Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы Тема: «Удивительная глина"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кучумова Анна Львовна

Конспект интегрированной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие: мир природы, мир человека»  для детей старшей группы.  Тема: «Удивительная глина»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytoe_zanyatie.docx37.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Конспект

интегрированной образовательной деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие: мир природы, мир человека»

                                            для детей старшей группы

                                       Тема: «Удивительная глина»

Количество детей: 8 человек

                                                                        Воспитатель

                                                                                           Кучумова Анна Львовна

Советский 2025

Вид занятия: интегрированное

Формы образовательной деятельности: НОД, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослых и детей: подгруппа.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие: познавательно-исследовательская деятельность, речевое развитие; физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель:  Обобщение и расширение представлений детей о материале глина.

Задачи:

Образовательные:

 - Формировать представления у детей о свойствах глины,  путём экспериментирования,  ее нахождении в природе;

 - Расширять знания детей об использовании глины человеком;

 - Знакомить с гончарным мастерством;

 - знакомить с глиняным письмом.

Развивающие:

- развивать внимание, память, логическое мышление, сообразительность и воображение;

- развивать связную речь;

-развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента;

Воспитательные:

- воспитывать любознательность, наблюдательность;

- воспитывать стремление к знаниям,  чувство коллективизма и взаимопомощи;

- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

Методы и приёмы:

- словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение);

- наглядный (картина «Добыча глины», выставка «Удивительная глина», видеоролик «Гончарное мастерство»)

- практический (исследовательская деятельность);

- игровой (дидактическая игра «Что делают из глины?»);

- методы контроля (анализ выполненных заданий, самооценка детьми результатов деятельности).

Предварительная работа: подготовка выставки «Удивительная глина», рассматривание картин и  по теме  «Изделия из глины»; проведение дидактических игр «Что из чего сделано?», разучивание  физминутки и гимнастики для глаз.

Планируемый результат:  Дети знают как и где находят глину, имеют представление о некоторых свойствах глины, понимают, как можно использовать свойства глины, знают о профессии гончар и как изготовляют посуду из глины.

Оборудование: компьютер, колонки, интерактивная доска, проектор, магнитная доска, знаки для составления плана, картина «Добыча глины», картинки с изделиями из глины,  гончарный круг, глиняные изделия для выставки «Удивительная глина»;  столы для заданий  и стульчики по количеству детей, картина «Глиняное письмо», палочки для рисования, глина, раскатанная в пласт.

Для исследовательской деятельности: схемы «Правила лаборатории». «Схема эксперимента», ёмкость с водой, кусочки глины,  контейнер для эксперимента, пластинки сухой глины, деревянные шпатели на каждого ребенка.

Раздаточный материал: «Схема эксперимента», ёмкость с водой, кусочки глины,  контейнер для эксперимента, пластинки сухой глины, деревянные шпатели на каждого ребенка.

Технологическая карта НОД

Ход НОД

Деятельность педагогов

Деятельность детей

Время (примерное)

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 

1

Организационный момент 

Воспитатель выводит детей из игры, привлекая внимание к выставке «Удивительная глина».

Воспитатель: Здравствуйте ребята!

В мире много интересного

В мире много неизвестного

Всё хотим на свете знать

Тайны мира раскрывать.

Дети играют.

Дети подходят к воспитателю. Рассматривают предметы и фотографии на выставке.

1 мин.

2

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия 

Воспитатель: Посмотрите внимательно на на экспонаты выставки и ответьте на вопрос: О чем пойдет речь на нашем занятии? Какие тайны мы сегодня откроем?

Воспитатель: А как вы догадались об этом?  Вы правы: сегодня мы постараемся все узнать о глине.

Может кто-то знает что то о глине?

Воспитатель: вы можете узнать о глине больше.  Составим план действий.

Где мы можем приобрести знания  о глине?

Воспитатель: С чего начнем?

Дети: О глине.

Дети: здесь находятся предметы из глины.

Дети: из глины делают посуду. Глина мягкая. Глину находят в земле.

Дети: в интернете, из книг, можем спросить у взрослого, можем догадаться сами, в лаборатории.

Дети составляют план на магнитной доске из знаков .

Дети: у нас есть книжный уголок!

2 мин.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3

Актуализация знаний.

Первый знак  «Книги».

Воспитатель: Что мы будем узнавать здесь?

Воспитатель: Может кто-то знает, как добывают глину? Поделитесь с нами своими знаниями!

Воспитатель: Глина- это распространенный природный материал, который является полезным ископаемым для человека.

  Глину находят под слоем почвы на небольшой глубине. На садовых участках её можно обнаружить в земле или в песке, вдоль крутых берегов рек и озер. Пласты глины часто выходят на поверхность земли и их  добывают в карьерах, при помощи машин. 

Воспитатель: вы узнали как добывают глину. Куда следуем дальше? 

Второй знак  «Лаборатория».

Воспитатель: Мы в «Лаборатории». Что мы будем узнавать здесь?

Воспитатель: В лаборатории есть правила. Пожалуйста, вспомните их.

Воспитатель: Правильно!

Перед вами кусочки глины.  Какая она?

Перед вами схемы опытов. Выполним их.

Экспериментирование.

  1. 1 опыт «Растворимость в воде»

Налить в мерный стаканчик воду, ложечкой добавить сухую глину. Хорошо размешать палочкой. Что наблюдаем?

Вывод: глина плохо растворяется в воде

  1. Опыт с водой и глиной «Взаимодействие с водой» (Определяет свойство глины пластичность и мягкость.)

Долить из мерного стаканчика воду в контейнер с глиной, помешать шпателем, проверить на твердость.

Вывод: если глину смешивать с водой, она становится мягче. Из нее легко лепить.

  1. Опыт с высохшей глиной (Определяет свойство  твердость.)

Попробовать надавить, сломать пластинку из высохшей глины.

Вывод: сухая глина твердая, но хрупкая.

Дети: мы узнаем где и как добывают глину.

Дети: глину находят в земле.

Дети рассматривают картину «Добыча глины».

Дети: в лабораторию!

Дети:  будем  исследовать глину. Узнаем о ее свойствах.

Дети называют правила:

Дети:  - Работать только на своем месте;

            - Соблюдать осторожность;

             - Не пробовать на вкус, не нюхать.

 - Не трогать без разрешения предметы в лаборатории;

 

Дети: Дети трогают глину.

Мягкая, пластичная, твердая…

Дети работают по схемам опытов, делают выводы.

Дети: вода стала мутной, глина растворилась плохо.

Дети: если глину смешивать с водой, она становится мягче. Из нее легко лепить.

Дети: если глину высушить, она становится твердой, но хрупкой.

3 мин.

5 мин.

3

Физминутка

Воспитатель: Ребята! Пора отдохнуть!

Физминутку проводят дети.

Прямо встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

1 мин

4.

Коммуникативная деятельность

Воспитатель: мы узнали  свойства глины. Обратимся к нашему плану.

Третий знак на карте «Эврика».

Воспитатель: Глина очень простой материал и  необходимый человеку.  Человек с давних времен использовал глину. Глина стала одним из главных материалов, из которых человек создавал необходимые в быту вещи.

Дидактическая игра «Что делают из глины?»

Работа с «умным  полом».

Воспитатель: используя знания свойств глины, выберите картинки, которые показывают, что можно сделать из глины.

Воспитатель: Подумайте и объясните свой выбор.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно применили свойства глины.

Смотрим план действий!

Четвертый  знак на карте «Интернет»

Воспитатель: в  интернете всегда можно узнать что то интересное!

Воспитатель: Человек научился делать посуду из глины и очень долго совершенствовал свое мастерство. Сначала человек лепил посуду руками, придавая ей нужную форму и сушил на солнце. Появилась профессия гончар и специальные приспособления  «гончарный круг» и печь для обжига.

Воспитатель показывает работу гончарного круга на видеопроекторе.

Воспитатель проводит гимнастику для глаз.

Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре - вниз.

 А теперь по кругу смотрим,

 Чтобы лучше видеть мир.

 Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

 Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

 Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

 Чтоб усилить в тыщу раз!

Дети выбирают картинки из предложенных. Игрушки, посуда, жилище, кирпичи и др.

Дети объясняют свой выбор.

Дети переходят к следующему знаку на карте.

Дети садятся на стульчики.

Дети смотрят видео.

5 мин

4 мин

1 мин

5.

Продуктивная деятельность

Пятый  знак на карте «Спросим у взрослого».

Воспитатель: Я  открою еще одну интересную тайну: в древние времена, когда еще не было бумаги, люди писали на плоских глиняных табличках острой палочкой. Таблички высушивали и получалось глиняное письмо. Такие послания до сих пор находят археологи.

Я предлагаю вам сегодня написать книгу из глины.

Оставьте палочкой знаки на пластине глины. А когда глина  высохнет ваша табличка останется на память о нашем занятии.

Дети рисуют палочкой на раскатанной глине.

2 мин.

6.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Рефлексия

Воспитатель:  Что нового вы сегодня узнали?

Какие задания выполняли?

О чем интересном вы сможете рассказать друзьям?

В какие игры играли?

Какие задания были сложными для вас? С какими заданиями вы справились легко?

Воспитатель: Вы справились со всеми заданиями! Отлично поработали и узнали много нового.

Воспитатель: Подумайте, и ответьте, какие из  глиняных предметов используют в нашем современном мире.

Воспитатель: Верно!

Что вы бы придумали сделать из глины?

Дети:

Ответы детей о заданиях и их сложности.

Дети: посуда, кирпичи, игрушки, цветочные горшки.

1 мин.

ИТОГО:

25 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе «Волшебная глина»

Данный конспект позволяет детям рассказать о добычи глины и ее свойствах. Дети экспериментируют и лепят, развивают речь, мелкую моторику....

План-конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе детей с ЗПР на тему: «Что нам осень принесла».2015г.

План-конспектинтегрированной образовательной деятельностив старшей группе детей с ЗПР на тему: «Что нам осень принесла»....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе "Удивительная вода".

Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов....

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе "Зима в гостях у детей".

На занятии дети закрепляют знания об окружающем мире, закрепляют счет предметов в пределах 10....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста « Удивительный мир птиц»

Формировать представления  у детей  о птицах, как  объектах живой  природы через познавательно-исследовательскую деятельность...