Долгосрочный проект "Юный эколог"
проект (младшая группа) на тему

Ольга Сергеевна Орапаева

Материал для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_no_23.docx17.94 КБ
Файл zanyatiya_po_proektu.docx33.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Юный эколог»

Вид проекта: исследовательский;

Длительность проекта: 3 месяца (март - май);

Участники проекта: родители, дети, педагоги, музыкальный руководитель;

Цель проекта: Создать у детей старшего дошкольного возраста условия для обучения основам экологии, природопользования с целью обогащения представлений об объектах неживой природы через различные виды деятельности.

Задачи проекта:

  1. Показать детям взаимосвязь всего живого в природе;
  2. Развивать познавательные способности детей;
  3. Учить бережному отношению к живой и неживой природе.

Проблема, ее актуальность: Как познакомить детей с неживой природой.

I подготовительный этап

Форма организации

Цель мероприятия

Участники проекта

Срок выполнения

Составление плана.

Подготовка материала и оборудования для исследовательской деятельности.

Воспитывать желание проводить эксперименты, опыты, соблюдая правила безопасности.

родители, дети, педагоги

I неделя марта

II основной этап

Форма организации

Цель мероприятия

Участники проекта

Срок выполнения

ВОДА

  1. Узнаем, какая вода.
  2. Вода - волшебница

Выявлять свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется, она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус)

дети, педагоги

II неделя марта

ВОЗДУХ

  1. Что в пакете?

  1. Игра с соломинкой

Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий.

Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

дети, педагоги

III неделя марта

ВОЗДУХ

  1. Игры с воздушными шариками и соломинкой.

  1. Выдувание мыльных пузырей.

  1. Ветер по морю гуляет.

Продолжать знакомить детей, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Обнаружить воздух

дети, педагоги

IV неделя марта

ВЕС

  1. Легкий – тяжелый.

  1. Плавает - тонет

Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов.

Показать, что в основном все легкие предметы обладают плавучестью.

дети, педагоги

I неделя апреля

ТЕМПЕРАТУРА (ТЕПЛОТА)

  1. Горячо – холодно.

Научить определять на ощупь температуру воды, предметов

дети, педагоги

II неделя апреля

ТЕМПЕРАТУРА (ТЕПЛОТА)

  1. Чудесный мешочек

Продолжать учить определять температуру жидких веществ и твердых предметов (металлические – холоднее, деревянные - теплее)

дети, педагоги

III неделя апреля

ПЕСОК

  1. Песочные струйки.

Знакомство со свойством сухого песка - сыпучестью

дети, педагоги

IV неделя апреля

ПЕСОК

  1. Чудесные фигурки

Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать

дети, педагоги

V неделя апреля

ГЛИНА

  1. Узнаем, какая глина.

  1. Глиняные шарики

Знакомить со свойствами глины (размокает, мнется, бьется).

Учить определять качество глины: мягкость, пластичность.

дети, педагоги

II неделя мая

СВЕТ

  1. Что в коробке?

Познакомить со значением света (солнце, фонарик)

дети, педагоги

II неделя мая

III заключительный этап

Форма организации

Цель мероприятия

Участники проекта

Срок выполнения

Экологическая сказка «Ручеек»

Учить бережному отношению к живой и неживой природе

Музыкальный руководитель, дети, педагоги

III неделя мая



Предварительный просмотр:

Занятия по проекту «Юный эколог»

Все опыты происходят с участием игрового персонажа - Петрушкой.

  1. УЗНАЕМ, КАКАЯ ВОДА

Петрушка. Ребята, я обнаружил на веранде на столике две загадочные банки (дети вместе с Петрушкой рассматривают закрытые крышками банки, одна - пустая, вторая с водой). Интересно, что в них?

Предлагает детям рассмотреть.

При обследовании выясняется, что одна банка лёгкая, а другая - тяжёлая.

Петрушка (предлагает). Давайте откроем первую банку. Что в ней? (Нет ничего, кроме воздуха.) Правильно, она пустая, потому и лёгкая.

Педагог (спрашивает, слегка встряхивая банку с водой). А что же во второй банке?

Петрушка. В ней что-то булькает, плещется. Вы догадались, что это? (Ответы детей.) Правильно, вода, она чистая и прозрачная. Давайте это проверим. Сначала надо снять крышку, а затем взять любой мелкий предмет и опустить его в банку с водой.

Дети выполняют, выбирая любой предмет и опуская его в банку с водой, убеждаются, что его хорошо видно через воду.

Педагог помогает детям в эксперименте, с каждым из участников закрепляет понятие «прозрачная».

Петрушка. А если мы наклоним банку с водой, что произойдет? (Ответы детей.) Правильно, она выльется, потому что вода жидкая.

Педагог (обращаясь к Петрушке, предлагает). Петрушка, если вода жидкая, налей ее ребятам в стаканчики, пусть они сами попробуют, как водичка льется.

  1. ВОДА - ВОЛШЕБНИЦА

На участке детского сада детей встречает Петрушка.

Петрушка. Ребята, мне так понравилось с вами заниматься, что я решил сегодня  снова заглянуть к вам. Что у нас сегодня интересного, ну-ка, посмотрим. Так (показывая

детям), три одинаковые бутылки. С чем они? Догадались? Конечно, это вода. Какая она? (Чистая, прозрачная). Вот она – чистая и прозрачная вода! (Оставляет на столике одну

бутылку.) А хотите, научу вас делать фокус? (Ответы детей.) Тогда смотрите и учитесь. Я беру вторую бутылку, наливаю воду в этот прозрачный стаканчик. Посмотрите, как хорошо льется водичка, а все потому, что она жидкая. Вот стаканчик уже полон. Какая
в нем вода? Прозрачная. А сейчас я открою эту баночку с краской красного цвета. Где на участке вы видите красный цвет?
(Цветы, божьи коровки.) Так, баночка открыта. Теперь нам понадобится кисточка. Набираю красную краску на кончик кисточки и опускаю в свой стаканчик. Раз, два, три! (Размешивает кисточкой краску.) Посмотрите! Водичка стала красного цвета. Давайте, проверим, прозрачная она или нет. (Опускает ложечку
в стакан). Ложечки не видно, значит, вода не прозрачная.

Педагог. Вот какая вода - волшебница, взяла и растворила густую краску.

Предоставляется возможность всем желающим детям повторить фокус.

Петрушка. А зачем нам нужна третья бутылка?
Педагог. Я хочу вам показать ещё один фокус, как вода может менять свой цвет и вкус. Сейчас из третьей бутылки я каждому из вас налью воду в стаканчик (наливает). Какая вода в стаканах? (Прозрачная.) Попробуйте по одному глоточку. Какая она на вкус? (Вода как вода, без вкуса.) Понюхайте, чем пахнет? Ничем? А сейчас каждый из нас положит себе в стакан немного кофе. Понюхайте, чем теперь пахнет вода? Какая стала
вода?
(Она стала коричневой и пахнет кофе.) Поменяла вода цвет, растворила кофе.

- А теперь попробуйте, какая стала на вкус? (Горькая.) Ребята, что надо сделать, чтобы вода стала сладкой? (Положить сахар.)

Возьмём сахар. (Педагог предлагает каждому ребенку положить в стакан кусок сахара и размешать ложечкой.) Вы размешиваете сахар ложечкой, его становится всё меньше
и меньше. Это он растворяется в воде. А теперь снова попробуйте. Какого вкуса стала вода? Сладкого. Значит, вода может и запах поменять, и цвет, и вкус. Волшебница, да и только!

  1. ЧТО В ПАКЕТЕ?

Петрушка вместе с детьми выходит на прогулку. Среди игрушек он обнаруживает полиэтиленовые пакеты.
Петрушка. Что у вас в этих пакетах?

Дети вместе с педагогом рассматривают пакеты. Они пусты. Отвернувшись от детей, воспитатель набирает в пакет воздух и закручивает его так, чтобы пакет стал упругим.

Педагог. А теперь что у меня в пакете? Потрогайте, какой он стал упругий.

Петрушка. Что же там? Откройте, мы посмотрим.

Воспитатель открывает пакет, в нём ничего нет. Педагог обращает внимание детей, что теперь пакет перестал быть упругим.

Петрушка. Так что же в нем было?

Педагог. В пакете был воздух, он прозрачный (невидимый, легкий). Поэтому нам казалось, что пакет пустой.

  1. ИГРА С СОЛОМИНКОЙ

Петрушка (встречает детей на участке детского сада). Ребята, я так скучал без вас, идите сюда поскорее, я принёс вам подарки.

Раздаёт всем детям трубочки для коктейля.

Петрушка. Попробуйте подуть в трубочку, а теперь поставьте ладошку перед трубочкой и снова подуйте. Почувствовали, как откуда-то появился ветерок? (Выдохнули воздух, который перед этим вдохнули.)

Воспитатель. Воздух нам нужен для дыхания. Он попадает внутрь человека через нос или рот, и при выдохе его можно не только почувствовать (как вы чувствовали ветерок из трубочки), но и увидеть.

Петрушка. А я не верю!

Воспитатель. Мы с ребятами тебе это докажем. Для этого надо опустить конец трубочки в воду и подуть (наливает детям воду в стаканчики, они дуют). Вы видите? Откуда появляются пузырьки и куда они исчезли?

Петрушка. Они вышли из трубочки, а так как воздух легкий, пузырьки поднимаются через водичку вверх.

  1. ИГРЫ С ВОЗДУШНЫМ ШАРИКОМ И СОЛОМИНКОЙ.

На прогулку к детям приходит Петрушка. Он приносит с собой два шарика: один надут полностью, другой - наполовину.

Петрушка. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какие шарики я вам принёс! Хотите поиграть?

Дети играют с тем и другим шариком и выясняют, с каким шариком играть удобнее и почему (с тем, который надут больше, так как легко отбивается, «летает», плавно опускается вниз и пр.).

Ребята обсуждают вместе с воспитателем причину различия в свойствах шариков: один упругий, потому что он сильно надут, другой - мягкий.

Петрушка. Мне так хочется, чтобы оба шарика хорошо летали, оба были упругими, только что для этого сделать - я не знаю.

Воспитатель. Ребята, поможем Петрушке? Что мы можем сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже хорошо было играть? (Побольше надуть.) Что находится внутри шарика? (Воздух) Как он попал в шарик? (Его туда выдыхают.)

Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух.

Воспитатель (обращается к Петрушке). Посмотри, Петрушка, как мои ребятки умеют вдыхать и выдыхать воздух. (На выдохе предлагает подставить ладошку под струю воздуха.) Откуда берется воздух внутри человека? (Его вдыхают.)

Воспитатель организует игры со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик, как выходит через пузырьки воздух.

В конце игры воспитатель предлагает детям повторить опыт самим. Раздаёт всем по соломинке, через которую можно надуть шарик.

  1. ВЫДУВАНИЕ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ

Воспитатель (приглашая детей на прогулку, сообщает). Ребята, поторопитесь, сегодня на участке у нас интересные дела, а наш друг Петрушка отправился в лес навестить своих родственников. Придётся вам ему все рассказать.

Дети с воспитателем приходят на веранду, где на столике стоит большой поднос.

Воспитатель (обращает внимание детей на поднос). Какой большой поднос! На него можно много яблок положить, помидоров, можно поставить бокалы с соком. А что бы вы
на него положили?

Ответы детей.

Воспитатель. Я сегодня налью на этот поднос воду только не простую, а мыльную (с мыльным порошком). А на середину прямо в воду положу вот такую красивую пуговицу.
Теперь накрою её прозрачной воронкой. Пуговка спряталась под воронкой как под прозрачным колпаком. А сейчас я сделаю для нашей красивой пуговки ещё одни колпачок: возьму соломинку, опущу в трубочку воронки и подую в соломинку вот так.

Над воронкой надувается мыльный пузырь (над пуговицей).

Воспитатель (продолжает). Ну вот и получился ещё один колпачок - мыльный пузырь, внутри него находится воздух. А как он туда попал? (Ответы детей.) Правильно, я выдохнула его из себя. Хотите сами попробовать надуть мыльные пузыри?

После того как дети выразят желание, педагог предлагает им палочки с колечком на конце, ещё раз показывает, как можно надуть мыльный пузырь. Далее дети сами выдувают мыльные пузыри, играют с ними. Педагог обращает внимание детей на то, что одни пузыри большие - значит, в них больше воздуха вдохнули, другие меньше размером - это потому что в них мало воздуха.

  1. ВЕТЕР ПО МОРЮ ГУЛЯЕТ

На прогулку к детям приходит Петрушка. Он возвратился из поездки к родственникам.

Петрушка. Здравствуйте, ребята! Наконец-то я добрался к вам! Мои родственники живут в лесу на другом берегу реки. Погода была безветренная, и я никак не мог переправиться. Но сегодня утром подул ветерок - и вот я здесь!

Воспитатель. Постой, а причём здесь ветер?

Петрушка. Ну как же, ведь это он подталкивает мой кораблик.

Воспитатель и дети (удивлены). Как, чем подталкивает?

Петрушка. Пойдёмте все к нашему бассейну, я вам всё покажу и объясню, только возьмите с собой вот эти маленькие парусники.

Дети берут бумажные парусники и подходят к бассейну (к ёмкости с водой).

Петрушка (обращается к детям). Поставьте свои парусники на воду, а теперь подуйте на их паруса. Вот видите, поплыли! Ребята, вы догадались, откуда взялся ветер? (Ответы детей.)
Да, правильно, это воздух, который мы выдохнули. Если набрать воздуха побольше и сильно его выдохнуть, направляя его струю на парус, то кораблик поплывёт быстрее.

Далее дети самостоятельно запускают свои лодочки.

Можно провести соревнование в парах «Чья лодочка доплывет скорее?».

  1. ЛЁГКИЙ – ТЯЖЁЛЫЙ

Во время прогулки в гости к детям приходит Петрушка со своим другом медвежонком Винни

Петрушка. Здравствуйте, ребята. Сегодня я к вам пришёл вместе с Винни. Ему так хотелось поиграть с вами. Можно взять вот эти игрушки? (Показывает на оборудование «лаборатории».)

Воспитатель. Пожалуйста, выбирайте! (Предлагает цветные бутылочки из одинакового материала, но разного размера.)

Петрушка берёт бутылочки маленькие, а Винни большие.

Воспитатель (спрашивает детей). Почему Петрушка и Винни так распределили бутылочки?

Дети отвечают, проверяя (взвешивая) бутылочки на вес.

Воспитатель (обращаясь к Петрушке и Винни). Посмотрите, у нас вот какие ещё есть игрушки! (Игрушки из одинакового материала, но одни из них - заложены внутри сухой листвой, другие - песком.)

Воспитатель. Какие игрушки возьмет Петрушка, а какие Винни? Почему?

Затем воспитатель предлагает детям выбрать «угощения» в ведёрках, которые могут донести Петрушка и Винни, и выясняет, какое ведёрко сумеет донести Петрушка, а какое - Винни.

Педагог проверяет предположения детей, рассматривая вместе с ними содержимое ведёрок.

  1. ПЛАВАЕТ – ТОНЕТ

Петрушка (говорит, обращаясь к детям). Ребята, пока вас не было, я решил поиграть в морской бой на воде. Вместо корабликов взял разные предметы: палочки, проволочку, пенопласт, металлическую тарелочку. И некоторые из этих «корабликов» сразу утонули. Почему? Никак не могу понять.

Воспитатель. Сейчас мы с ребятами тебе поможем. Ребята, почему утонул кораблик-проволочка? Правильно, он тяжелый. А корабль-тарелочка? Тоже тяжёлый. Почему плавает кораблик-палочка? (Потому что лёгкий.)

Петрушка. Теперь я понял. Значит, если я возьму вот этот кусочек пенопласта, то он будет плавать? (Ответы детей.) Вот спасибо!

Далее дети самостоятельно экспериментируют с предметами (плавает - тонет).

Воспитатель уточняет их представления, опрашивая детей.

  1. ГОРЯЧО - ХОЛОДНО

На участке дети вместе с воспитателем находят чумазую куклу Настю.

Настя. Ну, наконец-то вы пришли, а то одной так скучно! Девочки, возьмите меня на ручки, покачайте, спойте песенку.

Воспитатель. Настенька, ты, наверное, долго гуляла? Играла в песке, вся перепачкалась: ручки грязные, ножки тоже, лицо чумазое. Сначала тебя надо умыть.

Ребята, какой водой умываться лучше: тёплой или холодной? (Ответы детей.) Правильно, тёплой. Где у нас есть вода? (В ёмкости, в бутылочках, стоящих в тени.)

Давайте попробуем, какая вода в нашем бассейне (в ёмкости для воды). (Дети трогают, отвечают, что тёплая.) А в бутылочках? (Холодная.) Почему? (Ответы детей.) Да, вы правы, бассейн стоит на солнечной стороне, солнышко согрело в нём воду. А бутылочки лежат в тени, там прохладно, поэтому вода в них холодная.

Настенька. Тогда купайте меня в бассейне, ведь там такая приятная тёплая вода.

Дети купают куклу, девочки вытирают ее и укладывают спать. Внимание мальчиков воспитатель обращает на игрушки (совочки, формочки, ведёрки), лежащие в песочнице. Выясняет, что все игрушки очень горячие, их тоже согрело солнце.

Воспитатель предлагает сложить игрушки на поднос и облить их холодной водой. Что произошло? Игрушки быстро остыли. Воспитатель обсуждает это с детьми.

  1. ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК


На прогулке вместе с воспитателем дети рассматривают различные мелкие предметы, сделанные из дерева, стекла (зеркало, флакончики из-под духов), называют их, определяя, из чего они сделаны. Складывают предметы в чудесный мешочек.

Затем воспитатель предлагает детям доставать из мешочка предметы по одному. «Холодные» предметы складывают вместе и выясняют, что они сделаны из железа. Аналогично дети достают предметы «тёплые» и определяют, что они сделаны из де-
рева. Оставшиеся предметы (из стекла) - средние по теплоте.

Вывод: металлические предметы самые холодные, деревянные - теплее.

1. ПЕСОЧНЫЕ СТРУЙКИ

Воспитатель (обращается к детям). Ребята, я знаю, что вы любите играть с песком.

Петрушка. И я тоже люблю! Я даже интересную игру придумал, «Песочные струйки» называется. Хотите, научу?

Надо взять бутылочку с отверстием в крышке, насыпать через воронку песок (показывает). Видите, как песок сыплется через воронку, как вода струйкой течёт. Сухой песок - сыпучий. Теперь, когда моя бутылка наполнилась песком, я закрою её
крышкой, в которой есть отверстие, переверну бутылочку. Ой, песочек высыпается струйкой. Им можно рисовать, например, солнышко, домик (
показывает). А теперь вы тоже попробуйте.

Дети экспериментируют с сухим песком.

13. ЧУДЕСНЫЕ ФИГУРКИ

На прогулке дети встречают Петрушку. У него грустный вид.

Воспитатель. Петрушка, ты чем-то расстроен? Тебя кто-то обидел, пока нас не было?

Петрушка. Никто меня не обижал. Просто я хотел для ребят сделать сюрприз - забавные песочные фигурки, но ничего не получилось, песок весь рассыпается. Почему это происходит, ребята?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, Петрушка, из сухого песка фигурки не сделаешь. Дети, а как помочь Петрушке? (Ответы детей.) Налить воды в песок и перемешать лопаткой? Давайте попробуем.

Дети носят воду ведёрками из ёмкости, смачивают песок. Затем все вместе делают песочные «пирожные», используя формочки, колобки и лепёшки, прихлопывая ладошками.

Петрушка. Почему же сырой песок не сыплется?

Воспитатель. Это происходит потому, что вода склеила между собой частички песка. У сухого песка все частички - отдельно друг от друга.

1. УЗНАЕМ, КАКАЯ ГЛИНА

Воспитатель. Ребята, мы с вами очень любим, играть в песочнице с песком. Но, посмотрите, в песочнице лежит какой-то коричневый комок. Может быть, это камень? Проверим? (Роняет комок на землю.) Что с ним стало? Правильно, разбился. Значит, это не камень. А если опустить отколовшийся кусочек в ведро с водой?

Дети собирают кусочки глины и опускают их в ведро с водой. Постепенно глина размокает.

Воспитатель. Куда делись комочки? Они размокли? Да, они размокли. Потому что это был не камень, а комок глины. Давайте закроем ведро крышкой и оставим его так до завтра. А завтра мы с Петрушкой расскажем вам про глину.

2. ГЛИНЯНЫЕ ШАРИКИ

Петрушка. Дети, поторапливайтесь на прогулку, скорее хочется посмотреть, что стало с глиной, которую мы с нами опустили в ведёрко с водой.

На прогулке Петрушка и дети ищут ведёрко, находят точно такое же, открывают, а в нём поделки из глины, сделанные воспитателем (уточка, чашечка, мячик, палочки).

Петрушка. Ой, что это ребята? (Рассматривают). Интересно, из чего они сделаны? Ответы детей.

Воспитатель. Всё это сделано из глины. А ведёрко, которое вы искали, вот. (Достаёт с полки ведёрко с глиной, открывает его.) Вы тоже, если захотите, можете сделать для себя
глиняные палочки или шарики. Вот так (
показывает). Хотите попробовать?

Дети берут глину из ведёрка, стараются скатать шарик, палочку и др.

Когда работа закончена, все изделия выкладывают на просушку.

Воспитатель (говорит, любуясь работой детей). Какие замечательные поделки можно сделать из глины!

Петрушка. А всё потому, что глина мягкая, пластичная.

Воспитатель. А ещё она хрупкая. («Нечаянно» роняет свою глиняную палочку.) Кусочек глины разбился, его надо положить в воду, он размокнет, и из него можно будет снова

лепить поделку.

1. ЧТО В КОРОБКЕ?

Рассматривая на прогулке игрушки, воспитатель обращает внимание детей на коробку.

Воспитатель. Странно, что это такое? (Рассматривает вместе с детьми.) Может быть, в коробке что-нибудь лежит? (Встряхивает её, раздаётся стук.) Хотите узнать, что там
внутри?

Ответы детей.

Дети обнаруживают в коробке прорезь. Заглядывают по очереди в неё.

Воспитатель. Чтобы это могло быть? Что там? Ничего не видно? Темно?

Это потому что там нет света. А если мы откроем прорезь посильнее, то в коробку попадет свет, и все сразу станет видно. Попробуем?

Дети выражают согласие, и опыт проводится до конца.

Воспитатель. В коробке стало светло - туда попали солнечные лучики. А если в доме темно, что надо сделать? (Включить свет.) Да, без света было бы темно, страшно, ничего
не видно. Хорошо, что он есть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный эксперимент по экологии

Почему нужно беречь растенияРастения играют большую роль в жизнедеятельности всех живых организмов на Земле. Без них существование на нашей планете было бы невозможным. Растения вырабатывают кислород,...

Долгосрочный проект по экологии в первой младшей группе "Времена года"

Долгосрочный проект по экологии в первой младшей группе "Времена года"...

Долгосрочный проект в средней и старшей группе по экологии "Чудо-дерево".

Долгосрочный проект в средней и старшей группе по экологии "Чудо-дерево"....

Долгосрочный проект по экологии "Вода-водичка"

Проектная деятельность рассчитана для детей от 4 лет. Проект долгосрочный, предполагает совмесную деятельность педаговов, воспитателя и инструктора по плаванию....

ПРОЕКТ Тема: «Путешествие в мир Красной книги России. Вопросы экологии и защиты природы». Тип проекта: долгосрочный (3 месяца) Направление: экологическое, патриотическое воспитание Целевая аудитория: дети 5-7 лет, родители воспитанников, пед

ЦЕЛЬ проекта Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гарм...