Долгосрочный проект "Юный эколог"
проект (младшая группа) на тему
Материал для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_no_23.docx | 17.94 КБ |
zanyatiya_po_proektu.docx | 33.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Юный эколог»
Вид проекта: исследовательский;
Длительность проекта: 3 месяца (март - май);
Участники проекта: родители, дети, педагоги, музыкальный руководитель;
Цель проекта: Создать у детей старшего дошкольного возраста условия для обучения основам экологии, природопользования с целью обогащения представлений об объектах неживой природы через различные виды деятельности.
Задачи проекта:
- Показать детям взаимосвязь всего живого в природе;
- Развивать познавательные способности детей;
- Учить бережному отношению к живой и неживой природе.
Проблема, ее актуальность: Как познакомить детей с неживой природой.
I подготовительный этап
Форма организации | Цель мероприятия | Участники проекта | Срок выполнения |
Составление плана. Подготовка материала и оборудования для исследовательской деятельности. | Воспитывать желание проводить эксперименты, опыты, соблюдая правила безопасности. | родители, дети, педагоги | I неделя марта |
II основной этап | |||
Форма организации | Цель мероприятия | Участники проекта | Срок выполнения |
ВОДА
| Выявлять свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется, она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус) | дети, педагоги | II неделя марта |
ВОЗДУХ
| Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий. Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его. | дети, педагоги | III неделя марта |
ВОЗДУХ
| Продолжать знакомить детей, что внутри человека есть воздух, обнаружить его. Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. Обнаружить воздух | дети, педагоги | IV неделя марта |
ВЕС
| Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов. Показать, что в основном все легкие предметы обладают плавучестью. | дети, педагоги | I неделя апреля |
ТЕМПЕРАТУРА (ТЕПЛОТА)
| Научить определять на ощупь температуру воды, предметов | дети, педагоги | II неделя апреля |
ТЕМПЕРАТУРА (ТЕПЛОТА)
| Продолжать учить определять температуру жидких веществ и твердых предметов (металлические – холоднее, деревянные - теплее) | дети, педагоги | III неделя апреля |
ПЕСОК
| Знакомство со свойством сухого песка - сыпучестью | дети, педагоги | IV неделя апреля |
ПЕСОК
| Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать | дети, педагоги | V неделя апреля |
ГЛИНА
| Знакомить со свойствами глины (размокает, мнется, бьется). Учить определять качество глины: мягкость, пластичность. | дети, педагоги | II неделя мая |
СВЕТ
| Познакомить со значением света (солнце, фонарик) | дети, педагоги | II неделя мая |
III заключительный этап | |||
Форма организации | Цель мероприятия | Участники проекта | Срок выполнения |
Экологическая сказка «Ручеек» | Учить бережному отношению к живой и неживой природе | Музыкальный руководитель, дети, педагоги | III неделя мая |
Предварительный просмотр:
Занятия по проекту «Юный эколог»
Все опыты происходят с участием игрового персонажа - Петрушкой.
- УЗНАЕМ, КАКАЯ ВОДА
Петрушка. Ребята, я обнаружил на веранде на столике две загадочные банки (дети вместе с Петрушкой рассматривают закрытые крышками банки, одна - пустая, вторая с водой). Интересно, что в них?
Предлагает детям рассмотреть.
При обследовании выясняется, что одна банка лёгкая, а другая - тяжёлая.
Петрушка (предлагает). Давайте откроем первую банку. Что в ней? (Нет ничего, кроме воздуха.) Правильно, она пустая, потому и лёгкая.
Педагог (спрашивает, слегка встряхивая банку с водой). А что же во второй банке?
Петрушка. В ней что-то булькает, плещется. Вы догадались, что это? (Ответы детей.) Правильно, вода, она чистая и прозрачная. Давайте это проверим. Сначала надо снять крышку, а затем взять любой мелкий предмет и опустить его в банку с водой.
Дети выполняют, выбирая любой предмет и опуская его в банку с водой, убеждаются, что его хорошо видно через воду.
Педагог помогает детям в эксперименте, с каждым из участников закрепляет понятие «прозрачная».
Петрушка. А если мы наклоним банку с водой, что произойдет? (Ответы детей.) Правильно, она выльется, потому что вода жидкая.
Педагог (обращаясь к Петрушке, предлагает). Петрушка, если вода жидкая, налей ее ребятам в стаканчики, пусть они сами попробуют, как водичка льется.
- ВОДА - ВОЛШЕБНИЦА
На участке детского сада детей встречает Петрушка.
Петрушка. Ребята, мне так понравилось с вами заниматься, что я решил сегодня снова заглянуть к вам. Что у нас сегодня интересного, ну-ка, посмотрим. Так (показывая
детям), три одинаковые бутылки. С чем они? Догадались? Конечно, это вода. Какая она? (Чистая, прозрачная). Вот она – чистая и прозрачная вода! (Оставляет на столике одну
бутылку.) А хотите, научу вас делать фокус? (Ответы детей.) Тогда смотрите и учитесь. Я беру вторую бутылку, наливаю воду в этот прозрачный стаканчик. Посмотрите, как хорошо льется водичка, а все потому, что она жидкая. Вот стаканчик уже полон. Какая
в нем вода? Прозрачная. А сейчас я открою эту баночку с краской красного цвета. Где на участке вы видите красный цвет? (Цветы, божьи коровки.) Так, баночка открыта. Теперь нам понадобится кисточка. Набираю красную краску на кончик кисточки и опускаю в свой стаканчик. Раз, два, три! (Размешивает кисточкой краску.) Посмотрите! Водичка стала красного цвета. Давайте, проверим, прозрачная она или нет. (Опускает ложечку
в стакан). Ложечки не видно, значит, вода не прозрачная.
Педагог. Вот какая вода - волшебница, взяла и растворила густую краску.
Предоставляется возможность всем желающим детям повторить фокус.
Петрушка. А зачем нам нужна третья бутылка?
Педагог. Я хочу вам показать ещё один фокус, как вода может менять свой цвет и вкус. Сейчас из третьей бутылки я каждому из вас налью воду в стаканчик (наливает). Какая вода в стаканах? (Прозрачная.) Попробуйте по одному глоточку. Какая она на вкус? (Вода как вода, без вкуса.) Понюхайте, чем пахнет? Ничем? А сейчас каждый из нас положит себе в стакан немного кофе. Понюхайте, чем теперь пахнет вода? Какая стала
вода? (Она стала коричневой и пахнет кофе.) Поменяла вода цвет, растворила кофе.
- А теперь попробуйте, какая стала на вкус? (Горькая.) Ребята, что надо сделать, чтобы вода стала сладкой? (Положить сахар.)
Возьмём сахар. (Педагог предлагает каждому ребенку положить в стакан кусок сахара и размешать ложечкой.) Вы размешиваете сахар ложечкой, его становится всё меньше
и меньше. Это он растворяется в воде. А теперь снова попробуйте. Какого вкуса стала вода? Сладкого. Значит, вода может и запах поменять, и цвет, и вкус. Волшебница, да и только!
- ЧТО В ПАКЕТЕ?
Петрушка вместе с детьми выходит на прогулку. Среди игрушек он обнаруживает полиэтиленовые пакеты.
Петрушка. Что у вас в этих пакетах?
Дети вместе с педагогом рассматривают пакеты. Они пусты. Отвернувшись от детей, воспитатель набирает в пакет воздух и закручивает его так, чтобы пакет стал упругим.
Педагог. А теперь что у меня в пакете? Потрогайте, какой он стал упругий.
Петрушка. Что же там? Откройте, мы посмотрим.
Воспитатель открывает пакет, в нём ничего нет. Педагог обращает внимание детей, что теперь пакет перестал быть упругим.
Петрушка. Так что же в нем было?
Педагог. В пакете был воздух, он прозрачный (невидимый, легкий). Поэтому нам казалось, что пакет пустой.
- ИГРА С СОЛОМИНКОЙ
Петрушка (встречает детей на участке детского сада). Ребята, я так скучал без вас, идите сюда поскорее, я принёс вам подарки.
Раздаёт всем детям трубочки для коктейля.
Петрушка. Попробуйте подуть в трубочку, а теперь поставьте ладошку перед трубочкой и снова подуйте. Почувствовали, как откуда-то появился ветерок? (Выдохнули воздух, который перед этим вдохнули.)
Воспитатель. Воздух нам нужен для дыхания. Он попадает внутрь человека через нос или рот, и при выдохе его можно не только почувствовать (как вы чувствовали ветерок из трубочки), но и увидеть.
Петрушка. А я не верю!
Воспитатель. Мы с ребятами тебе это докажем. Для этого надо опустить конец трубочки в воду и подуть (наливает детям воду в стаканчики, они дуют). Вы видите? Откуда появляются пузырьки и куда они исчезли?
Петрушка. Они вышли из трубочки, а так как воздух легкий, пузырьки поднимаются через водичку вверх.
- ИГРЫ С ВОЗДУШНЫМ ШАРИКОМ И СОЛОМИНКОЙ.
На прогулку к детям приходит Петрушка. Он приносит с собой два шарика: один надут полностью, другой - наполовину.
Петрушка. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какие шарики я вам принёс! Хотите поиграть?
Дети играют с тем и другим шариком и выясняют, с каким шариком играть удобнее и почему (с тем, который надут больше, так как легко отбивается, «летает», плавно опускается вниз и пр.).
Ребята обсуждают вместе с воспитателем причину различия в свойствах шариков: один упругий, потому что он сильно надут, другой - мягкий.
Петрушка. Мне так хочется, чтобы оба шарика хорошо летали, оба были упругими, только что для этого сделать - я не знаю.
Воспитатель. Ребята, поможем Петрушке? Что мы можем сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже хорошо было играть? (Побольше надуть.) Что находится внутри шарика? (Воздух) Как он попал в шарик? (Его туда выдыхают.)
Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух.
Воспитатель (обращается к Петрушке). Посмотри, Петрушка, как мои ребятки умеют вдыхать и выдыхать воздух. (На выдохе предлагает подставить ладошку под струю воздуха.) Откуда берется воздух внутри человека? (Его вдыхают.)
Воспитатель организует игры со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик, как выходит через пузырьки воздух.
В конце игры воспитатель предлагает детям повторить опыт самим. Раздаёт всем по соломинке, через которую можно надуть шарик.
- ВЫДУВАНИЕ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ
Воспитатель (приглашая детей на прогулку, сообщает). Ребята, поторопитесь, сегодня на участке у нас интересные дела, а наш друг Петрушка отправился в лес навестить своих родственников. Придётся вам ему все рассказать.
Дети с воспитателем приходят на веранду, где на столике стоит большой поднос.
Воспитатель (обращает внимание детей на поднос). Какой большой поднос! На него можно много яблок положить, помидоров, можно поставить бокалы с соком. А что бы вы
на него положили?
Ответы детей.
Воспитатель. Я сегодня налью на этот поднос воду только не простую, а мыльную (с мыльным порошком). А на середину прямо в воду положу вот такую красивую пуговицу.
Теперь накрою её прозрачной воронкой. Пуговка спряталась под воронкой как под прозрачным колпаком. А сейчас я сделаю для нашей красивой пуговки ещё одни колпачок: возьму соломинку, опущу в трубочку воронки и подую в соломинку вот так.
Над воронкой надувается мыльный пузырь (над пуговицей).
Воспитатель (продолжает). Ну вот и получился ещё один колпачок - мыльный пузырь, внутри него находится воздух. А как он туда попал? (Ответы детей.) Правильно, я выдохнула его из себя. Хотите сами попробовать надуть мыльные пузыри?
После того как дети выразят желание, педагог предлагает им палочки с колечком на конце, ещё раз показывает, как можно надуть мыльный пузырь. Далее дети сами выдувают мыльные пузыри, играют с ними. Педагог обращает внимание детей на то, что одни пузыри большие - значит, в них больше воздуха вдохнули, другие меньше размером - это потому что в них мало воздуха.
- ВЕТЕР ПО МОРЮ ГУЛЯЕТ
На прогулку к детям приходит Петрушка. Он возвратился из поездки к родственникам.
Петрушка. Здравствуйте, ребята! Наконец-то я добрался к вам! Мои родственники живут в лесу на другом берегу реки. Погода была безветренная, и я никак не мог переправиться. Но сегодня утром подул ветерок - и вот я здесь!
Воспитатель. Постой, а причём здесь ветер?
Петрушка. Ну как же, ведь это он подталкивает мой кораблик.
Воспитатель и дети (удивлены). Как, чем подталкивает?
Петрушка. Пойдёмте все к нашему бассейну, я вам всё покажу и объясню, только возьмите с собой вот эти маленькие парусники.
Дети берут бумажные парусники и подходят к бассейну (к ёмкости с водой).
Петрушка (обращается к детям). Поставьте свои парусники на воду, а теперь подуйте на их паруса. Вот видите, поплыли! Ребята, вы догадались, откуда взялся ветер? (Ответы детей.)
Да, правильно, это воздух, который мы выдохнули. Если набрать воздуха побольше и сильно его выдохнуть, направляя его струю на парус, то кораблик поплывёт быстрее.
Далее дети самостоятельно запускают свои лодочки.
Можно провести соревнование в парах «Чья лодочка доплывет скорее?».
- ЛЁГКИЙ – ТЯЖЁЛЫЙ
Во время прогулки в гости к детям приходит Петрушка со своим другом медвежонком Винни
Петрушка. Здравствуйте, ребята. Сегодня я к вам пришёл вместе с Винни. Ему так хотелось поиграть с вами. Можно взять вот эти игрушки? (Показывает на оборудование «лаборатории».)
Воспитатель. Пожалуйста, выбирайте! (Предлагает цветные бутылочки из одинакового материала, но разного размера.)
Петрушка берёт бутылочки маленькие, а Винни большие.
Воспитатель (спрашивает детей). Почему Петрушка и Винни так распределили бутылочки?
Дети отвечают, проверяя (взвешивая) бутылочки на вес.
Воспитатель (обращаясь к Петрушке и Винни). Посмотрите, у нас вот какие ещё есть игрушки! (Игрушки из одинакового материала, но одни из них - заложены внутри сухой листвой, другие - песком.)
Воспитатель. Какие игрушки возьмет Петрушка, а какие Винни? Почему?
Затем воспитатель предлагает детям выбрать «угощения» в ведёрках, которые могут донести Петрушка и Винни, и выясняет, какое ведёрко сумеет донести Петрушка, а какое - Винни.
Педагог проверяет предположения детей, рассматривая вместе с ними содержимое ведёрок.
- ПЛАВАЕТ – ТОНЕТ
Петрушка (говорит, обращаясь к детям). Ребята, пока вас не было, я решил поиграть в морской бой на воде. Вместо корабликов взял разные предметы: палочки, проволочку, пенопласт, металлическую тарелочку. И некоторые из этих «корабликов» сразу утонули. Почему? Никак не могу понять.
Воспитатель. Сейчас мы с ребятами тебе поможем. Ребята, почему утонул кораблик-проволочка? Правильно, он тяжелый. А корабль-тарелочка? Тоже тяжёлый. Почему плавает кораблик-палочка? (Потому что лёгкий.)
Петрушка. Теперь я понял. Значит, если я возьму вот этот кусочек пенопласта, то он будет плавать? (Ответы детей.) Вот спасибо!
Далее дети самостоятельно экспериментируют с предметами (плавает - тонет).
Воспитатель уточняет их представления, опрашивая детей.
- ГОРЯЧО - ХОЛОДНО
На участке дети вместе с воспитателем находят чумазую куклу Настю.
Настя. Ну, наконец-то вы пришли, а то одной так скучно! Девочки, возьмите меня на ручки, покачайте, спойте песенку.
Воспитатель. Настенька, ты, наверное, долго гуляла? Играла в песке, вся перепачкалась: ручки грязные, ножки тоже, лицо чумазое. Сначала тебя надо умыть.
Ребята, какой водой умываться лучше: тёплой или холодной? (Ответы детей.) Правильно, тёплой. Где у нас есть вода? (В ёмкости, в бутылочках, стоящих в тени.)
Давайте попробуем, какая вода в нашем бассейне (в ёмкости для воды). (Дети трогают, отвечают, что тёплая.) А в бутылочках? (Холодная.) Почему? (Ответы детей.) Да, вы правы, бассейн стоит на солнечной стороне, солнышко согрело в нём воду. А бутылочки лежат в тени, там прохладно, поэтому вода в них холодная.
Настенька. Тогда купайте меня в бассейне, ведь там такая приятная тёплая вода.
Дети купают куклу, девочки вытирают ее и укладывают спать. Внимание мальчиков воспитатель обращает на игрушки (совочки, формочки, ведёрки), лежащие в песочнице. Выясняет, что все игрушки очень горячие, их тоже согрело солнце.
Воспитатель предлагает сложить игрушки на поднос и облить их холодной водой. Что произошло? Игрушки быстро остыли. Воспитатель обсуждает это с детьми.
- ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК
На прогулке вместе с воспитателем дети рассматривают различные мелкие предметы, сделанные из дерева, стекла (зеркало, флакончики из-под духов), называют их, определяя, из чего они сделаны. Складывают предметы в чудесный мешочек.
Затем воспитатель предлагает детям доставать из мешочка предметы по одному. «Холодные» предметы складывают вместе и выясняют, что они сделаны из железа. Аналогично дети достают предметы «тёплые» и определяют, что они сделаны из де-
рева. Оставшиеся предметы (из стекла) - средние по теплоте.
Вывод: металлические предметы самые холодные, деревянные - теплее.
1. ПЕСОЧНЫЕ СТРУЙКИ
Воспитатель (обращается к детям). Ребята, я знаю, что вы любите играть с песком.
Петрушка. И я тоже люблю! Я даже интересную игру придумал, «Песочные струйки» называется. Хотите, научу?
Надо взять бутылочку с отверстием в крышке, насыпать через воронку песок (показывает). Видите, как песок сыплется через воронку, как вода струйкой течёт. Сухой песок - сыпучий. Теперь, когда моя бутылка наполнилась песком, я закрою её
крышкой, в которой есть отверстие, переверну бутылочку. Ой, песочек высыпается струйкой. Им можно рисовать, например, солнышко, домик (показывает). А теперь вы тоже попробуйте.
Дети экспериментируют с сухим песком.
13. ЧУДЕСНЫЕ ФИГУРКИ
На прогулке дети встречают Петрушку. У него грустный вид.
Воспитатель. Петрушка, ты чем-то расстроен? Тебя кто-то обидел, пока нас не было?
Петрушка. Никто меня не обижал. Просто я хотел для ребят сделать сюрприз - забавные песочные фигурки, но ничего не получилось, песок весь рассыпается. Почему это происходит, ребята?
Ответы детей.
Воспитатель. Да, Петрушка, из сухого песка фигурки не сделаешь. Дети, а как помочь Петрушке? (Ответы детей.) Налить воды в песок и перемешать лопаткой? Давайте попробуем.
Дети носят воду ведёрками из ёмкости, смачивают песок. Затем все вместе делают песочные «пирожные», используя формочки, колобки и лепёшки, прихлопывая ладошками.
Петрушка. Почему же сырой песок не сыплется?
Воспитатель. Это происходит потому, что вода склеила между собой частички песка. У сухого песка все частички - отдельно друг от друга.
1. УЗНАЕМ, КАКАЯ ГЛИНА
Воспитатель. Ребята, мы с вами очень любим, играть в песочнице с песком. Но, посмотрите, в песочнице лежит какой-то коричневый комок. Может быть, это камень? Проверим? (Роняет комок на землю.) Что с ним стало? Правильно, разбился. Значит, это не камень. А если опустить отколовшийся кусочек в ведро с водой?
Дети собирают кусочки глины и опускают их в ведро с водой. Постепенно глина размокает.
Воспитатель. Куда делись комочки? Они размокли? Да, они размокли. Потому что это был не камень, а комок глины. Давайте закроем ведро крышкой и оставим его так до завтра. А завтра мы с Петрушкой расскажем вам про глину.
2. ГЛИНЯНЫЕ ШАРИКИ
Петрушка. Дети, поторапливайтесь на прогулку, скорее хочется посмотреть, что стало с глиной, которую мы с нами опустили в ведёрко с водой.
На прогулке Петрушка и дети ищут ведёрко, находят точно такое же, открывают, а в нём поделки из глины, сделанные воспитателем (уточка, чашечка, мячик, палочки).
Петрушка. Ой, что это ребята? (Рассматривают). Интересно, из чего они сделаны? Ответы детей.
Воспитатель. Всё это сделано из глины. А ведёрко, которое вы искали, вот. (Достаёт с полки ведёрко с глиной, открывает его.) Вы тоже, если захотите, можете сделать для себя
глиняные палочки или шарики. Вот так (показывает). Хотите попробовать?
Дети берут глину из ведёрка, стараются скатать шарик, палочку и др.
Когда работа закончена, все изделия выкладывают на просушку.
Воспитатель (говорит, любуясь работой детей). Какие замечательные поделки можно сделать из глины!
Петрушка. А всё потому, что глина мягкая, пластичная.
Воспитатель. А ещё она хрупкая. («Нечаянно» роняет свою глиняную палочку.) Кусочек глины разбился, его надо положить в воду, он размокнет, и из него можно будет снова
лепить поделку.
1. ЧТО В КОРОБКЕ?
Рассматривая на прогулке игрушки, воспитатель обращает внимание детей на коробку.
Воспитатель. Странно, что это такое? (Рассматривает вместе с детьми.) Может быть, в коробке что-нибудь лежит? (Встряхивает её, раздаётся стук.) Хотите узнать, что там
внутри?
Ответы детей.
Дети обнаруживают в коробке прорезь. Заглядывают по очереди в неё.
Воспитатель. Чтобы это могло быть? Что там? Ничего не видно? Темно?
Это потому что там нет света. А если мы откроем прорезь посильнее, то в коробку попадет свет, и все сразу станет видно. Попробуем?
Дети выражают согласие, и опыт проводится до конца.
Воспитатель. В коробке стало светло - туда попали солнечные лучики. А если в доме темно, что надо сделать? (Включить свет.) Да, без света было бы темно, страшно, ничего
не видно. Хорошо, что он есть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный эксперимент по экологии
Почему нужно беречь растенияРастения играют большую роль в жизнедеятельности всех живых организмов на Земле. Без них существование на нашей планете было бы невозможным. Растения вырабатывают кислород,...
Долгосрочный проект по экологии в первой младшей группе "Времена года"
Долгосрочный проект по экологии в первой младшей группе "Времена года"...
Долгосрочный проект в средней и старшей группе по экологии "Чудо-дерево".
Долгосрочный проект в средней и старшей группе по экологии "Чудо-дерево"....
Долгосрочный проект по экологии с детьми старшего дошкольного возраста
quot;У природы есть друзья это мы - и ты, и я"...
Долгосрочный проект по экологии "Вода-водичка"
Проектная деятельность рассчитана для детей от 4 лет. Проект долгосрочный, предполагает совмесную деятельность педаговов, воспитателя и инструктора по плаванию....
ПРОЕКТ Тема: «Путешествие в мир Красной книги России. Вопросы экологии и защиты природы». Тип проекта: долгосрочный (3 месяца) Направление: экологическое, патриотическое воспитание Целевая аудитория: дети 5-7 лет, родители воспитанников, пед
ЦЕЛЬ проекта Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гарм...
Проект долгосрочный по экологии
Проект по экологии...