Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: «ВОЛШЕБНЫЙ МИР КАМНЯ»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Варёнова Анастасия Владимировна

Программное содержание:

1.Актуализировать знания детей о планете Земля, её недрах, камнях.

 Формировать элементарные представления о живой и неживой природе. 

 Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть).

 Закрепить умение грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь, учить составлять рассказ по итогам исследовательской работы.

 Дать представление об областях использования камней; о том, что музыкальные инструменты можно создать путем природных материалов.

2. Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования.

Развивать исследовательские навыки: (принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы).

 Развивать любознательность, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, воображение, логическое мышление, речь.

3. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.

Воспитывать бережное отношение к неживой природе, умением делиться теплом своей души, чтобы растопить злые чары горного короля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_mir_kamney.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5» с.Кневичи Артемовского городского округа

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

               Тема: «ВОЛШЕБНЫЙ МИР КАМНЯ»

Подготовила воспитатель:

Варёнова А.В.

Программное содержание:

1.Актуализировать знания детей о планете Земля, её недрах, камнях.

 Формировать элементарные представления о живой и неживой природе. 

 Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть).

 Закрепить умение грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь, учить составлять рассказ по итогам исследовательской работы.

 Дать представление об областях использования камней; о том, что музыкальные инструменты можно создать путем природных материалов.

2. Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования.

Развивать исследовательские навыки: (принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы).

 Развивать любознательность, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, воображение, логическое мышление, речь.

3. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.

Воспитывать бережное отношение к неживой природе, умением делиться теплом своей души, чтобы растопить злые чары горного короля

Словарная работа.

Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый, крепкий, твёрдый, холодный, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий, прозрачные, светлый, тёмный, прочные.

Оборудование: 

Наборы камней, гора - самоцветов, кусочки из бумаги картинками самоцветов, лупы, клей, салфетки на каждого ребёнка, алгоритмы исследований, тематическая мультимедийная презентация, интерактивная песочница

Предварительная работа.

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами; цикл бесед "Занимательная минералогия"; чтение сказок П.П.Бажова “Каменный цветок”, "Серебряное копытце"; Н.А.Рыжова «Что у нас под ногами»; заучивание стихотворения Л.В.Логинова "Гора", рассматривание детской энциклопедии хочу все знать"; сбор коллекции камней.

План занятия:

  1. Организационный момент: «Приветствие»

Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости!

Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.

               Здравствуй небо (руки вверх)               

               Здравствуй земля (приседают)

               Здравствуйте мои друзья (руки вперед)

               1,2,3,4,5 (загибаем пальцы рук)

Вмести мы в кругу опять (беремся за руки)

2. Воспитатель: Ребята, а у меня для вас есть загадка, давайте угадаем её:

«Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой – одному не поднять,

В пыли на дороге ненужным лежать,

Кто нашу загадку сейчас отгадал,

Кто этот предмет по приметам узнал? (камень)

Обращает внимание на камень, который лежит на ковре, правильно. Посмотрите, какой красивый камень встретился у нас на пути.  Давайте поиграем, я буду передавать этот камень по кругу, а каждый из вас должен назвать все свойства этого камня: большой, тяжелый, круглый, серый, шероховатый, холодный, в крапинку, твердый, прочный, светлый, жесткий, сухой. Вот сколько эпитетов вы смогли назвать о камне. Вспомните, как он называется- каменный шар.  Для чего можно применить этот камень: Для оформления клумбы, он красивый, для укрепления дорог, в строительстве. Какие камни нашего края вы знаете еще?  Каменный уголь, галька, мрамор, гранит.  Все эти камни, полезные ископаемые, их добывают в недрах земли и используют по назначению.

Посмотрите, а на камне есть надпись:

«Здравствуйте дорогие дети!  За глубокими морями, за тёмными лесами стоит одинокая гора. В этой горе в бескрайних пещерах живем мы, гномы. День и ночь добываем разные камни. День и ночь стучат наши молотки. А царствует над нами злой жадный Горный король.  Чтобы избавиться от злых чар Горного короля мы должны собрать все камни горы самоцветов, которые рассыпались от холодного ветра, проливного дождя Помогите нам. Гномы».

Вы хотите прийти на помощь сказочным героям? Тогда мы с вами станем геологами и отправимся в путь, в страну хозяйки медной горы, гномов и горного короля. А путь наш лежит на Уральские горы

        Дети идут по тропинке.

Воспитатель: Посмотрите, вдали возвышаются каменные горы. Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами, но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.

(физминутка)

Музыкальная игра «Гора».

Стоит гора-старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка, (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И камешки теряет, (дети медленно отходят назад)

И каждый день, и каждую ночь

Катятся, катятся (по сигналу воспитателя дети разбегаются в стороны).

Камешки прочь.

Ну, вот мы и пришли в страну сказочной хозяйки медной горы

        Обращает внимание, что гора исчезла и драгоценные камни тоже

Дети садятся на привал (подушечки), слушают задание, возводят вулкан, отыскивают камни.

Вот мы спасли гору самоцветов, отыскали камни, но они не сказочные. Это потому, что их необходимо, обработать, отшлифовать, чтобы камни засияли, засверкали, приглашаю пройти в мастерскую Данилы – мастера. Посмотрите коллекцию драгоценных камней:

                       Самоцветный камень красный, будто ломтик ветчины,

  • Это главный камень Яшма, сердце сказочной страны

(у кого камешки похожи на яшму, наклеивают картинки обточенного камня) - запоминают, что это Яшма)

  • Кто секрет хранить умеет, кто таинственно молчит, тот всегда понять сумеет, камень ящерок и змеек, темноглазый МАЛАХИТ
  • Вот удивительный кристалл, он зелень всю в себя вобрал, по всем статьям красив, хорош, годится в перстень, серьги, брошь, в лучах искрится и горит, конечно камень- ИЗУМРУД
  • Кто силач и богатырь? Носит камешек САПФИР

                         «В мире много интересного,

                         Нам порою неизвестного.

                        Миру знаний нет предела.

                        Так скорей, друзья, за дело!

                        Будьте все внимательны,

                        Активны и старательны!

Дети создают камни – самоцветы из которых ювелиры изготавливают украшения: бусы, сережки, брошь.

А теперь возьмите свой камень в руки. Он теплый или холодный? Давайте согреем камешек своим дыханием и поместим на гору самоцветов. Смотрите, холодное сердце короля растаяло от вашего тепла, и гора снова засияла своими камнями, полюбуйтесь, какая красота!

На Урале проживая, дети знают или нет, что волшебным называют каждый камень – самоцвет.

Вот и подошло к концу наше путешествие, сегодня мы познакомились с новыми драгоценными камнями, из которых изготавливают украшения: это агат, яшма, сапфир, сразу запомнить сложно, но все эти драгоценные камни можно назвать одним cловом: Самоцветы.

Посмотрите, а гномы предлагают в благодарность, что вы пришли на помощь, освободили от злых чар короля вам шкатулку, с драгоценными съедобными камешками. Давайте угостим наших гостей, а нам пора возвращаться в группу. Спасибо, что вы были старательны, любознательны, а самое главное добрыми и вовремя пришли на помощь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема "Знакомство с традиционной кубанской вышивкой"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема «Знакомство с традиционной кубанской вышивкой»   Цель: Познакомить детей с различными видами кубанской вышивки: в...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».

Тема: «Наш родной сибирский лес».                                               ...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Волшебные превращения воды»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Волшебные превращения воды»  ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в мир камней".

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в мир камней" - итоговое занятие по изучению камней и созданию мини-музея "Удивительные камни"....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия: «Профессии»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия: «Профессии»1. Образовательные задачи• Расширить знания о профессиях• Учить отгадывать загадки• Ак...