Конспект занятия по познавательному развитию №11 в старшей группе Тема: «Путешествие в тундру»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по познанию в старшей группе «Путешествие в тундру»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_puteshestvie_v_tundru.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию №11

 в старшей группе

Тема: «Путешествие в тундру»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цель: дать представление о природной зоне Земли - тундра.

Программное содержание: познакомить детей с особенностями природных условий тундры; формировать у них элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; закрепить умение соблюдать правила безопасности в незнакомых местах зимой.

Материалы и оборудование: демонстрационный – карта; теремок из сказки и теремок с изображением Арктики, карточки животных из сказки «Теремок» и животных с Северного полюса, карточка с изображением северного оленя; иллюстрации с изображением флоры и фауны тундры; оборудование для опыта; раздаточный – пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 5-6 лет, цветные карандаши.

Планируемые результаты: дети знакомы о природных условиях тундры.

Структура занятия

I

Вводная часть

 

1 мин

II

Основная часть

22 мин

1

Игра

«Кто в теремочке живет?»

4 мин

2

Беседа

«Путешествие в тундру»

3 мин

3

Эксперимент

4 мин

4

Опыт

4 мин

5

Работа с пособием

«Какие деревья растут в тундре?»

3 мин

6

Работа с пособием

«Покажи, стрелками, чем питаются…»

4 мин

III

Заключительная часть

 

2 мин

Длительность 25 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть  

- Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Но сначала мы с вами вспомним, где мы с вами побывали на прошлом занятии. (На Северном полюсе.)

- С какими животными Северного полюса мы познакомились? (Белый медведь, морж, тюлень).

- В какой стране мы живём? (Россия).

II. Основная часть

  1. Игра «Кто в теремочке живёт?»

- Все вы помните сказку «Теремок». Сегодня мы попытаемся рассказать её по новому, ведь жалко развалившийся домик. (Да, жалко, но в мультфильме звери его заново построили.)

- А мы просто по-другому эту сказку расскажем. Представьте, что в поле стоял вот такой теремок. (Теремок с изображением Арктики.)

- Как вы думаете, для кого он построен? (Для животных с Северного полюса.)

Воспитатель вешает на доску теремок из сказки.

- Правильно. Теперь давайте будем рассказывать сказку. Я раздам вам карточки с изображениями животных, а вы должны правильно найти для них теремок. Попробуйте придумать прозвище для своего животного, как в сказке – Лягушка-квакушка, Комар-пискун и пр.

Воспитатель раздаёт карточки так, чтобы северный олень достался последнему ребёнку.

Затруднение в ходе игры происходит тогда, когда доходит очередь до карточки с северным оленем. Такое животное на Северном полюсе не живёт – оно травоядное.

- А о том, где живёт северный олень, мы узнаем в нашем путешествии по тундре.

  1. Беседа «Путешествие в тундру»

- Сегодня мы отправимся дальше на том самом вертолёте, который забирает почту с Северного полюса. Садимся в вертолёт, в котором пассажиров может поместиться значительно меньше, чем в самолёте (8-10 человек).

Поэтому если группа большая, то «лететь» придётся на двух «вертолётах», сиденья в которых расположены по периметру салона.

- В нашем путешествии мы узнаем, где живёт северный олень. Лететь совсем недолго. Приземлимся мы вот здесь (покажите на карте тундровую зону). Здесь снова зима, снег.

- Что мы видим вдалеке? (Покажите рисунок.) (Стадо оленей.)

- А о чём говорит присутствие в этих местах оленей? О том, что появилась растительность. А что необходимо всем растениям для жизни? (Свет, тепло, вода.) 

- Выходит, что в этом месте всё это есть. Оно называется тундра. Но почему растительность так скудна – только мхи, лишайники да иногда низкорослые берёзки, прижавшиеся к земле? Почему летом большая часть тундры покрыта болотами? Сейчас мы попробуем в этом разобраться. Проведем эксперимент.

  1. Эксперимент

- Вот два одинаковых непрозрачных цветочных горшка, наполненных землё.

В одном – под небольшим слоем  земли находится стекло, закрывающее всю поверхность. (Детям об этом неизвестно).

- Скажите, одинаковые ли это горшки? (Да.)

- Теперь в каждый из горшков мы нальём одинаковое количество воды. Как отмерить одинаковое количество жидкости? (С помощью мерного стакана или какой-нибудь емкости.)

- Как вы думаете, что должно произойти? (Вода уйдёт в землю.)

- Наливаем воду в первый горшок (без стекла). Вода действительно уходит в землю.

- Проделаем то же самое со вторым горшком. Что происходит? (Вода осталась на поверхности.) 

- Почему же вода осталась на поверхности? Вероятно ей что-то помешало просочиться внутрь? Что же? Раскопаем землю. Так и есть – стекло.

- В тундре, конечно, не стекло мешает воде, а вечная мерзлота. За длинную холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой, и вода, так же как и в случае, с цветочным горшком, не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промёрзшая земля. Поэтому-то и образуются болота.

- А как вы думаете, какие корни у растений в тундре?

- Короткие, так как они не могут проходить сквозь вечную мерзлоту. Какими же тогда вырастают сами растения?

- Вот так – с помощью двух цветочных горшков – мы поняли, почему образуются болота и почему растения в тундре не бывают большими.

Мы с вами провели опыт. Учась в школе, на уроках физики и химии вы будете проводить много опытов, которые помогут вам лучше понять мир, в котором вы живёте.

  1. Опыт

- Итак, в тундре есть растения. Что из этого следует? Что есть и животные, которые ими питаются. Как они все называются? (Травоядные.)

- Кто же это? (Северный олень, заяц.)

- На них охотятся волки, песцы, полярная сова. Как называть этих животных? (Хищники.)

- Все они очень хорошо приспособились к жизни в таких суровых условиях. Летом в тундре очень много различных насекомых. Что из этого следует? Что огромное количество птиц прилетает сюда в это время. Бабочки в тундре в основном тёмного цвета. Почему?

- Чтобы понять это, проделаем еще один опыт.

Под настольную лампу (в ней должно быть не менее 100В) одновременно положите два предмета: тёмный и светлый, подержите их там некоторое время и дайте потрогать детям.

- Какой предмет нагрелся сильнее? (Тёмный.)

- А так как в тундре солнечных дней немного, то бабочка с помощью тёмной окраски бёрет всё возможное тепло. Попробуйте объяснить, почему вы летом носите светлую одежду.

- Вспомните, почему ствол у берёзы белый.

- Несмотря на то что лето в тундре короткое, цветы успевают отцвести и дать семена. Красиво летом в тундре! А сколько ягод! И клюква, и морошка.

  1. Работа с пособием

- Какие деревья растут в тундре?

- Объясните, почему в тундре не растут высокие деревья.

  1. Работа с пособием

- Какие животные живут в тундре?

- Покажите стрелками, чем питаются эти животные.

- Обведите всех хищников.

III. Заключительная часть

- Теперь вы можете рассказать, как должен выглядеть «Теремок» для северного оленя?

- Чем он похож на «Теремок» для белого медведя и чем отличается?

- Какой сейчас месяц? (Ноябрь.)

- Как вы думаете, какая сейчас погода в тундре?

- Чем отличается погода в ноябре в тундре и в том месте, где живём мы?

- У нас поздняя осень, а в тундре уже настоящая суровая зима с сильными ветрами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: "Путешествие по волшебному лесу".

Цель: Обучать детей ориентировке на листе бумаги. Уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи. Развивать у детей конкретные представления о признаках животных, умения различать явления приро...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: "Путешествие в зимний лес"

Задачи:1.     Познакомить детей с некоторыми правилами поведения в лесу;2.     Уточнить знания детей о диких животных;3.     Развить у детей...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Путешествие в страну дорожных знаков»

Цель: закрепить у детей знания правил дорожного движения, практические навыки поведения на улицах города, умение соблюдать сигналы светофора.Задачи:- ОбразовательныеРасширять знания детей о правилах д...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в Африку».

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: «Путешествие в Африку»....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие»

познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Путешествие в страну Финансов»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группеТема: «Путешествие в страну Финансов»Цель: ознакомление детей и расширение знаний о финансах (деньгах).Задачи:Расширить знания дете...