Семья. Семейные традиции
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ковбота Надежда Николаевна

Формирование представлений детей о семье; формирование у детей чувства привязанности и любви к близким людям, доброжелательных отношениях родных людей. Продолжать знакомство  с семейными традициями и их значением в жизни человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ Зареченская СОШ № 2 структурное подраздение детский сад «Радуга»

Конспект

занятия по ознакомлению с окружающим миром

в средней группе на конкурс «Учитель года»

на тему «Семья. Семейные традиции».

Подготовила воспитатель первой категории Ковбота Надежда Николаевна

село Тоцкое Второе 2025 год

ТЕМА«Семья.  Семейные традиции»

Цель: дать представления о семейных традициях.

Задачи: подвести детей к пониманию слова «традиция»;

побуждать детей к рассказыванию;

развивать познавательный интерес, логическое мышление;

воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам.

Методы и приёмы: наглядный, словесный, игровой.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, «Речевое развитие», социально-коммуникативное развитие.

Технологии: здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; игровая технология

Оборудование: Картинки «Семья» (презентация); сердечки, фишки синие и красные, «волшебный мешочек»; корзиночки.

Ход:

Вводная часть (приветствие, дети стоят в полукругом)

Воспитатель: Утром встали малыши,

В детский садик свой пришли.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь, друзья! (дети садятся на стульчики)

Основная часть.

Слышится плач детей (аудиозапись)

Воспитатель: Ребята, кто это плачет? Появляются две куклы Маша и Миша. 

В: Дети, как вас зовут и почему вы плачете?

Мы очень расстроены. Мы не слушали маму и ушли далеко от дома, а когда вернулись, дома никого нет. Где же наши родные? Что с ними случилось? Куда они все подевались? Аааааа. Нам нужна помощь.  

В: Ребята, давайте поможем детям найти семью.

В: Скажите, а что же такое семья, для чего она нужна, тогда Маша и Миша поймут и в другой раз так поступать не будут?  (ответы детей).

Ребята, посмотрите на картинку. (воспитатель показывает картинку семьи) Как вы думаете, кто на ней изображен? (Ответы детей)

В: Правильно, ребята. На картинке – папа, мама, 2 бабушки, 2 дедушки, дети – сестра и брат. Это семья. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья! Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

В: Ребятки, наши герои сегодня попали в беду потому, что не слушались своих родителей. Хорошо или плохо они сделали? (Ответы детей)

В: Ребята, вы знаете, что поступки детей могут радовать или

огорчать ваших родных. Хорошие поступки обозначим красными фишками, а плохие – синими.

Упражнение «Радость или огорчение».

  1. Разбросали по комнате все игрушки.
  2. Нарисовали и подарили папе или маме красивый рисунок.
  3. Помогли дедушке найти его очки.
  4. Всегда говорите своим родным «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания».
  5. Помогали бабушке печь пирожки.
  6. Убегали от взрослых.
  7. Научились сами одеваться, без помощи взрослых.
  8. Защищали братика или сестричку от хулигана.

В: Давайте, ребята, поиграем с пальчиками и покажем всю семью на пальчиках. (играют сидя на стульчиках)

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Ребята, давайте с вами поиграем, покажем всю семью на пальчиках.

Пальчиковая игра «Моя семья»

Знаю, я что у меня

Дома дружная семья:

Это – мама,

Это – я,

Это – бабушка моя,

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

В: Ребята, а вы любите своих маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата? (Ответы детей)

В: В дружной семье все любят друг друга и называют друг друга ласково.

Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Скажи ласково». Я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково.

Игра «Назови ласково».

Дочь – доченька, дочурка.

Сын – сынок, сыночек.

Папа – папочка, папенька, папуля

Мама – мамочка, мамуля.

Дед – дедушка, дедуля

Бабушка – бабуля, бабулечка.

Сестра – сестренка, сестричка.

Брат – братишка.

Внук – внучок.

Внучка – внученька

В: Молодцы, ребята! Вот такими ласковыми словами нужно называть своих родных.

Игра «Добрые слова»

В: Ребята, посмотрите, вот какой у меня есть волшебный мешочек. Давайте наполним его добрыми, ласковыми, нежными словами для своей семьи. Я открою мешочек, и ваши добрые слова будут наполнять его.

Мама, какая? (Ответы детей)

 (Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы).

В: Когда мама обнимает вас, целует, жалеет, она, какая? (Ответы детей)

В: Когда мама модно одевается, какая она? (Ответы детей)

В: Когда мама улыбается, смеётся, какая она? (Ответы детей)

В: Когда мама заботится о вас, какая она? (Ответы детей)

В: А папа, какой? (Ответы детей)

В: Бабушка, какая? (Ответы детей)

В: А дедушка, какой? (Ответы детей)

В: Молодцы, ребята! Вот сколько чудесных слов собрали мы для своей семьи в волшебный мешочек. А теперь давайте немного отдохнём.

(дети выполняют физкультминутку около своих стульчиков)

Физкультминутка «Семья».

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире?  (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять,  (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать:  (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра,  (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка,  (наклоны туловища влево - вправо)

Мой сверчок, щегол и я. (повороты туловища влево - вправо)

Вот и вся моя семья.  (хлопаем в ладоши).

В: Но у всех семьи разные. А чем они отличаются друг от друга? Как вы думаете? (Ответы детей)

В: главное отличие – это традиции, которые в каждой семье свои. А что такое традиция? (Ответы детей)

Семейные традиции — это то, что объединяет семью, делает нас дружнее и крепче.

Семейные традиции — это то, что переходит в семье от старшего поколения (дедушки, бабушки) младшим поколениям (мама, папа, внуки) и их постоянно соблюдают и взрослые, и дети; это то, что объединяет всех членов семьи, делая их жизнь радостной и интересной.

Например, (показ презентации), традиции «Украшение новогодней елки»«Встреча Нового года всей семьёй»«Семейный отдых на природе»«День Рождения»«Семейный праздничный ужин»«Совместные игры взрослых с детьми»

В.: Вспомните, какие традиции есть в ваших семьях? (Ответы детей)

В: Есть ещё одна хорошая, старинная традиция – составлять семейные альбомы. Это делают во многих семьях и сейчас. В такие альбомы собирают фотографии всех родных и дорогих людей. У кого дома есть такие альбомы? (Ответы детей).

Рефлексия.

В: Что же самое главное в жизни для каждого из нас? (Ответы детей).

В: Давайте будем мирить Машу и Мишу, и пусть они запомнят, что семью свою нужно любить.

Друг другу улыбнёмся и за руки возьмёмся (взяться за руки и улыбнуться друг другу)

Дружно все обнимемся и тогда помиримся!

В: Ребята, посмотрите, изменилось ли настроение у Маши и Миши? Почему? (Ответы детей).

В: Правильно, семья! Маша и Миша благодарят вас за помощь. Они благодарят вас за помощь. И теперь им пора вернуться домой, теперь дома точно кто-то есть и ждёт возвращение Маши и Миши.

В: Какая традиция больше всех вам запомнилась? Почему? (Ответы детей).

Предлагаю вам дома вместе с родителями создать фотоколлаж ваших семейных традиций.

Педагог: Молодцы ребятаЗапомните народную пословицу:

                                                    «Хорошая семья – традициями крепка»

Педагог: Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.

Что такое семья? (дети садятся на стульчики) 

Ребята, посмотрите на картинку. (воспитатель показывает картинку семьи) Как вы думаете, кто на ней изображен?        

Дети: Папа, мама, бабушка, дедушка, девочка – дочка, мальчик – сынок.

Педагог: Правильно, ребята. На картинке – папа, мама, 2 бабушки, 2 дедушки, дети – сестра и брат. Это семья. Семья – это родные люди…

Дети: Мама и папа, дедушки, бабушки, брат и сестра. Они все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу.

Педагог: Давайте, ребята, поиграем с пальчиками и покажем всю семью на пальчиках. (играют сидя на стульчиках)

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Педагог: Молодцы! Я знаю стихотворение о семье, и хочу, чтобы вы послушали

Педагог: Семья моя, моя семья,

В ней: папа, мама, брат и я.

Люблю я всех, а все меня.

Такая дружная семья

Педагог: Ребята, а вы любите своих маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата?

Дети: да

Педагог: В дружной семье все любят друг друга и называют друг друга ласково.

Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Скажи ласково». Я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково.

Игра «Назови ласково».

Дочь – доченька, дочурка.

Сын – сынок, сыночек.

Папа – папочка, папенька, папуля

Мама – мамочка, мамуля.

Дед – дедушка, дедуля

Бабушка – бабуля, бабулечка.

Сестра – сестренка, сестричка.

Брат – братишка.

Внук – внучок.

Внучка – внученька

Педагог: Молодцы, ребята! Вот такими ласковыми словами нужно называть своих родных.

Игра «Добрые слова»

Педагог: Ребята, посмотрите, вот какой у меня есть волшебный мешочек. Давайте наполним его добрыми, ласковыми, нежными словами для своей семьи. Я открою мешочек, и ваши добрые слова будут наполнять его.

Мама, какая?

Дети: Добрая, хорошая, красивая, заботливая.

(Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы).

Педагог: Когда мама обнимает вас, целует, жалеет, она, какая?

Дети: Ласковая, добрая, милая, нежная, любимая.

Педагог: Когда мама модно одевается, какая она?

Дети: Красивая.

Педагог: Когда мама улыбается, смеётся, какая она? 

Дети: Весёлая.

Педагог: Когда мама заботится о вас, какая она? 

Дети: Заботливая.

Педагог: А папа, какой?

Дети: Смелый, заботливый, умелый, красивый, весёлый, сильный.

Педагог: Бабушка, какая?

Дети: Добрая, заботливая.

Педагог: А дедушка, какой?

Дети: Хороший, веселый, добрый

Педагог: Молодцы, ребята! Вот сколько чудесных слов собрали мы для своей семьи в волшебный мешочек. А теперь давайте немного отдохнём.

(дети выполняют физкультминутку около своих стульчиков)

Физкультминутка «Семья».

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире?  (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять,  (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать:  (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра,  (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка,  (наклоны туловища влево - вправо)

Мой сверчок, щегол и я. (повороты туловища влево - вправо)

Вот и вся моя семья.  (хлопаем в ладоши).

Педагог: Ребята, мы уже говорили о том, что в семье все должны любить и уважать своих родных – мам, пап, бабушек, дедушек, сестренок, братишек. И никогда нельзя их …….

Дети: Огорчать.

Педагог: У всех семьи разные, многим отличаются друг от друга. Главное отличие – это традиции, которые в каждой семье свои. А что такое традиция? Традиция – это то, что соблюдается всегда, что перешло от одного поколения к другому, унаследовано от предков (пап, мам, дедушекбабушек). Например: отмечать всей семьей дни рождения, традиция встречать Новый год, Рождество. Всей семьей к новогодним праздникам наряжали улицу, дом, лесную елочку. Традиция наряжать всей семьей елку и свой дом, водить хороводы, петь веселые песни и рассказывать стишки Дедушке Морозу и Снегурочке передались нам от наших родителей. Под елку, как и раньше, взрослые прячут для всех родных, сюрпризы и подарки.

 (Педагог с детьми рассматривает сюжетные картинки «Новогодние и Рождественские праздники»).

Педагог: Есть ещё одна хорошая, старинная традиция – составлять семейные альбомы. Это делают во многих семьях и сейчас. В такие альбомы собирают фотографии всех родных и дорогих людей. У кого дома есть такие альбомы? (Ответы детей).

Педагог: Что же самое главное в жизни для каждого из нас? 

Дети: семья

Педагог: Правильно, семья! Какая традиция больше всех вам запомнилась? Почему?

(Ответы детей).

Педагог: Молодцы ребятаЗапомните народную пословицу:

                                                    «Хорошая семья – традициями крепка»

(После занятия педагог приглашает детей вместе рассмотреть семейные фотографии).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - практико - ориентированный проект в старшей группе "Моя семья. Семейные традиции"

В ходе реализации проекта у детей углубляется представление о семье, о членах семьи, о семейных традициях....

Семья. Семейные традиции.

Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, какое воспитание он ...

Проект взаимодействия с родителями «Семья. Семейные традиции»

Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, какое воспитание он ...

"Моя семья. Семейные традиции."

Календарно-тематическое планирование работы по теме на неделю....

Проект "Семья. Семейные традиции"

Методическая разработка проекта "Семья.Семейные традиции" (формы взаимодействия с родителями)...

Проект "Семья. Семейные традиции"

Методическая разработка проекта "Семья.Семейные традиции" (формы взаимодействия с родителями)...