Конспект ООД "Загадки Зимушки-Зимы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
В процессе деятельности по познавательному развитию дети закрепят представления о зимних явлениях в природе,о зимних месяцах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД с детьми подготовительной группы на тему:
«Загадки Зимушки-Зимы»
Воспитатель Луговская Н.А.
Цель:
Обобщение и дополнение представлений детей о времени года зима.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить и дополнить знания детей о зимних явлениях в природе;
- создание условий для формирования у воспитанников представлений о здоровом образе жизни;
- формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья.
- совершенствовать навыки связной речи;
- развивать воображение, память, чувство эмпатии.
Воспитательные:
- воспитание устойчивого интереса к познанию;
- стремление к активной деятельности;
- самостоятельности в принятии решений.
Тип занятия: познавательный - исследовательский.
Мотивация: проблемно – игровая.
Методы и приемы:
Словесные: загадки, стихи, беседа, вопросы к детям, пояснение.
Наглядные: картинки зимних месяцев; иллюстрации с изображением зимующих птиц,зверей,зимних развлечений.
Практические: опыты.
Оборудование:
бумажные снежинки по количеству, детей,ноутбук,видеопроектор,презентация
Прогнозируемый результат: развитие интереса к познанию окружающего мира.
Предварительная работа: целевые наблюдения на прогулке, чтение художественной литературы, загадывание загадок, опыты со снегом, решение проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность.
Методика проведения:
Воспитатель приглашает детей в круг:
Утром ранним кто-то странный заглянул в моё окно.
На ладони появилось ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло: будто руку, протянуло
Тонкий лучик золотой,
И, как с первым лучшим другом поздоровалось со мной.
- Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей
- Доброе утро, мои дорогие! Желаю вам дружно и весело провести этот день.
(Нашли письмо.)
Воспитатель: Посмотрите, вот письмо, очень странное оно.
Вместо марок – три снежинки, на конверте есть хвоинки.
Вместо адреса – загадка. Давайте отгадаем её, и узнаем, кто же отправитель этого загадочного письма.
Тройка, тройка прилетела, скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица: белокоса, белолица.
Как махнула рукавом - всё покрыто серебром.
Воспитатель:
-Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? (О зиме.)
-Почему зиму называют царицей? (Ответы.)
-Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему?
-На какой тройке прилетела зима?
-Что за скакуны в этой тройке? (Ответы.)
-Правильно, это зимние месяцы.
-Сколько их?
Видеофильм «Тройка»
Входит Зима:
Здравствуйте, ребята!
Захотелось мне проверить, нравится ли вам зима. И для этого вам надо будет выполнить мои задания, которые вы найдете в моем волшебном сундуке. А путь к нему вам укажет дорожка из снежинок-пушинок.
Воспитатель: Мы с удовольствием расскажем все, что знаем о зиме. Ребята, а вы видите волшебную дорожку?
Дети: Вот она. Отправляемся в наше путешествие. (Идем по дорожке)
Физкультминутка «Снег,снег,белый снег…»
Воспитатель: Ой, что это такое? Это волшебный сундук Зимушки-Зимы! (сундук, открываем его). Посмотрите: сколько здесь снежинок, а на них задания для вас. Ай да Зимушка-Зима! Вот ловко придумала!
Воспитатель: Ну, что ребята, хотите, чтобы Зимушка погостила у нас и порадовала нас своими забавами? Для этого нужно выполнить её задания. Готовы!
Тогда, садитесь правильно и слушайте первое задание:
1 задание « А, ну-ка, ребятки, отгадайте загадки»
Воспитатель:
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче
Всех ночей длиннее ночи
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт
Наступает новый год!
Воспитатель: О каком месяце шла речь?
Дети: О декабре.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Декабрь заканчивается и наступает новый год.
Воспитатель: Очень точно о декабре сказал поэт С.Я.Маршак в своем стихотворении «Декабрь»
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
(Картинка «Декабрь») Слайд 3
Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц. Декабрь - это самый темный месяц. В это время солнце встает поздно и заходит рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. И поэтому день короткий ,а ночь длинная. А еще, декабрь это последний месяц года.
Воспитатель: А сейчас послушаем загадку:
Щиплет уши, щиплет нос.
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду, упадёт.
Не вода уже, а лёд!
Даже птице не летится ,
От мороза стынет птица
Повернуло солнце к лету.
Что скажи за месяц это? Слайд 4
Дети: Январь
Воспитатель: Какой по счёту зимний месяц январь?
Дети: Январь – второй месяц зимы
Воспитатель: Объясните такие строчки
«Щиплет уши, щиплет нос
Лезет в валенки мороз».
Дети: Значит на улице холодно, морозно, надо тепло одеваться.
ЯНВАРЬ
Открываем календарь
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снега на дворе.
Снег — на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.
Январь - это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнце, а ночью - луна. В такую погоду щеки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щиплет. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег, становится теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке – холодно, при тучах – тепло.
Воспитатель: Ещё загадка:
Снег мешками валит с неба,
Он нанес сугробы снега
То бураны, то метели на деревья налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это»? Слайд 5
Дети: Это месяц февраль.
Воспитатель: Объясните, что значит «снег мешками валит с неба»?
Дети: Это падает снег, снегопад.
Воспитатель: Какая погода бывает в феврале?
Дети: В феврале бывают вьюги и метели.
(картинка «Февраль»)
Февраль - последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. А также хорошо в такую погоду играть в снежки. А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Назовите зимние явления природы с ветром и снегом.(Поземка, Вьюга, Метель, Пурга, Снежная буря)
ФЕВРАЛЬ
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Воспитатель: Ну, что ж, ребята, молодцы, все загадки отгадали, я думаю, с первым заданием мы справились. Давайте, читать задания дальше?
Воспитатель: Ребята, а вот
2 задание: «Что происходит с природой зимой? Назовите приметы зимы.»
Обсуждение вместе с детьми примет зимы:
- снеговой покров;
- замерзание почв и водоемов;
- дни короткие, ночи длинные;
- мало птиц, нет насекомых;
- бывают метели, снежные бури; и т.д
-Слайд 6 (схема)
- Птицы Слайд 7
- Животные Слайд 8
- Люди. Слайд 9
Словарная работа:
- Ветер (сильный, холодный, леденящий, слабый, северный, теплый).
- День зимой (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный, ясный).
- Снег (белый, пушистый, грязный, холодный, рассыпчатый, мягкий, хрустящий, липкий, блестящий).
- Сугробы (снежные, глубокие, высокие)
- Облака (какие? белые, серые, большие, маленькие, снежные, низкие, красивые, пушистые).
- День короче, а ночь – длиннее. Ночью небо чистое, темное, звездное, красивое.
Воспитатель: Ну, молодцы, и с этим заданием мы справились.
Дел у зимы не мало
Белым покрывалом
Всю землю укрывает
В лед реки убирает
Белит поля , дома
Волшебница Зима!
Воспитатель: Чем белит Зима все вокруг?
Физминутка «С неба падают снежинки»
Слайд 10
Воспитатель: Ну, что ж давайте прочитаем, что же ещё приготовила нам Зимушка-зима.
3 задание: Зима: «Ребята, вы знаете, что зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки. Помогите, мне подуть на снежинки, чтобы они разлетелись далеко-далеко, и вся земля покрылась белым снегом.»
Воспитатель: Поможем! Только как нам это сделать, ведь мы с вами в группе?Кажется, я придумала. Я знаю одну игру, хотите, научу в неё играть? (Да)
У нас есть снежинки. Сейчас, я вас заколдую, превращу в холодный ветерок, и мы сможем помочь Зимушке-зиме. Только, давайте вспомним, как правильно нужно дуть? Расскажите, пожалуйста.
Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко через нос. При выдохе щёки не надуваем и дуем долго.
Дыхательная гимнастика
«Снежинка»
Кружится и хохочет метель под Новый год
Снег опуститься хочет, а ветер не даёт
И весело деревьям и каждому кусту
Снежинки, как смешинки танцуют на ветру.
Воспитатель: Откуда же берется снег?
Дети: Он падает из тучи. Слайд 11
Воспитатель: Снежинки образуются из частичек водяного пара в облаках. Они объединяются вокруг пылинки и превращаются в льдинки. Соприкасаясь с льдинкой, другие охлажденные капли воды намерзают на ее края. Постепенно захватывая все больше и больше капель воды, ледяной кристалл растет, принимая известную всем нам кристаллическую, узорную форму. Так из маленького невзрачного кристаллика льда, по пути к земле, со временем образуется снежинка. Слой пушистого снега образуется из множества снежинок. Слайд 12
4 задание: «Зимушка - зима просит найти одинаковые, пока они не растаяли, скорей ищите» Дети ищут, но не находят. Слайд 13
Воспитатель: Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает. Ребята, а что общего у всех снежинок? (Ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих среди них нет.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать больше о снеге?
(Ответы детей)
Зимушка – зима приглашает нас в «Снежную лабораторию» Слайд 14
5 задание : «Дорогие ребята! Мои волшебные коробочки помогут вам лучше узнать, какой бывает снег и на что он может быть похож».
Дети подходят к столу. Исследовательская деятельность.
Мелкая соль. Что в этой коробочке? (соль)
На что она похожа? (Снег, снежная пыль, маленькие льдинки.)
Снег похож на мелкую пыль? (ответы детей)
Как образуются мелкие льдинки-пылинки?
Водяные пары поднимаются высоко в небо, где холодно и превращаются вот в такие мелкие ледяные крупинки или снежную пыль
2. Рис. Что в этой коробочке? ( Крупа, рис.)
Снег может быть похожим и на крупу. Это бывает тогда, когда на улице нет сильного мороза, и дует сильный ветер. Он обламывает лучики у снежинок, и они становятся похожими на крупу.
3. Комочки ваты. Что находится в этой коробочке? Ответы детей. (вата).
Когда нет сильного мороза и ветра, снежинки падая, прилипают друг к другу и становятся похожими на комочки ваты.
4. Крупная соль. Как вы думаете, что здесь?
Опыт:
А теперь давайте нажмем на соль ложкой и послушаем. Что вы слышите? (Дети слушают, как скрипят, ломаясь, кристаллы соли.)
Когда на улице сильный мороз, то снег скрипит под ногами, почему?
Это ломаются лучики снежинок. Их очень много и мы слышим скрип. (Дети вытирают руки салфетками)
6 задание : «Какие опасности могут подстерегать вас зимой?»
Воспитатель: Очень интересный вопрос! Ребята, зима очень веселое время года! Что вам нравится зимой? (Ответы детей.)
Д/и «Что можно зимой» (со снежком)
Воспитатель: Но зимой бывают и опасные ситуации. Давайте-ка ответим на вопрос Зимы. Какие опасности могут подстерегать вас зимой?
Ответы детей.
Как называется явление, когда на дороге слишком скользко?
Вспомним стихотворение :
Гололедица
Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется?
В. Берестов
Воспитатель: Почему же никто не радуется?
Что же делать, чтобы избежать травм и аварий?
Как убрать лед, не дожидаясь пока он сам растает? (Ответы детей: сбивать, счищать лед, посыпать песком, чтобы не скользить.)
Воспитатель: А я знаю еще один секрет, но чтобы его разгадать, нам надо снова отправиться в лабораторию.
Опыт: «Соль и лед»
7 задание : Зима интересуется: «Знаете ли вы, как следить за своим здоровьем в холодное время года?»
Дети: Тепло одеваться, не есть снег, не брать в рот сосульки, долго не гулять, не сидеть на снегу и т. п.
Воспитатель: Хорошо. Давайте представим, что на улице сильный мороз и холодный ветер.
Как нужно дышать в морозную погоду и почему?
Дети: Через нос, чтобы не застудить горло холодным воздухом.
Воспитатель: правильно, а если вы всё- таки долго находились на улице и замёрзли, как быстро согреться, чтобы не заболеть! (Ответы детей.)
Игра «На дворе мороз и ветер»
Воспитатель: Хоть зима и холодное время года, но она нам приносит радость и много интересного! Правда, ребята?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот и всё! Мы с вами справились со всеми заданиями и помогли Зимушке. Я думаю ,что она обязательно погостит у нас и порадует нас своей красотой, хорошей погодой и, конечно же, зимними забавами.
Выходит Зима
Итог: Ребята вам понравились задания, которые приготовила я вам
приготовила?
Что вам, понравилось или запомнилось больше всего?
А как вы думаете, можно ли прожить без Зимы и снега?
Почему!
Дети: Зимой природа отдыхает, чтобы радовать нас весной и летом и дать хороший урожай осенью . А ещё зимой много интересных развлечений, которых не бывает в другие времена года.
Зима: Ну, что ж раз вам сегодня всё понравилось, и было интересно, я приглашаю вас и наших гостей закончить нашу встречу веселым зимним танцем .
«Зимушка-зима » -танец
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/11/picture-70766-1552329419.jpg)
Конспект занятия "Зимушка-зима"
Данный материал можно использовать для проведения открытого занятия.Занятие развивает связную речь детей,формирует временные понятия....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/30/picture-134126-1351604274.jpg)
Конспект занятия "Зимушка-зима" по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе ОНР
В конспекте представлены игры по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с диагнозом ОНР....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-210418-1361681159.jpg)
Конспект занятия "Зимушка-зима Сибирская краса"
интегрированное занятие : художественное творчество, музыка....
Конспект НОД "Зимушка-зима" с использованием здоровьесберегающих технологий
Интегрированное занятие для детей группы компенсирующего назначения по освоению образовательных областей "Музыка" и "Коммуникация". Цель занятия - развитие коммуникативных навыков детей посредством иг...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/26/picture-391223-1390739716.jpg)
Конспект занятия "Зимушка-зима" для подготовительных групп
Программное содержание:1) Расширять и уточнять знания детей о зиме и ее характерных признаках.2) Формировать умения и навыки понимать и употреблять в речи вопросительные предложения с вопросительными ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/23/picture-210037-1361618164.jpg)
конспект НОД "Зимушка-зима"
Цель: Закрепить знания детей о зиме.Образовательные задачи:Расширять и активизировать словарь по теме: «Зима».Упражнять в составлении предложений, рассказов по картинно-графическому плану; активи...
Конспект-занятия "Зимушка-зима"
Конспект в старшей группе «Зимушка-зима» с применением ИКТ...