.И.Чайковский «Октябрь»;

Пьеса Р. Бойко «Осенний пейзаж»

Пение:

«Во поле береза стояла»;

Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку».

Музыкальные игры: «Ёжик», народная игра «Тара-тара-тара-ра…».

Цель: Создание условий для формирования у детей эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения.

Физическое развитие

Беседы: «Как одеваться в лес?»; «Если хочешь быть здоров».

Цель: Создание условий для развития у детей начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.

Подвижные игры: «Съедобное - несъедобное!»; «Бывает-не бывает»; «Хитрая лиса»; «Перелёт птиц».

Игры - соревнования: «Кто быстрее обежит пеньки».

Цель: Создание условий для формирования у детей двигательной активности, используя подвижные игры и физические упражнения.

Физкультминутки: «Клён»; «Деревья»; «Грибы»

Пальчиковая гимнастика: «Белочка», «Есть у каждого свой дом», «Дятел», «Елочка», «Птицы».

Цель: Создание условий для развития у детей мелкой моторики, координации движения кистей рук и пальцев.

Трудовое воспитание

Сбор природного материала на прогулке, уборка опавших веток; подготовка клумбы группового участка к весне, к посадке деревьев и цветов.

Беседа: «Весенние хлопоты человека в природе»; «В мире животных»; «Почему перелетные птицы возвращаются на юг?»

Цель: Создание условий для формирования у детей умение трудиться, добиваться результата труда общими усилиями.

Работа

с родителями

Содержание работы

Консультирование родителей

Проведении акции: (День единых действий)

«День леса!»

Конкурс плакатов «Береги лес».

Проведение консультаций по теме «Воспитание экологической культуры и экологического сознания у детей дошкольного возраста»

Вручение воспитанниками памяток «Берегите лес!» родителям других групп ДОУ, посадка деревьев на участке ДОУ.

Совместное с детьми изготовление плакатов по теме.

Выставка плакатов и макетов «Береги лес».

3. Заключительный этап (21. 03. 2022г.):

  • Проведение итогового мероприятия проекта: фотоотчет «День леса», развлечение «Лесные приключения» #1075;.
  • Анализ результатов проекта; построение перспективы трансляции опыта работы по данному проекту «Социально значимый краткосрочный экологический проект «День леса»».

Мультипликативность проекта: опыт проекта будет распространяться через социальную сеть, СМИ, публикации.

Опыт нашей работы будет полезен для всех участников образовательных отношений, кому небезразлична проблема экологического воспитания и интересно применение современных образовательных технологий. Коллеги из других детских садов могут использовать его в своей работе, в том числе по экологическому воспитанию.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников М. Новая школа 1993г.
  2. И.А. Рыжова «Наш дом – природа».
  3. Бидюкова Г.Ф. – Благосклонов К.Н. Программы для внешкольных учреждений. М. Просвещение 1995г.
  4. Подъякова Н.Н. Интеллектуальное воспитание дошкольников.
  5. Зебзеева В.О. О формах и методах экологического образования дошкольников// Дошкольное воспитание, 1998, № 7, с. 45-49.
  6. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь 1992г.
  7. Виноградова Н.Ф. Природа и мир вокруг нас. М. 1992г
  8. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина –М.: Просвещение, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и их родителей Тема: «Дарите людям доброту»

Объединить усилия педагогов и родителей в работе по укреплению семейных традиций. Помочь родителям преодолеть трудности  в воспитании духовно-нравственной личности....

Краткосрочный проект по ПДД для старшего дошкольного возраста «По дороге со знаками дорожного движения»

Цель данного проекта – формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах в летний период....

Краткосрочный проект "Мамочка любимая моя!" старший дошкольный возраст

Актуальность проблемы: Мама – самый главный человек в жизни каждого человека. Дети должны понимать и помнить, кем для них является мама,  какой любви она заслуживает. В бешеном темпе соврем...

Краткосрочный проект "Светофор - мой друг" старшая группа

Актуальность проекта:Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна.  Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, п...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «КОСМОС ЗОВЁТ!» (для старшего дошкольного возраста)

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ«КОСМОС ЗОВЁТ!»(для старшего дошкольного возраста)...

краткосрочный проект "Космос" для детей старшего дошкольного возраста

Цель-формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве. Солнечной системе и её планетах, освоение космоса людьми....