Экологический проект «Живая и неживая природа весной»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме
Экологический проект «Живая и неживая природа весной»дает представление о весенних изменениях в природе. Развитие мышления, воображения, связной речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экологический проект «Живая и неживая природа весной»
(средняя группа)
Участники: дети средней группы МБДОУ № 169, родители.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой, среднесрочный.
Продолжительность: 1 мес.
Актуальность: Дети в недостаточной степени имеют представления о изменениях в природе весной. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Рассказы детей недостаточно полны. В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.
Цель проекта: дать представление о весенних изменениях в природе. Развитие мышления, воображения, связной речи.
Задачи:
- Закрепить представление о весне и её приметах
- Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
- Закрепить и систематизировать знания детей о животных, растениях, насекомых, птицах.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе
- Активизировать совместную деятельность родителей и детей
Интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация, физическая культура, художественное творчество, чтение художественной литературы.
Предполагаемый результат:
- Усвоение детьми необходимых знаний по теме: «Живая и неживая природа весной».
- У детей сформирован устойчивый интерес к природе.
- Обогащение словаря детей.
- Успешное интеллектуально- личностное развитие детей.
- Развитие познавательной активности детей.
- Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.
1 Этап Подготовительный | ||
Проектная деятельность | Задачи | Сроки реализации |
Изучение уровня знаний по теме | Определить актуальные знания детей о первоцветах, весенних цветах | За неделю до начала проекта |
Подбор методической литературы | Методическое обеспечение проекта | В течение недели до начала проекта |
Подбор художественной литературы | Информационное обеспечение проекта | В течение недели до начала проекта |
Поисковая работа по подбору пособий по теме | Обеспечение проекта наглядными материалами | В течение недели до начала проекта |
Написание конспекта занятия | Планирование предстоящей работы | В течение недели до начала проекта |
2 Этап Содержательный | ||
Познавательная беседа «Животный мир весной» | Уточнить и расширить знания детей о животных | 1 день |
Д/и «Что изменилось», «Скажи по- другому» | Развивать мышление, сообразительность, наблюдательность | 1 день |
Чтение рассказов Н.Усовой «Фиалка», К.Ушинский «Пчелки на разведках» | Упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов в заданном слове | 2 день |
Экологические игры «Что изменилось?», «Узнай по описанию» | Развивать наблюдательность, связную речь | 3 день |
Рисование «Букет для мамы» | Учить рисовать цветок, передавая его характерные особенности | 4 день |
Игра « Доскажи словечко» | Активизировать речь детей. | 5 день |
Составление рассказа «Весна в лесу» Д/упр. «Отбери и назови цветы, которые знаешь» | Развивать связную речь, активизировать глагольный словарь и словарь признаков | 6 день |
Лепка «Овечка» | Развивать навыки работы с пластилином, в частности выполнение фона на картонной основе | 7 день |
Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» | Помочь родителям знакомить своих детей с правилами поведения в природе | 8 день |
Слушание музыки Вивальди 1 концерт »Весна», Чайковский «Времена года» «Весна» | Учить слушать музыку Вне занятий | 9 день |
Аппликация «Корзина с грибами» | Учить создавать композицию из готовых деталей, наклеивая на фон | 10 день |
Совместная деятельность детей и родителей по изготовлению скворечников | Развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Учить применять полученные знания в самостоятельной деятельности. | 11-12 день |
Выставка иллюстраций, книг, детских работ | Формировать интерес к книге, объяснить, как важны в книге рисунки. | 13 день |
Беседа о «Первоцветах» | Закреплять знания детей о первоцветах. Уточнить из каких частей состоит цветок. Почему необходимо беречь цветы, и какую роль играют в природе | 14 день |
Чтение детям сказки «Двенадцать месяцев» | Продолжать учить детей понимать жанровые особенности сказки. | 15 день |
Дид/игра «Отгадай, кто это?» | Найти животное по описанию. | 16 день |
Заучивание стихотворения А. Толстого «Весна» | Активизировать внимание и память, развивать связную речь. | 17 день |
Рисование «Козленок на лугу» | Развитие навыков рисования кистью | 17день |
Д/и «Да- нет» | Развитие логического мышления, сообразительности, выдержки. | 18 день |
Чтение рассказа А.Толстого «Воробей на часах» | Обобщить представления детей о птицах. | 18 день. |
Музыкальное занятие « Учимся радоваться природе» | Учить детей радоваться окружающему миру, эмоционально выражать чувство радости от общения с окружающим миром. | 19 день |
Лепка «Утенок» | Закрепить умение лепить домашних птиц. | 20день |
Д/и. « Что где растёт?» | Развитие мышления, сообразительности. | 21 день |
3 Этап Итоговый | ||
Организация познавательно- речевой деятельности «Растения и животные весной» | Обобщить и систематизировать знания о растениях, животных, насекомых весной. Формировать устойчивый интерес к явлениям живой и неживой природы. | 20 день |
Выставка детских работ. | Представить результаты совместного творчества родителей и детей. | 16-21 день |
Итоговая непосредственная образовательная деятельность | 21 день | |
Литература
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А.
Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мо-
заика-Синтез, 2007.
2. Воспитание и обучение детей в средней группе детского сада / под
ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
3. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в
средней группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
4. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных эко-
логических представлений в средней группе детского сада. - М.: Мозаика-
Синтез, 2010.
5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методиче-
ские рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
6. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. - М.: Про-
свещение, 1987.
7. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыва-
нию. - М.: Просвещение, 1982.
8. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.
Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаи-
ка-Синтез, 2006.
9. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней
группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
10. Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина. Проектный метод в деятельности ДОУ. ИЗД. АРКТИ М.:2011
11. Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». М.: «Вако» 2007.
12. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа. Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений - М.: Владос, 2000.
Предварительный просмотр:
Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром
в средней группе на тему: « Путешествие в весенний лес »
Цель: закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе, расширять представления детей об образе жизни животных, о растениях, птицах и насекомых весной.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с животными, растениями, птицами, насекомыми.
- Формировать у детей элементарное представление о взаимосвязи и взаимодействиях живых организмов со средой обитания (живут в дикой природе; белка, заяц меняют шкуру; медведь накапливает жир, и всю зиму спит)
- Активизировать и расширять словарь признаков: медведь - косолапый, бурый, неуклюжий; белка - заботливая, трудолюбивая, рыжая, пушистая; хищные и травоядные.
- Развивать познавательный активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно- следственные связи.
- Воспитывать любовь к природе, заботиться о ней, помогать ей.
Демонстрационный материал: иллюстрации «Чего делать нельзя в природе», «Птицы», «Животные», «Цветы», «Насекомые», Предварительная работа:
Чтение : Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы», « Н. Сладков « Медведь и солнце» Н.Павлова «Белые шубки», «Волк и лиса».
Наблюдение на прогулке.
Беседа: «Растения – полезные и ядовитые»
Рисование: «Моё любимое животное»
Рассматривание серии картин «Животные – травоядные и хищники»
Ход занятия:
Воспитатель: Дети! Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в лес. Что модно надеть, идя в лес? (Куртку, сапожки, легкую шапочку) Почему мы так легко оделись? (На улице тепло) Почему на улице тепло? (Солнышко не только светит, ни и греет) А раз стало пригревать солнышко, что происходит в природе? (Таит снег, день стал длиннее, ночь – короче) Дети, какое время года наступило? (весна) Какие приметы мы знаем про весну?
Давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу? (Не шуметь, не кричать, не нарушать тишину леса. Не ломать ветки деревьев. Не бросать мусор. Отходы от пищи и мусор закапывать в ямку. Не ловит бабочек, муравьев, не разорять гнезда птиц).
(Дети из приемной идут в группу. Звучат голоса птиц)
Воспитатель: Куда это мы попали? (Мы пришли на лесную полянку) А вы знаете, какие птицы прилетают из теплых краев? Сейчас я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то можно хлопать. Начинаем:
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…(Дети хлопают)
Что не правильно? (мухи) А мухи – это кто? (насекомые) Вы правы. Ну что ж продолжим: Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Начинаем снова: Прилетели птицы: голуби, куницы…(Дети хлопают)
Куницы–это вовсе не птицы,это зверек.
Прилетели птицы:голуби,синицы,галки и стрижи, комары, кукушки…(Дети хлопают)
Комары – это насекомые. Посмотрите, пока мы с вами вспоминали птиц, сколько их прилетело на полянку, я буду называть, а вы показывать.
Прилетели птицы:голуби,синицы,галки и дрозды ласточки, кукушки
Иволги, орлы…Все вы молодцы!
Воспитатель: Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего края. Без растений жизнь на планете Земля не существовало бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарство от многих болезней.
А сейчас я хочу вас познакомить с растениями, которые растут в наших лесах.
А кто угадает это растение?
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его - сережки,
На земле лежат листки-
Маленькие лопушки.
Нам он - как хороший друг
Лечит раны ног и рук. ( Подорожник)
Найдите растение среди других. Попробуйте догадаться, почему это растение так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (ответы детей) подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.
Ну а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет вам его название.
В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички-
Белые реснички. ( Ромашка)
Может быть кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки?
(ответы детей) Ромашка поможет больному животику.
Посмотрите на растения. Это крапива, лопух, брусника, черника, голубика.
Воспитатель: Дети! Посмотрите, а кто там плавает в камышах? (Дикие утки) Дикие утки вернулись с Юга. Посмотрите, как они рады, что вернулись на родину. Они резвятся, им весело. Давайте и мы с вами порезвимся вместе с утками.
Физминутка (танец утят)
Воспитатель: Ой, дети, мы с вами забыли главное правило, в лесу шуметь нельзя, а мы расшумелись. Дети посмотрите в свои бинокли, никого не видите вокруг? Лес густой, может там звери бродят. Дети, тихо, я кажется, заметила медведей. Посмотрите в бинокли вот туда, в просвет между деревьями. Правда ли, что там семья бурых медведей? Давайте, притаимся, присядем на корточки и понаблюдаем за ними. Шепотом говорите мне, какие там медведи и что они там делают. Правильно, там медведица с медвежатами. А почему мы их не встретили зимой? (Они спали в берлоге) Дети! Где родились медвежата? (в берлоге) Когда? (зимой) Чем кормит их мама (молоком) Что медведи едят весной (свежую травку,улиток, муравьев из муравейника)
Сейчас я вам расскажу, как медведь встретил весну.
Без забот и без тревоги спал медведь в своей берлоге
Спал всю зиму до весны и, наверно, видел сны
Вдруг, проснулся косолапый, слышит, каплет – вот беда!
В темноте пошарил лапой и вскочил – кругом вода.
Заспешил медведь наружу: заливает – не до сна!
Вылез он и видит лужи, тает снег… Пришла весна!
Что делает медведица весной в лесу? (трется спиной о деревья, спина у нее чешется) Зачем она это делает? (Она линяет, старая густая шерсть у нее выпадает, к лету вырастет редкая шерсть, чтобы ей не было жарко)
Воспитатель: Дети! Я знаю, что в этом лесу есть белки. Какие они? (рыжие) А были какие? (серые) Что у них произошло? (линька) Что белки делают в лесу? (устраивают гнезда в дупле дерева, собирают и сушат грибы, запасают кладовую, т.е. делают запасы на зиму) А кто из зверей еще линяет? Скажите, какие изменения происходят со зверями весной? (звери линяют, меняют зимнюю теплую шубку на более легкую) Почему в лесу появляется так много маленьких зверей? (Звери выводят потомство, взрослые звери кормят малышей, учат их охотиться, спасаться от врагов)
Дети! Чтобы не спугнуть зверей, мы с вами потихонечку пройдем вон на ту полянку. Давайте присядем и отдохнем. Дети! Кого можно еще встретить в лесу? (насекомых) Я вам сейчас загадаю загадки, а отгадки вы найдете на этих картинках.
1. Шевелились у цветка все четыре лепестка
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
2. Голубой аэропланчик сел на белый сарафанчик (Стрекоза)
3. Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет (Комар)
4. В тесной избушке ткут холст старушки (Пчелы)
5. На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь (Кузнечик)
6. Он сети как рыбак готовит, а рыбы никогда не ловит (Паук)
7. Много мастеров срубили избу без углов (Муравьи)
Воспитатель: Дети! Очень долго мы гуляли по лесу и нам пора обратно в детский сад.
Итог:
С какими животными вы сегодня встречались? Насекомыми? Растениями? Птицами? Что нового узнали? Что вам понравилось? (Рассказывают, что им больше всего понравилось.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация экологического проэкта " Лаборатория неживой природы"
опыты и эксперименты с водой, воздухом и весом....
Наблюдения за явлениями неживой природы весной
Наблюдения за явлениями неживой природы весной...
Наблюдение за явлениями неживой природой "Весна"
Наступила весна.Дети это чувствуют и помагаем детям наблюдать за природой....
Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА ВЕСНОЙ».
Воспитывать интерес и любовь к природе....
Экологический проект "Лаборатория неживой природы"
В проекте описывается познавательная, исследовательская деятельность детей средней группы детского сада....
«Наблюдение - приметы ранней весны» Цели: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе весной. Задачи: развивать наблюдательность, воспитывать любовь к природе, вызывать радостные чувства от встречи с природой.
Прогулка во 2 группе раннего возраста «Наблюдение - приметы ранней весны»Цели: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе весной.За...