Игра-путешествие «Из города в деревню» (для детей старшего дошкольного возраста)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Кузьмина Вера Валерьевна

 

Игра-путешествие

«Из города в деревню»

 

(для детей старшего дошкольного возраста)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_goroda_v_derevnyu.docx342.75 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-путешествие

«Из города в деревню»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Адаптировала Кузьмина В.В.,

воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 110

Иркутск 2025

Цель:

  1. Уточнить и систематизировать имеющиеся знания у детей;
  2. Формировать у детей познавательную инициативу, умение различать и сравнивать город и деревню;
  3. Устанавливать простые связи и отношения между деревней и городом, упорядочивать свои представления об окружающем мире;
  4. Развивать наблюдательность, воображение, память у детей;
  5. Закрепить представление детей о городе, в котором они живут, уточнить знания полученные детьми ранее в непосредственно-образовательной и совместной деятельности;
  6. Закрепить представление детей о жилищах, их общих и отличительных особенностях, основываясь на истории развития жилища (пещера, шалаш, землянка, деревянная изба и тд.)

Предварительная работа:

  1. Рассматривание картин: Б.Шаманов «Ужин в деревне», «Семья», О.Розанова «Городской пейзаж».
  2. Рассматривание иллюстраций к детским сказкам с изображением домов, многоэтажек, избушек и сказочных персонажей, дворцов.
  3. Конструирование: придумываем конструкцию своего дома, украшая дом деталями.
  4. Беседа о том, чем отличается деревенский дом от городской квартиры.
  5. Размышляли о том, как отличия деревни и города связаны с образом жизни городских и сельских жителей.
  6. Рекомендуем семейные прогулки Набережная Ангары, Музей Тальцы, Якоби-пляж, остров Юность и т.д.. Подсказываем родителям возможные маршруты, которые приведут их вместе с детьми к ярким, интересным сооружениям, отражающим характер его жителей прежних и настоящих.

Словарная работа:

  1. пополнять словарный запас;
  2. активизировать и обогащать речь за счет слов;
  3. развивать диалогическую и доказательную речь;
  4. побуждать детей к речевым высказываниям.

        Дидактические игры:

  1. «Самый-самый»
  2. «Что не правильно?»
  3. «Цепочка из картинок»
  4. «Узнай по фрагменту»

Театрализованная игра: «В гостях у Деда и Бабки».

Музыкальная игра: «Новый дом по чертежу».

Развивающая игра: «Река времени» (собери слово).

Речевая игра: «Встретились город и деревня».

Материал:

  1. картинки с изображением различных жилищ человека;
  2. макет реки, конверт с привязанной к нему веревочкой;
  3. кубики с наклеенными на них картинками и буквами;
  4. рисунки с изображением строительства избы;
  5. указатель (картинка с изображением деревни);
  6. макет избы, куклы (би-ба-бо), скамейки;
  7. картинки с изображением транспорта (поезд, самолет, ковер-самолет, автобус);

       Picture backgroundХод игры – путешествия по Иркутску и окрестностям:

Приветственный круг: «Солнечные лучики»

Педагог с детьми становится в круг, детям предлагается вытянуть руки вперед и соединить их в центре круга.

Воспитатель: Каждый из вас солнечный лучик, который может согреть своего друга и отдать частичку своего тепла. Тихо постоим и попытаемся почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

После, педагог обращается к детям.

Воспитатель: Сегодня, я хочу предложить вам отправиться в необычное путешествие, но прежде давайте с вами вспомним, как называется наша страна? (Россия)

- Значит мы с вами кто? (Россияне).

- Мы с вами живем в городе или в деревне? (городе).

- Значит мы кто? (горожане)

- А как называется наш замечательный город? (Иркутск).

- Значит мы кто? (Иркутяне).

- Молодцы! Вы на все вопросы ответили правильно! И я могу вам открыть секрет, мы с вами сегодня, совершим путешествие их города в деревню. Вы назвали себя горожанами, давайте вспомним правила поведения настоящего иркутянина.

       Дети повторяют правила настоящего иркутянина (ранее на занятиях сами определяли эти правила):

Настоящий Иркутянин не будет:

  • людям досаждать;
  • в квартире прыгать и скакать;
  • громким голосом кричать;
  • дверь ногою открывать;
  • в лифте кнопками играть;
  • и на стенах рисовать;
  • сор на улицах бросать;
  • правила дорожного движения не нарушать.

Воспитатель: Молодцы! На каком транспорте мы с вами отправимся в путешествие?

Педагог предлагает детям картинки с изображением транспорта (самолет, поезд, автобус, «ковер-самолет»).

 Дети выбирают: если выбор пал на самолет, поезд, автобус – педагог предлагает из стульчиков построить «салон». Если дети выбирают «Ковер-самолет», детям предлагается разместиться на ковре.

Дети рассаживаются, педагог предлагает:

Воспитатель: Пока мы с вами едем (летим), давайте поиграем в игру, «Самый-самый» .

Picture background

Адаптировала Кузьмина В.В.,

воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 110

Проводится дидактическая игра «Самый-самый» (по Иркутску)

- Самый главный сад? (Ботанический сад)

- Самая главная река? (Ангара)

- Самый первый постоянный мост? (Старый Ангарский мост)

- Самая главная улица? (Карла-Маркса, До 1920 года она называлась Большой.)

- Самый первый дом, построенный в Иркутске? (Первый каменный дом в Иркутске был начат строительством в 1745 году. Некоторые считают владельцем этого дома купца Протопопова, но большинство исторических источников указывают на купца М. И. Глазунова.

Только в 1761 году был заложен каменный дом Глазунова, и он долго оставался единственным частным каменным домом)

- Самое высокое здание в нашем городе? (башня Небо ЖК Стрижи)

- Самый первый архитектор Иркутска? (Моисей Иванович Долгих считается самым первым архитектором Иркутска. С его именем началось строительство приказной избы и Спасской церкви, а также самых первых каменных зданий города)

- Самый первый губернатор Иркутска? (Карл Львович Фрауендорф — первый губернатор Иркутска. Он занимал эту должность с 1764 по 1767 год.)

 

I вариант

   Вы очень хорошо знаете свой город, но смотрите, что-то показалось: дом, река.

Путешествуя, летим

Много мы узнать хотим.

Над Россией мы летим

На просторы поглядим.

Посмотрите влево,

Посмотрите вправо.

Стоп! Сморите прямо-

Что же перед вами?

Педагог выставляет иллюстрацию с изображением деревни. (Ответ детей)

Воспитатель:  Наш «ковер-самолет» приземляется, мы с вами культурные, поэтому..?

Дети:  девочкам подаем руку при выходе с «ковра-самолета»

II вариант

(Если дети выберут транспорт):

На экскурсию мы едем

Много мы узнать хотим.

Вдоль леса мы проедем

И в окошко поглядим.

Стоп! Смотрите прямо-

Что же перед вами?

Педагог выставляет иллюстрацию с изображением деревни, предлагает детям «погулять» по деревне, обращает внимание на дом, на реку.

Воспитатель:  Ребята! Давайте с вами немного разомнемся, потанцуем и споем.

Проводится музыкальная игра  «Вышли дети в сад зеленый погулять»…

Воспитатель:  Пока мы с вами пели и танцевали я представила, какой разговор вели, если бы встретились город и деревня?

Проводится речевая игра: Встретились город и деревня»

Дети выбирают, кто будет «изображать» город, а кто «деревню» (по желанию).

«Город» и «деревня» встают друг против друга и ведут диалог. Например:

«А у нас в деревне воздух чистый…», «а у нас в городе много больших зданий…» и т.д.

В игре участвуют все дети.

Воспитатель:  Спасибо вам «деревня», спасибо вам «город», вы нам очень много познавательного рассказали о себе. А теперь пройдем к дому, присядем на скамеечки и отдохнем.

Здоровьесберегающий метод:

Физминутка «ЧАСЫ»:

А часы идут, идут

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Дети проходят к скамеечкам и рассаживаются.

Далее проводится игра «В гостях у деда и бабы».

Воспитатель:  Вы пока посидите, а я зайду в дом узнаю у хозяев, что интересного увидеть в этой деревне.

Педагог стучится в дом.

Слышится голос: заходите, дверь открыта., педагог заходит в дом. На крыше дома появляется Дед (кукла би-ба-бо).

Дед:- Здравствуйте, гости дорогие! В гости к нам деревню приехали?

(ответы детей).

- А я крышу ремонтирую, вижу, как много детей.  Я уже старый стал, а раньше, когда силенок было много, я рубил избы, прочные, без единой щелочки.  Укладывал бревна, а между бревнами прокладывал полоски мха, чтобы хозяевам в таком доме тепло было и в самую суровую зиму. Между бревнами не только мох укладывали, но и секретики разные. Никогда не догадаетесь какие!

Дети отвечают, что знают про эти секретики: монеты, чтобы в доме было богатство; хлеб для домового, чтобы хорошо дом охранял; куски шерсти, чтобы в доме было тепло.

Дед: - И правда знаете, а вот если загадки загадаю, отгадаете? (Ответы детей).

- У меня есть рисунки, но я специально допустил несколько ошибок, попробуйте их найти и объясните, почему вы так думаете. А где ваша воспитательница? (Ответы детей).

- Сейчас спущусь в дом и свои рисунки отдам ей, чтобы она вам передала.

Дед уходит, появляется Бабка (кукла би-ба-бо).

Бабка: - Здравствуйте, детушки! (дети здороваются).

- Приехали отдохнуть к нам в деревню? (Ответы детей).

- А откуда же вы к нам приехали? (Ответы детей).

- Была я у вас в городе, ведь у нас с дедом внучок живет в Иркутске.

Он к нам каждое лето приезжает погостить, такой озорник, привез мне картинку и говорит: «Бабушка отгадай, что это за здание, ты, когда в гости ко мне приезжала в Иркутск я тебя водил к этому зданию и тебе его показывал. А как же я отгадаю, картинка-то, вот какая интересная, с окошечками.  (Показывает в окно картинку).

-Поможете мне? (Ответы детей).

- Тогда я отдам вашей воспитательнице, она вам ее передаст.

 Бабка срывается в доме, выходит педагог, в руках у нее задание от Деда и Бабки.

Воспитатель:  Ребята мне бабушка сказала, что есть у них река, посмотри, что же это за волшебная река.

Педагог с детьми подходят к «реке».

Воспитатель:  Какая необычная река. Как же она называется? Смотрите, какие интересные камни лежат на берегу, на каждом камне нарисованы картинки, буквы. Наверное, эти камни нам хотят подсказать название реки. Кто у нас знает буквы и умеет читать?

Выбираются читающие дети, им дается задание подобрать к каждой изображенной на кубике картинке, первую букву, а затем собрать по буквам слово и прочитать его.

Остальным детям предлагается поделиться на две подгруппы:

1 группа - дети находят ошибки в рисунках Деда и объясняют почему они считают, что это ошибки.

2 группа – детям предлагается по фрагментам (2 фрагмента) отгадать, какое здание изображено на картинке,  назвать этот объект.

Дети приступают к работе, педагог оказывает посильную помощь. После того, как дети справились с заданием, обращает внимание детей на «речку».

Воспитатель:  Ребята! Что это за веревочка в воде плавает? Видимо кто-то бросил, ее в воду, давайте уберем веревочку, очистим речку.

Один из детей тянет веревочку и вытягивает конверт, в котором лежат картинки с изображением разных жилищ.

Воспитатель:  Сколько в конверте картинок, посмотрите, что на них изображено? (Разные дома).

Дети рассматривают, картинки называя изображенные на картинках жилища человека.

- «Доносится» голос «реки» (в микрофон слова «реки» произносит музыкальный руководитель).

Река: Здравствуйте, дети! Давно я за вами наблюдаю. Понравились вам мои картинки? (ответы детей).

Река: Хочу вам дать задание, слушайте внимательно! Расставьте картинки с изображением домов в таком порядке, в котором они совершенствовались.

Дети выполняют задание.

Воспитатель:  Ребята, а что обозначает эта картинка? Посмотрите, здесь нарисована красная стрелка и знак вопроса. Ничего не пойму. Может быть, спросим у речки, что обозначает эта картинка.

Дети задают вопрос речке.

Река: Вы, правильно расставили картинки, но здесь не хватает еще одного дома, догадайтесь какого? Поторопитесь, у вас осталось совсем немного времени, ваш (называет транспорт) вас ждать не будет (улетит или уедет) без вас.

  Адаптировала Кузьмина В.В.,

воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 110

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, какого дома здесь не хватает, давайте вспомним, как называется река? (Река времени).

Воспитатель:  А какое бывает время? (прошлое, настоящее, будущее).

 Воспитатель:  Дома прошлого у нас есть? (пещера, землянка). Дома настоящего времени у нас тоже есть. Это? (изба, пятиэтажный дом и т.д.). Какого же дома не хватает? (дома будущего).

Река: Поторопитесь, у вас совсем немного времени осталось.

Далее дети на фланелеграфе выкладывают дом будущего, подбирая для него окна, двери, колонны и т.д. Собранный дом будущего «отдают» «реке».

Река: Какой прекрасный дом у вас получился, я принимаю его, и хочу вам подарить подарок. Потяните, за веревочку и к вам приплывет мой подарок. Прощайте дети.

Дети тянут за веревочку, из «реки» появляется коробка с пазлами «Города». Дети говорят спасибо и прощаются.

Педагог предлагает пройти в транспорт, дети рассаживаются.

Воспитатель:  Вам понравилось наше путешествие? Жаль расставаться с деревней, но нам пора возвращаться домой. Завтра на рисовании вы нарисуете, что вам больше всего запомнилось и понравилось, договорились? (ответы детей).

- А ваши рисунки мы отправим деду и бабке в деревню. Ну, вот мы и прилетели (приехали).

Дети становятся в круг, проводится ритуал прощания.

Дети берут друг друга за руки и прощаются: «Спасибо за приятное путешествие!».

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Игра-путешествие (квест) «Все на поиски Светофорчика» для детей старшего дошкольного возраста

Цель:Всестороннее развитие детей по различным направлениям (физическому, познавательному и социально-коммуникативному) и закрепление знаний по ПДД.Задачи:− формирование навыков безопасного повед...

Дидактическая игра «Путешествие по стране Правила дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста

Цель дидактической игры:формирование основ безопасности жизнедеятельности; закрепление знаний о правилах дорожного движения  и поведения на улице....

ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Познавательный ин...

Игры-путешествия как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Познавательный ин...

Квест-игра «Путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского» для детей старшего дошкольного возраста

Расширять и закреплять знания детей о содержании произведений К. И. Чуковского...

Квест-игра «Путешествие по сказкам К. И.Чуковского» для детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства ...