Знакомство с селом
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад № 3 «Чебурашка»
Педагогический проект
«Образовательные прогулки по родному краю»
Старшая группа
Подготовила и провела:
Воспитатель Луговская Н.А.
Педагогический проект «Образовательные прогулки по родному краю»
Автор проекта: Луговская Н.А.
Вид проекта: долгосрочный, практико - ориентированнный, исследовательский.
Продолжительность проекта: 2 месяца
Участники проекта: дети старшей группы, родители и воспитатели группы.
Актуальность проблемы:
В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в сердце ее частицу. Воспитать в ребенке патриотические чувства означает воспитать привязанность и любовь к малой Родине.
У каждого счастливого человека есть свой любимый уголок,то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом селе. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, нам необходимо сделать немало, чтобы они полюбили то место, где родились и живут. Этот проект посвящается селу Галенки - селу, которое является Родиной моих воспитанников.
Чтобы вызвать интерес к родному селу, необходим подбор материала, который был бы доступен для восприятия ребенка, оставлял яркие впечатления. Это могут быть образы природы, общественные события, традиции, труд близких людей. Полученные знания о родном селе будут способствовать воспитанию у дошкольников таких чувств как привязанность и любовь к родному краю.
Мне бы хотелось, чтобы впечатления детства у наших детей стали истоками любви к родному селу и к людям, живущим в нем.
Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине традиционно решалось в ДОУ, но результаты исследования показали, что необходимо усилить работу в данном направлении. Поэтому нами была поставлена цель и выделены задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников и решением данной проблемы стала реализация проекта «Образовательные прогулки по родному краю»
Содержание сценария маршрута для детей дошкольного возраста были направлены на:
- формирование интереса воспитанников к селу, его достопримечательностям, памятникам;
- создание условия для игровой, двигательной, познавательной, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях образовательных маршрутов;
- развитие коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослыми, знакомство с правилами безопасности и культурного поведения в селе;
- воспитание бережного отношения к городу и его культурной среде.
Концептуальные основы проекта.
«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свое село, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат.
Цель проекта:
- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного села, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- Воспитывать бережное отношение к селу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить мыслить, фантазировать;
- Воспитывать чувство любви к своему селу, краю, уважение к его традициям и обычаям;
- Формировать у родителей активную жизненную позицию по вопросам патриотического воспитания.
Методы проекта:
Познавательно-игровые занятия, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, беседы, мониторинг.
Предполагаемый результат:
- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории села и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры села, поможет сформировать заботливое отношение к родному селу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Данный проект был реализован с детьми старшей группы в организованной деятельности педагога и детей, самостоятельной детской деятельности, совместной деятельности детей и родителей
Этапы работы над проектом
I этап - подготовительный, включает в себя:
1. Выбор темы.
2. Обозначение проблемы.
3. Изучение методической литературы по краеведению.
4.Анкетирование родителей знаний и представлений о родном селе, его истории, достопримечательностях.
5.Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного села.
II этап - основной, включает в себя:
- Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
- совместные мероприятия с семьями воспитанников,
- экскурсии по селу,
- пополнение развивающей среды,
- выставки детских работ.
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы
на 2018 -2019 учебный год
Дата | Тема | Связь с другими видами деятельности |
Март | «История возникновения родного села» | - Изучение возникновения села, его истории, значения. |
Март | «Малая родина – мой дом, двор, улица». | - знакомство с улицами: - Составление творческих рассказов: «Мой любимый уголок села» |
Апрель | Беседа о родном селе, о его достопримечательностях. | - Беседа «Самые красивые места в нашем селе» - Просмотр презентации «Мой край родной». |
Апрель | «Путешествие по родному селу | - чтение стихов о селе - рассматривание географической карты - рассказы о достопримечательностях села, о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем селе, - чтение стихов о селе, прослушивание песен о малой Родине |
Май | «Люблю тебя – мой край родной» | -Беседа «Чем славится наше село». |
Май | «Наши деды надевают ордена»
| - НОД « День Победы.» -Беседа «Славные подвиги защитников родной земли». - Беседа «Что такое героизм» - Экскурсии к памятнику погибшим воинам Л. Кассиль «Твои защитники», С. Михалков «День победы» - Разучивание стихов - Прослушивание и разучивание песен военно-патриотической тематики. - Праздник «День Победы » |
Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?»,
«Собери картинку»,
«Карта моего села»,
«Будущее села»,
«Я - фотограф».
Формы работы с родителями
- Беседы с родителями о важности данной проблемы
- Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
- Изготовление семейных альбомов
- Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами русского быта
- Подбор открыток и фотографий для оформления альбомов, выставок.
- Участие в конкурсе рисунков «Мое село»,
Организация экскурсий по селу, посещение с детьми памятников, участие в праздниках посвященных Дню села, Дню победы, народные праздники.
- Участие в конкурсе рисунков «Любимый уголок природы».
- Консультации для родителей:
«Улицы нашего села»;
«Растим гражданина»,
«Мы любим свое село» и т. д.
- «Трудовой десант» родители с детьми (посадка деревьев, цветов, уборка мусора на участке)
III этап - итоговый, включает в себя:
- Презентация проекта «Мое село»
Вывод:
Работа с детьми была организована на основе тематического планирования. Это позволило увидеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, художественно-эстетические и др. Были использованы разнообразные формы работы с применением регионального компонента: занятия, экскурсии и прогулки по селу, чтение литературных произведений.
Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», работа с дошкольниками строилась в форме путешествий по родному селу, где дети имели возможность любоваться красотой села, учились беречь и любить свою малую родину.
Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому активное участие принимают родители. В работе с родителями активно используются различные формы опросов, анкетирования, наглядная информация (стенды, выставки и др.) В результате, папы и мамы стали моими главными помощникамив решении проблем по благоустройству территории детского сада и прочее. Родители старались стать для своих детей примером отношения к своему селу, к месту, где живешь.
Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения об истории села доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Литература.
- Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
- Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
- Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
- Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/09/picture-57679.jpg)
Знакомство дошкольников с малой Родиной - Красное Село
Статья предназначена для воспитателей детсих садов с целью познакомить детей с малой Родиной....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/17/picture-711026-1447773823.jpg)
Знакомство с селом Барановское Воскресенского района
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский садобщеразвивающего вида № 19 «Яблонька»с. Барановское--------------------------------------------------------------------------------------...
Воспитательно-образовательный проект "Знакомство с родным селом" подготовительная группа
Подобранный материал знакомит детей с историей своего народа, развивает духовные потребности, воспитывает чувство привязанности к своей малой родине....
Знакомство с родным селом Давыдовка
Знакомство с родным селом ДавыдовкаХод занятия:звучит аудио запись "С чего начинается Родина"воспитатель читает стихотворение З. Александровой "Если скажут слово Родина":- Кто из вас знает как называе...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему: «Знакомство детей с народным костюмом Ивнянского края села Выезжее»
В конспекте содержится материал по знакомству детей старшего дошкольного возраста с Русским народным костюмом Ивнянского края. Дети в игровой форме знакомятся с элементами женского и мужского костюма....
Конспект занятия по ознакомлению с родным краем «Знакомство с историей села»
Конспект занятия по озанкомоению с родным селом и известными людьми села....
"Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с отечественными праздниками и традициями села".
Выпускная квалификационная работа по программе профессиональной переподготовки "Содержание и методика современного дошкольного образования в деятельности воспитателя"....