Долгосрочный проект по экологии 2025 уч.г.
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Материал по годовому экологическому проекту "Эколята-дошколята" на 2025 уч. год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 537.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №2» УДП РФ
Экологический практико-ориентированный проект
«Эколята - дошколята»
Москва, 2025г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о природоохранном социально-образовательном проекте
«Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста
экологической культуры и культуры природолюбия
Актуальность Проекта
Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.
В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.
Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.
Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.
Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.
Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.
Проект «Эколята–Дошколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка. Последующие ступени экологического образования и воспитания будут реализовываться в рамках экологических природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята» (1-4 класс) и «Молодые защитники Природы» (5-9 и 10-11 класс).
Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» (в дальнейшем – Проект) является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в дошкольных образовательных организациях российских регионов.
Цель Проекта
Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи Проекта
• дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
• разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Содержание Проекта
В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в дошкольных образовательных организациях с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.
Воспитанника дошкольной образовательной организации принимают в «Эколята – дошколята»: на торжественной церемонии зачитывается текст посвящения в «Эколята», вручается Свидетельство «Эколёнка дошкольной образовательной организации» и специальный Знак (значок).
Воспитанник, став «Эколёнком», будет понимать, что он вошёл в общество людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.
Особенностью Проекта «Эколята – Дошколята» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.
Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития.
Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе.
В последнее время для детей разработано много книг, учебников, методических пособий, а также авторских программ по вопросам воспитания экологически грамотного поведения, охраны окружающей природной среды. Их главным недостатком является недостаточное внимание к воспитанию духовной культуры ребёнка через природу. Без эмоциональной составляющей правила поведения по отношению к природе так и останутся всего лишь правилами из учебника.
С детьми проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы.
Особое внимание в Проекте уделяется формированию у воспитанников дошкольных образовательных организаций целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды.
Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.
Использование теории сложных систем и системного подхода к изучению Природы и окружающего мира предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе, таких как наблюдение, беседа, чтение и прослушивание сказок и рассказов, выполнение заданий, игра, проведение опыта, прогулки, проведение занятия на природе, работа на опытном
участке вокруг дошкольных образовательных организаций, рисование и т.д. и протекает на уровне формирования образов, представлений и различных понятий в мире Природы. При этом важно, что в процессе занятия должно происходить не механическое запоминание услышанного и увиденного, а реальный анализ происходящего и принятие на основе этого реального решения в своей дальнейшей деятельности.
Проект ориентирует деятельность воспитателя и педагога на системный подход в развитии у детей культуры природолюбия. При этом в Проекте используется принцип последовательности, преемственности и развития. Все его составные темы и разделы связаны друг с другом, а каждая последующая рассматриваемая в Проекте тема базируется на изученных ранее материалах.
Интегрирующий подход в обучении и воспитании позволяет объединить в учебно-воспитательном процессе целенаправленные занятия в помещении и на улице, чтение книг, участие в играх, проведение праздников, конкурсов, викторин и мероприятий, поход в парк или лес, проведение наблюдений и опытов, участие в практических действиях с взрослыми.
Для каждой возрастной группы воспитанников составляются свои комплексы занятий, что позволяет представить учебно-воспитательный процесс целостным и развивающимся.
Проводимые в рамках Проекта занятия могут использоваться самостоятельно либо включаться в уже существующие программы по экологическому, нравственному, культурному и эстетическому воспитанию ребёнка.
Проект является составной частью системы дополнительного образования эколого-биологической направленности дошкольных образовательных организаций.
Прогнозируемые результаты:
• формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
• повышение общей культуры ребёнка;
• формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
• развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
• расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Задачи Проекта решаются путём:
• создания и внедрения с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы новых приёмов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание у ребёнка культуры природолюбия, бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру, ответственности за их сохранение, формирование целостного взгляда на Природу, развитие навыков экологически грамотного поведения;
• предоставления возможности ребёнку быть непосредственным участником всех мероприятий, проводимых во время воспитательно-образовательного процесса и направленных на сохранение природы;
• комплексного подхода к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования ребёнка;
• создания в рамках Проекта необходимой методологической и методической базы;
• внедрения в учебно-воспитательный процесс идей и предложений самих детей по охране окружающей природной среды, защите животного и растительного мира, решению экологических проблем;
• предоставления детям возможности общения со своими сверстниками из других дошкольных образовательных организаций по различным темам и направлениям данного Проекта.
Организация учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта, а также проведение всех мероприятий может осуществляться на территории дошкольной образовательной организации любого региона Российской Федерации.
Вся разрабатываемая и выпускаемая в рамках Проекта продукция, а также проводимые мероприятия взаимосвязаны, являются элементами одной общей концепции осуществления учебно-воспитательного процесса, дополняют и развивают друг друга, соответствуют целям и задачам Проекта и в совокупности позволяют решить задачу формирования культуры природолюбия у воспитанников дошкольных образовательных организаций.
Исполнительными структурами по развитию Проекта «Эколята – Дошколята» являются Межрегиональная общественная организация содействия сохранению природного наследия регионов «Природное наследие нации» и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Федеральный детский эколого-биологический центр».
В рамках Проекта создаются программный и организационный комитеты, тематические секции и рабочие группы.
Проект «Эколята – Дошколята» базируется на:
• применении в процессе воспитания у детей культуры природолюбия, а также в процессе экологического, природоохранного, нравственного, духовного и эстетического воспитания и образования ребёнка, элементов и методов системного подхода и анализа, систематизации и классификации знаний;
• рассмотрении всей совокупности составных частей и элементов учебного и воспитательного процесса дошкольной образовательной организации, направленного на развитие у детей культуры природолюбия, решение проблем экологического, природоохранного, нравственного, духовного и эстетического воспитания ребёнка, как единого, комплексного и системного учебно-воспитательного инструментария;
• использовании в учебно-образовательном процессе дошкольных образовательных организаций образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
• включении в учебно-воспитательный процесс межструктурных связей в рамках изучения различных тем учебного пособия «Азбука Природолюбия»;
• организации и реализации в рамках Проекта занятий и мероприятий с использованием учебного пособия «Азбука Природолюбия», книжной, игровой, аудио, видео и другой продукции с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
• введении в учебно-воспитательный процесс элементов библиотерапии и комплексной сказкотерапии с помощью серии познавательных сказок, таких как «Живая азбука», а также других сказок и различных рассказов о животном и растительном мире, способствующих воспитанию у ребёнка культуры природолюбия;
• присутствии во время изучения той или иной темы или вопроса различных игровых элементов и программ;
• включении в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий и различных заданий по изучаемым темам, направлениям и вопросам;
• предоставлении ребёнку возможности дальнейшего изучения того или иного материала с воспитателем, родителями и своими сверстниками за пределами дошкольной образовательной организации.
Проект «Эколята – Дошколята» с целью формирования у воспитанников дошкольных образовательных организаций культуры природолюбия предусматривает:
• использование в дошкольных образовательных организациях учебного пособия «Азбука Природолюбия»;
• создание учебно-методической базы для организации и проведения занятий по различным направлениям и темам учебного пособия «Азбука Природолюбия»;
• использование в учебно-образовательном процессе дошкольных образовательных организаций образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
• создание комплектов учебных и учебно-методических пособий, раздаточных и наглядных материалов;
• разработку и выпуск игровых, развивающих и познавательных книг и журналов, направленных на реализацию целей и задач Проекта;
• разработку и выпуск по тематикам и направлениям Проекта настольных, напольных, и компьютерных игр, а также аудио и видеопродукции с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
• создание разнообразных игровых комплексов и программ для дошкольных образовательных организаций, а также для организации занятий в семье;
• разработку специальных элементов оформления помещений в дошкольных образовательных организациях;
• организацию и проведение различных игровых программ, конкурсов и викторин, других подобных мероприятий;
• издание хрестоматий и различных хрестоматийных сборников;
• создание и открытие страничек, разделов, рубрик, тематик, информационных полос Проекта в газетах, журналах, на радио и в телевизионных передачах;
• организацию и проведение практических занятий по охране и защите Природы;
• организацию и проведение различных тематических встреч, экскурсий и других мероприятий, являющихся составной частью и элементами учебно-воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации;
• создание опытно-экспериментальных участков, использование прилегающих территорий для организации и проведения в рамках Проекта занятий с детьми;
• использование в учебном процессе элементов естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром.
Проект «Эколята – Дошколята» позволяет проводить комплексное обучение и воспитание ребёнка в дошкольной образовательной организации и в семье, направленное на развитие у детей культуры природолюбия.
Рекомендуемые принципы работы с детьми, которые должны быть использованы при организации и проведении занятий в рамках Проекта «Эколята – Дошколята»:
• системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний;
• использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе;
• последовательность в обучении и воспитании;
• преемственность при рассмотрении изучаемых тем;
• анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;
• простота и доступность изучаемого материала;
• наглядность при изучении тем и вопросов;
• присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров;
• наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;
• поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении учебно-воспитательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях;
• добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и темы;
• безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
• наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны воспитателя и преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.
Рекомендуемые формы работы, применяемые во время организации и проведения учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта «Эколята – Дошколята»:
• чтение;
• беседа;
• наблюдение;
• обсуждение;
• прослушивание тематических сказок и рассказов;
• задание;
• игра;
• просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи;
• прослушивание радиопередачи;
• викторина;
• конкурс;
• тематическое оформление помещения;
• встреча;
• утренник;
• прогулка;
• работа на природе;
• проведение опыта;
• экскурсия;
• тематическое мероприятие.
Рекомендуемые инструментарии при организации работы в рамках Проекта «Эколята – Дошколята», которые могут быть использованы во время учебно-воспитательного процесса:
• учебное пособие «Азбука Природолюбия»;
• учебники и учебные пособия;
• тематические книги;
• хрестоматии;
• рабочие тетради и дневники;
• альбомы и тетради для раскрашивания;
• наглядные и раздаточные материалы;
• журналы и газеты;
• художественные, познавательные и научно-популярные произведения;
• энциклопедические и справочные издания;
• аудио и видеоносители информации;
• настольные, напольные, компьютерные и другие игры, а также игровые комплексы и программы с присутствием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
• костюмы и образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
• элементы мультипликации и диафильма;
• художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры;
• театральные постановки, их фрагменты и элементы;
• телевизионные передачи, их фрагменты и элементы;
• музеи и картинные галереи;
• выставки, ярмарки и различные тематические экспозиции;
• опытные участки вокруг дошкольных образовательных организаций, а также прилегающих к ним территории;
• элементы естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром;
• различные мероприятия, праздники, олимпиады, шествия и акции.
Рекомендуемые темы занятий по Проекту «Эколята – Дошколята»:
• «Природа вокруг нас»;
• «Разнообразие Природы» (Красота Природы, Портреты Природы, Тайны Природы, Силы Природы, Богатства Природы);
• «Времена года»;
• «Время суток»;
• «Животные и растения»;
• «Человек – частичка Природы. Единство Человека и Природы»;
• «Человек не может жить без Природы»;
• «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья»;
• «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!»
• «Помоги Природе, помоги своему другу!»
• «Выбери себе друга, заботься и ухаживай за ним»;
• «Сохрани Природу от пожара»;
• «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»;
• «Природолюбие – учебник нашей жизни».
Рекомендуемые темы занятий по учебному пособию «Азбука Природолюбия»:
• Будь аккуратен с Природой
• Береги Природу
• Будь вежлив с Природой и внимателен к Природе
• Умей гулять на Природе
• Дружить с Природой
• Единство Человека и Природы
• Жалеть Природу
• Заботиться о Природе
• Исследовать, изучать Природу
• Красная книга
• Любить Природу, любоваться Природой
• Многообразие Природы
• Наблюдать за Природой
• Ответственность перед Природой
• Природолюбие
• Радоваться вместе с Природой
• Сохранить Природу
• Трудиться на благо природе
• Уважать Природу
• Фантазировать вместе с Природой
• Ходить в гости к Природе
• Ценность Природы
• Чудеса Природы
• Шёпот Природы
• Щедрость Природы
• Экология
• Юный натуралист
• Явления природы
1. Паспорт проекта
Структура | Содержание |
Тема проекта | Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята-дошколята» |
Сроки реализации проекта | 3 года |
Участники проекта | Дети средней, старшей и подготовительной группы, педагоги, родители |
Особенности проекта | Социально-познавательный, долгосрочный |
Актуальность и социальная значимость проекта | Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физическое, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, социально- коммуникативное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных областей, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образованную личность. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края. Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример. |
Анализ ситуации | Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации. Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия. Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста должен стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия. Проект «Эколята–дошколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка. Проект является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в дошкольных образовательных организациях российских регионов. |
Постановка проблемы | Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными делами, а соединить их в цепь постоянных природоохранных действий, слить с трудовым воспитанием. Именно в дошкольном возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: природы, различных природных связей. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше …. Дальше эта дорога обрывается пропастью. Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли — образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова). |
Аннотация проекта | В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в ФГБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №2» с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников природы. Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры. На торжественной церемонии воспитанников ДОУ принимают в «Эколята – дошколята». Ребенок будет понимать, что он вошёл в общество людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней. Особенностью Проекта «Эколята – Дошколята» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе. С детьми проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы. Особое внимание в Проекте уделяется формированию у воспитанников дошкольных образовательных организаций целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды. Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды. Проект является составной частью системы дополнительного образования эколого-биологической направленности дошкольных образовательных организаций. |
Цель проекта | Формирование у ребенка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребенка культуры природолюбия. |
Задачи проекта |
|
Принципы, лежащие в основе проекта | - реализация принципа «от общего к частному», специфика которого в этом возрасте заключается в том, что всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то общего, т.е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чего познаются разные их свойства, взаимозависимости; - интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания; - создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанных с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска; - наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости и отношения; - создание условий для практического экспериментирования с разными материалами; - простота и доступность изучаемого материала; - поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении образовательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях; - добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении проблемного вопроса и темы; - безопасность в организации и проведении воспитательно-образовательного процесса; - наличие осознанного подхода при организации совместной деятельности со стороны воспитателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка. - уважение к свободе и достоинству каждого ребенка - принцип системности и наглядности - принцип доступности изучаемого материала - эмоционально-насыщенная тематика игровых упражнений, занятий - проблемно – исследовательский характер заданий - вариативно – дифференцированное содержание заданий - опора на развитие самостоятельности мышления, речевых навыков, умение рассуждать и доказывать свою точку зрения - привлекательность, занимательность и образность содержания заданий - психологически положительный микроклимат и коммуникативный характер организации занятий - принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений - принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к природе родного города, к природе Отечества, природоохранная деятельность - принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о природоохранной деятельности, накопление им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы. - принцип интегративности: сотрудничество с семьей, библиотекой, сочетание разных видов деятельности - принцип наглядности: изготовление ряда наглядно-дидактических пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе экологического материала. |
Этапы реализации проекта | I этап - подготовительный.
II этап - основной
III этап - заключительный
|
Ресурсы проекта | Информационно-техническое: - мультимедийный проектор, - ноутбук, - компьютер, - фотоаппарат, - видеокамера. Информационное обеспечение: - интернет, - учебное пособие «Азбука Природолюбия»; - тематические книги; - хрестоматии; - альбомы и тетради для раскрашивания; - дидактический материал: схемы, таблицы, дид. игры по краеведению; - наглядные, дидактические и раздаточные материалы; - художественные, познавательные и научно-популярные произведения; - семейные фотографии общения с природой, - тематические альбомы и фотоальбомы, - энциклопедические и справочные издания; - аудио и видео-носители информации; - настольные, напольные, компьютерные и другие игры, - элементы мультипликации; - художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры. |
Предполагаемые результаты и продукты проекта | Предполагаемые результаты: - повышение общей культуры ребенка; - формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия; - формирование у ребенка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде; - развитие в ребенке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности; - расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей. Продукт деятельности детей: - Рисунки детей на экологическую тематику, по полученным впечатлениям; - Модели и схемы, - Творческие работы Продукт деятельности педагогов: - Разработка и оформление проекта; - Разработка конспектов ООД по тематике проекта - Презентация итогов проекта - Консультации и информационный материал по работе с родителями (брошюры, памятки, консультации и т.д.) - Тематические стенды и выставки, - Сценарии и конспекты музыкальных, спортивных, тематических мероприятий. |
Перспективы распространения | Использование данного педагогического проекта в работе дошкольных образовательных учреждений |
2. Этапы работы над проектом.
Мероприятия | Сроки проведения | Ответственный | ||
1 этап - подготовительный | ||||
Разработка стратегии реализации проекта. Постановка цели и определение задач. Поиск информации, подготовка стендов, уголков, наглядного материала | ||||
Предварительная работа с детьми, беседы, чтение худ. литературы, прослушивание музыкальных композиций, рассматривание иллюстраций на экологическую тематику. | январь | Педагоги | ||
Организация предметно-развивающей среды группы в рамках реализации проекта; | январь | Педагоги | ||
Поиск информации по проекту: логотип, гимн, клятва, создание грамот для посвящения в «Эколята-дошколята», костюмов эколят. | январь | Педагоги и родители | ||
Создание стендов (уголков) «Эколята – дошколята» с возможностью использования элементов стенда для проведения занятий с детьми. | январь | Педагоги | ||
Создание странички «Проект «Эколята-дошколята» на сайте ДОУ | январь | Педагоги | ||
2 этап - основной | ||||
Развлекательное мероприятие «Посвящение в Эколята». Проведение акции принятия детей в «Эколята – дошколята». | февраль | Педагоги и родители | ||
Консультации для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» | февраль | Педагоги | ||
Всемирный День Земли (проведение в ДОУ уроков Природолюбия) | март | Педагоги | ||
Неделя «Эколята знают все!» (беседы, игры, викторины, ООД, наблюдения) «Умница всему научит!» | апрель | Педагоги | ||
Методическая разработка «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры» (экологические ширмы) | апрель | Педагоги | ||
Конкурс поделок из бросового материала «Вторая жизнь ненужным вещам» | апрель | Педагоги и родители | ||
Неделя экологических опытов и экспериментов «Шалун исследователь» | май | Педагоги | ||
Проведение фотоконкурса детей и родителей «Сохраним это чудо – просит нас Умница!» (оригинальные фотографии природы родного края) | май | Педагоги и родители | ||
Тематическая неделя на тему «Цветы – улыбка природы» – акция «Летние цветы – улыбка природы» | июль | Педагоги | ||
Тематическая неделя «Путешествие Эколят» (тематические дни «Эколята и мир растений», «Эколята и мир животных», «Эколята и водный мир», «Эколята защищают чистоту водуха») | август | Педагоги | ||
Конкурс поделок из природного материала «Творчество Эколят» | сентябрь | Педагоги и родители | ||
Проведение тематических «Уроков Природолюбия» с «Эколятами» – друзьями и защитниками природы | сентябрь | Педагоги | ||
Игра – викторина старший дошкольный возраст «Берегите нашу планету от мусора» | октябрь | Педагоги и родители | ||
Конкурс «Мы пишем письмо Природе» с детьми и родителями | октябрь | Педагоги и родители | ||
Создание тематического музея «Эколята» (различные поделки, рисунки и композиции с «Эколятами»). | ноябрь | Педагоги и родители | ||
Цикл занятий «Природа – твой друг! Приди ему на помощь!» с участием детей и родителей. | ноябрь | Педагоги | ||
Неделя экологических игр «Елочка и Тихоня очень любят поиграть» | декабрь | Педагоги | ||
Трансляция отчётных фотоматериалов на сайте, от проведённых мероприятий, и консультативного материала для родителей, по тематике Проекта. | весь период | Педагоги и родители | ||
Работа по индивидуальным планам педагогов в рамках реализации мероприятий. | весь период | Педагоги | ||
3 этап – заключительный | ||||
Подведение итогов проекта «Эколята-дошколята» | декабрь | Педагоги | ||
Праздник «Эколята-дошколята – друзья природы» | декабрь | Педагоги | ||
Презентация проекта «Эколята-дошколята» | декабрь | Педагоги |
Участие в совместных мероприятиях, развлечениях, конкурсах рисунков, фотовыставках.
3. Участие в акциях
Название акции | Срок проведения |
«По страницам Красной книги» | Январь |
«Заповедники нашего края» | Февраль |
«Земля-наш общий дом» | Март |
«Сбережем первоцветы» | Апрель |
«Сбережем лес от пожара» | Май |
«Береги воду» | Июнь |
«Береги природу» | Август |
«Эколята-дошколята» | Сентябрь |
«Наши пушистые друзья» | Октябрь |
«Птицы – наши друзья! Помоги другу» | Ноябрь |
«Сохраним Елочку – красавицу наших лесов». | Декабрь |
Перспективный план работы
«Эколят – Молодые защитники природы»
Цель:
Формирование у ребенка осознанного и гуманного отношения к природным явлениям, объектам и живым существам;
Задачи:
1. Развивать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.
2. Уточнять, систематизировать и углублять знания детей о живой и неживой природе.
3. Ознакомление детей с разнообразием окружающего мира, деятельности человека в природе.
№ | Мероприятие, краткое описание | срок | Ответственные |
1 | 1.Путешествие в экологию. Посвящение в эколят. « Юных защитников природы с вручением атрибутов «Эколят» - – дети дают клятву - эколят, буду призвать призывали родителей , детей бережно относится к природе. Дети познакомятся со сказочными героями «Эколят» – друзьями и защитниками Природы (Умницей, Шалуном, Тихоней и Ёлочкой). 2. Оформление уголка «Эколята –дошколята» | Январь | воспитатели |
2 | 1.Парад чтецов «Мой край родной» - Участники конкурса читают произведения поэтов на тему природы, родного края и экологии. 2. Тематические занятия экологической направленности «Уроки Природолюбия» «Мы друзья природы» -дети познакомились с правилами поведения в природе; о вредных факторах качество воды и воздуха.
| февраль | воспитатели |
3 | 1. Выпуск плаката «Берегите первоцветы» - дети познакомились с первоцветами Москвы и Московской области, лекарственными растениями растущими на территории родного края. 2. Акция агитбригады» Правила поведения в лесу» с раздачей буклетов « Берегите первоцвет» 3. « Огород на подоконнике»- Воспитанники узнают о строении растений, о способах выращивания и ухода за ними. | Март | воспитатели |
4 | 1. Акция «Птицеград» - совместно с родителями –.привлечение детей и родителей в совместной трудовой деятельности по изготовлению скворечников. Дети получат информации о пользе птиц – защитников садов и огородов.
3. Субботник: "Каждую соринку – в корзинку!"- развитие ответственности за чистоту в природе, осознание практической помощи природе. | апрель | воспитатели |
5 | 1.Развлечение « Солнце , воздух и вода наши лучшие друзья» -Дети получили знания о пользе природного богатства для человека. Вместе с персонажами решали экологические задачи, играли, укрепляли свое здоровье. 2. Создание « Зелёных островков памяти « Эколят» - дети знакомятся с воинами, погибшими в ВОВ. | май | воспитатели |
6 | 1.Экологическая квест - игра «Спасём природу!» «Правила поведения в природе» дети закрепляют правила, что нужно делать для того, чтобы Земля жила вечно и расцветала. 2..Тематический Праздник «Эколят- любителей природы» закрепляли правила поведения в лесу, на основе экологических игр. 3.Уход за растениями на цветнике | июнь | воспитатели |
7 | 1.Развлечение « Царица –водица» - юные исследователи» -обобщение знаний детей о воде, представление о роли воды в жизни человека
| август | воспитатели |
9 | 1. Создание гербария «Деревья моего края»- знакомство детей с красотой и пользой деревьев. 2.Что мы сажаем, сажая леса. Акция «Живи дерево» дети, с раздачей буклетов « Берегите природу» родители- участвующие в посадке растений, стали созидателями, а не творцами, говорили о важности посадки и ухода за молодыми саженцами. 3. Экологический субботник ( совместно с родителями) « Город моей мечты» | сентябрь | воспитатели |
10 | 1.Тематический вечер «Удивительный мир растений и животных» - детям будут представлены презентации «Животные, растения занесенные в Красную книгу». Дети познакомятся с природоохранными мероприятиями; 2. Выставка поделок из природного материала «Старичок - лесовичок», « Осеннии фантазии» - дети в творческой деятельности дают вторую жизнь растениям. 3. Организация уголка – островка безопасности « Безопасность детей в природе» - сбор материала по закреплению правил поведения в природе. | октябрь | воспитатели |
11 | 1.Жизнь птиц зимой. «Птичья столовая». «Покормите птиц зимой». - Акция по изготовлению кормушек совместно с родителями , изготовление кормушек и развешивания по территории ДОУ. 2. Создание «Красной книги Москвы» -знакомство с птицами, занесёнными в Красную книгу. | ноябрь | воспитатели |
12 | 1.Проведение Новогодних «Ёлок Эколят» (Новогодних экологических ёлок)- 2 . Конкурс Новогодняя красавица» - совместное творчество детей и родителей. Изготовление поделок из бросового материала. | декабрь | воспитатели |
Формами подведения итогов(контроля) реализации данного проекта являются:
-Экологические акции «Посади дерево», «Семечко и зёрнышко про запас», «Поможем пернатым друзьям», «Живи ёлочка», «Посадим тюльпаны», «Берегите воду», «Вестники весны», «Каждому певцу по дворцу», «Украсим планету цветами», «Мусору – нет!».
-Экологические сказки «Весна пришла и сказку принесла», «Путешествие гнома в весеннем лесу», «Дедушкин огород», «Овощи и фрукты», «Береги красу Земли».
-Выставки рисунков и поделок «Сохраним землю нашу», «Зелёный город», «Чудеса на грядке», «Тайны природы», «Лесная сказка», «Береги свою планету, ведь другой на свете нет!» «Цветы – улыбка природы», «Наш дом – планета Земля», «Кладовая леса».
-Фотовыставки «В нашем парке ходит Осень», «Яркий мир природы», «Вода – чудесный дар природы», «Волшебница Зима», «Яркие краски весны», «Первоцветы», «Жизнь леса», «Удивительный мир насекомых».
-Экологические викторины «Угадай-ка», «По лесным тропинкам», «Давайте вместе мы природой дорожить», «Знатоки природы», «Природа вокруг нас», «Мы – друзья природы!».
-Экологические квесты «В гостях у волшебницы Воды», «Зелёная планета», «Прогулка в зимний лес», «Полёт стрижей», «Прогулка в лес», «Экологическая ромашка», «Наш дом – природа, береги её».
-Вечер развлечений с приглашением детей средней группы и родителей «Путешествие на Остров превращений», «Времена года», «Люблю берёзку русскую», «Прогулка в волшебный лес».
- Проекты « Ёлка – зелёная иголка», «Огород на окне», «Мой зелёный город», «Песочные фантазии», «Мой чистый мир», «Лес – наше богатство», «Кто живёт рядом с нами».
-Экологические праздники «Как прекрасен этот мир», «День Земли», «Давайте сохраним природу!».
-Субботники совместно с родителями и детьми «Каждую соринку в корзинку», «Зелёная весна», «Приведу в порядок свою планету».
Мониторинг освоения ДОД «Азбука природолюбия»
Ф.И. | Осознанно оценивает отношение к природе, понимает последствия не правильного отношения к ней.
| Осознанно оценивает отношение к природе, приводит адекватные факты бережного отношения к ней. | Умеет оценить поступки взрослых и детей с экологической позиции | Имеет представления об отношении к растениям, животным в спец. созданных условиях | Имеет представления о нормах отношения к живому. | Имеет представления об охране природы. | Имеет представления о взаимоотношении окружающей среды и человека. | Умеет определ. сост. обитателей уголка прир. (практ. умения) | Имеет представления о взаимоотношении окружающеи среды и человека. |
Итого: Н _____человек, ______%; С______ человек, ______ %; В _____ человек, ______%
Диагностика осуществляется в начале и конце учебного года.
Знания, умения, навыки, которыми должны овладеть дети к концу учебного года и усвоение программного материала определяется по трехбалльной системе:
ребенок самостоятельно справляется с заданием – 3 балла;
ребенок справляется с заданием с незначительной помощью взрослого – 2 балла;
ребенок справляется с заданием только с помощью взрослого – 1 балл.
Клятва «Эколят – молодых защитников природы»
- Я честный, добрый и заботливый человек. Я хочу вступить в ряды Эколят.
- Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!
- Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.
- Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.
- Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку.
- Вступая в ряды Эколят – Молодых защитников природы, я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.
- Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях.
Клянусь нести знания о природолюбии окружающим меня людям. - Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Гимн «Эколят – молодых защитников природы»
Автор: Зотова Татьяна Владимировна
- Куплет:
Ярко светит солнце в чистом небе,
Весело в горах журчат ручьи,
На опушке леса возле ели,
Трели звонко тянут соловьи.
Красотой Природа нас пленяет,
Силы, вдохновение дает,
Чудесами сильно удивляет,
Но лишь тех, ее кто бережет!
Припев:
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Богатства земли молодые наследники,
На страже природы стоим ты и я!
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Оберегаем и любим природу,
Чтобы жизнь сохранить на планете Земля.
- Куплет:
Оглянись вокруг и ты увидишь,
Каждый день наполнен волшебством,
Радуга, туман и белый иней,
Или дождик за твоим окном.
Бесценный дар надежно охраняем,
Природы тишину, ее покой,
Если искренне природу любим,
Значит, любим Родину с тобой.
Припев:
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Богатства земли молодые наследники,
На страже природы стоим ты и я!
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Оберегаем и любим природу,
Чтобы жизнь сохранить на планете Земля.
Правила поведения в природе:
- Повесь кормушку и покорми птиц зимой. Ведь им зимой холодно и голодно. Устрой птицам праздник: воробушкам насыпь зёрнышек, а синичкам нежареных сырых семечек и привяжи кусочек несолёного сала.
- Никогда не рви в лесу цветов, а просто ими любуйся.
- Никогда не поджигай весной сухую траву, тем самым спаси растения и насекомых. При поджоге травы выгорают её корни, от этого трава становится реже, а в некоторых местах и вовсе перестаёт расти. От огня погибают многие насекомые, их куколки, гнёзда шмелей и птиц.
- Никогда не разводи в лесу костров, он может стать причиной пожара, а место под костром не зарастает 5 – 7 лет!
- Не оставляй мусор на природе, а забирай его с собой. Газеты будут лежать в земле 4 месяца, жестяная банка – до 90 лет, полиэтиленовый пакет – 70-80 лет, пластиковые бутылки – более 100 лет, а стекло более 1000 лет! Поэтому никогда не оставляйте в лесу, парке, на поляне, берегу реки или озера ваш мусор. И никогда не выбрасывайте мусор в водоёмы.
- Не кричи в лесу и не включай громко музыку, чтобы не пугать зверей и птиц. Звери и птицы боятся громких звуков и крика.
- Не ломай ветки деревьев и кустарников. Когда ломаешь ветки, деревьям и кустарникам больно!
- Не разрушай птичьи гнёзда.
- Ходи в лесу осторожно, чтобы не помять цветы и траву.
- Посади дерево или кустарник.
- Попробуй освободить маленькое дерево из под упасшего на него большого дерева.
- Покорми на озере уток.
- Не разрушай гнёзда шмелей.
- Не рви листья на деревьях и кустарниках, а собирай для гербария опавшие листья.
- Повесь скворечник и в нем поселится семейка скворцов.
- Никогда не бери выпавшего из гнезда птенчика к себе домой. У тебя он не выживет, а для мамы будет горе! Она сама о нем позаботится. А некоторые птицы, если человек возьмёт в руки их птенчиков, улетают от них навсегда, оставляя гнёзда.
- Никогда не рви первоцветы, которые занесены в Красную книгу.
- Не лови бабочек, кузнечиков и жучков. Этого делать не надо! Они в неволе погибнут, а вот в лесу они будут приносить большую пользу.
- Никогда не подходи близко к гнезду птицы и не трогай в нем яйца. Некоторые птицы, поле того, как ты потрогал руками яички, или даже близко подошёл к гнезду, покидают насиженное место навсегда.
- Не бросай на траву фантики от конфет и другой мусор.
- Не оставляй костёр без присмотра, чтобы не произошёл пожар! Огонь мгновенно распространяется в листве и сухой траве. Уследить за огнём очень сложно. Трудно потушить пламя огня ежесекундно расползающегося и перебрасывающегося с одной травинки на другую.
- Не забывай полить цветы.
- Не пугай птиц.
- Не разоряй муравейник, не ломай домик великих тружеников. В нем есть всё, что нужно для жизни многочисленной муравьиной семьи: спальни, чуланчики, детские, коридоры.
- Не забудь покормить домашних животных и рыбок.
- Не сбивай в лесу мухоморы и не срывай несъедобные грибы, такими грибами питаются звери и птицы. Это для них еда.
- Не лови лягушек и жаб.
- Никогда не лови маленького ёжика, чтобы взять его домой. Не бери ёжика, не делай больно его маме. Сначала ежата крохотные, беспомощные, слепые, с мягкими белесыми иголками. Ежиха всё лето будет заботиться о них, выкармливать молоком. Первое время наши малыши будут жить в гнезде вместе с мамой. А потом, поздно осенью, ежата покинут дом, начнут жить самостоятельно.
- Не режь кору на деревьях. Дереву будет больно. Кора защищает дерево от вредных насекомых, а также резких перепадов температуры.
- Не бегай в лесу с собакой, она громко лает и может напугать его обитателей.
- Сортируй бытовые отходы и сдавай вторсырье в переработку.
- Экономь водопроводную воду.
- Не выбрасывай батарейки вместе с обычным мусором в ведро. Этого делать нельзя! Это опасные отходы, которые необходимо собирать только в специальные контейнеры для раздельного сбора мусора.
- Береги водоемы от загрязнений.
- Нельзя срубать елку под Новый год в лесу, парке или на улице, а также нельзя ломать её красивые ветки. Надо спасти ей жизнь. Живые ёлки надо покупать только на специальных новогодних ёлочных базарах, куда их привозят из питомников, где специально выращивают.
Список литературы для педагога:
- Т.В. Зотова «Азбука Природолюбия» /учебное пособие для дошкольников и младших школьников/
- Бондаренко Т.М. « Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
- О. А. Воронкевич «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ЭКОЛОГИЮ!»Парциальная программа. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2020
- Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
- Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002 г. – 192 с.
- Хабарова Т. В. , Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 128 с.
- Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с., ил.
- Турыгина С. В. «Экологический марафон»: игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы / С. В. Турыгина, Н. А. Кашина. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 121 с.
- Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт. сост. С. В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2012.
- 19. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008. – 128 с.
- Л.П. Молодова « Игровые экологические занятия с детьми» — Минск, «Асвар», 2001.
- Парциальная программа «Юный эколог» система работы в средней группе детского сада (4-5 лет) С.Н. Николаева. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016
- Ознакомление с природой в детском саду Средняя группа О. А. Соломенни- кова Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016
- Экологическое воспитание младших дошкольников С.Н. Николаева. Изда- тельство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва
- Источник интернет
Список литературы для детей и родителей:
- Т.А Шорыгина «Зелёные Сказки»,Москва 2005.
- Т.А. Шарыгина «Птицы какие они?», Москва 2005.
- Т.А. Шорыгина «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.
- Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г
- Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г
- Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями.-М.: Просвещение,1981
- Коробова М.В., Посылкина Р.Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Просвещение, 2005.
- Рыжова Н.А. «Я и природа».М.:, 1996
- Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх». М., 1993
- Кодола О.Е. Природа Архангельской области, 2006
- Завьялова О.Г. Азбука экологии. М., 2007.
- Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001.
- Тайны живой природы. М.: Росмэн, 2005 г.
- Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство АСТ, 2004.
- Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М.: Аванта +, 2005.
- Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. – Минск, 2013. – 297с.
- Дмитриев, Ю.Д. Большая книга леса / Ю.Д. Дмитриев. – М. Детская литература, 2011.
- Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. – 256 с.
- Мир животных. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект по экологии в первой младшей группе "Времена года"
Долгосрочный проект по экологии в первой младшей группе "Времена года"...

Долгосрочный проект по экологии с детьми старшего дошкольного возраста
quot;У природы есть друзья это мы - и ты, и я"...

Долгосрочный проект по экологии "Вода-водичка"
Проектная деятельность рассчитана для детей от 4 лет. Проект долгосрочный, предполагает совмесную деятельность педаговов, воспитателя и инструктора по плаванию....
долгосрочный проект по экологии
Тема: «Развитие представлений о природе у дошкольников 5-6 лет с ОНР посредством дидактических игр»Проблема: Недостаточный уровень представлений детей 5-6 лет с нормой развития и детей с О...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ № 1 «ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ»
Задачи проекта: Образовательные:...

Презентация к долгосрочном проекту по экологии в старшей группе: "Огород на окне"
Презентация к долгосрочном проекту в старшей группе детского сада по экологии с апреля по июнь. Посадка семян на окне: фасоль,укроп,петрушка. Оформление огорода на окне к конкурсу....