Экологическое воспитание детей подготовительной группы путем экологических игр.
статья по окружающему миру на тему

Кравченко Ирина Васильевна

Сдесь рассказано что такое игра и как она влияет на экологическое воспитание ребёнка дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей подготовительной группы путем экологических игр.

Эколо́гия (рус. дореф. ойкологія[1]) (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

 Под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка.

                                                                                                                                               Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Экологическое воспитание - формирует у ребенка сознательное восприятие окружающей природы, прививает бережное отношение к природной среде, грамотное и разумное использование природных ресурсов.

 Экологическое воспитание включает в себя общение с природой, которое помогает увидеть ребенку окружающую красоту, желание сохранять и беречь природу в мире новых технологий.

ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГРВ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Игра – это неотъемлемая часть жизни ребенка. Через игру ребенок познает мир, раскрывает в себе духовные, нравственные качества, а также физические ресурсы. В игре ребенок развивает память, внимание, ловкость, терпение, учиться работать в команде, знакомиться с правилами взаимодействия.

В экологических играх воспитатель направляет ребенка на принятие общественных норм и правил поведения по сохранности живой и не живой природы. Соблюдение определенных норм положительно влияют на сохранность природных ресурсов для всего человечества. Правильно организованная экологическая игра прививает ребенку моральные нормы и основные правила поведения к окружающей природной среде.

Значимость игры для детей подготовительной группы велика и формирование положительного отношения к природе легко усваивается в таких воспитательно-образовательных занятиях как прогулки на природе, знакомство с природным материалом (снег, дерево, листья, каштаны и т.д.) изучение времен года, праздники с элементами живой и не живой природы (праздник осени, масленица, новый год).

Экологическое воспитание детей подготовительной группы путем экологических игр включает в себя:

  1. Формирование нравственности по отношению к окружающей природе;
  2. Получение экологических знаний;
  3. Развитие эстетики, умение видеть окружающую природную красоту;
  4. Развитие ответственности за природу и вовлечение ребенка в процесс по уходу за природой (поливать растения, кормить животных, убирать листья, сажать цветы)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

  1. Игра «Времена года»

Задача: познакомить детей с временами года, разъяснить закономерность природы, и ее проявления.

Цель: Формирование логического мышления, понимание природных сезонных изменений и их последовательности.

Игра:

Дети делятся на четыре команды. Каждой команде присваивается время года. На столе перед детьми лежат карточки с картинками разных времен года. (дерево в снегу, дерево с почками, дерево с зелеными листьями, дерево с опавшими и листьями и т.д.) Всего на каждое время года по 4 карточки. Каждая команда должна собрать карточки со своим временем года. В конце игры выделяется команда, которая первая собрала все карточки правильно. В конце игры обсуждения кто справился, кто нет. Почему выбрали именно эти карточки. Обсуждение различий времен года.

  1. Игра: «Ищи, ищи листок»

Задача: Выявить различие между листьями в букете.

Цель: Развить у дошкольников внимание, память, умение сравнивать, навык работы в команде.

Игра: Детям представлен букет с 4 видами листьев. Задача детей рассортировать листья по их сходству. В конце обсуждение: с какого дерева эти листья, какая у них форма, что у них общего и чем они отличаются.

  1. Игра: «Найди свой домик»

Задача: Знакомство детей с животными и их домами.

Цель: Расширение кругозора, прививание уважение к животным, к среде обитания, к дому.

Игра: Детям раздаются маски медвежат, цыплят, щенков и рыбок. В углах создаются макеты берлоги, курятник, будки и аквариума. Ставится энергичная музыка. Детки танцуют. Когда музыка останавливается все должны забежать в свой домик. Так повторяется 4-6 раз. В конце воспитатель проводит беседу кто дикое животное, кто домашнее, какие еще животные бывают дикие, а какие домашние. Медведь живет в берлоге, берлога в лесу; Рыбки в аквариуме, в море, в реке и т.д. Проговорить с детьми логическую цепочку среды обитания животных.

  1. Игра «Живая, не живая природа»

Задача: Объяснить ребенку подготовительной группы, что существует живая и не живая. Закрепить это понятие.

Цель: Использовать по назначению ресурсы живой и не живой природы. Бережное отношение к окружающей природной среде.

Игра: Непосредственно перед самой игрой с детьми проводиться беседа о живой и не живой природе. Приводятся воспитателем примеры желудь, камень, дерево, опавшие листья, облака, ручей и т.д. Живая природа дышит, растет, размножается, не живая природа статична. После беседы закрепляется материал. Дети встают в круг. Воспитатель называет предметы живой природы – дети хлопают в ладоши над головой. Воспитатель называет предметы не живой природы дети садятся на корточки.

  ВЫВОД

Корректно организованное экологическое воспитание детей играет огромную роль в жизнедеятельности всего человечества. Для сохранения земли очень актуальна проблема экологического воспитания, формирования бережного отношения к окружающей среде, к экологии. Бережное отношение, забота о флоре и фауне, поддержание чистоты как дома, так и за его пределами поможет решить проблему массового засорения и небрежного использования природных ресурсов.

Учитывая возраст ребенка в подготовительной группе, экологическая игра – это самый эффективный способ привить культуру экологии.

Литература:

Зенина Т. Н. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. N 7. С. 31–34.

Кочергина В. Наш дом — Земля // Дошкольное воспитание. 2004. N 7. С. 50–53.

Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. N 7. С. 31–38.

Николаева С. Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. / Методика экологического воспитания дошкольников. — М., 2006. — С.153–159.

Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40–49. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей подготовительной группы на тему: "Подводный мир".

Занятие  на  тему  "Подводный мир"     закрепляет    первоначальные   представления   детей   о   морях и океанах,  формиру...

Проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природа – мой чистый дом»

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечив...

Экологическое воспитание детей подготовительной группы путем экологических игр.

В этой презентации рассказано какие игры я использую в подготовительной грппе по экологическому воспитанию....

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей подготовительной группы детского сада Эко – урок. КВН «Птицы - дети воздуха».

Птицы - божественный дар природы. Их звонкие радостные трели и голоса звучат и радуют нас от рассвета до заката. Мы любуемся ими в полях, в лесах, на водоемах. Без них мир наш просто потускнеет. Поэто...

Перспективное планирование по формированию экологической культуры в подготовительной группе и планирование совместной работы с воспитателями подготовительной группе по экологическому воспитанию детей

Перспективное планирование по формированию экологической культуры в подготовительной группе ипланирование совместной работы с воспитателями подготовительной группе по экологическому воспитанию детей...