Экологическое воспитание посредством художественной литературы
статья по окружающему миру

Экологическое воспитание – это формирование осознанного правильного отношения детей к объектам природы. Оно должно начинаться как можно раньше. Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественные произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание посредством художественной литературы.

Леонтьева А.В., учитель-дефектолог

МБДОУ «Детский сад №22» г. Усолье-Сибирское

Все хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Я хочу, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души.

Разностороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Они с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый, будь то родитель или воспитатель, который удивляется вместе с ним, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Экологическое воспитание – это формирование осознанного правильного отношения детей к объектам природы. Оно должно начинаться как можно раньше. Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественные произведения.

Малыши «приобщаются» к экологическим проблемам, получая знания о домашних животных и птицах, и их роли в жизни человека, проникаясь гуманным отношением к ним (о животных надо заботиться, их «благополучие» зависит от людей). Потешки и прибаутки, главными героями которых являются животные и птицы, помогают взрослым активизировать речь детей, побуждать их к высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям. Например: «Как у нашего кота…», «Идет петушок красный гребешок», «Наши уточки с утра…».

А как важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой, стремиться узнать их как можно больше! Это понимали и наши предки, которые оставили нам в наследство потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе («Стоит тополек – тонок и высок», «Ах ты, радуга – дуга», «Закатилось красно солнышко»).

Подрастая, дети знакомятся с «экологическими» сказками, рассказами. В них отражается осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания. В них, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов (В.Бианки «Лесная газета», «Наши птицы». Я. Сладков «Сорока и заяц», «Синичий запас», «Муравьи». Е.Чарушин «На нашем дворе», «Рябчонок», «Волчишко». Н.Павлова «Под кустом», «Мать – и – мачеха», «Зимняя пирушка).

Поэзия формирует у детей осознанно правильное отношение к природе. Произведения А.Пушкина, Ф.Тютчева, А Фета, Н.Некрасова, С,Есенина и др. пронизаны мудрой и светлой пейзажной лирикой.

Художественная литература служит могучим средством в экологическом воспитании детей, раскрывает огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывает экологическую культуру человека.

Литература: М.В.Лучин «Детям о природе», книга для воспитателя детского сада, 2-е изд., Просвещение, 1989г.

Экологическое воспитание дошкольников: практическое пособие по ред. Л.Н.Прохоровой, М. АРКТИ, 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование начал экологической культуры посредством художественной литературы и малых форм фольклора

Формирование начал экологической культуры посредством художественной литературы и  малых форм фольклора.       Научить детей любить природу, видеть красоту, необычно...

Духовно-нравственно воспитание посредствам художественной литературы

Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливос...

Программа дополнительного образования по нравственному воспитанию посредством художественной литературы в средней группе

В дошкольный период семья не формирует в детях духовно-нравственные основы личности, не достаточно присоединяет ребенка к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России, поэтому нео...

Рекомендации для родителей: "Формируем патриотическое воспитание посредством художественной литературы"

Воспитательная сила художественной литературы    направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления стран...

План по самоуправления по теме "Нравственное воспитание посредством художественной литературы"

Цель: воспитание социально нравственных качеств  детей дошкольного возраста, через формирование устойчивого интереса к художественной литературе;повысить своё профессиональное мастерство....

Патриотическое воспитание посредством художественной литературы

Патриотическое воспитание посредством художественной литературы...