Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Удивительный воздух».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Хваловская Светлана Александровна
Конспект  ООД  по  экологии  с  элементами  экспериментирования
           в  подготовительной  группе              «Удивительный  воздух».
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Конспект  ООД  по  экологии  с  элементами  экспериментирования

           в  подготовительной  группе  «Удивительный  воздух».

Цель:  формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:   способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно – следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности; познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией.

Ход занятия:

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте со всеми поздороваемся.

Станем рядышком, друг с другом,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

- Доброе утро!!!

Ребята, скажите, что нас с вами окружает?  (дома, деревья, животные)

Сегодня мы с вами узнаем что-то очень интересное. Наше задание находится в этой

красивой шкатулке. Хотите узнать, что у неё внутри?    (открывает шкатулку, она пустая)

Шкатулка пустая, в ней ничего нет, я ничего не увидела. Но, всё-таки, я с вами не согласна, она не пустая в ней что- то есть, а что? Тогда узнаете, отгадав загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!                (правильно, это воздух)

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие учёные – исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?          (лаборатория)

В лаборатории надо соблюдать определённые правила.

Какие?

Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты.        (идут к столам)

Ребята, а вы знаете, что человек может прожить без еды 30 дней, без воды 15 дней, а без воздуха не сможет прожить и 5 минут. Давайте, проверим.  

Эксперимент 1.  «Задержка воздуха». 

Давайте вдохнём побольше воздуха, зажмём нос рукой  «нырнём», а как только воздух закончится, то «вынырнем».

Легко ли вам было дышать?

А кто ещё не может жить без воздуха?       (растения и животне)

Какой вывод можно сделать?    

Вывод:  человек не может жить без воздуха, так же как и животные, растения, рыбы, птицы.

Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух?  Подумайте.

Эксперимент 2.  «Поймай воздух». 

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами?  (надулись)  Что находится внутри?    (воздух)      Какого он цвета?    (бесцветный)

Вывод:   воздух бесцветный. 

Эксперимент 3.  «Почувствуй воздух».                                       

Давайте проверим, можно ли воздух почувствовать? Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?   (воздух выходит)

Вывод:  воздух можно почувствовать.

Эксперимент 4.  «Увидим воздух».

Ребята, а вы знаете, как можно увидеть воздух?

Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели?   (пузырьки воздуха)    Подуйте в трубочки сильнее, а теперь слабо.  В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество?  (нет)  Почему?

Вывод:  когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем, пузырьков мало. С помощью трубочки мы увидели воздух.

В этом опыте вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он туда попадает?  (через нос)    Конечно, все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как мы дышим.

Дыхательная гимнастика.     «Роза и одуванчик».

(глубокий вдох – «нюхаем розу», выдох – «дуем на одуванчик»)

 

Ребята, когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его видим?  (нет)

А вот зимой, когда вы гуляете на улице и дышите, то вы можете увидеть воздух. Как?   (идёт пар)

Эксперимент 5.  «Холодный и тёплый воздух».

Сейчас я помашу на вас веером. Какой воздух  вы чувствуете?   (холодный)    А теперь поставьте ладошку перед собой и подуйте?  Какой воздух?  (тёплый)

Вывод:  воздух может быть холодным и тёплым.

Эксперимент 6.  «Вес воздуха».

У вас на столах лежат вата и маленький камень. Одновременно опускаем их в воду. Что с ними произошло?        (камень утонул сразу, а вата нет)

А почему вата утонула не сразу?       (внутри неё есть воздух)

Какой можно сделать вывод?

Вывод:  воздух имеет вес, но он легче , чем вода.

А кто из вас был самым внимательным и заметил, что произошло, когда падал камень?       (пузырьки)

Вывод:  вокруг всех предметов есть воздух.

Эксперимент 6.  «Узнай по запаху».

А ведь мы можем воздух почувствовать.

Вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?   (без вкуса)

Вдохните воздух носом. Какого запаха?   (без запаха)

Чистый воздух -  без вкуса и запаха, но может запахи переносить.

По запаху, перенесённому из кухни, мы догадываемся, какое блюдо нам приготовили.

Каждому из вас с закрытыми глазами я предлагаю ощутить ароматы.       (Дети закрывают глаза, воспитатель подносит ёмкости с измельчёнными продуктами:   апельсин, чеснок, кофе, яблоко)

Вывод:  воздух переносит запахи.

Физкультминутка.

А сейчас у нас есть минутка для отдыха. Посмотрите , что я принесла (мыльные пузыри). Я буду дуть пузыри, а вы должны, как больше их лопнуть.                                               (Запись  «Мыльные пузыри»).

Ребята, а можно ли услышать воздух?  Как его можно услышать?  (ответы детей)

Эксперимент 7.  «Слышим воздух».

Возьмите по свистку и подуйте с краю. Что вы слышите?    (звук воздуха)

Воспитатель показывает духовые инструменты  (картинки или один настоящий, хотя бы дудочку).

Это духовые инструменты. Одинаковый звук получится, если в них поиграть?  (нет, воздух может звучать по-разному)

А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «у», «а», «р», «л».

Что вы чувствуете пальцами?   (горлышко дрожит).  Значит, мы разговариваем и и слышим друг друга благодаря воздуху, который  выходит из нашего горла.

Вывод:  воздух можно услышать разными способами.

А как в природе мы слышим воздух?   Когда дует ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха.

(Запись: шелест листвы, шум прибоя и т.д.)

Вывод:  ветер – это движение воздуха.

Сообщение о воздухе.

Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода. Ветер разгоняет облака и собирает их в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли. Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить. Мы вдыхаем воздух чистым, а выдыхаем - плохой.  А растения – наоборот, вдыхают листьями  плохой, а выдыхают хороший. Они очищают воздух. Ветер – это движение воздуха. Он помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой.  

Вам понравилось в лаборатории воздуха?

Давайте и мы удивим его! Я предлагаю, в честь него запустить – запустить большой и красивый салют!

Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать?  Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать.  Беру кисточку, макаю а цветную воду, капну каплю акварели на ватман и раздуваю её при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.

Итог

Что интересного вы сегодня узнали про воздух?

Наши гости сейчас нас проверят, всё вы поняли или нет. На столе лежат два кружочка: красный и зелёный. Если согласны, поднимаете зелёный кружок, если не согласны – красный. Будьте внимательны!

Воздух окружает нас со всех сторон.

Воздух можно услышать.

Воздух имеет запах.

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

Человек может жить без воздуха.

Воздух тяжелее воды.

Воздух бывает тёплый и холодный.

Воздух легче воды.

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....