Занятие по ознакомлению с окружающим миром по теме "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Расширить знания детей о перелётных птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_okr._mir.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме:

«Перелетные птицы» в  подготовительной группе детского сада.

 Цели:

Расширять знания детей о перелетных птицах, умение их различать.

Познакомить детей с понятием лететь «стайкой», «цепочкой», «клином».

Активизировать словарь детей ( орнитологи , насекомоядные, зерноядные, водоплавающие).

Задачи:

Образовательные:  

закрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом.  

закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих,

закрепить навык употребления сложноподчиненных предложений  с предлогом «потому что»; продолжать учить составлять краткое описание о птицах.

Развивающие:

развивать мышление, речь, самостоятельность;

развивать умение выстраивать причинно – следственные связи.

Воспитательные:

воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче;

воспитывать умение  слушать сверстников, не перебивать;

воспитывать доброе, уважительное отношение к миру природы.

Приоритетная образовательная область: «Познание».

Материалы и оборудование: карточки с изображением птиц, проектор, моноблок, мяч  среднего диаметра.

Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Дайте руку другу справа

И скорей вставайте в круг!

Какой сегодня чудесный день!

Светит осеннее солнышко

2. Ребята, послушайте стихотворение (читаю стихотворение Маргариты  Ивенсен  «Осень»):

Падают, падают листья.

В нашем саду листопад...

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? (… об осени).

-Дети, а сейчас давайте определим признаки осени в стихотворении?(падают листья, птицы улетают на юг)

3.Введение темы «Перелетные птицы»

- Ребята, когда я пришла в садик, нашла письмо, а в нем загадка: они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это? (птицы)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии?(о птицах)

4.Элемент сюжетно-ролевой игры «Орнитологи».

Для этого предлагаю стать орнитологами.

5.Словарная работа

Знакомство  детей со словом «орнитолог» – специалист, изучающий  жизнь птиц.

- Давайте повторим вместе со мной – «орнитологи».

- Встали все. Раз, два, три повернись, в орнитологов превратись

- Давайте вспомним, как называются птицы, которые улетают в теплые края?

 (Перелетные)

6. Беседа о перелетных птицах: (сопровождается с показом слайдов)

- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых)

 Первыми улетают быстрокрылые  птицы — это птицы, которые питаются насекомыми. Как их отличить? Знаете? По клюву: он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Их называют  насекомоядными.

 Затем улетают птицы, которые питаются плодами и семенами растений.  Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Их называют зерноядными.

Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди. Они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. 
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? 

- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, и они в полете ориентируются по звезд.  Другие- днем ,  в полете они ориентируются по солнцу. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят – в полете им подкрепиться негде.

- Как вы думаете, как летят птицы - как им вздумается или существует какой-то порядок перелёта?

Некоторые птицы, как ласточки, скворцы, трясогузки улетают «стайками», все вместе. Некоторые, например, журавли, лебеди и другие крупные птицы, выстраиваются «клином» в виде треугольника. Другие, как утки, цапли  выстраиваются «цепочкой», в одну линию и еще называют «прямой фронт». Гуси чаще всего летят «косяком».

- А как вы думаете, от чего это зависит? Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

7.Пальчиковая гимнастика «10 птичек – стайка».

Ну – ка, посчитай – ка,

10 птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, ,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка

Эта – зяблик,

Эта – стриж,

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан,

Птички, птички, по домам!

8. Отгадайте, пожалуйста, загадки: (сопровождается с показом слайдов и прослушиванием голосов птиц)

1. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей и нежней?

Кто же это? (Соловей)

2. Это старый наш знакомый:

.Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист)

3.Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь)

4.Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,    

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.   (дятел)

5.Я на елке на суку

Счет веду: «Ку-ку, ку-ку».     (кукушка)

6.Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья,  белобока,

А зовут её …(Сорока)

7.Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –

Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением …(Ворона)

8.На шесте - дворец,

Во дворце - певец,

А зовут его - ... (скворец)

Назовите, пожалуйста, части тела птиц (голова, клюв, туловище, хвост).

У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине).

9.Задание : «Выбери перелетных птиц».

Дети, пожалуйста, выберите из этих птиц перелетных.

Какие птицы остались, почему?

 10.Беседа по вопросам (сопр. с показом слайдов).

Птицы , которые остались,  не улетают, а  остаются с нами зимовать. Как они называются?(зимующие)

-Каких вы знаете зимующих птиц? (перечисляют зимующих птиц нашего края).
- А почему говорят, что зима трудное время для птиц? (ответы детей)
- Как можно проявить о них заботу зимой? (ответы детей)
- Что можно использовать в качестве корма для птиц зимой? (ответы детей)
- Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Нужно поддержать  птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.

11.Упражнение «Отгадай и присядь».

Встали вкруг ,ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте, а если название перелетной, то машите рукам:

 Ворона, соловей, дятел, голубь, ласточка, синица, грач, сорока, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля.

12.Задание: «Узнай птицу по описанию».

Выберите картинку с изображением птицы и опишите ее, а  остальные дети будут узнавать птицу.

  -Из всех перелетных птиц я самый черный, важно расхаживаю по                 проталинам и ищу червяков. (Грач)

  -Я не строю своего гнезда, и подкидываю свои яйца в гнезда других птиц (Кукушка)

  -Я пою лучше всех птиц (Соловей)

  -Я черненькая, маленькая, строю свои гнезда из травы и глины под крышами домов. (Ласточка)

 -Я могу подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек. (Скворец)

 -Я одна из самых полезных птиц, уничтожаю мух и комаров. Когда хожу по земле, то потряхиваю своим длинным хвостиком. (Трясогузка)

13.Упражнение «Скажи одним словом».

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

У скворца короткий клюв, он…/короткоклювый/…

14.Песня школьников: «Скворушка прощается».

15.Рефлексия.

А нам пора возвращаться в группу. Раз, два, три обернись обратно в детей превратись.

- Ребята, скажите, пожалуйста, кто такие орнитологи?

- Что нового вы узнали про полет птиц?

- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Птицы в зимнем лесу» (вторая младшая группа)

Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним. Активизировать познавательную деятельность детей в разных видах деятель...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе. Тема: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать».

В рамках дошкольного учреждения все педагоги нашего сада подготовили и провели показ открытых занятий Мною было показано интегрированное занятие  по ознакомлению с окружающим миром. Дети узнали м...

итоговоеиигровое занятие по ознакомлению с окружающим миром по теме "птицы"

это заключительное занятие как итог годовой работы по теме "птицы родного края"...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе. Тема: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать».

Конспект открытого занятияпо ознакомлению с окружающим миромво второй младшей группе.Тема: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром: «Международный день птиц»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром: «Международный день птиц»  Цели:-расширить представление о международном дне птиц,-познакомить с перелетными птицами (ск...