Экологический проект "Лес живи"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Шаульская Наталья Евгеньевна

Экологический проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_les_zhivi.docx95.41 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Начальная школа – детский сад №8»

«Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста:

«Лес – наше богатство»

d:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\

Белгород, 2024-2025 уч. г.

Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста:

«Лес – наше богатство».

Вид проекта: информационно-творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный (ноябрь 2024 г.–апрель 2025 г.).

Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, дети младших групп № 1, № 5, родители воспитанников.

Постановка проблемы:

Проблема бездумного отношения человека к природе стала актуальной как никогда. Человек – потребитель природы, а не часть ее. Бережное отношение ко всему живому прививается с раннего детства, но экологическая грамотность родителей не всегда достаточно полная или у родителей просто не хватает времени на занятия и беседы с ребенком. В помощь родителям предлагается совместная с педагогами работа по экологическим проектам в ДОУ.

Актуальность темы проекта:

Вопросы сохранения окружающей среды встали остро во всех странах мира. Не менее актуальны они и в России. Педагоги и экологи страны должны объединиться в деле экологического воспитания подрастающего поколения. Дети с ранних лет должны знать о бережном отношении к окружающей их природе. В условиях ДОУ знания об охране природы можно дать детям через работу по экологическим проектам. Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы экологического воспитания. Тематика проекта обусловлена тем, что экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Основное направление творческого проекта – помочь выстроить позитивные отношения между детьми во время работы по проекту.

Цель: формирование предпосылок экологического сознания, формирование у детей первых представлений о взаимосвязях в природе, формирование бережного отношения к живым существам и одновременно осторожное отношение к животным, растениям, предупреждение об отрицательных последствиях вмешательства в природу, способности любоваться ее красотой.

Задачи:

- учить детей понимать, что лес – наше богатство;

-формировать представление о взаимосвязях в природе, о приспособленности животных к разным местообитаниям;

-познакомить детей с некоторыми видами растений (деревьев, цветов); дать представления о строении растений, развивать внимание при рассматривании растений, учить находить сходство и различия;

-познакомить детей с птицами, особенностями их поведения;

-познакомить детей с разнообразием и особенностями насекомых, их связью с растениями;

-поддерживать познавательный интерес к природе через чтение природоведческих рассказов известных авторов;

-учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия неграмотного поведения.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

Просматривание фотографий, иллюстраций о лесах Белгородской области.

Изучение научной, психолого-педагогической и методической литературы.

Постановка цели и задач.

Отбор эффективных технологий работы в данном направлении.

Отбор содержания деятельности в рамках проекта.

Создание в группе соответствующей предметно - развивающей среды для детей и родителей.

2. Практический этап

Внедрение плана работы по взаимодействию с семьями воспитанников в педагогическую деятельность группы по следующим направлениям: просветительская, консультативная, практическая.

3. Заключительный этап

Обобщение и анализ работы в данном направлении.

Обсуждение результатов проекта.

Выработка стратегии дальнейшей работы с семьями воспитанников группы.

Дорожная карта «Экологического проекта для детей младшего дошкольного возраста: «Лес – наше богатство»:

Содержание, организационные формы работы

Сроки

Ожидаемые результаты

Ответственные

1.

Формирование системы знаний у детей

Цикл занятий:

«Зачем люди ходят в лес»

Ноябрь 2024 г

Дети должны понять, что лес - важнейшее условие нормальной жизни человека, его здорового образа жизни.

Азарова Ю. В.

Шаульская Н. Е.

«Грибы»

Ноябрь 2024 г

Усвоение детьми правил сбора грибов, о том, что среди грибов есть не только съедобные, но и очень ядовитые, умение различать грибы.

Азарова Ю. В.

Шаульская Н. Е.

«Идем в лес за ягодами»

Ноябрь 2024 г

Формирование у детей представления о растениях леса: ягодах; о пользе витаминов для человека и животных.

Горбунова О. Ф.

Мишина Е. Ю.

Деревья

Ноябрь 2024 г

Знакомство с новыми растениями и наиболее яркими особенностями их внешнего вида, формирование обобщенного представления о деревьях, поддерживание интереса к жизни растений, умение видеть красоту природы.

Горбунова О. Ф.

Мишина Е. Ю.

«В гости к рябине»

Декабрь 2024 г

Закрепление знаний о деревьях, о взаимосвязи с окружающей средой, воспитание бережного, заботливого отношения к природе.

Азарова Ю. В.

Шаульская Н. Е.

«Есть в уголке природы дерево такое…»

Декабрь 2024 г

Различие комнатных растений, выделение из них тех, которые похожи на деревья; умение помогать растениям, когда они плохо себя чувствуют, показать, как влияют комнатные растения на здоровье человека.

Азарова Ю. В.

Шаульская Н. Е.

«Кому нужны деревья в лесу»

Декабрь 2024 г

Усвоение детьми того, что лес – сложная экосистема, где множество разных обитателей уживаются на одной территории, рядом друг с другом.

Горбунова О. Ф.

Мишина Е. Ю.

«Обитатели леса»

Декабрь 2024 г

Знакомство с обитателями леса, где они живут, чем питаются; получение представлений о том, как животные готовятся к зиме; воспитание заботливого отношения к животным.

Горбунова О. Ф.

Мишина Е. Ю.

«Как лесник заботится о лесе»

Январь 2025 г

Знакомство с профессией – лесник, его обязанностями по заботе о лесе.

Азарова Ю. В.

Шаульская Н. Е.

«Елочка – тонкая иголочка»

Январь 2025 г

Расширение представлений о разнообразии растительного мира, формирование умения различать деревья по внешнему виду (лиственные и хвойные деревья).

Азарова Ю. В.

Шаульская Н. Е.

«Зачем пилят деревья»

Январь 2025 г

Дать представление о том, что лес используется человеком: древесина используется для производства стройматериалов и бумаги, дает много растительного продукта для питания, сырья для изготовления лекарств, воспитание бережного отношения к деревьям.

Азарова Ю. В.

Шаульская Н. Е.

«Как стул появился в детском саду»

Январь 2025 г

Представление об изделиях из дерева; расширение представлений о труде взрослых деревообрабатывающей промышленности.

Горбунова О. Ф.

Мишина Е. Ю.

«Книги»

Январь 2025 г

Формирование представлений о разных книгах, воспитание бережного отношения к книгам.

Горбунова О. Ф.

Мишина Е. Ю.

«Птицы»

Февраль 2025 г

Знакомство с птицами, особенностями их поведения (зимующие и перелетные), воспитание бережного, заботливого отношения к ним.

Горбунова О. Ф.

Мишина Е. Ю.

«Дятел – лекарь леса»

Февраль 2025 г

Закрепление знаний детей о птицах, об их пользе для леса.

Азарова Ю. В.

Шаульская Н. Е.

«Цветы»

Март 2025 г

Знакомство с представителями растительного мира родного края; воспитание эмоционального отклика на красоту цветка, развитие бережного отношения к живой природе.

Азарова Ю. В.

Шаульская Н. Е.

«Лекарственные цветы»

Март 2025 г

Формирование представлений о том, что есть цветы, которые обладают лечебными свойствами.

Горбунова О. Ф.

Мишина Е. Ю.

«Насекомые»

Март 2025 г

Знакомство с разнообразием и особенностями насекомых, их связью с растениями, воспитание бережного отношения к природе.

Горбунова О. Ф.

Мишина Е. Ю.

«Муравей – санитар леса»

Апрель 2025 г

Закрепление знаний о насекомых, формирование интереса к их образу жизни, их механизмам.

Азарова Ю. В.

Шаульская Н. Е.

«Правила поведения в природе»

Апрель 2025 г

Закрепление знаний о культуре поведения в природе, умение верно оценивать свои поступки и поступки окружающих, закрепление знаний о незаменимой роли, которую играют растения.

Азарова Ю. В.

Шаульская Н. Е.

«Посади дерево»

Апрель 2025 г

Закрепление знаний о важности зеленых насаждений, о незаменимой роли, которую играют растения, вызывания желания сажать и растить деревья.

Азарова Ю. В.

Шаульская Н. Е.

Горбунова О. Ф.

Мишина Е. Ю.

Олейник Ж. М.

Чтение художественной литературы:

В.Бианки «Ребятам о зверятах», В.Зотов «Лесная мозаика»,

Г. Снегирев «Звери наших лесов», В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой»,

В. Бианки «Лесная газета»,

Е. Чарушин «Воробей»,

М. Михайлов «Лесные хоромы», А.Плещеев «Осень наступила»,

В.Мусатова «Счастливое деревце», В.Голяховский «Листопад»

В течение года

Формирование представлений о взаимосвязях в природе, бережного отношения к живым существам и одновременно осторожное отношение к животным, растениям, усвоение детьми отрицательных вмешательств в природу, воспитание интереса ко всему живому, природе в целом, объектам живой и неживой природы.

Азарова Ю. В.

Шаульская Н. Е.

Горбунова О. Ф.

Мишина Е. Ю.

Рассматривание альбомов, иллюстраций, просмотр фильмов, мультфильмов, слайдов.

В течение года

Воспитание познавательного интереса к природе.

Азарова Ю. В.

Шаульская Н. Е.

Горбунова О. Ф.

Мишина Е. Ю.

Наблюдения за деревьями, цветами, растениями, птицами, насекомыми.

В

течение года

Развитие наблюдательности, воспитание эмоционально-положительного, бережного отношения к природе, способность любоваться ее красотой.

Азарова Ю. В.

Шаульская Н. Е.

Горбунова О. Ф.

Мишина Е. Ю.

Экологические игры:

«Я – дерево мама», «Предъявите билет», «Раз, два, три – к дереву беги», «Что лишнее», «Наше дерево умеет», «Кто с кем дружит», «Угадай растение по описанию»

В течение года

Закрепление знаний о растениях, развитие наблюдательности.

Азарова Ю. В.

Шаульская Н. Е.

Горбунова О. Ф.

Мишина Е. Ю.

Художественное творчество:

Лепка:

«Грибная поляна», «Виноград», «Листья», «Лестница для бельчонка», «Кто под елкой скачет», «Стол», «Воробушки на кормушке», «Цветы на лугу», «Гусеница», «Клумба с цветами»

Рисование:

«Вишенки», «Гроздь рябины», «Осенний ковер для ежиков», «Хвойный лес», «Книжки своими руками», «Снегири», «Мимоза», «Цветы небывалой красоты», «Яблоня».

Аппликация:

«Ягоды на кустике», «Клен», «Белочка», «В новогоднем лесу», «Подснежник», «Золотые пчелки»

В течение года

Развитие эстетического восприятия объектов и явлений природы, расширение представлений об изменениях в живой природе в зависимости от времени года, умение передавать характерные особенности предметов, явлений.

Азарова Ю. В.

Шаульская Н. Е.

Горбунова О. Ф.

Мишина Е. Ю.

Театральные игры:

вечера загадок, вечера стихов о временах года

В течение года

Формирование экологически культурной личности, развитие познавательного интереса к природе.

Азарова Ю. В.

Шаульская Н. Е.

Горбунова О. Ф.

Мишина Е. Ю.

Поисково-познавательная деятельность в природе (опыты):

«Где прячутся детки», «У кого какие детки», «Как развивается растение?», «Что любит растение?», «Тепло - холодно», «Нужен ли растениям зимой снег?», «Кто улетит, а кто останется?», «Свойства дерева»

В течение года

Установление зависимости роста и состояния растений от ухода за ними, установление связей сезонных изменений .

Азарова Ю. В.

Шаульская Н. Е.

Горбунова О. Ф.

Мишина Е. Ю.

2.

Формирование опыта деятельности в природе.

Труд в природе:

уход за комнатными растениями, посадки на подоконнике.

В течение года

Труд в природе:

уход за комнатными растениями, посадки на подоконнике.

Азарова Ю. В.

Шаульская Н. Е.

Горбунова О. Ф.

Мишина Е. Ю.

3.

Формирование отношения к природе.

Чтение художественной литературы с последующей беседой.

В течение года

Формирование умения оценивать положительно или отрицательно поступки героев литературных произведений, соотнося их с оценкой окружающих.

Азарова Ю. В.

Шаульская Н. Е.

Горбунова О. Ф.

Мишина Е. Ю.

Решение проблемных ситуаций.

В течение года

Формирование умения оценивать положительно или отрицательно поступки героев литературных произведений, соотнося их с оценкой окружающих.

Азарова Ю. В.

Шаульская Н. Е.

Горбунова О. Ф.

Мишина Е. Ю.

Природоохранные акции

«Кормушка в моем дворе», «Сдай макулатуру – спаси дерево», «Напоминающие знаки об охране природы».

В течение года

Умение оценивать свои поступки и поступки окружающих, вызвать у детей желание вносить посильный вклад в охрану природы.

Азарова Ю. В.

Шаульская Н. Е.

Горбунова О. Ф.

Мишина Е. Ю.

4.

Сотрудничество с родителями.

Участие в природоохранных акциях.

В течение года

Донести до сознания людей, что лес – наше богатство, воспитание бережного отношения к природе.

Азарова Ю. В.

Шаульская Н. Е.

Горбунова О. Ф.

Мишина Е. Ю.

Контрольные точки «Экологического проекта для детей младшего дошкольного возраста: «Лес – наше богатство»:

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

«Сезонное дерево». (Создание наглядного панно «Дерево в разные времена года»)

Декабрь 2024 г.

Горбунова О. Ф.

Мишина Е. Ю.

2.

Создание чемоданчика знаний «Экология».

Февраль 2025 г.

Азарова Ю. В.

Шаульская Н. Е.

3.

«Чудо дерево растет и дает нам кислород». (Высадка аллеи крымских сосен на территории детского сада).

Апрель 2025 г.

Олейник Ж. М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Живи земля!" подготовительная группа

Экологический проект "Живи земля!" подготовительная группа...

экологический проект ,,Живи Земля,,

Представляем разработанный нами проект ,,Живи Земля,, с перспективным планом...

Экологический проект "Живи Земля!"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3564787","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЖИВИ, ЗЕМЛЯ!»(Для детей подготовительной ...

Экологический проект «Живая и неживая природа весной»

Экологический проект  «Живая  и неживая природа весной»дает  представление о весенних изменениях в природе. Развитие мышления, воображения, связной речи....

Экологический проект "Живые растения"

Проект, направлен на формирование начал экологической культуры, развитие познавательной сферы детей, а также  заинтересованности родителей в жизни их детей, что дает  нам, детям и родителям ...

Выставка елочек в рамках экологической акции "Живи Елочка"

24 декабря прошел конкурс елок из бросового материала, а также новогодних открыток и игрушек.На этой выставке наша воспитанница Дана Зиннурова из детского сада №3 заняла призовое место в номинации "но...

План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"

Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...