Творческий отчет по теме: "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста".
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, она своей яркостью воздействует на его чувства и тем самым, участвует в становлении личности. Чтобы сформировать у ребёнка основы экологической культуры необходимо создать определенные условия. Задача педагога - заинтересовать, пробудить у детей интерес к природе, во всем ее многообразии, подполкнуть его к самостоятельной поисковой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1006.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Росинка»»
660910, Красноярский край, п. Кедровый, ул. Багирова, 14.
тел.:(8-39133)28-395
Творческий отчет по теме:
"Формирование экологической культуры
у детей дошкольного возраста"
Составила: воспитатель
Антонова Мария
Васильевна
п. Кедровый 2021г
В 2020 - 2021 учебном году я углубленно проводила работу с детьми по теме «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста».
Цель моей работы с детьми: формирование осознанно - правильного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели я выделила следующие задачи:
Учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы и поведением (деятельностью) человека.
Расширять представления об объектах живой и неживой природы.
Развивать наблюдательность и познавательный интерес к миру природы, интеллектуальные, умственные и исследовательские способности в процессе экспериментирования.
Продолжать формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Повышать уровень экологических знаний у родителей, сделать их активными участниками воспитательно - образовательного процесса.
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, она своей яркостью воздействует на его чувства и тем самым, участвует в становлении личности. Чтобы сформировать у ребёнка основы экологической культуры и правильное представление о природе я старалась создать необходимые условия для ознакомления с природой детей подготовительной к школе группы.
В своей педагогической деятельности по формированию у детей задатков осознанно правильного отношения к объектам природы я использую различные формы и методы. Такие как, НОД, экскурсии, наблюдения, труд в природе, игровые, сюрпризные моменты, проблемные ситуации, дежурство в уголке природы, экспериментирование, работа с календарем наблюдений, экологические акции, трудовой десант, экологические викторины. Основной формой работы с детьми является непосредственно- образовательная деятельность.
Процесс формирования знаний, умений и навыков длительный, на одних занятиях идёт формирование - первичных знаний об объекте или явлении в природе. С этой целью использую беседу, наблюдение, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеороликов, презентаций. На других занятиях - углубляю, расширяю и конкретизирую знания. С детьми провела НОД по формированию целостной картины мира и ознакомлением с природой по таким темам, как: беседа «Солнце – большая звезда», виртуальное путешествие «Мой поселок», игра- путешествие «Земля - наш дом», беседа с элементами экспериментирования: «Воздух», беседа «Животные Красной книги» и другие. В ходе образовательной деятельности использовала наглядный материал, видеоматериал, который отражал тематику, дети получали в доступной форме новые знания. Например, при просмотре видеофильма «Хвойные деревья», дети познакомились с деревьями, растущими в хвойном лесу, узнали об их отличительных особенностях.
Хочется остановиться подробнее на основных методах, и рассказать, как я их применяю в своей педагогической практике.
Наглядные методы.
К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание, показ, просмотр видео познавательного характера.
Наблюдения за объектами и явлениями природы – процесс занимательный, в ходе которого дети обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе, развивают любознательность, учатся делать самостоятельные выводы.
Для постоянного общения с растениями в нашей группе создан уголок природы. Он украшает нашу групповую комнату, доставляет удовольствие детям, дает возможность проводить интересные наблюдения, опыты и выполнять трудовые операции по уходу за растениями. Благодаря этому у них формируются и расширяются знания о растениях, законах роста и развития живых организмов, условиях их существования, развивается наблюдательность, познавательная активность.
Постоянные обитатели уголка природы - комнатные растения. Дети принимают активное участие в уходе за ними. Труд по уходу за растениями вызывает у ребят эмоциональный интерес.
Организацию работы по формированию экологической культуры я проводила и на участке, где проходили ежедневные прогулки.
Значительную роль в воспитании экологической культуры и природоохранных навыков играет флора и фауна участка детского сада, так как именно он является местом общения детей с природой. На участке детского сада, я проводила с детьми ежедневные наблюдения за природой. В ходе которых, дети получили знания о природных явлениях, о жизни растений, животных, птиц, любовались красотой природы во все времена года, и делились собственными впечатлениями с взрослыми и сверстниками.
На территории участка расположены клумбы с декоративными цветами, что приобщает детей к труду по уходу за цветами, наблюдением за их ростом и развитием. В летний период ребята оказывали помощь в борьбе с сорняками, помогали поливать растения, наблюдали за их ростом и развитием. В осенний период мы с детьми собирали заготавливали семена цветов и проводили очистку цветника от засохших стеблей и опавших листьев. При этом дети узнали, какие условия необходимо создать для нормальной жизни растений, приобрели необходимые навыки и умения. Также ребята научились бережно и заботливо относятся к окружающим их растениям.
В любое время года на нашем участке можно наблюдать птиц. Для птиц вывешиваем кормушки, в которые дети со взрослыми насыпали хлебные крошки, семечки, смесь из круп, подвешивали на ветки яблони кусочки сала. Птицы привыкли к детям и их присутствию, позволяли спокойно наблюдать за ними. Дети наблюдали за поведением птиц, рассматривали их внешний вид, даже отмечали их пищевые пристрастия.
В ходе совместной деятельности с детьми мы рассматривали подборки картинок, папки, с соответствующей тематикой, энциклопедии, журналы о природе.
Наборы картинок, книжки, сделанные своими руками, находятся в постоянном доступе для детей. Дети в процессе самостоятельной деятельности с удовольствием рассматривали и читали интересующий их материал. Привлекали детское внимание и книжки – самоделки: «Исчезающие животные», «Бабочки», «Породы собак», а также атлас мира, из которого дети узнали о природных богатствах материков, запомнили их названия, местоположение.
Я считаю, что наглядный метод стимулирует познавательную активность детей, а также позволяет сформировать у них яркие представления о природе.
Словесные методы
К словесным методам можно отнести рассказ взрослого о предметах и явлениях природы, беседа, эвристическая беседа, ситуативный разговор, чтение произведений природоведческого характера.
Беседы для уточнения и расширения знаний и умений проводила, как в утреннее время, так и вечером. Некоторые беседы проводились в течение нескольких дней, так как требовалась подготовка, как со стороны детей, так и со стороны взрослого. Беседы имели разнообразную тематику экологического характера.
Осенью беседы были на такие темы: «Зачем растениям семена?», «Загадки с грядки» (данная беседа закончилась загадками об овощах, выученными детьми дома с родителями), «Лекарственные растения» (после беседы дети вместе с родителями подбирали материал для альбома о лекарственных растениях Красноярского края), «О комнатных растениях» и другие. Очень часто иллюстрировала беседы короткими видеороликами или презентациями, а также иллюстрациями, подобранными специально для беседы.
В ходе подготовки и проведения бесед, мною была создана подборка видео роликов и презентаций экологического характера. Хочется перечислить видео ролики, полюбившиеся детям, заинтересовавшие их. Это такие ролики как: «Путешествие капельки», «Откуда берется дождь?», «Что такое радуга?», «Насекомые», «Первоцветы», «Жизнь животных зимой в лесу» и другие.
Дети подготовительной группы с большим интересом слушали произведения природоведческого характера: В. Бианки «Лесные домишки», Н. Сладков «Еловая каша», «Зимние долги», М. Пришвин «Деревья в лесу», А. Лопатина «Волшебная рябинка», «Солнечное дерево», главы из книг В. Зотова «Лесная мозаика» и А. Плешакова «Зеленые страницы» и многие другие. После прослушивания произведения дети задавали вопросы, делали определенные открытия, подтверждали им известные факты. Дети с увлечением рассматривали и самостоятельно читали книги природоведческого характера «Как появляется птица?», «Как появляется бабочка?», «Как появляется бабочка?», «Как появляется цветок?», а также энциклопедии, которых в нашей группе достаточное количество. В книгах из серии «Деревья», «Насекомые», «Цветы» дети читали друг другу загадки. Благодаря чему, ребята обогащали свой опыт коммуникации со сверстниками, совершенствовали навык чтения, расширяли кругозор.
Я считаю, что работа с художественной литературой, энциклопедиями, природоведческой литературой способствует развитию познавательных интересов, воспитанию у детей интереса и бережного отношения к природе и расширению кругозора.
Практический метод
К практическим методам относятся: игра, экспериментирование, элементарные опыты, труд в природе, моделирование. Использование этого метода позволяет мне уточнить представления, приводить в систему полученные знания, упражнять детей в применении имеющихся знаний.
Познавательно-исследовательская деятельность и любознательность помогают детям получать знания о явлениях окружающего мира, также даёт возможность «общаться», «действовать» с объектами природы. Эта деятельность позволяет дать детям более полную информацию об изучаемых явлениях, повысить наглядность доступность материалов, сделать процесс обучения наиболее
эффективным. Познавательно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно удовлетворять естественную любознательность детей.
Известно, что ознакомление с природой дает наиболее оптимальные результаты, нужно давать детям возможность общаться, действовать с объектом природы, этими возможностями обладает эксперимент. Китайская пословица гласит: «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Мы привыкли передавать знания через глаза и уши, но нужно, чтобы они проходили ещё и через руки, через деятельность. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается.
Экспериментированием мы с детьми занимались как в процессе образовательной деятельности, так и в режимных моментах в разное время года. НОД проводилась мною по таким темам, как «Свойства воды», «Свойства воздуха».
В ходе проведения опытов дети познакомились с разными агрегатными состояниями воды, ее свойствами. Благодаря опытам, дети делали самостоятельные умозаключения.
Дети нашей группы – настоящие помощники при выполнении самых разнообразных трудовых операций, как в уголке природы, так и в цветнике.
Ребята с огромным удовольствием ухаживали за комнатными растениями: поливали, рыхли землю, очищали листочки от пыли, сеяли семена и ухаживали за ними. У ребят развиты все трудовые навыки, они научились определять потребности растений, они внимательны по отношению комнатным растений, замечают изменения, знают названия многих комнатных растений группы.
Игры экологического содержания дети с удовольствием организуют как самостоятельно, так и с удовольствием играют с взрослым.
Дидактические игры и упражнения.
Значение дидактических игр и упражнений в экологическом воспитании детей велико, они уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у детей представления об объектах, о явлениях природы. Развивают память, внимание, наблюдательность, активируют разные умственные процессы, учат применять знания, обогащают словарь.
С интересом дети проводят такие игру, как «Волшебный мешочек», «Что изменилось?», «Третий лишний» и другие.
Игры «Узнай на вкус», «Угадай по запаху», «Чудесный мешочек», «Ласковые лапки» развивают у ребят все анализаторы, обогащают их тактильный опыт.
Настольно- печатные игры.
В процессе таких игр, как «Грибы», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Цветы», «Мир животных», «Дары лета», у детей развивается внимание, память, логическое мышление, дети закрепляют в речи названия растений, животных, среду их обитания, обогащаются представления о съедобных и ядовитых грибах. В ходе игр дети учатся общаться со сверстниками, договариваться, распределять роли. У ребят формируются такие качества, как доброта, забота, дружелюбие.
Игры с природными материалами (шишки, фасоль, камешки, овощи) упражняют детей в умении сравнить по величине, цвету, раскладывать по порядку, обогащают тактильный опыт детей, развивают мелкую моторику рук детей.
Подвижные игры.
Подвижные игры сопровождают детей на протяжении всего времени пребывания в детском саду, проводятся как в режимные моменты, так и в ходе образовательной деятельности. Подвижные игры экологической направленности, развивают у детей двигательную активность, закрепляют все основные виды движений, закрепляют представления об объектах природы. Хочется перечислить игры, полюбившиеся детям нашей группы: «Заяц - месяц», «Липкие пеньки», «Совушка», «Садовник», «Хитрая лиса» и другие.
Дети очень любят во время динамических пауз использовать пальчиковые игры и физкультурные минутки: «Во дворе стояла ива», «Хома- хомячок», «У реки росла рябина», «Солнце», «Мишка вылез из берлоги», «Мишка ищет мёд», «Пришла весна», «Белочка», «Шла по полю черепаха» и другие.
Словесные игры.
Словесные игры экологического характера содержат интересные факты о жизни животных и растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют развитию любознательности, развивают связную речь детей. Данные игры учат детей правильному отношению к природе, развивают умения делать выводы и умозаключения, побуждают детей сохранять и преумножать природные богатства.
Дети с большим интересом играют в такие словесные игры, как самостоятельно, так и вместе с взрослым. Самые востребованные игры у наших детей: «Я знаю», «Я – луна, а ты - звезда», «Хорошо – плохо», «Что будет, если..?», «Рыба, птица, зверь», «Вопрос - ответ» и другие.
Для формирования у детей экологической культуры и экологического сознания
использую – экологические акции - это социально значимые мероприятия. Их можно проводить как с детьми, так и совместно с их родителями. Акции имеют большое воспитательное значение для детей и служат хорошей экологической пропагандой среди родителей. Накануне нового года мы провели две акции совместно с родителями: «Украсим группу сами, новогодними чудесами», «Зимняя сказка на участке». В этих акциях активное участие приняли как родители наших детей, так и сами ребята. Было сделано много интересных новогодних украшений, а на участке построен настоящий снежный городок, где каждый ребенок мог найти себе занятие по интересам.
Цель этих акций: наладить тесный контакт с семьями воспитанников, совместно создать благоприятную среду для комфортного пребывания детей в детском саду, для интересного время провождения детей, как в группе, так и на участке.
Традиционная акция «Добрая зима для птиц», проводится в нашей группе ежегодно в зимний период. Она имеет огромное воспитательное значение, так как дети заботятся о птицах в непростой для них период.
В процессе педагогической деятельности большую роль отвожу сотрудничеству с родителями. Известно, что ни одну воспитательную задачу нельзя успешно решить без контакта с семьёй. Для привлечения родителей, использую самые разнообразные формы: индивидуальные беседы, опрос, тематические консультации, памятки, папки – передвижки, участие в создании развивающей среды, проведение акций, родительские собрания и другие.
В течение учебного года мы в нашей группе вовлекали родителей в самые разнообразные мероприятия, что делало ярким и разнообразным пребывание детей в детском саду.
Усилиями родителей и воспитателей значительно пополнилась предметно- пространственная среда группы.
Я стараюсь повышать уровень самообразования, изучаю статьи по познавательно- исследовательской и проектной деятельности. Делюсь своим опытом в сети Интернет – публикую свой наработанный материал в образовательных сообществах. Участвую с детьми в различных интернет -конкурсах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию педагога Хайруллиной Руфины Рафатовны. Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»...

Тема:ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА План по самообразованию Воспитателя первой квалификационной категории Гильмутдиновой Рауфы Миншакировны
Пояснительная записка В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей...

План по самообразованию. Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
План по самообразованию. Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»...

Выступление на тему: «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»
Доклад из личного опыта работы с дошкольниками...

Мастер-класс для родителей на тему: "Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности"
Конспект мастер-класса по художественно-эстетическому развитию /рисованию/ в средней группе на тему "Жираф" Цель: формирование представлений детей об экзотических жи...

Педагогический совет на тему: Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Педагогический совет по экологическому воспитанию на тему: Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста....

Представление опыта работы по теме: «Формирование предпосылок экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
Материал был представлен на городской августовской конференции педагогических работников. ...