Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы Тема: «Удивительная глина"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект интегрированной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие: мир природы, мир человека» для детей старшей группы. Тема: «Удивительная глина»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
Конспект
интегрированной образовательной деятельности
Образовательная область «Познавательное развитие: мир природы, мир человека»
для детей старшей группы
Тема: «Удивительная глина»
Количество детей: 8 человек
Воспитатель
Кучумова Анна Львовна
Советский 2025
Вид занятия: интегрированное
Формы образовательной деятельности: НОД, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослых и детей: подгруппа.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие: познавательно-исследовательская деятельность, речевое развитие; физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: Обобщение и расширение представлений детей о материале глина.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представления у детей о свойствах глины, путём экспериментирования, ее нахождении в природе;
- Расширять знания детей об использовании глины человеком;
- Знакомить с гончарным мастерством;
- знакомить с глиняным письмом.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое мышление, сообразительность и воображение;
- развивать связную речь;
-развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, наблюдательность;
- воспитывать стремление к знаниям, чувство коллективизма и взаимопомощи;
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
Методы и приёмы:
- словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение);
- наглядный (картина «Добыча глины», выставка «Удивительная глина», видеоролик «Гончарное мастерство»)
- практический (исследовательская деятельность);
- игровой (дидактическая игра «Что делают из глины?»);
- методы контроля (анализ выполненных заданий, самооценка детьми результатов деятельности).
Предварительная работа: подготовка выставки «Удивительная глина», рассматривание картин и по теме «Изделия из глины»; проведение дидактических игр «Что из чего сделано?», разучивание физминутки и гимнастики для глаз.
Планируемый результат: Дети знают как и где находят глину, имеют представление о некоторых свойствах глины, понимают, как можно использовать свойства глины, знают о профессии гончар и как изготовляют посуду из глины.
Оборудование: компьютер, колонки, интерактивная доска, проектор, магнитная доска, знаки для составления плана, картина «Добыча глины», картинки с изделиями из глины, гончарный круг, глиняные изделия для выставки «Удивительная глина»; столы для заданий и стульчики по количеству детей, картина «Глиняное письмо», палочки для рисования, глина, раскатанная в пласт.
Для исследовательской деятельности: схемы «Правила лаборатории». «Схема эксперимента», ёмкость с водой, кусочки глины, контейнер для эксперимента, пластинки сухой глины, деревянные шпатели на каждого ребенка.
Раздаточный материал: «Схема эксперимента», ёмкость с водой, кусочки глины, контейнер для эксперимента, пластинки сухой глины, деревянные шпатели на каждого ребенка.
Технологическая карта НОД
№ | Ход НОД | ||
Деятельность педагогов | Деятельность детей | Время (примерное) | |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | |||
1 | Организационный момент | ||
Воспитатель выводит детей из игры, привлекая внимание к выставке «Удивительная глина». Воспитатель: Здравствуйте ребята! В мире много интересного В мире много неизвестного Всё хотим на свете знать Тайны мира раскрывать. | Дети играют. Дети подходят к воспитателю. Рассматривают предметы и фотографии на выставке. | 1 мин. | |
2 | Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | ||
Воспитатель: Посмотрите внимательно на на экспонаты выставки и ответьте на вопрос: О чем пойдет речь на нашем занятии? Какие тайны мы сегодня откроем? Воспитатель: А как вы догадались об этом? Вы правы: сегодня мы постараемся все узнать о глине. Может кто-то знает что то о глине? Воспитатель: вы можете узнать о глине больше. Составим план действий. Где мы можем приобрести знания о глине? Воспитатель: С чего начнем? | Дети: О глине. Дети: здесь находятся предметы из глины. Дети: из глины делают посуду. Глина мягкая. Глину находят в земле. Дети: в интернете, из книг, можем спросить у взрослого, можем догадаться сами, в лаборатории. Дети составляют план на магнитной доске из знаков . Дети: у нас есть книжный уголок! | 2 мин. | |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | |||
3 | Актуализация знаний. | ||
Первый знак «Книги». Воспитатель: Что мы будем узнавать здесь? Воспитатель: Может кто-то знает, как добывают глину? Поделитесь с нами своими знаниями! Воспитатель: Глина- это распространенный природный материал, который является полезным ископаемым для человека. Глину находят под слоем почвы на небольшой глубине. На садовых участках её можно обнаружить в земле или в песке, вдоль крутых берегов рек и озер. Пласты глины часто выходят на поверхность земли и их добывают в карьерах, при помощи машин. Воспитатель: вы узнали как добывают глину. Куда следуем дальше? Второй знак «Лаборатория». Воспитатель: Мы в «Лаборатории». Что мы будем узнавать здесь? Воспитатель: В лаборатории есть правила. Пожалуйста, вспомните их. Воспитатель: Правильно! Перед вами кусочки глины. Какая она? Перед вами схемы опытов. Выполним их. Экспериментирование.
Налить в мерный стаканчик воду, ложечкой добавить сухую глину. Хорошо размешать палочкой. Что наблюдаем? Вывод: глина плохо растворяется в воде
Долить из мерного стаканчика воду в контейнер с глиной, помешать шпателем, проверить на твердость. Вывод: если глину смешивать с водой, она становится мягче. Из нее легко лепить.
Попробовать надавить, сломать пластинку из высохшей глины. Вывод: сухая глина твердая, но хрупкая. | Дети: мы узнаем где и как добывают глину. Дети: глину находят в земле. Дети рассматривают картину «Добыча глины». Дети: в лабораторию! Дети: будем исследовать глину. Узнаем о ее свойствах. Дети называют правила: Дети: - Работать только на своем месте; - Соблюдать осторожность; - Не пробовать на вкус, не нюхать. - Не трогать без разрешения предметы в лаборатории;
Дети: Дети трогают глину. Мягкая, пластичная, твердая… Дети работают по схемам опытов, делают выводы. Дети: вода стала мутной, глина растворилась плохо. Дети: если глину смешивать с водой, она становится мягче. Из нее легко лепить. Дети: если глину высушить, она становится твердой, но хрупкой. | 3 мин. 5 мин. | |
3 | Физминутка | ||
Воспитатель: Ребята! Пора отдохнуть! | Физминутку проводят дети. Прямо встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали. | 1 мин | |
4. | Коммуникативная деятельность | ||
Воспитатель: мы узнали свойства глины. Обратимся к нашему плану. Третий знак на карте «Эврика». Воспитатель: Глина очень простой материал и необходимый человеку. Человек с давних времен использовал глину. Глина стала одним из главных материалов, из которых человек создавал необходимые в быту вещи. Дидактическая игра «Что делают из глины?» Работа с «умным полом». Воспитатель: используя знания свойств глины, выберите картинки, которые показывают, что можно сделать из глины. Воспитатель: Подумайте и объясните свой выбор. Воспитатель: Молодцы! Вы правильно применили свойства глины. Смотрим план действий! Четвертый знак на карте «Интернет» Воспитатель: в интернете всегда можно узнать что то интересное! Воспитатель: Человек научился делать посуду из глины и очень долго совершенствовал свое мастерство. Сначала человек лепил посуду руками, придавая ей нужную форму и сушил на солнце. Появилась профессия гончар и специальные приспособления «гончарный круг» и печь для обжига. Воспитатель показывает работу гончарного круга на видеопроекторе. Воспитатель проводит гимнастику для глаз. Раз –налево, два – направо, Три –наверх, четыре - вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз. Сил дадим им много-много, Чтоб усилить в тыщу раз! | Дети выбирают картинки из предложенных. Игрушки, посуда, жилище, кирпичи и др. Дети объясняют свой выбор. Дети переходят к следующему знаку на карте. Дети садятся на стульчики. Дети смотрят видео. | 5 мин 4 мин 1 мин | |
5. | Продуктивная деятельность | ||
Пятый знак на карте «Спросим у взрослого». Воспитатель: Я открою еще одну интересную тайну: в древние времена, когда еще не было бумаги, люди писали на плоских глиняных табличках острой палочкой. Таблички высушивали и получалось глиняное письмо. Такие послания до сих пор находят археологи. Я предлагаю вам сегодня написать книгу из глины. Оставьте палочкой знаки на пластине глины. А когда глина высохнет ваша табличка останется на память о нашем занятии. | Дети рисуют палочкой на раскатанной глине. | 2 мин. | |
6. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Рефлексия | ||
Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали? Какие задания выполняли? О чем интересном вы сможете рассказать друзьям? В какие игры играли? Какие задания были сложными для вас? С какими заданиями вы справились легко? Воспитатель: Вы справились со всеми заданиями! Отлично поработали и узнали много нового. Воспитатель: Подумайте, и ответьте, какие из глиняных предметов используют в нашем современном мире. Воспитатель: Верно! Что вы бы придумали сделать из глины? | Дети: Ответы детей о заданиях и их сложности. Дети: посуда, кирпичи, игрушки, цветочные горшки. | 1 мин. | |
ИТОГО: | 25 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/08/picture-604791-1425793272.jpg)
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе «Волшебная глина»
Данный конспект позволяет детям рассказать о добычи глины и ее свойствах. Дети экспериментируют и лепят, развивают речь, мелкую моторику....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/15/picture-678899-1602786154.jpg)
План-конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе детей с ЗПР на тему: «Что нам осень принесла».2015г.
План-конспектинтегрированной образовательной деятельностив старшей группе детей с ЗПР на тему: «Что нам осень принесла»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/06/picture-689933-1620302369.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе "Удивительные камни"
Дети помогают ученым- геологам изучить свойства камней....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/13/picture-606811-1426204115.jpg)
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе "Удивительная вода".
Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/28/picture-855119-1517137743.jpg)
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе "Зима в гостях у детей".
На занятии дети закрепляют знания об окружающем мире, закрепляют счет предметов в пределах 10....
Интегрированное занятие для детей старшего возраста «Удивительный нос щенка Барбоса».
Конспект занятия по валеологии....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста « Удивительный мир птиц»
Формировать представления у детей о птицах, как объектах живой природы через познавательно-исследовательскую деятельность...