Знакомство с селом
проект по окружающему миру (старшая группа)

Луговская Надежда Александровна

Проект "Образовательные прогулки по родному краю"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon знакомство с селом81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад № 3 «Чебурашка»

Педагогический проект

«Образовательные прогулки по родному краю»

Старшая  группа

                                                                                                                                                              Подготовила и провела:

                                                                                                                                                             Воспитатель Луговская Н.А.

                                                                                                   

                                                                                                           

Педагогический проект «Образовательные прогулки по родному краю»

Автор проекта: Луговская Н.А.

Вид проекта:  долгосрочный, практико  -  ориентированнный, исследовательский.

Продолжительность проекта: 2 месяца

Участники проекта: дети старшей группы, родители и воспитатели группы.

Актуальность проблемы: 

    В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в сердце ее частицу. Воспитать в ребенке патриотические чувства означает воспитать привязанность и любовь к малой Родине. 

     У каждого счастливого человека есть свой любимый уголок,то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом селе. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, нам необходимо сделать немало, чтобы они полюбили то место, где родились и живут. Этот проект посвящается селу Галенки - селу, которое  является Родиной моих воспитанников.
     Чтобы вызвать интерес к родному селу, необходим подбор  материала, который был бы доступен для восприятия ребенка, оставлял яркие впечатления. Это могут быть образы природы, общественные события, традиции, труд близких людей. Полученные знания о родном селе будут способствовать воспитанию у дошкольников таких чувств как привязанность и  любовь к родному краю.
     Мне бы хотелось, чтобы впечатления детства у наших детей стали истоками любви к родному селу и к людям, живущим в нем.

   Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине традиционно решалось в ДОУ, но результаты исследования показали, что необходимо усилить работу в данном направлении. Поэтому нами была поставлена цель и выделены задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников и решением данной проблемы стала реализация проекта «Образовательные прогулки по родному краю»

Содержание сценария маршрута для детей дошкольного возраста были направлены на:

  • формирование интереса воспитанников к селу, его достопримечательностям, памятникам;
  • создание условия для игровой, двигательной, познавательной, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях образовательных маршрутов;
  • развитие коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослыми, знакомство с правилами безопасности и культурного поведения в селе;
  • воспитание бережного отношения к городу и его культурной среде.

Концептуальные основы проекта.

       «Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свое село, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

          Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

          Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат.

Цель проекта:

- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного села, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта: 

- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;

- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- Воспитывать  бережное отношение к селу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить мыслить, фантазировать;

- Воспитывать  чувство любви к своему селу, краю, уважение к его традициям и обычаям;

-  Формировать у родителей активную жизненную  позицию по вопросам патриотического воспитания.

Методы проекта:

 Познавательно-игровые занятия, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, беседы, мониторинг.

 Предполагаемый результат:

- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории села и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры села, поможет сформировать заботливое отношение к родному селу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

 Данный проект был реализован с детьми старшей группы в организованной деятельности педагога и детей, самостоятельной детской деятельности, совместной деятельности детей и родителей

Этапы работы над проектом

I этап - подготовительный, включает в себя:

1. Выбор темы.
2. Обозначение проблемы.
3. Изучение методической литературы по краеведению.

4.Анкетирование родителей знаний и представлений о родном селе, его истории, достопримечательностях.

5.Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного села.

II этап - основной, включает в себя:

  1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
  2. совместные мероприятия с семьями воспитанников,
  3. экскурсии по селу,
  4. пополнение развивающей среды,
  5. выставки детских работ.

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы

 на 2018 -2019 учебный год

Дата

Тема

Связь с другими видами деятельности

Март

 «История возникновения родного села»

- Изучение возникновения села, его истории, значения.

Март  

 «Малая родина – мой дом, двор, улица».

 - знакомство с улицами:

- Составление творческих рассказов:

«Мой любимый уголок села»

Апрель

Беседа о родном селе, о его достопримечательностях.

-  Беседа «Самые красивые места в нашем селе»

- Просмотр презентации «Мой край родной».

Апрель

         «Путешествие по родному селу

- чтение стихов о селе

- рассматривание географической карты

- рассказы о достопримечательностях села, о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем селе,

- чтение стихов о селе, прослушивание песен о малой Родине

Май

 «Люблю тебя – мой край родной»

 -Беседа «Чем славится наше село».

Май

«Наши деды надевают ордена»

 

- НОД  « День Победы.»

-Беседа «Славные подвиги защитников родной земли».

- Беседа «Что такое героизм»

 - Экскурсии к памятнику погибшим воинам

Л. Кассиль «Твои защитники»,

 С. Михалков «День победы»

 - Разучивание стихов

 - Прослушивание и разучивание песен военно-патриотической тематики.

- Праздник «День Победы »

Оформление дидактических игр по краеведению: 
“Узнай, где я нахожусь?»,

«Собери картинку»,

«Карта моего села»,

 «Будущее села»,

«Я - фотограф».

Формы  работы с родителями

  1. Беседы с родителями о важности данной проблемы
  2. Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
  3. Изготовление семейных альбомов
  4. Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами русского быта
  5.   Подбор открыток и фотографий для оформления альбомов, выставок.
  6. Участие в конкурсе рисунков «Мое село»,

 Организация экскурсий по селу, посещение с детьми памятников, участие в праздниках посвященных Дню села, Дню победы, народные  праздники.

  1.  Участие в конкурсе рисунков «Любимый уголок природы».
  2. Консультации для родителей:
    «Улицы нашего
    села»;

 «Растим гражданина»,

«Мы любим свое село» и т. д.

  1.  «Трудовой десант» родители с детьми (посадка деревьев, цветов, уборка мусора на участке)

III этап - итоговый, включает в себя:

  1. Презентация проекта «Мое село»

Вывод: 

         Работа с детьми была организована на основе тематического планирования. Это позволило увидеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, художественно-эстетические и др. Были использованы разнообразные формы работы с применением регионального компонента: занятия, экскурсии и прогулки по селу, чтение литературных произведений.

Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», работа с дошкольниками строилась в форме путешествий по родному селу, где дети имели возможность  любоваться красотой села, учились беречь и любить свою малую родину.

     Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому активное участие принимают родители. В работе с родителями активно используются различные формы опросов, анкетирования, наглядная информация (стенды, выставки и др.) В результате, папы и мамы стали моими главными помощникамив решении проблем по благоустройству территории детского сада и прочее. Родители старались стать для своих детей примером отношения к своему селу, к месту, где живешь.

       Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения об истории села  доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Литература.

  1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
  2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
  3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
  4. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство дошкольников с малой Родиной - Красное Село

Статья предназначена для воспитателей детсих садов с целью познакомить детей с малой Родиной....

Знакомство с селом Барановское Воскресенского района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский садобщеразвивающего вида № 19 «Яблонька»с. Барановское--------------------------------------------------------------------------------------...

Воспитательно-образовательный проект "Знакомство с родным селом" подготовительная группа

Подобранный материал знакомит детей с историей своего народа, развивает духовные потребности, воспитывает чувство привязанности к своей малой родине....

Знакомство с родным селом Давыдовка

Знакомство с родным селом ДавыдовкаХод занятия:звучит аудио запись "С чего начинается Родина"воспитатель читает стихотворение З. Александровой "Если скажут слово Родина":- Кто из вас знает как называе...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему: «Знакомство детей с народным костюмом Ивнянского края села Выезжее»

В конспекте содержится материал по знакомству детей старшего дошкольного возраста с Русским народным костюмом Ивнянского края. Дети в игровой форме знакомятся с элементами женского и мужского костюма....

Конспект занятия по ознакомлению с родным краем «Знакомство с историей села»

Конспект занятия по озанкомоению с родным селом  и известными людьми села....

"Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с отечественными праздниками и традициями села".

Выпускная квалификационная работа по программе профессиональной переподготовки "Содержание и методика современного дошкольного образования в деятельности воспитателя"....