Конспект занятия по теме: «Предметы старины»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

                                                  Конспект занятия по теме:

«Предметы старины»

 

Цель: познакомить с предметами старинного русского быта.

Задачи:

- познакомить детей с предметами старинного русского быта (печь, посуда, ухват, чугунок и т. д.).

-знакомить детей с предметами домашней утвари их названиями предназначением

-учить детей знать характерные особенности старинной деревенской посуды.

-активизировать употребление в речи названия материалов из которых они изготовлены.

-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям своего народа.

 

Оборудование: предметы быта (печь, старинная посуда, ухват, чугунок, самовар, половики, коврики) демонстрационный материал, мольберт. Воспитатель одетая в костюм казачки. На столе скатерть, самовар, бублики.

 

Ход занятия:

 Здравствуйте гости дорогие, проходите.  Сегодня мы с вами познакомимся с предметами старинного русского быта. На моем столе много интересных и незнакомых вам вещей. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами говорим. Слушайте мою загадку:

Всех накормит, обогреет

Варежки сушить поможет

Деток спать она уложит.

- Правильно, печка. Молодцы.

-Для чего нужна была печь в избе?

(в ней еду готовили, она обогревала дом. На печи можно было даже спать.)

-Скажите, как называли человека, который умел класть печь?

(печник)

-Из чего складывали печь?

(из кирпичей)

-Значит она, какая?

(кирпичная)

-Встану я рано утром, первым делом растапливаю печку, растопится печка – жарко становится – пора и готовить.

-Но в какой посуде готовить? Чтобы ответить на этот вопрос слушайте мою следующую загадку:

Он как круглая кастрюля

Он чумазый не чистюля

Где там в печке уголек

Сварит кашу …. чугунок.

-Какая необычная посуда. Ну- кА еще раз скажите, как называется?

(чугунок).

-Попробуйте, подержите какой он?

(тяжелый)

-А может быть кто-нибудь знает почему его называют чугунок?

(потому, что он сделан из чугуна).

-Чугун – это такое железо.

-Чугун сделан из чугуна – значит он какой?

(чугунный).

-Как же можно было достать из печи горячий чугунок?

-здесь нужен был другой помощник. Слушайте про него загадку:

Из русской печи

Кашу тащи

Чугунок очень рад

Что схватил его …ухват.

-Хорошо, молодцы.

-А вы знаете что представляет собой ухват?

(деревянная палка с металлической рогаткой на конце).

-А для чего нужен был в доме ухват?

(для того чтобы ставить чугунок в печь и не обжечься).

-Хотите попробовать, легко ли было хозяюшкам?

(Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок).

- Что ты достал из печи?

(чугунок)

- Чем ты достал чугунок?

(ухватом). А что такое ухват вы знаете? Сейчас вам наш гость расскажет для чего он нужен и покажет, как выглядит ухват. Ухват, или рогач, — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.

Хорошо, молодцы.

- Слушайте мою другую загадку:

Выпускает жаркий чай

Древний чайник…. самовар.

- Правильно, молодцы. Какое интересное название – самовар- значит сам варю.

- А что же он варит? (чай).

-Это самовар, вот место для щепок, а здесь – для воды, кран открывается, чай наливается. За самоваром собиралась вся семья, пили горячий чай с медом, пирогами, блинами.

- А как вы думаете, сейчас в наше время самоваром пользуются? (да)

-Сейчас они стали электрические.

-Раньше не было холодильника, как вы думаете в чем хранили молоко?

(крынке, кувшине).

- Крынка, кувшин – что это? (это посуда).

-Из чего она сделана? (из глины). Значит она – глиняная. Крынка глиняная, она плохо нагревалась, поэтому молоко не портилось.

- А вот у крынки родной братишка может быть кто – ни будь знает, как его называют? (горшок).

-Раз он родной братишка, из чего он сделан? (из глины). Значит он какой?

(глиняный).

- А чем он отличается от крынки?

(формой, высотой).

- А вот эти туеса сделаны из коры деревьев- бересты. Береста- это кора с какого дерева? (березы).

- Берестяная посуда – легкая, удобная, красивая. Она обладает особыми свойствами: в жару жидкость, налитая в такую посуду, долго оставалось холодной, а горячая наоборот долго не остывала.

- Слушаем мою загадку:

Воду дед носил с утра

Каждый раз по два ведра

На плечах дугой повисло

Держит ведра ….коромысло.

- Из чего делали коромысло? (из дерева).

- По краям, что делали? (крючки)

-Для чего? (для ведер).

Коромысло можно носить на одном плече или двух. (показ).

- Кто хочет попробовать пронести ведерки?

Хорошо. Молодцы.

- Посмотрите на пол. Чем покрыт пол? (ковриками, половиками).

-Половики какой формы? (прямоугольные).

-А еще какие? (длинные).

- А коврики какой формы? (круглые).

Для чего пол покрывали? (для тепла).

Сегодня мы с вами познакомились и поговорили о предметах старинного быта. Вам понравилось?

А хотите мы с вами поиграем. Игра называется: «Что было, что стало».

- Где готовили еду в старину? (в печке).

-А мы сейчас где готовим? (на газовой плите).

-В чем раньше кашу варили? (в чугунке).

-А мы сейчас где готовим? (в кастрюле).

-В чем раньше готовили чай? (в самоваре).

-А мы сейчас? (в чайнике).

- Зачем нужно было коромысло? (воду носить).

- А у нас сейчас? (водопровод).

- Какие вы умные и смышленые. Все загадки отгадали, в игры со мной поиграли.

- А сейчас я приглашаю вас на чаепитие. Вот уже самовар «закипел», и бублики ждут вас! Угощайтесь гости дорогие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmety_stariny.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Конспект занятия по теме:

«Предметы старины»

Цель: познакомить с предметами старинного русского быта.

Задачи:

- познакомить детей с предметами старинного русского быта (печь, посуда, ухват, чугунок и т. д.).

-знакомить детей с предметами домашней утвари их названиями предназначением

-учить детей знать характерные особенности старинной деревенской посуды.

-активизировать употребление в речи названия материалов из которых они изготовлены.

-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям своего народа.

Оборудование: предметы быта (печь, старинная посуда, ухват, чугунок, самовар, половики, коврики) демонстрационный материал, мольберт. Воспитатель одетая в костюм казачки. На столе скатерть, самовар, бублики.

Ход занятия:

 Здравствуйте гости дорогие, проходите.  Сегодня мы с вами познакомимся с предметами старинного русского быта. На моем столе много интересных и незнакомых вам вещей. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами говорим. Слушайте мою загадку:

Всех накормит, обогреет

Варежки сушить поможет

Деток спать она уложит.

- Правильно, печка. Молодцы.

-Для чего нужна была печь в избе?

(в ней еду готовили, она обогревала дом. На печи можно было даже спать.)

-Скажите, как называли человека, который умел класть печь?

(печник)

-Из чего складывали печь?

(из кирпичей)

-Значит она, какая?

(кирпичная)

-Встану я рано утром, первым делом растапливаю печку, растопится печка – жарко становится – пора и готовить.

-Но в какой посуде готовить? Чтобы ответить на этот вопрос слушайте мою следующую загадку:

Он как круглая кастрюля

Он чумазый не чистюля

Где там в печке уголек

Сварит кашу …. чугунок.

-Какая необычная посуда. Ну- кА еще раз скажите, как называется?

(чугунок).

-Попробуйте, подержите какой он?

(тяжелый)

-А может быть кто-нибудь знает почему его называют чугунок?

(потому, что он сделан из чугуна).

-Чугун – это такое железо.

-Чугун сделан из чугуна – значит он какой?

(чугунный).

-Как же можно было достать из печи горячий чугунок?

-здесь нужен был другой помощник. Слушайте про него загадку:

Из русской печи

Кашу тащи

Чугунок очень рад

Что схватил его …ухват.

-Хорошо, молодцы.

-А вы знаете что представляет собой ухват?

(деревянная палка с металлической рогаткой на конце).

-А для чего нужен был в доме ухват?

(для того чтобы ставить чугунок в печь и не обжечься).

-Хотите попробовать, легко ли было хозяюшкам?

(Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок).

- Что ты достал из печи?

(чугунок)

- Чем ты достал чугунок?

(ухватом). А что такое ухват вы знаете? Сейчас вам наш гость расскажет для чего он нужен и покажет, как выглядит ухват. Ухват, или рогач, — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.

Хорошо, молодцы.

- Слушайте мою другую загадку:

Выпускает жаркий чай

Древний чайник…. самовар.

- Правильно, молодцы. Какое интересное название – самовар- значит сам варю.

- А что же он варит? (чай).

-Это самовар, вот место для щепок, а здесь – для воды, кран открывается, чай наливается. За самоваром собиралась вся семья, пили горячий чай с медом, пирогами, блинами.

- А как вы думаете, сейчас в наше время самоваром пользуются? (да)

-Сейчас они стали электрические.

-Раньше не было холодильника, как вы думаете в чем хранили молоко?

(крынке, кувшине).

- Крынка, кувшин – что это? (это посуда).

-Из чего она сделана? (из глины). Значит она – глиняная. Крынка глиняная, она плохо нагревалась, поэтому молоко не портилось.

- А вот у крынки родной братишка может быть кто – ни будь знает, как его называют? (горшок).

-Раз он родной братишка, из чего он сделан? (из глины). Значит он какой?

(глиняный).

- А чем он отличается от крынки?

(формой, высотой).

- А вот эти туеса сделаны из коры деревьев- бересты. Береста- это кора с какого дерева? (березы).

- Берестяная посуда – легкая, удобная, красивая. Она обладает особыми свойствами: в жару жидкость, налитая в такую посуду, долго оставалось холодной, а горячая наоборот долго не остывала.

- Слушаем мою загадку:

Воду дед носил с утра

Каждый раз по два ведра

На плечах дугой повисло

Держит ведра ….коромысло.

- Из чего делали коромысло? (из дерева).

- По краям, что делали? (крючки)

-Для чего? (для ведер).

Коромысло можно носить на одном плече или двух. (показ).

- Кто хочет попробовать пронести ведерки?

Хорошо. Молодцы.

- Посмотрите на пол. Чем покрыт пол? (ковриками, половиками).

-Половики какой формы? (прямоугольные).

-А еще какие? (длинные).

- А коврики какой формы? (круглые).

Для чего пол покрывали? (для тепла).

Сегодня мы с вами познакомились и поговорили о предметах старинного быта. Вам понравилось?

А хотите мы с вами поиграем. Игра называется: «Что было, что стало».

- Где готовили еду в старину? (в печке).

-А мы сейчас где готовим? (на газовой плите).

-В чем раньше кашу варили? (в чугунке).

-А мы сейчас где готовим? (в кастрюле).

-В чем раньше готовили чай? (в самоваре).

-А мы сейчас? (в чайнике).

- Зачем нужно было коромысло? (воду носить).

- А у нас сейчас? (водопровод).

- Какие вы умные и смышленые. Все загадки отгадали, в игры со мной поиграли.

- А сейчас я приглашаю вас на чаепитие. Вот уже самовар «закипел», и бублики ждут вас! Угощайтесь гости дорогие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «СТАРИННАЯ ПОСЛОВИЦА НЕ МИМО МОЛВИТСЯ»

Программное содержание■ Помочь детям через пословицу понять глубокий смысл народной мудрости.■ Показать, что пословица учит думать и вдумываться, слушать и вслушиваться....

Конспект занятия на тему: "Предметы, облегчающие труд"

Предметы - помощники, облегчающие труд человека в быту....

НОД интегрированного занятия по теме «Предметы гигиены: мыло»

Конспект занятия для детей 2-3 лет по теме "Гигиена"...

Конспект занятия на тему «Предметы личной гигиены»(вторая мл. группа)

Цель: формировать умение детей заботится о своем здоровьеЗадачи:Образовательные: закреплять знания детей в умывании; в знании предметов туалета и их назначении; развивать творческое воображение;Развив...

Конспект занятия "Знакомство с русской стариной"

Конспект занятия "Знакомство с русской стариной" разработан для детей средней и старшей групп с целью знакомства детей с русским бытом. Данная разработка содержит конспект занятия знакомства...