Конспект ООД "Загадки Зимушки-Зимы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Луговская Надежда Александровна

В процессе деятельности по познавательному развитию дети закрепят представления о зимних явлениях в природе,о зимних месяцах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми подготовительной группы на тему:

«Загадки Зимушки-Зимы»

Воспитатель Луговская Н.А.

Цель:

Обобщение и дополнение представлений детей о времени года зима.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить и дополнить знания детей о зимних явлениях в природе;
  • создание условий для формирования у воспитанников представлений  о здоровом образе жизни;
  • формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья.
  • совершенствовать навыки связной речи;
  • развивать воображение, память, чувство эмпатии.

Воспитательные:

  • воспитание устойчивого интереса к познанию;
  • стремление к активной деятельности;
  • самостоятельности в принятии решений.

Тип занятия: познавательный - исследовательский.

Мотивация:  проблемно – игровая.

Методы и приемы:

Словесные: загадки, стихи, беседа, вопросы к детям, пояснение.

Наглядные: картинки зимних месяцев; иллюстрации с изображением зимующих птиц,зверей,зимних развлечений.

Практические: опыты.

Оборудование: 

бумажные снежинки по количеству, детей,ноутбук,видеопроектор,презентация

Прогнозируемый результат: развитие интереса к познанию окружающего мира.

Предварительная работа: целевые наблюдения на прогулке, чтение художественной литературы, загадывание загадок, опыты со снегом, решение проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность.

Методика проведения:

Воспитатель приглашает детей в круг:

Утром ранним кто-то странный заглянул в моё окно.

На ладони появилось ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло: будто руку, протянуло

Тонкий лучик золотой,

И, как с первым лучшим другом поздоровалось со мной.

- Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей

- Доброе утро, мои дорогие! Желаю вам дружно и весело провести этот день.

(Нашли письмо.)

Воспитатель: Посмотрите, вот письмо, очень странное оно.

Вместо марок – три снежинки, на конверте есть хвоинки.

Вместо адреса – загадка. Давайте отгадаем её, и узнаем, кто же отправитель этого загадочного письма.

Тройка, тройка прилетела, скакуны в той тройке белы

А в санях сидит царица:  белокоса, белолица.

Как махнула рукавом - всё покрыто серебром.

Воспитатель:

-Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? (О зиме.) 

-Почему зиму называют царицей? (Ответы.) 

-Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему?

 -На какой тройке прилетела зима?

-Что за скакуны в этой тройке? (Ответы.) 

-Правильно, это зимние месяцы.

-Сколько их?

 

                       Видеофильм «Тройка»

Входит Зима:

Здравствуйте, ребята!

Захотелось мне проверить, нравится ли вам зима. И для этого вам надо будет выполнить мои задания, которые вы найдете в моем волшебном сундуке. А путь к нему вам укажет дорожка из снежинок-пушинок.

Воспитатель: Мы с удовольствием расскажем все, что знаем о зиме. Ребята, а вы видите волшебную дорожку?

Дети: Вот она. Отправляемся в наше путешествие. (Идем по дорожке)

                   Физкультминутка «Снег,снег,белый снег…»

Воспитатель: Ой, что это такое? Это волшебный сундук Зимушки-Зимы! (сундук, открываем его). Посмотрите: сколько здесь снежинок, а на них задания для вас. Ай да Зимушка-Зима! Вот ловко придумала!

Воспитатель: Ну, что ребята, хотите, чтобы Зимушка погостила у нас и порадовала нас своими забавами? Для этого нужно выполнить её задания. Готовы!

Тогда, садитесь правильно и слушайте первое задание:

1 задание « А, ну-ка, ребятки, отгадайте загадки»

Воспитатель:

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче

Всех ночей длиннее ночи

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт

Наступает новый год!

Воспитатель: О каком месяце шла речь?

Дети: О  декабре.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Декабрь заканчивается и наступает новый год.

Воспитатель: Очень точно о декабре сказал поэт С.Я.Маршак в своем стихотворении «Декабрь»

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.

(Картинка «Декабрь») Слайд 3

Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц. Декабрь - это самый темный месяц. В это время солнце встает поздно и заходит рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. И поэтому день короткий ,а ночь длинная.  А еще, декабрь это последний месяц года.

Воспитатель: А сейчас послушаем загадку:

Щиплет уши, щиплет нос.

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду, упадёт.

Не вода уже, а лёд!

Даже птице не летится ,

От мороза стынет птица

Повернуло солнце к лету.

Что скажи за месяц это? Слайд 4

Дети: Январь

Воспитатель: Какой по счёту зимний месяц январь?

Дети: Январь – второй месяц зимы

Воспитатель: Объясните такие строчки

«Щиплет уши, щиплет нос

Лезет в валенки мороз».

Дети: Значит на улице холодно, морозно, надо тепло одеваться.

ЯНВАРЬ

Открываем календарь
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снега на дворе.
Снег — на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.

   Январь - это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнце, а ночью - луна. В такую погоду щеки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щиплет. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег, становится теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке – холодно, при тучах – тепло.

Воспитатель: Ещё загадка:

Снег мешками валит с неба,

Он нанес  сугробы снега

То бураны, то метели на деревья налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон

День прибавился заметно

Ну, так что за месяц это»?    Слайд 5

Дети: Это месяц февраль.

Воспитатель: Объясните, что значит «снег мешками валит с неба»?

Дети: Это падает снег, снегопад.

Воспитатель: Какая погода бывает в феврале?

Дети: В феврале бывают вьюги и метели.

(картинка «Февраль»)

Февраль - последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. А также хорошо в такую погоду играть в снежки. А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Назовите зимние явления природы с ветром и снегом.(Поземка, Вьюга, Метель, Пурга, Снежная буря)

ФЕВРАЛЬ

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.

Воспитатель: Ну, что ж, ребята, молодцы, все загадки отгадали, я думаю, с первым заданием мы справились. Давайте, читать задания дальше?

Воспитатель: Ребята, а вот

2 задание: «Что происходит с природой зимой? Назовите приметы зимы.» 

Обсуждение вместе с детьми примет зимы:

- снеговой покров;

- замерзание почв и водоемов;

- дни короткие, ночи длинные;

- мало птиц, нет насекомых;

- бывают метели, снежные бури; и т.д

-Слайд 6 (схема)

- Птицы Слайд 7

- Животные Слайд 8

- Люди. Слайд 9

Словарная работа:

- Ветер (сильный, холодный, леденящий, слабый, северный, теплый).

- День зимой (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный, ясный).

- Снег (белый, пушистый, грязный, холодный, рассыпчатый, мягкий, хрустящий, липкий, блестящий).

- Сугробы (снежные, глубокие, высокие)

- Облака (какие? белые, серые, большие, маленькие, снежные, низкие, красивые, пушистые).

- День короче, а ночь – длиннее. Ночью небо чистое, темное, звездное, красивое.

Воспитатель: Ну, молодцы, и с этим заданием мы справились.

Дел у зимы не мало

Белым покрывалом

Всю землю укрывает

В лед реки убирает

Белит поля , дома

Волшебница Зима!

Воспитатель: Чем белит Зима все вокруг?

                               Физминутка  «С неба падают снежинки»                 

Слайд 10

Воспитатель: Ну, что ж давайте прочитаем, что же ещё приготовила нам Зимушка-зима.

3 задание: Зима: «Ребята, вы знаете, что зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки. Помогите, мне подуть на снежинки, чтобы они разлетелись далеко-далеко, и вся земля покрылась белым снегом.»

Воспитатель: Поможем! Только как нам это сделать, ведь мы с вами в группе?Кажется, я придумала. Я знаю одну игру, хотите, научу в неё играть? (Да)

У нас есть снежинки. Сейчас, я вас заколдую, превращу в холодный ветерок, и мы сможем помочь Зимушке-зиме. Только, давайте вспомним, как правильно нужно дуть? Расскажите, пожалуйста.

Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко через нос. При выдохе щёки не надуваем и дуем долго.  

Дыхательная гимнастика

«Снежинка»

Кружится и хохочет метель под Новый год

Снег опуститься хочет, а ветер не даёт

И весело деревьям и каждому кусту

Снежинки, как смешинки танцуют на ветру.

 Воспитатель: Откуда же берется снег?

Дети: Он падает из тучи. Слайд 11

Воспитатель: Снежинки образуются из частичек водяного пара  в облаках. Они объединяются вокруг пылинки и превращаются в льдинки. Соприкасаясь с льдинкой, другие охлажденные капли воды намерзают на ее края. Постепенно захватывая все больше и больше капель воды, ледяной кристалл растет, принимая известную всем нам кристаллическую, узорную форму. Так  из маленького невзрачного кристаллика льда, по пути к земле, со временем образуется снежинка. Слой пушистого снега образуется из множества снежинок. Слайд 12

4 задание: «Зимушка - зима просит найти одинаковые, пока они не растаяли, скорей ищите»   Дети ищут, но не находят. Слайд 13

Воспитатель: Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает. Ребята, а что общего у всех снежинок? (Ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих среди них нет.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать больше о снеге?

(Ответы детей)

Зимушка – зима приглашает нас в «Снежную лабораторию» Слайд 14

5 задание : «Дорогие ребята! Мои волшебные коробочки помогут вам лучше узнать, какой бывает снег и на что он может быть похож».

Дети подходят к столу. Исследовательская деятельность.

Мелкая соль. Что в этой коробочке? (соль) 
На что она похожа? (Снег, снежная пыль, маленькие льдинки.) 
Снег похож на мелкую пыль? (ответы детей) 
Как образуются мелкие льдинки-пылинки?
Водяные пары поднимаются высоко в небо, где холодно и превращаются вот в такие мелкие ледяные крупинки или снежную пыль 
2. Рис. Что в этой коробочке? ( Крупа, рис.)
Снег может быть похожим и на крупу. Это бывает тогда, когда на улице нет сильного мороза, и дует сильный ветер. Он обламывает лучики у снежинок, и они становятся похожими на крупу.
3. Комочки ваты. Что находится в этой коробочке? Ответы детей. (вата).
Когда нет сильного мороза и ветра, снежинки падая, прилипают друг к другу и становятся похожими на комочки ваты.
4. Крупная соль. Как вы думаете, что здесь?

Опыт:

 А теперь давайте нажмем на соль ложкой  и послушаем. Что вы слышите? (Дети слушают, как скрипят, ломаясь, кристаллы соли.)
Когда на улице сильный мороз, то снег скрипит под ногами, почему?
Это ломаются лучики снежинок. Их очень много и мы слышим скрип. (Дети вытирают руки салфетками)

6 задание : «Какие опасности могут подстерегать вас зимой?»

Воспитатель: Очень интересный вопрос! Ребята, зима очень веселое время года! Что вам нравится зимой? (Ответы детей.)

                Д/и «Что можно зимой» (со снежком)

Воспитатель: Но зимой бывают и опасные ситуации. Давайте-ка ответим на вопрос Зимы. Какие опасности могут подстерегать вас зимой?

Ответы детей.

Как называется явление, когда на дороге слишком скользко?

Вспомним стихотворение :

Гололедица

Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется?

В. Берестов

Воспитатель: Почему же никто не радуется?

Что же делать, чтобы избежать травм и аварий?

Как убрать лед, не дожидаясь пока он сам растает? (Ответы детей: сбивать, счищать лед, посыпать песком, чтобы не скользить.)

Воспитатель: А я знаю еще один секрет, но чтобы его разгадать, нам надо снова отправиться в лабораторию.

                                  Опыт: «Соль и лед»

7 задание : Зима интересуется: «Знаете ли вы, как следить за своим здоровьем в холодное время года?»

Дети: Тепло одеваться, не есть снег, не брать в рот сосульки, долго не гулять, не сидеть на снегу и т. п.

Воспитатель: Хорошо. Давайте представим, что на улице сильный мороз и холодный ветер.

Как нужно дышать в морозную погоду и  почему?

Дети: Через нос, чтобы не застудить горло холодным воздухом.

Воспитатель: правильно, а если вы всё- таки долго находились на улице и замёрзли, как быстро согреться, чтобы не заболеть! (Ответы детей.)

                  Игра   «На дворе мороз и ветер»

Воспитатель: Хоть зима и холодное время года, но она нам приносит радость и много интересного! Правда, ребята?

Ответы детей.

Воспитатель: Вот и всё! Мы с вами справились со всеми заданиями и помогли Зимушке. Я думаю ,что она обязательно погостит у нас и порадует нас своей красотой, хорошей погодой и, конечно же, зимними забавами.

Выходит Зима

Итог: Ребята вам понравились задания, которые приготовила я вам

приготовила?

Что вам, понравилось или запомнилось больше всего?

А как вы думаете, можно ли прожить без Зимы и снега?

Почему!

Дети: Зимой природа отдыхает, чтобы радовать нас весной и летом и дать хороший урожай осенью . А ещё зимой много интересных развлечений, которых не бывает в другие времена года.

Зима: Ну, что ж раз вам сегодня всё понравилось, и было интересно, я приглашаю вас и наших гостей закончить нашу встречу  веселым зимним танцем .

                   «Зимушка-зима » -танец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Зимушка-зима"

Данный материал можно использовать для проведения открытого занятия.Занятие развивает связную речь детей,формирует временные понятия....

Конспект занятия "Зимушка-зима" по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе ОНР

В конспекте представлены игры по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с диагнозом ОНР....

Конспект занятия "Зимушка-зима Сибирская краса"

интегрированное занятие : художественное творчество, музыка....

Конспект НОД "Зимушка-зима" с использованием здоровьесберегающих технологий

Интегрированное занятие для детей группы компенсирующего назначения по освоению образовательных областей "Музыка" и "Коммуникация". Цель занятия - развитие коммуникативных навыков детей посредством иг...

Конспект занятия "Зимушка-зима" для подготовительных групп

Программное содержание:1) Расширять и уточнять знания детей о зиме и ее характерных признаках.2) Формировать умения и навыки понимать и употреблять в речи вопросительные предложения с вопросительными ...

конспект НОД "Зимушка-зима"

Цель: Закрепить знания детей о зиме.Образовательные задачи:Расширять и активизировать словарь по теме: «Зима».Упражнять в составлении предложений, рассказов по картинно-графическому плану; активи...

Конспект-занятия "Зимушка-зима"

Конспект в старшей группе «Зимушка-зима» с применением ИКТ...