ОПЫТ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДОУ С МИКРО- И МАКРО СОЦИУМОМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
учебно-методический материал
Реализация модели социального партнерства ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partnerstvo_dou_s_mikro_i_makro_sotsiumom.docx | 39.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МУДПО «Методический центр повышения квалификации
педагогических работников»
г. о. Орехово-Зуево
Подготовила
старший воспитатель
МДОУ ЦРР Д/С № 12
Удачина Н.В.
2016 г.
В современных условиях развития нашего общества и внедрением ФГОС в систему образования на дошкольные образовательные учреждения возлагаются очень ответственные социальные задачи - воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества нового столетия. Основная задача дошкольного образования - воспитать ребенка здорового, уверенного в себе, счастливого, умного, доброго и успешного.
Только при решении этих задач возможен эффективный процесс социализации ребёнка в окружающем его социуме. Достаточно ясным представляется, что образовательные учреждения, учитывая их материально-техническое, финансовое, кадровое состояние, не всегда способны обеспечить соответствующее качество процесса социализации, дать ребенку возможность познать мир целостно во всем его многообразии, поэтому для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения еще не до конца осознаются и используются образовательными учреждениями.
Узловой элемент, вокруг которого формируется социальное партнерство, – это социальная проблема. На сегодняшний день серьезной социальной проблемой является низкий уровень социальной компетентности детей и подростков, наличие существенных отклонений в их личностном развитии. В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов ребенка этот процесс затруднен.Задача современной системы образования – гармонизация процессов социализации и индивидуализации ребенка. Огромную роль в решении этой задачи играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы, социумом ближайшего окружения. Важно научить каждого ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине через приобщение детей к культурным ценностям, посещение музеев, выставок.
Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы, какой оно было долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия с социумом, выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой». Одновременно процесс социального партнерства способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения на городском уровне, указывает на особую роль его социальных связей в творческом развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка-дошкольника. Что в конечном итоге позволяет судить о качестве дошкольного образования в конкретном учреждении.
Важным компонентом качественного сотрудничества ДОУ с социальными институтами, творческим двигателем детей и взрослых в проявлении активной позиции сотворчества является, на мой взгляд, грамотная мотивация деятельности. Правильно подобранная мотивация, безусловно, ведет к полному самораскрытию потенциальных возможностей участников сотрудничества, стимулирует активную социальную позицию.
Мотивация для участия детей в различных творческих мероприятиях при взаимодействии с социумом:
- Игровая.
- Познавательная.
- Творческая.
- Самореализация.
Мотивация для педагогов:
- Творческая самореализация детей
- Успешное прохождение аттестации
- Повышение педагогического рейтинга
Мотивация для родителей к участию в совместных мероприятиях с социумом:
- Демонстрация талантов и способностей своих детей.
- Укрепление детско- родительских отношений.
- Творческая самореализация.
Таким образом, мотивация деятельности является необходимым условием развития творческой активности и инициативности при взаимодействии ДОУ с социальными объектами.
В нашем детском саду на протяжении многих лет сложилась эффективная система взаимодействия с объектами социального окружения, которая способствует наиболее оптимальному развитию творческих способностей детей и взрослых. И поскольку, она предполагает участие в различного рода выставках, конкурсах, вернисажах, мастер-классах, где наиболее полно раскрываются творческие возможности каждого участника образовательного процесса, то и сотрудничество с социальными объектами позволяет интегрировать в себе практически все образовательные области.
Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей нашего ДОУ, их дифференциация по направлениям позволили спланировать и организовать совместную работу детского сада с такими социальными институтами: библиотека «Мечта», МОУ СОШ №17, пожарная часть и МЧС, городской краеведческий музей, детская поликлиника.
Широкий спектр взаимодействия нашего д/сада с учреждениями социума позволяет более полно реализовывать и решать все поставленные задачи ФГОС, развивать и воспитывать детей в художественно-эстетическом, физическом, социальном и познавательном направлении, что в дальнейшем может повлиять на выбор профессии и интересов в жизни детей, это ступенька в большой мир.
Родители.
Родители нашего детского сада принимают активное участие в жизни групп и ДОУ. Участвуют в организации развивающей среды группы и участка, в проектной деятельности, в изготовлении тематических альбомов и атрибутов для сюжетно-ролевых игр, помогают пополнять картотеки, принимают активное участие к подготовкам утренников, участвуют в театрализованных представлениях и спортивных праздниках, в оформлении группы к праздникам, в различных конкурсах.Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно – помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, формировании ценной жизненной ориентации. Новые подходы к сотрудничеству с родителями позволяют создать атмосферу доверия, открытости общения, взаимного уважения.
Учреждения образования.
МОУ СОШ №17 Взаимодействие носит гуманистический характер, основывается на взаимопонимании, сотрудничестве, доверительности. Нами разработана стратегия совместных действий по развитию познавательной активности ребенка, творческих способностей, инициативы и самостоятельности, коммуникативности, любознательности, исследовательского интереса, ответственности, произвольности, которые являются основаниями преемственности для дошкольного учреждения и начальной школы. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей в подготовке детей к школе, посредством педагогического взаимодействия. Методическую работу координируют совместные педагогические советы, участниками, которых являются учителя, педагоги, родители детского сада.
Учреждения культуры.
Центр культуры и досуга «МЕЧТА», библиотека
Основные направления:
- эстетическое;
- духовно-нравственное;
- художественно-творческое;
- культурно-просветительское;
- активное участие детского коллектива в мероприятиях Центра досуга и отдыха, проводимых для детей дошкольного возраста, посещение цирковых, театрализованных детских представлений, участие родителей конкурсах.
Библиотекари проводят очень интересные, разнообразные по тематике, мероприятия, которые помогают развивать познавательные интересы детей, их речь, интеллект, любознательность, любовь к книге.
Краеведческий музей - осуществляется взаимосвязь с музеем, сотрудники ДОУ посещают организуемые в нем выставки, посещение детьми старших групп выставок, организованных детских мероприятий в музее, организации выставок ДОУ в помещении музея, согласно совместных планов. Социальное партнерство детского сада и краеведческого музея дарит дошкольникам возможность знакомства с историей малой родины, природой, культурой и искусством родного края. В течение учебного года дети посещают специально организованные, ориентированные на особенности восприятия дошкольников тематические занятия.
Здравоохранение и медицина
Детская поликлиника - врачи детской поликлиники регулярно осуществляют плановые осмотры детей ДОУ; медицинский персонал поликлиники осуществляет диспансеризацию и плановые осмотры сотрудников ДОУ.
Управления правопорядка
Государственная автоинспекция – ГИБДД, Пожарная часть и МЧС-
Сотрудники подразделений проводят профилактические беседы по действиям на дороге и при возникновении пожаров, проводятся обзорные экскурсии, знакомят с техникой и оборудованием, находящимся на вооружении.
Организация социокультурной связи между детским садом и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.
Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам.
Создаются условия:
- для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, поездки, походы);
- формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
- воспитания уважения к труду взрослых;
- привлечения дополнительных инвестиций в финансовую базу ДОУ.
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:
- установление интересов каждого из партнёров;
- совместное формирование целей и задач деятельности;
- осознание своей роли, статуса в общества, оценка своих возможностей по решению проблем;
- выработка чётких правил действий в процессе сотрудничества;
- значимость социального партнёрства для каждой из сторон;
- добровольность;
- равноправие сторон;
- уважение интересов друг друга;
- соблюдение законов и иных нормативных актов.
Условиями эффективного взаимодействия ДОУ с социальными партнерами выступают:
- открытость ДОУ;
- установление доверительных и деловых контактов;
- использование образовательного и творческого потенциала социума;
- использование активных форм и методов общения.
Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества.
Система организации совместной деятельности детского сада с социальными институтами:
∙ составление плана совместной работы;
∙ информирование родителей о проводимых мероприятиях;
∙ активное участие родителей в планировании и проведении мероприятий;
∙ проведение встреч с администрацией социальных партнеров, направленных на выявление проблем в совместной деятельности учреждений;
∙ совместные совещания по итогам учебного года.
Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества.
Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.
Первый этап – подготовительный. Его цель - определение задачи форм взаимодействия с объектами социума.
Задачи данного этапа:
- анализ объектов социума для определения целесообразности установлениясоциального партнерства;
- установление контактов с организациями и учреждениями микрорайона, района, города и т.д.;
- определение направлений взаимодействия, разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия;
Следующий этап – практический. Его цель - реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума.
Задачи данного этапа:
- формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта;
- разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с объектами социума по различным направлениям деятельности детского сада;
- разработка методических материалов для реализации данных проектов;
- разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с социальными партнерами.
И последний – заключительный этап. Его цель – подведение итогов социального партнерства. Задачи данного этапа:
- проведение анализа проделанной работы;
- определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.
Наше дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовно- нравственного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Одновременно этот процесс:
- способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми;
- поднимает статус учреждения;
- указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка.
С чего же надо реализовывать социальное партнёрство?
Если рассматривать сотрудничество ДОУ и родителей, то я считаю, что в первую очередь необходимо повысить правовую культуру родителей и педагогов детского сада. Это даст возможность родителям понять, что это не очередная инновация, а что существует много нормативных документов международных, федеральных уровней, которые надо выполнять. Период дошкольного детства – это тот период, когда родитель открыт для общения. Он заинтересован в том, чтобы его ребёнку было хорошо в детском саду. Он испытывает огромную тревожность, расставаясь с ребёнком на пороге детского сада, поэтому он открыт для партнёрства. Но родитель затрудняется, как проявлять собственную активность, насколько его инициатива будет востребована, как отнесутся к его активности педагоги детского сада? В решении данного вопроса родителям так же трудно, как и воспитателю. Я представляю идеальную модель сотрудничества с родителями примерно так. Воспитатель, общаясь с каждым родителем индивидуально, ориентируется в ожиданиях родителей от воспитателя детского сада, снимает тревожность родителей, оказывает содействие родителям в решении тех вопросов, которые, как считает родитель, связаны с трудностями ребёнка в детском саду. И наоборот, родитель интересуется, чем он может помочь воспитателю и участвует в этой работе по мере возможности и сил. Социальное партнерство семьи и детского сада необходимо выстраивать на общих интересах, понятных и разделяемых как родителями, так и сотрудниками детского сада. Логично предположить, что первым шагом в этом направлении является выявление интересов каждого из родителей. И уже, используя имеющуюся информацию, воспитатель планирует работу в группе, опираясь на тесное сотрудничество и партнёрство с родителями. Например, один из родителей изъявил желание научить детей мастерству вязания, другой – театрализованной деятельности, третий – разучить с детьми игры или песни, значит, воспитатель должен внести в планнепосредственно – образовательной деятельности группы соответствующие мероприятия, позволяющие осуществить все желания родителей.
Первым помощником, организатором и направляющим звеном в установлении социального партнерства между ДОУ, родителями и социумом должен быть Управляющий совет ДОУ. Одной из форм социального партнёрства – Управляющий совет ДОУ – консультативно – совещательный орган самоуправления. В его состав входят не только педагоги и представители органов местного самоуправления, но и родители воспитанников /желательно имеющие экономическое, юридическое образование/.
Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию детей и конкретной деятельности. В договоре обязательно оговариваются все вопросы взаимных обязанностей.
К сожалению, не везде и нечасто сами стороны в полной мере заинтересованы участвовать в договорных отношениях. Однако именно заинтересованность потенциальной стороны позволяет достичь намеченной цели. Его сущность состоит в том, что установление социального партнерства ДОУ начинается с изучения нормативно-правовой базы социального партнерства и анализа деятельности ДОУ. Для того чтобы привлечь к сотрудничеству любого партнёра заведующий и педагоги ДОУ должны донести информацию до ее руководителя о назначении данного дошкольного образовательного учреждения. Эту информацию можно оформить как отдельный документ, в котором необходимо сформулировать предназначение конкретного ДОУ. Оно формулируется в соответствии с п. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации «Об образовании» и п. 19 исходя из статуса, вида, обосновывается возможностями конкретного образовательного учреждения и запросами семьи. Формулировка предназначения ДОУ должна быть краткой и понятной как руководителю учреждения, так и его сотрудникам.
При разработке указанного документа следует помнить, что предназначение отождествляют с целью деятельности всего образовательного учреждения; приводятся обоснования выбранного приоритетного развития воспитанников с анализом работы по данному направлению за последние годы; обозначается направленность реализуемых общеобразовательных программ; обозначаются задачи всего образовательного учреждения; перечисляется нормативная база (как федеральная, так и местная), на основе которой осуществляет свою деятельность учреждение; обозначаются основные задачи дошкольного образования, которые реализует в своей деятельности конкретное учреждение; в основных средствах реализации предназначения можно указать высокий профессионализм педагогов.Кроме этого, ДОУ должно быть открытой системой, должно позиционировать себя как весьма перспективный институт для сотрудничества, социальное партнёрство с которым будет взаимовыгодным и полезным. ДОУ должно стараться заинтересовать потенциальных партнеров, не только своей внутренней работой, содержание которой не всегда понятно партнерам, а проектами, обладающими особым характером событийности. Это – общегородские праздники, концерты, конкурсы и выставки детских работ, театрализованная деятельность и т.д. Для того чтобы эти проекты воплощались в жизнь, партнеры должны уметь вести активный диалог, проявлять уважение друг к другу, учитывать интересы, только тогда они смогут достичь общих целей.
Помимо договоров между МДОУ и учреждениями необходимо разработать план мероприятий по осуществлению совместной деятельности. Я хочу дать некоторые рекомендации для планирования работы ДОУ с социальными партнёрами.
Приоритетным направлением и основным принципом дошкольного образования по ФГОС является: создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ базовой культуры личности, творческого потенциала воспитанников; подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Это и должно стать приоритетным направлением в планировании работы. План составляется ежегодно. При разработке плана необходимо учитывать возрастные особенности детей, принимающих участие в каком - либо конкретном мероприятии. Планы разрабатываются отдельно с каждым социальным партнёром индивидуально.
Я предлагаю нам разделиться на 6 - 7групп: которые будут составлять план социального партнерства с родителями, школой, музеем, детской поликлиникой, библиотекой, пожарной частью и МЧС, ГИПДД. Каждая группа будет составлять примерный план мероприятий. Какие же совместные мероприятия можно включать в план?
В план по сотрудничеству с родителями можно включить такие формы работы: родительские собрания, консультации, беседы, тематические анкетирования и тестирования, заседания клубов по интересам, Дни открытых дверей, семинары – практикумы для родителей, создание предметно-развивающей среды, выставки творческих работ детей и родителей, участие родителей в праздниках и развлечениях, спортивныхмероприятиях. На мой взгляд, этот план будет более объёмным и развёрнутым, т.к. родители больше времени проводят с детьми и ежедневно должны принимать участие в воспитательном и образовательном процессе своих детей.
В план по партнёрству с образовательными учреждениями можно включить:
коллективно-творческие мероприятия: совместные выставки детского творчества детей детского сада и школы, организация и проведение совместных концертов, развлечений и
праздников, спортивных соревнований.
Информационно-просветительские мероприятия:
экскурсии в школу, проведение родительских собраний с привлечением специалистов
учреждений образования и здравоохранения; совместное проведение мастер-классов,
семинаров для педагогов и родителей, консультации учителей для педагогов и
родителей, выступление учителей на родительских собраниях, посещения педагогами школы
занятий в детском саду, совместный педсовет.
Сущность деятельности и ДОУ с учреждениями культуры /музеем и библиотекой/ не должна противоречить содержанию программы воспитания и обучения детей, которая реализуется в детском саду, а напротив, должна дополнять ее. При этом следует учитывать психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, поэтому организовать работу с детьми следует в русле основного вида деятельности – игры. Можно запланировать и провести экскурсии, тематические чтения и занятия, конкурсы и викторины, развлечения, выставки.
С управлениями правопорядка:Государственная автоинспекция – ГИБДД, пожарная часть и МЧС: профилактические беседы по действиям на дороге и при возникновении пожаров, обзорные экскурсии, знакомство с техникой и оборудованием, находящимся на вооружении,конкурсы знатоков ПДД, организация и проведение недель безопасности, участие в соревнованиях.
Поскольку о качестве дошкольного образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствуют здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая составляющие, одной из задач педагогического коллектива является налаживание тесного сотрудничества детского сада с детской поликлиникой. Построено четкое взаимодействие этих институтов: с одной стороны, врач-педиатр, информируют родителей и педагогов о необходимости оказания помощи детям, с другой – медсестра детского сада активно включается в деятельность поликлиники. Медицинский персонал контролирует физическую нагрузку на занятиях, которая варьируется в соответствии с состоянием здоровья и темпом физического развития ребенка на основе медицинских показаний и наблюдений за самочувствием. В тетрадях здоровья прослеживается физическое и психическое состояние ребенка с момента поступления в детский сад до выпуска в школу: антропометрия, динамика заболеваемости, переход из одной группы здоровья в другую, данные осмотра врачами и педагогами-специалистами.Организация углубленных медицинских осмотров с комплексной оценкой здоровья,обследования детей, консультации, лекции специалистов поликлиники для работников ДОУ и родителей, проведение лечебных и профилактических мероприятий.
После того, как будут составлены планы с каждым учреждением индивидуально, необходимо при разработке годового плана ДОУ включить мероприятия с социальными партнёрами. При этом учесть, какие из этих мероприятий можно провести совместно со всеми. Распределить, кто и за какую часть работы будет отвечать при подготовке к мероприятию. Разрабатывая планы, обязательно нужно указывать участников мероприятий и сроки выполнения. /Проводится практическая часть – планирование/
В результате сотрудничества ДОУ с социальными партнерами создана атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми; создается благоприятная эмоциональная атмосфера для формирования единого образовательного пространства; обеспечивается совместный успех в деле воспитания и обучения детей. Также можно отметить возрастающую активность родителей по подготовке, проведению и участию в совместных педагогических мероприятиях детского сада. Выпускники ДОУ легко адаптируются в новых социальных условиях.
Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, если оно заинтересовано: в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе детского сада. Новые подходы к сотрудничеству позволяют создать атмосферу доверия, открытости общения, взаимного уважения. Творческий союз педагогов и социальных партнеров необходим, ведь это они развивают в ребенке ум и характер. Проектируют будущего человека и гражданина нашей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение "Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО"
Из опыта работы МБДОУ Боковского детского сада "Колокольчик"...
Презентация «Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО».
Презентация к сообщению...
Преемственность ДОУ и школы-основы сотрудничества и партнерства в подготовке будущего первоклассника в условиях реализации ФГОС .
"От того ,как будет чувствовать себя ребенок,поднимаясь на первую ступеньку лестницы знания,что он будет переживать,зависит весь дальнейший путь к знаниям" ...
Опыт работы " Реализация принципа индивидуально- деффиринцированного подхода как одно из условий реализации ФГОС ДО"
Реализация учебной деятельности...
Выступление на РМО по теме "Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО».
ЦЕЛЬ:Создание системы партнерства ДОУ с социальными институтами для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала....
Обобщенный опыт работы «Пластилинография как средство развития речевой активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Резвитие речевой активности у дошкольников через пластилинографию...
План по самообразованию Тема:«Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализацииФГОС ДО»
Тема самообразования:«Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»...