Функциональная грамотность
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Приложение к Педсовету №2 от 14.11.2024г.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 14 «Дюймовочка» г. Янаул муниципального района
Янаульский район Республики Башкортостан
Утверждено:
Заведующий МАДОУ ДС № 14
«Дюймовочка» г. Янаул
________ Л.Ф.Марданова
Приказ № ____ от «___» _____ 202___г
Путешествие по островам «Функциональной грамотности»:
«Естественно-научная грамотность»
Подготовила:
воспитатель
высшей квалификационной категории
Байдуллина И.А.
Ноябрь 2024г.
С самого раннего детства ребенок настроен на познание, на знакомство с окружающим миром. На протяжении всего дошкольного периода он сталкивается с разнообразными явлениями мира, живой и неживой природы, проявляя к ним высокий интерес, стремясь познать их.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования воспитатель должен строить свою работу таким образом, чтобы помочь детям легко интегрироваться в окружающий мир, адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, уметь работать в команде, способным креативно мыслить, находить неординарные решения и следовать поставленной цели. Поэтому перед воспитателями стоит особая задача – это формирование у детей основ естественнонаучной грамотности, как элемент функциональной грамотности. Начинать реализовывать данную задачу важно уже с дошкольного возраста. Это закладывает основу для успешного обучения воспитанников детского сада. На протяжении всего дошкольного периода воспитатели должны создавать благоприятные условия для развития у детей любознательности, познавательной активности. Одно из направлений функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность. Что такое естественнонаучная грамотность дошкольников?
Естественно-научная грамотность – это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира.
Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности делится на три основных компонента:
1) Способность объяснять естественнонаучные явления на основе научных знаний:
- Умение называть, характеризовать, описывать и объяснять причинно-следственные связи между естественнонаучными явлениями и объектами.
- Умение прогнозировать и объяснять изменения предметов и объектов в результате воздействия на них человека или их взаимодействия с использованием научных знаний.
2) Способность интерпретировать данные и использовать их для выводов:
- Владеет способами работы с данными (со знаками, символами, таблицами, схемами) естественнонаучных явлений в различных видах деятельности.
- Умение использовать данные для объяснения причин, взаимосвязи объектов окружающего мира и делать выводы, умозаключения на основе данных из разных источников.
3) Способность применять методы естественнонаучного исследования
- Умение выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов и определять адекватные методы для их решения.
- Умение следовать простому алгоритму в использовании методов.
- Способность сбора информации из разных источников о естественнонаучных явлениях.
С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.
Освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность наиболее продуктивно и интересно. Благодаря различным опытам и экспериментам дети имеют возможность раскрыть тайны природы, уточнять знания о качествах и свойствах объектов живой и неживой природы, о важных условиях для полноценного развития и роста растений. Именно эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы. В младшем дошкольном возрасте идет познание мира в целом. В среднем и старшем дошкольном возрасте начинается исследовательская деятельность. В подготовительном возрасте уже более углубленная исследовательская деятельность, где выводы делает сам ребенок.
Для успешного проведения опытов, исследований, необходимо создание мини-лабораторий или центра экспериментирования, в хорошо освещенном месте.
В них должны быть размещены различные материалы для исследований:
• образцы песка, глины, чернозема;
• образцы местных полезных ископаемых (торф, известняк и пр.);
• камни (галька, гравий, керамзит);
• медь, железо, уголь, магнит; смола, асфальт, мел, резина, каучук;
• семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи, и др., зерновых культур (пшеница, рожь, овес, рис, греча и др.);
• семена огородных культур;
• гербарий (растения, произрастающие в нашей местности);
• хлопок, лен, шерсть, пух, мех, кожа, войлок, перья; кожура апельсина, шелуха лука, кора, скорлупа;
• соль, сахар, лимонная кислота.
Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут.
Для активизации детской исследовательской деятельности используется оборудование:
• разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т. д.);
• шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые, воронки, сито;
• увеличительные стекла, лупы (микроскоп);
• измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.);
• фонендоскоп, жгут, бинты, салфетки, калька;
• компас, бинокль;
• пилочки, наждачная бумага, пипетки;
• губка, пенопласт, поролон, вата и т. д. ;
• микроскопы, глобус.
В формировании предпосылок естественнонаучной грамотности важную роль играет, применение метода наблюдения, где дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. Данный метод необходимо использовать во всех возрастах: в младшем возрасте планируются кратковременные, но часто повторяемые наблюдения, так как внимание детей данного возраста неустойчивое. В среднем возрасте воспитанники уже обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе, способны воспринимать окружающие предметы в деталях, поэтому содержание наблюдения усложняются: учатся рассматривать не только животных, но и растения, предлагается, как один, так и два объекта одновременно, например: «Рассматривание и сравнение бегонии и алоэ». Дети старшего возраста способны не только принимать познавательную задачу, но и самостоятельно ставить её во время разнообразной деятельности. Восприятие детей становится более дифференцированным, поэтому наблюдение становится всё более планомерным. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения: «Сначала рассмотрим, какой кролик, потом – что и как он ест, как передвигается» и действовать в соответствии с ним. Применяя систематически метод наблюдения, у детей формируется: умение наблюдать, логически мыслить, понимать и называть явления природы (снегопад, гроза, туман и др.); умение видеть и выделять проблему; находить решение; анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, делать выводы.
Ещё одна из важных форм работы, способствующая формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у дошкольников, является проектная деятельность. Проектная деятельность дает возможность объединить всех участников образовательного процесса: воспитатели, дети, родители. Использование проекта позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Благоприятное воздействие на расширение знаний детей об окружающем мире в работе оказывают игры: дидактические игры, подвижные, настольно-печатные, сюжетно – ролевые, творческие, игры – путешествия и др. Игра — ведущая деятельность дошкольника, которая позволяет «погрузить» детей в любую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания. Использование игр природоведческого характера позволяет расширять представления детей о живой и неживой природе, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; развивать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, познавательный интерес.
Не мало важную роль в формировании предпосылок естественнонаучной грамотности дошкольников играет использование в работе театрализованной деятельности. Театр является методом, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Используя экологические постановки, решаются следующие задачи: привлечение внимания к проблемам окружающей среды; развитие творческих способностей детей; вовлечение детей в активную природоохранную деятельность.
Для успешного формирования естественнонаучных представлений у детей, важна специальная развивающая среда. Так оформленный в группе центр природы, где собраны разные виды комнатных растений, посредством которых знакомлю детей с потребностями растений, учу находить существенные признаки, их приспособления к жизни, а также способы ухода за ними. Дети систематически наблюдают, ухаживают за растениями. Оформленный календарь погоды со схемами изображений погодных явлений, позволяет детям наблюдать за погодой, фиксировать погоду и состояние живой природы, вставлять картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице.
Для формирования естественнонаучных представлений необходимо учитывать несколько условий:
Первым условием является смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать культуру человечества без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.
Второе условие - высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для воспитанников.
Третье условие - обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.
Четвертое условие - обеспечение психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья.
Таким образом, формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у дошкольников является одним из важнейших компонентов образовательной деятельности в нашей работе с детьми. В процессе этой деятельности у воспитанников развиваются компетенции, необходимые при дальнейшем обучении в школе. Мы учим их работать в команде, креативно мыслить, быть инициативными и находить нестандартные решения. А в работе воспитателей появляется возможность к использованию новых технологий и методов, повышаются профессиональные компетенции.
Приложение 1
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников
Занимательные опыты для дошкольников, эксперименты для детей дома, фокусы для детей, занимательная наука...
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. В данной работе собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.
Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?
Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.
"Подводная лодка". Подводная лодка из винограда
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
Цветы лотоса
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Чудесные спички
Вам понадобится 5 спичек.
Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.
Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Куда делись чернила? Превращения
В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.
Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы
красителя и его уже и не видно.
Рукам своим не верю
Приготовьте три миски с водой: одну - с холодной, другую - с комнатной, третью - с горячей. Попросите ребенка опустить одну руку в миску с холодной водой, вторую - с горячей водой
Волшебные зеркала" или 1? 3? 5?
Поставьте два зеркала под углом больше чем 90°. В угол положите одно яблоко.
Вот тут и начинается, но только начинается, настоящее чудо. Яблок стало три. А если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество яблок начинает увеличиваться.
Другими словами, чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов.
Спросите у своего ребенка, можно ли из одного яблока сделать 3, 5, 7, не используя режущие предметы. Что он вам ответит? А теперь поставьте вышеописанный опыт.
Танцующая фольга
Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.
Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.
Секретное письмо
Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.
Вдвоем веселее
Вырезать из плотного картона круг, обведя ободок чайной чашки. На одной стороне в левой половинке круга нарисуйте фигурку мальчика, а на другой стороне - фигурку девочки, которая должна быть расположена по отношению к мальчику вверх ногами. Слева и справа картонки сделайте небольшое отверстие, вставьте резинки петлями.
А теперь растяните резинки в разные стороны. Картонный круг будет быстро крутиться, картинки с разных сторон совместятся, и вы увидите две фигурки, стоящие рядом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности
Выступление старшего воспитателя МДОУ "ЦРР-Д/с № 127" г. Магнитогорска Севостьяновой Натальи Васильевны, в рамках работы ресурсного центра города Магнитогорска "Формирование предпосылок...
Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности
Данный материал поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы....
Развитие предпосылок функциональной грамотности и оценка функциональной грамотности.
Существуют разновидности функциональной грамотности: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность,ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражда...
«Игровые средства по формированию предпосылок финансовой грамотности как компонента функциональной грамотности и экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»
quot;Комплект игровых обучающих ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...
«Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности»
Тема: Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.Что такое функциональная грамотность и почему мы теперь так часто о ней говорим?Великий психолог и лингвист А. А. Лео...
«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности»
Одна из важнейших задач современного образования –формирование функционально грамотных людей.В образовательных стандартах одной из главных функционал...
Читательская грамотность - основа функциональной грамотности образованного человека.
В выступлении даны определения функциональной грамотности, основные составляющие функциональной грамотности, роль дошкольного образования в формировании функциональной грамотности, целевые ориентиры д...