Занятие по ознакомлению с окружающим миром по теме "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме:
«Перелетные птицы» в подготовительной группе детского сада.
Цели:
Расширять знания детей о перелетных птицах, умение их различать.
Познакомить детей с понятием лететь «стайкой», «цепочкой», «клином».
Активизировать словарь детей ( орнитологи , насекомоядные, зерноядные, водоплавающие).
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом.
закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих,
закрепить навык употребления сложноподчиненных предложений с предлогом «потому что»; продолжать учить составлять краткое описание о птицах.
Развивающие:
развивать мышление, речь, самостоятельность;
развивать умение выстраивать причинно – следственные связи.
Воспитательные:
воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче;
воспитывать умение слушать сверстников, не перебивать;
воспитывать доброе, уважительное отношение к миру природы.
Приоритетная образовательная область: «Познание».
Материалы и оборудование: карточки с изображением птиц, проектор, моноблок, мяч среднего диаметра.
Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Дайте руку другу справа
И скорей вставайте в круг!
Какой сегодня чудесный день!
Светит осеннее солнышко
2. Ребята, послушайте стихотворение (читаю стихотворение Маргариты Ивенсен «Осень»):
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад...
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? (… об осени).
-Дети, а сейчас давайте определим признаки осени в стихотворении?(падают листья, птицы улетают на юг)
3.Введение темы «Перелетные птицы»
- Ребята, когда я пришла в садик, нашла письмо, а в нем загадка: они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это? (птицы)
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии?(о птицах)
4.Элемент сюжетно-ролевой игры «Орнитологи».
Для этого предлагаю стать орнитологами.
5.Словарная работа
Знакомство детей со словом «орнитолог» – специалист, изучающий жизнь птиц.
- Давайте повторим вместе со мной – «орнитологи».
- Встали все. Раз, два, три повернись, в орнитологов превратись
- Давайте вспомним, как называются птицы, которые улетают в теплые края?
(Перелетные)
6. Беседа о перелетных птицах: (сопровождается с показом слайдов)
- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых)
Первыми улетают быстрокрылые птицы — это птицы, которые питаются насекомыми. Как их отличить? Знаете? По клюву: он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Их называют насекомоядными.
Затем улетают птицы, которые питаются плодами и семенами растений. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Их называют зерноядными.
Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди. Они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы.
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда?
- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, и они в полете ориентируются по звезд. Другие- днем , в полете они ориентируются по солнцу. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят – в полете им подкрепиться негде.
- Как вы думаете, как летят птицы - как им вздумается или существует какой-то порядок перелёта?
Некоторые птицы, как ласточки, скворцы, трясогузки улетают «стайками», все вместе. Некоторые, например, журавли, лебеди и другие крупные птицы, выстраиваются «клином» в виде треугольника. Другие, как утки, цапли выстраиваются «цепочкой», в одну линию и еще называют «прямой фронт». Гуси чаще всего летят «косяком».
- А как вы думаете, от чего это зависит? Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
7.Пальчиковая гимнастика «10 птичек – стайка».
Ну – ка, посчитай – ка,
10 птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка, ,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам!
8. Отгадайте, пожалуйста, загадки: (сопровождается с показом слайдов и прослушиванием голосов птиц)
1. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (Соловей)
2. Это старый наш знакомый:
.Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист)
3.Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
4.Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой. (дятел)
5.Я на елке на суку
Счет веду: «Ку-ку, ку-ку». (кукушка)
6.Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут её …(Сорока)
7.Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …(Ворона)
8.На шесте - дворец,
Во дворце - певец,
А зовут его - ... (скворец)
Назовите, пожалуйста, части тела птиц (голова, клюв, туловище, хвост).
У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине).
9.Задание : «Выбери перелетных птиц».
Дети, пожалуйста, выберите из этих птиц перелетных.
Какие птицы остались, почему?
10.Беседа по вопросам (сопр. с показом слайдов).
Птицы , которые остались, не улетают, а остаются с нами зимовать. Как они называются?(зимующие)
-Каких вы знаете зимующих птиц? (перечисляют зимующих птиц нашего края).
- А почему говорят, что зима трудное время для птиц? (ответы детей)
- Как можно проявить о них заботу зимой? (ответы детей)
- Что можно использовать в качестве корма для птиц зимой? (ответы детей)
- Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.
11.Упражнение «Отгадай и присядь».
Встали вкруг ,ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте, а если название перелетной, то машите рукам:
Ворона, соловей, дятел, голубь, ласточка, синица, грач, сорока, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля.
12.Задание: «Узнай птицу по описанию».
Выберите картинку с изображением птицы и опишите ее, а остальные дети будут узнавать птицу.
-Из всех перелетных птиц я самый черный, важно расхаживаю по проталинам и ищу червяков. (Грач)
-Я не строю своего гнезда, и подкидываю свои яйца в гнезда других птиц (Кукушка)
-Я пою лучше всех птиц (Соловей)
-Я черненькая, маленькая, строю свои гнезда из травы и глины под крышами домов. (Ласточка)
-Я могу подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек. (Скворец)
-Я одна из самых полезных птиц, уничтожаю мух и комаров. Когда хожу по земле, то потряхиваю своим длинным хвостиком. (Трясогузка)
13.Упражнение «Скажи одним словом».
Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.
У скворца короткий клюв, он…/короткоклювый/…
14.Песня школьников: «Скворушка прощается».
15.Рефлексия.
А нам пора возвращаться в группу. Раз, два, три обернись обратно в детей превратись.
- Ребята, скажите, пожалуйста, кто такие орнитологи?
- Что нового вы узнали про полет птиц?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Птицы в зимнем лесу» (вторая младшая группа)
Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним. Активизировать познавательную деятельность детей в разных видах деятель...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе. Тема: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать».
В рамках дошкольного учреждения все педагоги нашего сада подготовили и провели показ открытых занятий Мною было показано интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром. Дети узнали м...
итоговоеиигровое занятие по ознакомлению с окружающим миром по теме "птицы"
это заключительное занятие как итог годовой работы по теме "птицы родного края"...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе. Тема: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать».
Конспект открытого занятияпо ознакомлению с окружающим миромво второй младшей группе.Тема: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»....
Презентация занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Жизнь птиц и лесных зверей зимой» подготовительная группа.
Загадки и вопросы на тему: "Жизнь птиц и лесных зверей зимой"...
Конспект Интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром. «Весенний прилет птиц»
Прилет птиц...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром: «Международный день птиц»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром: «Международный день птиц» Цели:-расширить представление о международном дне птиц,-познакомить с перелетными птицами (ск...