Проект "Народные промыслы"
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Забродская Наталья Геннадьевна

Проект онародных промыслах России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnye_promysly.docx36.21 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

«Народные промыслы России»

Группа «Совята»

Тип проекта:

Познавательно – практический.

Цель проекта: формировать представления детей  о России, о культуре и творчестве русского народа; изучить традиционные народные промыслы  России.

Задачи:

Для детей:

-систематизировать детские представления о народных промыслах своей страны.

-формировать обобщенные знания и умения, различать виды прикладного искусства по назначению (посуда, игрушки, мебель) и основным стилевым особенностям (своеобразие цветового решения, композиции, элементов декора), устанавливать сходства и различия.

-воспитывать уважительное отношение к народному декоративно – прикладному творчеству, промыслам родного края; уважать и ценить труд мастеров – ремесленников.

-развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

Для родителей:

-стимулировать творческую активность родителей через участие в мероприятиях, досугах,  организации вставок

-способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.

-установление дружеских связей с родителями, обмен знаниям и интересным материалом о народных промыслах России.

Для педагогов:

-обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей.

-создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта.

-пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Народные промыслы России».

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Срок реализации: с 18.11.2024 – 22.11.24 года.

Методы работы: Просмотр видеофильмов, презентаций; беседы, рассуждения, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы; рассматривание; дидактические игры; индивидуальная и  дифференцированная работа.

Формы работы: ООД, выставки, конкурсы, викторина; консультации для родителей, информационные листовки в родительском уголке.

Материально-техническое обеспечение: Видеофильмы «Искусство росписи Гжель», «История Дымковской игрушки», «Городецкая роспись», «Ремесло – Хохлома», предметы народных промыслов, альбомы для рассматривания (альбомы, плакаты);  художественная литература; материалы в уголке творчества (готовые формы для рисования, шаблоны, трафареты, кисти разные, краски гуашь, акрил, раскраски).

Предполагаемый результат:

Дети:

-сформированность у детей знаний о художественно декоративно – прикладных промыслах России (Хохлома, Гжель, Дымка, Городец).

-сформированность художественно-эстетических, патриотических чувств в процессе реализации проекта.

-заинтересованность детей темой о народных промыслах, проявление их познавательной активности (делятся с детьми и взрослыми информацией по теме, рассказывают интересные факты).

Родители:

-приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.

-становление партнерских взаимоотношений родителей и педагогов в совместной реализации проекта.

Педагоги:

-систематизация и повышение качества работы с детьми по теме «Художественные декоративно - прикладные промыслы России", через различные виды деятельности.

-повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий.

-повышение педагогического уровня в разработке и подготовке наглядно – дидактического материала по теме проекта.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный

Цель:

-Выявление уровня и качества знаний старших дошкольников о народных промыслах, видах, особенностях.

-Выявление состояния  развивающей предметно – пространственной среды для осуществления работы по данному проекту

-Разработка проекта

Содержание:

  1. Мониторинг уровня знаний воспитанников по теме.

2.Информация для родителей о предстоящей деятельности

3.Подбор видеоматериалов, подготовка презентаций, литературы, наглядности, музыкального материала.

4.Организация РППС

 Деятельностный

Цель:

Ознакомление и расширение у старших дошкольников в соответствующей форме с народными промыслами (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец), историей возникновения, технологией приготовления, особенностями цветового и орнаментального решения.

Содержание:

  1. Реализация проекта
  2. Обогащение РППС
  3. Контроль за реализацией проекта

Формы взаимодействия с семьей:

- помощь родителей  в организации выставки изделий народных промыслов

-оформление и размещение информации по теме в родительском уголке и на сайте детского сада

Формы работы по проекту

-Творческая мастерская

-Кинозал

-Спортзал «Народные игры»

-Библиотека Жар Птицы

-Игротека «Хочу все знать»

-Музыка народная, простая, хороводная

Интеграция образовательных областей

№№

пп

Название образовательной области

Содержание

Задачи

1

«Художественно-эстетическое развитие»

-прослушивание р.н.мелодий

-разучивание частушек о народных промыслах

-создание ансамбля «Ложкари»

-рассматривание альбомов, плакатов, иллюстраций о народных промыслах

-декоративное рисование:

По мотивам городецкой росписи»,

«Сказочное царство гжели» 

-конструирование: «Город  народных  мастеров»

-подвести к восприятию русской народной музыки

-эмоционально откликаться на фольклорные произведения

-формировать умение выразительно петь

- формировать умение играть на ложках в ансамбле

- развивать творческую продуктивную деятельность

-вызывать интерес к декоративной росписи, желание узнавать новое , интересное о каждом промысле

2

«Познавательное развитие»

-Просмотр цикла видеофильмов о промыслах: «Чудо Хохломы», «История дымковской игрушки», «Городецкая роспись», «Гжель», «АБВГДейка. О народных промыслах»

-Рассматривание альбомов по народным промыслам из серии «Учимся рисовать»

-Организация выставки изделий народных промыслов (собираем  с родителями) и детских работ «Изделия расписные – сердцу дорогие»

-Просмотр презентации «Народные промыслы России»

-Дидактическая игра «Народные промыслы»

-обогащать знания и представления о промыслах (назначения предметов, технология изготовления, особенности узоров и цветовых решений)

-формировать представления о ремесленниках, народных умельцах – мастерах

-воспитывать художественно-эстетическое восприятие, эстетический вкус

3

«Речевое развитие»

-Дидактические игры:  «Собери декоративный поднос», «Узнай и опиши», «Назови элементы»

-Знакомство с художественной литературой:

Чтение: Л.Яхнин «Веселое слово Хохлома», В.Крупин «Дымка», М.Г.Смирнова «Красная девица», А.Дьякова «Веселая дымка». Л.Гулага «Пестрый хоровод», П.Саянский «Хохломская роспись», отрывок Н.Бедник «Хохлома»

-Итоговое мероприятие «Викторина «Народные промыслы России»

- развивать связную речь;

-активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: обжиг, финифть, керамика, токарь, завиток и др.

-формировать умение составлять рассказ о промысле по схеме и самостоятельно по предмету или картинке

4

«Социально-коммуникативное развитие»

- Сюжетно – ролевые игры: «Ярмарка», «Чаепитие у самовара»

- Итоговое мероприятие Викторина « Народные промыслы России»

- развивать игровую деятельность детей;

- побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с творческой деятельностью ремесленников

- формировать умение у детей творчески развивать сюжет игры, используя предметы заместители

-формировать умение детей реализовывать замысел сюжета

-использовать в играх атрибуты самостоятельно приготовленные детьми

5

«Физическое развитие»

-спортивное упражнение по мотивам р.н.игры «Горшки» и «Краски»

-русские народные игры «Вьюн», «Заря - заряница», «На золотом крыльце сидели»

- развивать физические качества, через подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры

-обращать внимание на красивые народные песни, кричалки.

Организационные формы работы над проектом

№№ пп

Формы работы

Название

1

Организованная образовательная деятельность

- «Золотая хохлома»

- «По мотивам городецкой росписи»,

- «Сказочное царство гжели» 

-«Город  народных  мастеров»

2

Экспериментирование,

моделирование

-моделирование ситуаций в коммуникативных играх: «Город мастеров», «Помоги мастеру»

-подвижные игры «Заря-заряница», «Вьюн», «Краски»

- сюжетно-ролевые игры «Чаепитие у самовара»,  «Ярмарка».

3

Игра

-дидактические игры: «Народные промыслы», «Найди нужный домик», «Собери декоративный поднос», «Узнай и опиши», «Назови злементы»

-подвижные игры «Вьюн», «Заря-Заряница», «На золотом крыльце сидели», «Краски»;

сюжетно-ролевые игры: «Ярмарка», «Чаепитие у самовара».

4

Самостоятельная работа детей

-рисунок на темы: «Жар - птица», «Узоры на головных уборах».  

-Конструирование из бумаги «Дымковская барышня»

5

Взаимодействие с родителями

- изготовление памяток «Рассказы о народных промыслах»,

-статья для родителей на сайт детского сада «Народные промыслы России»

- разучивание стихотворений, частушек с детьми;

-помощь в организации предметно-развивающей среды, организации выставки

-подбор изделий и материалов для выставки «Изделия расписные – сердцу дорогие»

Итоговый

Цель: выявление уровня и качества знаний старших дошкольников, полученных в ходе  реализации проекта, проанализировать РППС, уровень заинтересованности родителей в проектной деятельности.

Содержание

1.Организация и проведение викторины.

2.Оценка эффективности реализации проекта.

Литература:

-интернет – ресурс

-И.А.Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» подготовительная группа Санкт – Петербург «Детство – Пресс» 2018

-И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду Подготовительная  группа» Москва «Сфера» 2016

-.С.Горичева «Сказку сделаем из глины…» Ярославль «Академия развития» 1998

Н.Б. М.В.Тихонова «Красна изба…» Санкт- Петербург «Детство – Пресс» 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область "Художетсвенное творчество" - "Знакомство с народными промыслами"

Цель: Закрепление пройденного материала по циклу “Народное творчество”, роспись по выбору....

Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.

как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....

Народные декоративно-прикладные промыслы

Материал о народных промыслах - Дымке, Хохломе, Городце: возникновение, художественные особенности, материалы, способы изготовления....

Промыслы коренных народов севера

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром "Промыслы коренных народов севера"...

Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе.

Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе. Тема: " Дымковские барышни" Цель: Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам. Закрепля...

презентация "Неувядающая ветвь" (народные промыслы)

презентация по народным промыслам...

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...