Опыт работы по реализации проекта "Добрята-эколята"
методическая разработка по окружающему миру
Познавательно-исследовательская деятельность является ведущей с первого года жизни ребенка. Она реализует не только задачи развития детей, но и их интересы. Благодаря познавательно-исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребенка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные качества как: самостоятельность, инициативность, креативность, целеустремленность.
Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе. Чем богаче ощущения и восприятие, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobryata-ekolyata.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
философ Ральф Уолд Эмерсон
Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу; успеваемость детей падает; снизилась положительная мотивация к занятиям. Необходим поиск новых форм и методов для развития детей, поддерживать активность каждого ребенка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи.
Мир детства уникален и неповторим, впечатления детства, хорошие и плохие, остаются в памяти людей навсегда. Учеными давно открыто, что решающим фактором развития некоторых характеристик мышления выступает не сам опыт (знания, умения, навыки), а методы его усвоения. Надежным помощником в воспитании и развитии детей является познавательная активность ребёнка, направленная на решение задач, обеспечивающая познание свойств и связей объектов, явлений окружающего мира и освоение способов познания.
Познавательно-исследовательская деятельность является ведущей с первого года жизни ребенка. Она реализует не только задачи развития детей, но и их интересы. Благодаря познавательно-исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребенка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные качества как: самостоятельность, инициативность, креативность, целеустремленность. Большое значение имеет то, что ребенок получает новые знания не в готовом виде, как догму, а имеет возможность самому пройти весь путь к ним. При этом правильное представление о предметах легче формируется в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различных действий с этими предметами, т.е чем больше органов задействовано тем более полное представление получает человек. Информация, полученная таким путем более осознанна, лучше запоминается и эффективнее применяется в жизни.
Познание окружающего мира невозможно без сенсорного опыта. Без сенсорной памяти, которая состоит из слуховой, обонятельной, вкусовой и тактильной памяти, развитие и обучение ребенка будут значительно затруднены. Без правильного и разумного развития органов чувств человек не способен к выводам и обобщениям, не может составить правильного суждения о предмете.
Многочисленные исследования показали, что наиболее активно процесс сенсорного восприятия формируется с 2 до 4 лет. На основании опросов родителей удалось выяснить: дети, с которыми проводились занятия по сенсорному развитию, заметно опережают своих сверстников в интеллектуальном плане. Они более пытливы и активны, легче усваивают информацию, обладают хорошей памятью.
Сенсорное развитие - это базовый компонент для освоения множества навыков:
● познавательная активность;
● мышление;
● коммуникация;
● эмоциональный интеллект;
● воображение;
● память и концентрация внимания.
От уровня сенсорного развития детей в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно сенсорное развитие считается инструментом познания окружающего мира. Выдающиеся специалисты в области педагогики и детской психологии (М. Монтессори, Е. И. Тихеева, О, Декроли и пр.) в своих трудах рассматривали сенсорное восприятие, как один из самых важных факторов интеллектуального развития. То есть чем выше сенсорная культура ребенка, тем он умнее.
Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе. Чем богаче ощущения и восприятие, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире.
Именно поэтому на территории МБДОУ «Детский сад № 106» г. Чебоксары с целью формирования интереса к растительному миру через тактильное восприятие в процессе трудовой и исследовательской деятельности была создана тактильная грядка.
Тактильная грядка – это место, в котором первостепенную роль играют прикосновения. Дошкольники вместе с педагогом посредством тактильных ощущений и восприятия изучают внешний мир. Дети учатся сравнивать растительные культуры, находить сходство и различия во внешних признаках. Деятельность на грядке способствует непосредственному контакту ребёнка с объектами природы, наблюдению и практической деятельности.
Цель и задачи проекта
Цель: Формирование интереса к растительному миру через тактильное восприятие в процессе трудовой и исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
Образовательные:
- углублять и расширять знания о растениях (название, внешний вид, части растения, условия для их роста, способы размножения);
- расширять представления об овощах, ягодах через тактильные ощущения.
- формировать навыки безопасного поведения, ценностного отношения к здоровому образу жизни;
Развивающие:
- обогащать словарь детей по теме «Овощи, ягоды и огород».
- развивать сенсорные навыки: выделять, различать и называть свойства, воспринимаемых разными анализаторами.
- поддерживать интерес к растительному миру, желание наблюдать, выращивать и ухаживать за ними;
- побуждать детей к совместной поисковой деятельности;
- способствовать взаимодействию семьи и дошкольного учреждения.
Воспитательные:
- воспитывать желание участвовать в труде, проявлять сочувствие ко всему живому.
Практическая значимость
Дети склонны наблюдать, экспериментировать, искать новое в окружающем мире и это важнейшая черта их поведения. «Тактильную грядку» можно потрогать, рассмотреть, ощутить аромат. При прикосновениях к гладким или шершавым листьям, мясистым, объёмным овощам происходит активизация нервных окончаний на кончиках пальцев, которые помогают улучшить память, сердечно-сосудистую деятельность, расслабить или повысить жизненный тонус. Так же при стимуляции мелкой моторики рук начинает активизироваться речевой центр.
Тактильная грядка занимает небольшое пространство. Главное условие при подборе растений для такой грядки – это возможность их трогать и безопасность. То есть растение должно быть выносливым, не страдать от прикосновений и быть безопасным для человека. На нём не должно быть острых колючек и оно должно быть неядовитым.
Педагог учит замечать повторяемость форм и линий в природной и искусственной среде: листья похожи на овал, деревья высокие, а трава низкая, огурец колючий и овальный, а помидор – гладкий и круглый. Взрослый обращает внимание детей на аромат овощей и их значимость в приготовлении блюд, консервации. Через многократные последовательные тактильные операции достигается тактильная чувствительность детей.
Узнавание образов помогает детям по-новому осознавать красоту природных форм. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и даёт им много радостных переживаний. Полное представление об объекте и его сенсорных характеристиках получается при синтезе имеющегося опыта с непосредственным восприятием.
Ценность проекта заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, ощущать результаты своей трудовой и исследовательской деятельности. Знания, добытые детьми самостоятельно, являются более осознанными и глубокими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по реализации программы развития ДОУ
Данный опыт по теме программы "ДОУ - муниципальный центр физического развития и приобщения к здоровому образу жизни" был представлен на коллегии управления образования в марте 2011 года....
Опыт работы по реализации тематического проекта в старшей коррекционной группе.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешн...
Опыт работы по реализации практико-значимого проекта "Приокско-Террасный заповедник"
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: экологическое мировоззрение, экологическая культура живущих людей могут вывести планету и человечеств...
Опыт работы по реализации экологического познавательно-исследовательского проекта "Огород на подоконнике"
познавательно-исследовательский проект "Огород на подоконнике"...
Опыт работы по реализации программы «Азбука рисования» для дошкольников в условиях внедрения ФГОС.
Опыт работы...
Опыт работы по реализации инновационного образовательного проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"
Опыт работы по реализации инновационного образовательного проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДОУ С МИКРО- И МАКРО СОЦИУМОМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Реализация модели социального партнерства ДОУ...