Проект "Народные промыслы"
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект
«Народные промыслы России»
Группа «Совята»
Тип проекта:
Познавательно – практический.
Цель проекта: формировать представления детей о России, о культуре и творчестве русского народа; изучить традиционные народные промыслы России.
Задачи:
Для детей:
-систематизировать детские представления о народных промыслах своей страны.
-формировать обобщенные знания и умения, различать виды прикладного искусства по назначению (посуда, игрушки, мебель) и основным стилевым особенностям (своеобразие цветового решения, композиции, элементов декора), устанавливать сходства и различия.
-воспитывать уважительное отношение к народному декоративно – прикладному творчеству, промыслам родного края; уважать и ценить труд мастеров – ремесленников.
-развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
Для родителей:
-стимулировать творческую активность родителей через участие в мероприятиях, досугах, организации вставок
-способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
-установление дружеских связей с родителями, обмен знаниям и интересным материалом о народных промыслах России.
Для педагогов:
-обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей.
-создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта.
-пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Народные промыслы России».
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Срок реализации: с 18.11.2024 – 22.11.24 года.
Методы работы: Просмотр видеофильмов, презентаций; беседы, рассуждения, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы; рассматривание; дидактические игры; индивидуальная и дифференцированная работа.
Формы работы: ООД, выставки, конкурсы, викторина; консультации для родителей, информационные листовки в родительском уголке.
Материально-техническое обеспечение: Видеофильмы «Искусство росписи Гжель», «История Дымковской игрушки», «Городецкая роспись», «Ремесло – Хохлома», предметы народных промыслов, альбомы для рассматривания (альбомы, плакаты); художественная литература; материалы в уголке творчества (готовые формы для рисования, шаблоны, трафареты, кисти разные, краски гуашь, акрил, раскраски).
Предполагаемый результат:
Дети:
-сформированность у детей знаний о художественно декоративно – прикладных промыслах России (Хохлома, Гжель, Дымка, Городец).
-сформированность художественно-эстетических, патриотических чувств в процессе реализации проекта.
-заинтересованность детей темой о народных промыслах, проявление их познавательной активности (делятся с детьми и взрослыми информацией по теме, рассказывают интересные факты).
Родители:
-приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
-становление партнерских взаимоотношений родителей и педагогов в совместной реализации проекта.
Педагоги:
-систематизация и повышение качества работы с детьми по теме «Художественные декоративно - прикладные промыслы России", через различные виды деятельности.
-повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий.
-повышение педагогического уровня в разработке и подготовке наглядно – дидактического материала по теме проекта.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
Цель:
-Выявление уровня и качества знаний старших дошкольников о народных промыслах, видах, особенностях.
-Выявление состояния развивающей предметно – пространственной среды для осуществления работы по данному проекту
-Разработка проекта
Содержание:
- Мониторинг уровня знаний воспитанников по теме.
2.Информация для родителей о предстоящей деятельности
3.Подбор видеоматериалов, подготовка презентаций, литературы, наглядности, музыкального материала.
4.Организация РППС
Деятельностный
Цель:
Ознакомление и расширение у старших дошкольников в соответствующей форме с народными промыслами (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец), историей возникновения, технологией приготовления, особенностями цветового и орнаментального решения.
Содержание:
- Реализация проекта
- Обогащение РППС
- Контроль за реализацией проекта
Формы взаимодействия с семьей:
- помощь родителей в организации выставки изделий народных промыслов
-оформление и размещение информации по теме в родительском уголке и на сайте детского сада
Формы работы по проекту
-Творческая мастерская
-Кинозал
-Спортзал «Народные игры»
-Библиотека Жар Птицы
-Игротека «Хочу все знать»
-Музыка народная, простая, хороводная
Интеграция образовательных областей
№№ пп | Название образовательной области | Содержание | Задачи |
1 | «Художественно-эстетическое развитие» | -прослушивание р.н.мелодий -разучивание частушек о народных промыслах -создание ансамбля «Ложкари» -рассматривание альбомов, плакатов, иллюстраций о народных промыслах -декоративное рисование: -«По мотивам городецкой росписи», «Сказочное царство гжели» -конструирование: «Город народных мастеров» | -подвести к восприятию русской народной музыки -эмоционально откликаться на фольклорные произведения -формировать умение выразительно петь - формировать умение играть на ложках в ансамбле - развивать творческую продуктивную деятельность -вызывать интерес к декоративной росписи, желание узнавать новое , интересное о каждом промысле |
2 | «Познавательное развитие» | -Просмотр цикла видеофильмов о промыслах: «Чудо Хохломы», «История дымковской игрушки», «Городецкая роспись», «Гжель», «АБВГДейка. О народных промыслах» -Рассматривание альбомов по народным промыслам из серии «Учимся рисовать» -Организация выставки изделий народных промыслов (собираем с родителями) и детских работ «Изделия расписные – сердцу дорогие» -Просмотр презентации «Народные промыслы России» -Дидактическая игра «Народные промыслы» | -обогащать знания и представления о промыслах (назначения предметов, технология изготовления, особенности узоров и цветовых решений) -формировать представления о ремесленниках, народных умельцах – мастерах -воспитывать художественно-эстетическое восприятие, эстетический вкус |
3 | «Речевое развитие» | -Дидактические игры: «Собери декоративный поднос», «Узнай и опиши», «Назови элементы» -Знакомство с художественной литературой: Чтение: Л.Яхнин «Веселое слово Хохлома», В.Крупин «Дымка», М.Г.Смирнова «Красная девица», А.Дьякова «Веселая дымка». Л.Гулага «Пестрый хоровод», П.Саянский «Хохломская роспись», отрывок Н.Бедник «Хохлома» -Итоговое мероприятие «Викторина «Народные промыслы России» | - развивать связную речь; -активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: обжиг, финифть, керамика, токарь, завиток и др. -формировать умение составлять рассказ о промысле по схеме и самостоятельно по предмету или картинке |
4 | «Социально-коммуникативное развитие» | - Сюжетно – ролевые игры: «Ярмарка», «Чаепитие у самовара» - Итоговое мероприятие Викторина « Народные промыслы России» | - развивать игровую деятельность детей; - побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с творческой деятельностью ремесленников - формировать умение у детей творчески развивать сюжет игры, используя предметы заместители -формировать умение детей реализовывать замысел сюжета -использовать в играх атрибуты самостоятельно приготовленные детьми |
5 | «Физическое развитие» | -спортивное упражнение по мотивам р.н.игры «Горшки» и «Краски» -русские народные игры «Вьюн», «Заря - заряница», «На золотом крыльце сидели» | - развивать физические качества, через подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры -обращать внимание на красивые народные песни, кричалки. |
Организационные формы работы над проектом
№№ пп | Формы работы | Название |
1 | Организованная образовательная деятельность | - «Золотая хохлома» - «По мотивам городецкой росписи», - «Сказочное царство гжели» -«Город народных мастеров» |
2 | Экспериментирование, моделирование | -моделирование ситуаций в коммуникативных играх: «Город мастеров», «Помоги мастеру» -подвижные игры «Заря-заряница», «Вьюн», «Краски» - сюжетно-ролевые игры «Чаепитие у самовара», «Ярмарка». |
3 | Игра | -дидактические игры: «Народные промыслы», «Найди нужный домик», «Собери декоративный поднос», «Узнай и опиши», «Назови злементы» -подвижные игры «Вьюн», «Заря-Заряница», «На золотом крыльце сидели», «Краски»; сюжетно-ролевые игры: «Ярмарка», «Чаепитие у самовара». |
4 | Самостоятельная работа детей | -рисунок на темы: «Жар - птица», «Узоры на головных уборах». -Конструирование из бумаги «Дымковская барышня» |
5 | Взаимодействие с родителями | - изготовление памяток «Рассказы о народных промыслах», -статья для родителей на сайт детского сада «Народные промыслы России» - разучивание стихотворений, частушек с детьми; -помощь в организации предметно-развивающей среды, организации выставки -подбор изделий и материалов для выставки «Изделия расписные – сердцу дорогие» |
Итоговый
Цель: выявление уровня и качества знаний старших дошкольников, полученных в ходе реализации проекта, проанализировать РППС, уровень заинтересованности родителей в проектной деятельности.
Содержание
1.Организация и проведение викторины.
2.Оценка эффективности реализации проекта.
Литература:
-интернет – ресурс
-И.А.Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» подготовительная группа Санкт – Петербург «Детство – Пресс» 2018
-И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду Подготовительная группа» Москва «Сфера» 2016
-.С.Горичева «Сказку сделаем из глины…» Ярославль «Академия развития» 1998
Н.Б. М.В.Тихонова «Красна изба…» Санкт- Петербург «Детство – Пресс» 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная область "Художетсвенное творчество" - "Знакомство с народными промыслами"
Цель: Закрепление пройденного материала по циклу “Народное творчество”, роспись по выбору....
![](/sites/default/files/pictures/2011/01/10/picture-6729.jpg)
Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.
как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/01/picture-44584.jpg)
Народные декоративно-прикладные промыслы
Материал о народных промыслах - Дымке, Хохломе, Городце: возникновение, художественные особенности, материалы, способы изготовления....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/27/picture-46896-1711506936.jpg)
Промыслы коренных народов севера
НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром "Промыслы коренных народов севера"...
Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе.
Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе. Тема: " Дымковские барышни" Цель: Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам. Закрепля...
презентация "Неувядающая ветвь" (народные промыслы)
презентация по народным промыслам...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/02/picture-423748-1396423993.jpg)
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...