Формирование начал экологической культуры посредством художественной литературы и малых форм фольклора
материал по теме

Рогозова Татьяна Алексеевна

Формирование начал экологической культуры посредством художественной литературы и  малых форм фольклора.

 

      Научить детей любить природу, видеть красоту, необычность окружающего мира помогает использование художественная литература. Еще с детства ребенок знакомиться с природой не только воочию, но и в произведениях, воспевающих сказочную, изящную красоту листочка или маленькой улитки, которые являются частичками огромного мира. У детей пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных из художественной литературы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование начал экологической культуры посредством художественной литературы и использовании малых форм фольклора.

      Научить детей любить природу, видеть красоту, необычность окружающего мира помогает использование художественная литература. Еще с детства ребенок знакомиться с природой не только воочию, но и в произведениях, воспевающих сказочную, изящную красоту листочка или маленькой улитки, которые являются частичками огромного мира. У детей пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных из художественной литературы. Так же они получают знания о новых явлениях и предметах природы (например об образе жизни зверей в лесу и т. д.), выходящих за пределы опыта детей.

      Писатели через свои произведения, используя художественные средства ( «Носит одуванчик желтый сарафанчик...», « Постучит синичка утром мне в окно...», « птичка-невеличка», «красавица весна»), прививают детям чувство прекрасного, чувство гордости за родную землю. Так, в рассказе В. Сухомлинского «Как синичка меня будит» автор с большой любовью пишет о синичке. Прочитав это произведение, невозможно остаться равнодушным к этой желтогрудой озорнице. О красоте и богатстве родной природы писали многие писатели: В. Бианки, М.М. Пришвин, Н.Н. Носов, В.Сухомлинский ...  Например, произведения В. Бианки помогают мне в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы и т. д. «Лесная газета», «Наши птицы», «Синичкин календарь». Интересны сказки В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты». Они позволяют раскрыть особенности строения животного, среду обитания, характерные ему повадки. Чтение небольшого рассказа, сказки может предшествовать наблюдению, помогая вызвать интерес к нему. Например, весной, когда появляются первые кустики мать-и-мачехи, можно прочитать детям коротенькое описание этого растения из рассказа Н. М. Павловой «Ранняя весна». После чтения у детей возникает интерес к этому растению, внимание их направлено на то, что и как наблюдать.

     Особое место занимают стихи. Они обогащают эстетические переживания детей, в них подмечены такие детали, созданы такие образы, мимо которых дети в жизни могли бы пройти. Образное описание пышного цветения садов, разноцветия лугов, сезонных изменений, помогает формировать бережное отношение ребенка к природе, любить ее. Например, осенью, во время наблюдения на прогулке за листопадом, можно прочитать стихотворение В.Нивировича  «Листопад».

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень – не весна.

    Использование стихотворений на занятиях, позволяет  более ярко раскрыть все качества предметов: например занятие «Фрукты»  Яблоко. Я.Аким

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

внешний вид, характерные особенности, повадки животных, птиц, насекомых.

Корова.

Ходит Зорька по лугам,

Молоко приносит нам.

Жить бы Зорьке, в терему,

А она... в хлеву: МУ-МУ!

     Художественная литература в сочетании с малыми формами фольклора (загадки, пословицы, поговорки, народные приметы, потешки,) во время ознакомления с природой, позволяет в более яркой и доступной форме донести детям характерные особенности времени года, погодные изменения, внешний вид и поведение птиц, насекомых, растений, животных. Познакомившись с народными приметами, дети наблюдают за птицами, насекомыми и растениями на прогулке. Например, наблюдение за кузнечиками. (Громче всего кузнечики стрекочут в июле – августе. Погода сухая - концерт в полном разгаре. Затихли - погода скоро испортится- ждите дождя). Надо помочь детям заметить, какие еще перемены происходят в жизни животных и растений незадолго до наступления ненастья. При совпадении их наблюдений с народными приметами, у детей появляется еще большее желание наблюдать, возникает много вопросов «почему?» Используя пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, образно описывать предмет, давать ему яркую характеристику.

Увидал грача – весну встречай.

Ласточки летают низко – к дождю

Береги нос в большой мороз;

Мороз не велик, да стоять не велит и др.

       Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующие его умственные силы. Загадка «доставляет уму ребенка полезное упражнение». Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмыслить мир. Загадки ставят перед ребенком вопросы: что откуда? что из чего делается? что чему служит?  Многое детям могут рассказать загадки о животных, об их величине: «Юркий маленький зверек по деревьям прыг да скок» (Белка); о частях тела: «С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица» (Козел); о форме глаз, длине ног, ушей, хвоста:  «Хвост крючком, нос пятачком». (Свинья), «Косоглазый, маленький, в белой шубке, в валенках» (Заяц); об окраске животного: «Желтый клубок за белым скок». (Лиса, заяц.) Некоторые загадки обращают внимание на повадки животных: «Зимой спит, летом ульи ворошит»; на среду обитания и способы защиты: «Она, как змейка, в траве мелькает, хвостом виляет. Хвост потеряет - другой вырастает». (Ящерица); на приносимую людям пользу: « Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет - она знать дает». (Собака); на то, чем лакомится животное: «Мохнатенькая, усатенькая, по кладовкам рыщет, сметанку ищет». (Кошка.)

     В загадках об овощах, о фруктах, ягодах, растениях указывается на особенности внешнего вида - форму, цвет: «Круглое, румяное с дерева достану я». (Яблоко.) «Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет» (Цветок колокольчик); на вкус и запах плодов: «Низок да колюч, сладок да пахуч, ягоды сорвешь - всю руку обдерешь» (Крыжовник); на место обитания: «Стоят в поле сестрицы: платья белены, шапочки зелены» (Березки); на изменения в процессе роста и развития: « Две сестры: летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет» (Красная и черная смородина.) Загадки о явлениях природы раскрывают привычные связи и зависимости, заставляют думать о них: «Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет» (Дождь, земля, трава); показывают мир в постоянном движении и изменении: «Приказало солнце: стой, семицветный мост крутой! Тучка скрыла солнца свет - рухнул мост, и щепок нет» (Радуга.).

     Во многих загадках отмечается закономерная последовательность природных явлений в связи со сменой времени года, дня и ночи: «Весной вырастают, осенью опадаю» (Листья.) «На землю упало пуховое одеяло. Лето пришло - одеяло все сошло» (Снег.).

    Загадки познавательного содержания, повышают их интерес к окружающей действительности, формируют реалистическое представление о природе. Отражая живописные пейзажи Родины, полные красок, звуков, запахов, загадки способствуют воспитанию эстетических чувств ребенка. Красочно рисуя окружающий мир, загадки помогают ребенку по-иному взглянуть на самую обыкновенную травинку, цветок, бабочку, потому что загадка дает картинное описание предмета. «Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички» - такими изображены в загадке полевые ромашки. «Весь из золота отлит на соломинке стоит» - горделиво красуется налитой солнцем и жизненной силой маленький колосок. Ароматами и соками летнего леса полна земляника: «Красна, сочна, душиста, растет низко, к земле близко». Вызывает восхищение и чудо-радуга в загадке «Поднялись ворота - всему миру красота», и маленькие капельки-росинки в загадке «Посреди поля серебряные зерна лежат».

     Загадка обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Она оказывает воздействие не только на умственное воспитание, развивая логическое мышление, но и развивает речь, обогащая словарь, развивает поэтический слух, восприятие, воображение. Дети должны не только отгадывать загадки, но и пробовать сами их сочинять, давая простор своему творчеству, иногда из этого происходят интересные, удачные находки.

      Потешки вводят ребенка в мир, учат его жить, учат весело. Можно сказать, что потешка - это веселая народная школа для детей. Великий педагог К. Д. Ушинский считал, что потешки развивают в детях чутье к звуковым красотам родного языка.

В произведениях детского фольклора оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа. Дети как будто сами вступают с ними в контакт: солнце просят о тепле и ласке:

«Свети, свети, солнышко,

На зеленое полюшко,

На белую пшеницу,

На чистую водицу.

На наш садочек,

На аленький цветочек».

Подсказывают дождю, что поливать и сколько воды вылить:

«Дождик, дождик, посильней –

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На нашем лужочке.

Дождик, дождик, пуще,

Расти, трава, гуще».

     С помощью потешек дети легче и лучше запоминает животных, их повадки, внешний вид. Одно дело - просто показать ребенку улитку, другое - попросить ее: "Улитка, улитка, покажи рога! Дам кусок пирога.."  и вместе наблюдать, как улитка осторожно вытягивает рожки!

Наблюдая на прогулке за божьей коровкой, «поговорить» с ней:

Божья коровка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого.

Потешки вызывают у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг. Они рождают в детях веру в весомость и значимость слов.

    Огромную роль в экологическом воспитании детей  отвожу экологическим сказкам. Они воспитывают в детях культуру поведения и бережное отношение к живому. Сказки в увлекательной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают осмыслить окружающий мир и взаимосвязь всего живого в нем. («Тревожная сказка», «Про снежинку и дым», «Сказка про лес»).

Кроме того, в каждую сказку добавлены элементарные знания о законах природы и окружающей среде, отражаются природные явления, жизнь растений и животных в разные сезоны. В сказках животные, растения, явления природы одушевляются (Сказка «Путешествие Ветерка по осеннему лесу» где любопытный Ветерок отправился путешествовать по осеннему лесу, встречал на своем пути разных животных, которые рассказывали ему, как они к зиме готовятся. А не менее любопытный Ручеек в сказке «Как Медведь чуть весну не проспал» путешествовал уже по весеннему лесу, встречал птиц и зверей, занятых весенними хлопотами, вместе с ними будил от зимней спячки медведя, сказка о «Маленькой Капельке Воды», «Березовом листочке», «Лопушок» и д. р.), рассказывают о своей жизни, взаимосвязи с явлениями природы, проблемами. Они не только воспитывают, но и дают детям начальные знания об особенностях природных явлений, помогают осознать общую экологическую картину мира. Экологические сказки учат ребенка постигать окружающий мир не только умом, но и сердцем, а это самое главное для экологического воспитания человека.

       Экологическое воспитание детей должно проводиться в системе с использованием самих впечатлений от общения с живой природой и  привлечением художественной литературы, малых форм фольклора. Лучшие образцы русской классики учат детей любви к природе, окружающему миру, дают богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Дети очень хорошо чувствуют и меткость пословиц и занимательность загадок, которые ставят перед детьми новые вопросы, заставляют их присматриваться к окружающей природе. Услышанная в дошкольном детстве сказка, выученные стихи запоминаются на долгие годы, порой на всю жизнь.

Используемая литература:

-Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008.

-С.Н. Николаева. Экологическая культура в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 2002.

-В.В. Гербова. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдения, беседы в младшей группе по теме «Формирование начал экологической культуры через ознакомление детей дошкольного возраста с растительным миром»

Рассматривание листьев на прогулке. Цель: обратить внимание детей на листья (размер, форму, разноцвет-ную окраску). Приемы: Воспитатель берет в руки красивый лист, помахивая им над голо¬вой, начи...

«Формирование начал экологической культуры посредством разных форм и различных педагогических приемов» в старшей группе.

«Формирование начал экологической культуры посредством разных форм и различных педагогических приемов» Цель:Развивать у детей интерес к родной природе. Способствовать развитию бережного отн...

Реферат «Формирование у дошкольников математической культуры посредством художественной литературы»

Цель моего опыта – формирование у дошкольников математической культуры посредством художественной литературы.Задачи, которые я ставлю перед собой:1.Представить детям систему увлекательных ...

Консультация по экологическому воспитанию «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Представленная консультация, поможет родителям показать своим детям- ничем незаменимую ценность и красоту природы. И понять, что природа есть основа жизни и существования всего живого на Земле....