Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в мир камней".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шеина Анастасия Олеговна

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в мир камней" - итоговое занятие по изучению камней и созданию мини-музея "Удивительные камни".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_o_kamnyah.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка-детский сад №1387» УД ПРФ

Конспект НОД «Познавательное развитие»

«Путешествие в мир камней»

(старший дошкольный возраст)

Подготовила: Шеина Анастасия Олеговна

Москва 2019

Конспект НОД «Познавательное развитие»

на тему «Путешествие в мир камней»

(старший дошкольный возраст)

Программные задачи: 

-Продолжать знакомство с телами неживой природы (камни);

-Экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам), выявлять их      свойства и особенности;

-Воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе;

-Вырабатывать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.

-Развивать исследовательские навыки: (принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и навыки).

-Поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас детей различными терминами, умение строить доказательную речь.

-Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.

-Формировать навык безопасного поведения с лабораторным оборудованием.

Предварительная работа:

Сбор коллекции камней, игры с камнями. Рассматривание иллюстраций, книг, журналов, фотографий. Беседы о профессиях (геолог, каменщик).

Чтение художественной литературы: А. Никитов «Полезные ископаемые», сказки  П.Бажов «Хозяйка медной горы», В. Волков «Волшебник изумрудного города», Братья Гримм «Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов»;  энциклопедии для детей «Все обо всем».

Материалы:

-компьютерная презентация «Этот удивительный мир камней», «Волшебный мешочек» с различными по свойствам камнями;

-коллекция камней, картины из янтаря, драгоценные.

-емкость с водой;

-телевизор, ноутбук, экран.

-наборы картинок, фотографий с изображением камней, минералов, набор изделий из разных камней.

Обогащение словаря: природный, драгоценный.

Ход занятия

Появление сказочного героя Белоснежки под музыку.

Белоснежка:          В сережках у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге ненужным лежит,

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто же загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Белоснежка:  Ребята, о чём это стихотворение? (О камнях). Сегодня мы с вспомним все, что узнали  о камнях.  В результате многочисленных исследований и поисковой работы у нас образовалась коллекция камней, которая хранится в нашем мини - музее «Удивительный мир камня». А в этом нам помогут истинные знатоки камней мои любимые помощники – гномы. Вместе с гномами мы отправляемся в путешествие по мини-музею.

Гном 1. Здравствуйте гости, здравствуйте ребята!

Люблю строить и всё знаю о камнях- строителях.). Вспомните, из чего построили свои домики три брата - поросёнка (Ответы детей).

А  из чего строят дома люди? (Из дерева, хвороста, камня, досок и т.д.). Всё правильно, дома можно строить из чего угодно, но самые надёжные дома получаются из камня. Какой  круглый камень! А что это за камень? (галька). А где можно раздобыть гальку?  Интересно,  почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок - острые углы постепенно исчезают, камешки становятся округлыми) (Гордей).

Гном №2. А я знаю о камнях все мифы, легенды. В основном все драгоценные камни используют для  украшения ювелирных изделий, таких как кольца, серьги, различные подвески, колье и браслеты. В древние времена драгоценные камни различались лишь по их цветам. Название «рубин» было дано всем камням красного цвета. Все зеленые камни называли изумрудами, а все голубые – сапфирами и топазами. Ценность драгоценного камня зависит не только от его цвета, блеска, но также и от его твердости. Самый твердый драгоценный камень – алмаз. (Аня)

Гном №3. – Я интересуюсь камнями, которыми можно писать. Ребята, а кто назовёт мне камни, которыми можно писать и рисовать? (показывает мел, уголь). Ими действительно легко рисовать на асфальте. А на бумаге,  вы, чем рисуете? (Карандашами). Если быть точными, его грифелем, изготовленным из графита - тёмно- серого мягкого минерала (Настя)

Гном №4. Изучаю камни, которые образовались из  растений и животных. Что это за камни?  (Янтарь, жемчуг (демонстрация камней) слайд

 Ребята, покажите мне, пожалуйста, знакомые  вам камни и расскажите, чем они вам запомнились? (Дети дают ответы, как зародилась жемчужина (из песчинок). Янтарь – это смола с застывшими кусочками растений и насекомых и т.д.) Вова О.

Гном №5. Я  приглашаю  вас в свою лабораторию для проведения научных экспериментов. Опыт 1. «Что видно на камне?». Рассмотреть разные камни через лупу. Что вы видите? (Трещины, узоры).(Лёля)

Гном №6. Опыт 2. В одну руку взять камешек, в другую - пластилин. Сжать обе ладони. Сравнить, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему? (Камешек твёрдый. Твёрже пластилина.) (Олеся)

Гном №7. Опыт 3: «Тонет - не тонет». Что произойдёт, если мы положим камень в воду? Может ли он плавать? Возьмём гальку и  пемзу. Сравним их по весу, затем одновременно опустим в воду. Что произошло с каждым из них? Почему? Дети сами делают вывод, что в пемзе много пузырьков воздуха. Поэтому он не тонет. Какой стала галька? Чем она отличается от сухой? Какого цвета мокрые камешки. По сравнению с сухими? (Вика)

Гном №8. Опыт 4. Могут ли камни издавать звуки? Постучим разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются, или чем-то отличаются? А может ли камень шипеть? Возьмём кусочек мела и капнем на него соком лимона. Что происходит? (Камень злиться, «Шипит» - ему не нравится лимонный сок). (Ева)

Гном №9. Потрогать разные камни: холодные они или тёплые? Зажать камешек в кулаке: стал ли он теплее? Подержать под лампой: что изменилось? (Вова Т.)

Белоснежка:  Давайте поиграем в игру «Мешочек ощущений». Я буду описывать камень, а вы его на ощупь отыщите среди других образцов. Отыщите, пожалуйста, самый маленький, круглый камень, похожий на пуговичку. Овальный, самый лёгкий камень. Отыщите, пожалуйста, самый тяжёлый, шершавый камень.

Белоснежка: Горы есть в разных странах, но именно горы, расположенные в нашей стране знамениты на весь мир. Это Уральские горы (показ на карте). Они знамениты своими камнями – самоцветами. Сейчас Гном (Кристина) загадает загадку про самый известный камень-минерал.

В нем застыл зеленый камень

Красив своим рисунком минерал.

Скажите, как зовется этот камень,

Во всех краях прославивший Урал. (малахит)

Правильно. А кто охраняет малахит? Хозяйка медной горы

Самая красивая хранительница подземного царства живёт в сказах.  А кто написал сказы ? Сказочник Павел Бажов. Назовите сказы, которые вы знаете? Говорят, тот, кому удалось найти малахит, пришёлся ей по нраву. Значит, добр, честен да чист душой человек. А злых, жадных да нечестных Хозяйка жестоко наказывала. Заманивая их, и дороги назад не указывая.

Белоснежка: Я увлекаюсь астрологией, наукой, изучающей  влияние небесных тел на судьбу и здоровье человека. Талисман охраняет своего владельца от дурных влияний, защищает от несчастий, недугов, дурного глаза, от злых чар.

Загадочным блеском сверкают каменья,

Таят человека черты.

Камень надежды,

Камень терпенья,

Камень мечты.

Камень рассвета,

Камень заката,

Камень ночей. (Б. Дубровин).

Гном№10: В нашей стране много мест где добывают золото, щебень, мел и гипс. Посмотрите. Эта картина сделана из гипса. На вид белый, не приметный камень. Но если взять краски, то он превратиться в настоящий подарок или сувенир. А какой у нас ближайший праздник? День защитника Отечества. Давайте все вместе приготовим подарки для наших пап. (роспись гипсовых форм) (Даша)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».

Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)

Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия: «Профессии»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия: «Профессии»1. Образовательные задачи• Расширить знания о профессиях• Учить отгадывать загадки• Ак...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста " Путешествие в мир камня".

В данной методической разработке представлен конспект занятия  по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Эти обыкновенные необыкновенные камни".

В данной методической разработке представлен конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....