Конспект мероприятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Символы России».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Радько Алла Леонидовна

Закрепление знания о государственных символах России, о ее богатствах, уточнить знания о понятии – Родина.Знакомство детей с неофициальными символами России 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvol_rossii.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Символы России».

Цель: познакомить детей с неофициальными символами России и закрепить знания о России, как о Родине.

Задачи:

Образовательные:

закрепить знания о государственных символах России, о ее богатствах, уточнить знания о понятии – Родина;

закрепить знания о богатствах нашей Родине, ее культуре, ценностях;

познакомить детей с неофициальными символами России; Развивающие:

обогатить словарный запас детей определениями, эпитетами, образными выражениями;

способствовать развитию речи, памяти, мышления, слухового внимания;

Воспитательные:

воспитывать патриотические чувства к Родине, любовь, гордость, уважение к родной стране;

воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней;

Программное содержание:

Методы и приёмы:

наглядный метод: рассматривание иллюстраций по теме и наглядного материала, словесные игры.

словесный метод: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, проговаривание слов, ответы на вопросы.

практический метод: погружение в игровую ситуацию, физминутка, изготовление выставки «Символы России»

Предварительная работа:

Беседа о Российской символике, чтение и разучивание стихов о неофициальных символах России, чтение пословиц и поговорок о Родине, рассматривание фото и иллюстраций о нашей родине.

Вид занятия: интегрированное познавательное занятие

Оборудование и оформление занятия: Ноутбук, телевизор, презентация

«Символы России», карточки с иллюстрациями, «Герб России», «Флаг России», неофициальные символы России – иллюстрации береза, матрешка, валенки, ромашки. Раскраски для детей с символами России.

Ход занятия:

Организационная часть

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам послушать стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём?» (Слайд 1 – карта России)

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых,

рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

 тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим,

флаг России над Кремлём.

Воспитатель: Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живем?

Дети – Россия!

Воспитатель: Правильно, а как называются люди, живущие в России?

 Дети – россияне.

Россия – это наша Родина и сегодня, и сейчас мы с вами посмотрим какая замечательная наша страна, и какие символы она имеет.

Основная часть.

Просмотр презентации «Символы России»

Воспитатель:  У каждой страны есть свои символы : флаг, герб, гимн. Такие символы есть и у России.  (слайд 2).

Герб – это отличительный знак государства. Изображают его на флагах, монетах, печатях (показ картинки, изображающей герб) Слайд 3

Государственный герб можно увидеть на границе нашей страны. Его помещают на пограничных столбах, и когда люди из других стран приезжают в нашу страну, то видят герб и флаг и сразу понимают, что попали в Россию. Давным-давно не в России, а в других странах были такие воины — рыцари. Вы, наверное, слышали о них, смотрели фильмы. Рыцари часто проводили турниры, т. е. боролись друг с другом. Рыцарь должен был быть обязательно на коне. А одежда у них была металлическая, чтобы ее нельзя было проколоть мечом или копьем – это было основным оружием в те времена. (Показать изображение рыцаря).Слайд 4. Так как одежда у рыцарей была одинаковая, во время таких турниров трудно было узнать, где свои, а где соперники. И тогда рыцари стали прикреплять к шлемам разные знаки, чтобы узнавать своих, – султанчики, ленточки, а потом стали рисовать на шлемах различные рисунки. Так они различали во время турниров своих соперников. Вот такой знак и называли гербом. Позже гербы стали придумывать не только воины, но и семьи, а потом города и страны. На гербе старались изобразить что-то очень важное для семьи, города, страны.

Сейчас все города и страны имеют свой герб. Это герб России.

Рассмотреть, как выглядит герб:

— Вот золотой двуглавый орел на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр, в левой лапе – держава. Скипетр и держава — это символы царской власти. Над головой орла – золотая корона. Посмотрите на крылья орла – они тоже золотого цвета, похожи на солнце. А солнце у нас всегда было символом добра, справедливости. На груди орла расположен щит. На щите изображен всадник на коне. Это не простой всадник. Зовут его Георгий Победоносец. Издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества.

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный.

Значение цветов флага России: слайд 5.

Белая полоса напоминает нам белоствольные березки, белые ромашки, облака на небе.

Синяя полоса похожа на синее небо, синие реки, озера и моря России.

Красный цвет – это цвет тепла и радости, силы, могущества.

Воспитатель: Я приготовила задание для вас. У вас на столе лежат полоски цветной бумаги разного цвета выберите нужные и составьте флаг России

-Все полоски подошли по цвету, какой цвет лишний?

-Молодцы.

Есть у каждой страны особенная, самая главная песня – гимн. (Слайд 6. ) Гимн – это торжественная песня, в которой народ славит свою страну. Он исполняется в особенных случаях. Гимн посвящен нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным и отважным людям, великой истории, в гимне поется о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине

- Кто знает, как нужно слушать гимн? (стоя, нельзя разговаривать, мужчины снимают головные уборы) таким образом граждане страны проявляют уважение к гимну, к своей стране. Написал слова гимна поэт Сергей Михалков

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твое достоянье на все времена.

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля,

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

В каждой стране есть главный город. Как называется столица нашей Родины? ( Дети - Москва). Москва – это сердце России Слайд 7.

–Человек, который управляет страной, называется президент, ребята, как зовут президента России? – ( Дети – В.В. Путин). (слайд 8).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как огромна наша страна. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро.

России – это наша Родина, значит родная, как мама и папа. Это место, где человек родился и Родина у каждого человека одна!

Воспитатель: Ребята, как её можно назвать Россию, какая она? Словесная игра «Красивые слова о России» Слайд 9

(Дети - красивая, бескрайняя, богатая, могучая, сильная, огромная…).

Воспитатель: Правильно, наша страна красивая, в ней можно увидеть: леса, поля, горы, реки, озёра, моря. (слайд 10).

Давайте вместе вспомним и назовем, какие деревья растут в наших лесах: береза, дуб, ель, сосна, ива, рябина, и т.д. (Слайд 11)

Какие животные живут в наших лесах:

Медведь, волк, лиса, лось, заяц, еж, енот, белка, рысь и т.д. (Слайд 12)

Какие птицы живут в наших лесах:

Снегирь, синица, дятел, кукушка, ястреб, свиристель и т.д. (Слайд 13)

А сейчас, я предлагаю поиграть в игру «Третий лишний»:

Леса, поля,пустыни.

Береза, тополь, пальма.

Сорока, дятел, страус.

Медведь, волк, жираф.

Флэшмоб «Я ,ты,он,она ,вместе целая  страна»

Воспитатель: Кроме, государственных герба и флага, есть ещё неофициальные символы России, которые прославили нашу страну. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся:

У каждой страны есть свой символ среди деревьев. В них отразились история и традиции народа, символ нашей страны – березка. (Слайд 14) Береза является символом силы, могущества, мудрости и плодородия.

-Россию называют краем белоствольных берез, таких берёзовых рощ нет больше нигде в мире. Нет дерева милее и роднее, она вдохновляла русских поэтов на создание прекрасных произведений. (слайды 5).

Белоствольная берёза – Символ Родины моей.

Нету деревца другого, сердцу русскому милей.

Так же наша страна богата хороводными песнями : песня «Калинка», хоровод «Во поле берёза стояла». Этот хоровод водили много - много лет назад, его знают до сих пор.

Предлагаю всем встать в хоровод.

Игра – хоровод «Во поле берёза стояла».

Выбираются два ребёнка – берёзы, которые стоят лицом друг к другу. Дети – берёзы поднимают обе руки вверх и берутся за руки. Остальные дети, взявшись за руки, образуют хоровод, который не торопясь, в такт с ритмом песни, проходит через «ворота» - руки двух берёзок.

Берёзки и остальные дети поют первый куплет песни «Во поле берёза стояла» :

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли, люли, стояла,

Люли, люли, стоя - ла.

Последний слог в слове «стояла» отделяется секундной паузой.

В этот момент руки двух «берёзок» опускаются, чтобы поймать ребёнка из хоровода. Пойманный ребёнок становится «берёзкой». Уже три «берёзки» берутся за руки, поднимают их.

Игра продолжается до тех пор, пока «берёзки» не «переловят» всех детей.

Чем больше «берёзок», тем им легче ловить детей.

Воспитатель. - Ребята, проходите на свои места.

Воспитатель. Есть у России и другие символы характерны только нашей страны, это русские матрёшки, Слайд 15

У этой куклы есть секрет. Такого секрета нет больше ни у одной игрушки.

Знают все ее загадку:

В ней хранятся по порядку

Краснощекие девчонки-

Ее младшие сестренки.

Я секрет тот тоже знаю-

Разбираю, собираю,

Достаю их друг за другом,

Расставляю полукругом;

Одна матрешка, две… И вот

Матрешек целый хоровод.

Воспитатель: Существует много легенд о происхождении матрешки. В одной из этих легенд говорится, что однажды из Японии была привезена деревянная игрушка-кукла Дарума. Она изображала доброго старичка. Японская игрушка была с секретом: в старичке Даруму пряталась вся его семья- 3 вкладыша. Она очень понравилась нашему русскому мастеру, и он решил сделать матрешку.

Что представляла собой первая матрешка? Это была девочка в сарафане с черным петушком в руках. А в ней прятались еще 8 маленьких куколок.

Вот так и родилась первая матрешка русская. С тех пор живет матрешка как русский яркий сувенир.Шагает кукла по планете, и ею любуется весь мир. Прошло много лет, а матрешка до сих пор любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры, ее дарят друзьям на долгую память.

Матрешка - это любовь и дружба.

Достаю их друг за другом,

Расставляю полукругом;

Одна матрешка, две… И вот

Матрешек целый хоровод.

О самой матрёшке написано много загадок, частушек, стихов. Кто в гостях у нас бывал, и матрёшек не видал.

Тот и матушку Россию до конца не разгадал.

Слайд 16

- Наши русские зимы всегда славились своими сильными морозами, но на помощь человеку приходил следующий символ России – это валенки. Валенки – тёплый символ России, исконно русская обувь. Валенки были дорогим удовольствием. Изготовление валенок дело долгое и тяжёлое, поэтому к валенкам относились с большой аккуратностью, их берегли и передавали следующему поколению. А семью, в которой все носили валенки, считали богатой.

Ещё одним символом России является ромашка — самый жизнерадостный полевой цветок, символизирует чистую и искреннюю любовь, русскую природу и теплое лето. (слайд 17).

Воспитатель: Во все времена русские люди берегли родную землю защищали её от врагов И всегда на Руси были Богатыри. Они тоже являются символом России. (Слайд 18)Каких вы знаете богатырей?

Ответы детей

Ведущая: Василиса, посмотри какие у нас мальчики, настоящие богатыри.

Игра для мальчиков «Перетяни канат».

Воспитатель: Ребята, сейчас, мы сыграем в игру

«Доскажи словечко»

Она весну встречает – серёжки надевает.

А платьице – в полоску, узнаёшь русскую …(берёзку)

Друг другу улыбаются, одна в другую ставятся, Деревянные, как ложки! Знаешь, кто это? … (матрешки)

-Не страшны зимой морозы, ни большим, ни маленьким, Что нам зимушки угрозы. Мы обуем … (валенки).

-Стоит в поле кудряшка - белая рубашка Сердечко золотое - что это такое? (ромашка)

Воспитатель: Молодцы, вы все правильно отгадали! А сейчас я предлагаю послушать стихотворение.

Берегите Россию без неё нам не жить.

 Берегите её, чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой.

Берегите Россию - нет России другой.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие, скажите, ребята,

Как называется страна, в которой мы живём? (дети – Россия)

Какие официальные символы имеет Россия? (дети – герб, флаг)

Какие неофициальные символы имеет Россия? (дети – береза, матрешка, валенки, ромашка)

–Какие символы, вам понравились больше всего и почему? (ответы детей)

В завершении нашего занятия, каждому из вас, я хочу вам подарить раскраску с символом России. Вы можете взять то, что вам понравится, раскрасить красиво, аккуратно, с любовью. А вечером покажите родителям и расскажите о неофициальных символах России!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"

В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Наша Родина – Россия. Флаг России"

Конспект занятия по познавательному развитию (социальный мир) для детей старшего дошкольного возраста о нашей Родине и о флаге России...

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Путешествие на Луну» в рамках открытого показа на методическом объединении №1 Тема МО: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема:  "Путешествие на Луну".  Вид деятельности: опытно-экспериментальная...

Примерный план - конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проекьно тематической недели "Дерево и металл"

    Примерный план – конспектнепосредственно – образовательной  деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастав рамках тематической проектно...

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Родина моя - Россия, Малая Родина -Борисоглебск»

Коспект по патриотическому воспитанию. "разнообразие методов и приемов при организации работы с дошкольниками по изучению регионального компонента"...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Символы Победы!"

Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев – все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к ис...