Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе Тема: «В гостях у Федоры» Воспитатель: Мышанская Н.В.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе
Тема: «В гостях у Федоры»
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Уточнить и расширить представления детей о посуде, ее назначении, о материалах из которых она сделана.
Развивать стремление детей к познанию через экспериментальную деятельность, способность анализировать, делать выводы.
Развивать зрительное, слуховое восприятие, память, внимание, мышление.
Образовательная область «Речевое развитие»
Упражнять детей в словообразовании существительных слов с помощью суффиксов –ниц, -ик.
Упражнять детей в словообразовании существительных родительного падежа с предлогом и без.
Упражнять детей в словообразовании относительных прилагательных от существительных.
Развивать грамматический строй речи.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Воспитывать осторожное, бережное отношение с предметами посуды.
Воспитывать внимательное отношение друг к другу.
Образовательная область «Физическое развитие»:
Упражнять детей в выполнении двигательного содержания к предложенному сюжету.
Развивать мелкую и общую моторику.
Способствовать сохранению и укреплению психического здоровья ребенка.
ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная.
ФОРМЫ: сюжетная игра, экспериментирование, дидактические и речевые игры, беседа, высказывание из личного опыта, физминутка, пальчиковая гимнастика, обследование, решение проблемной ситуации.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение произведение К. Чуковского «Федорино горе», дидактические игры «Что из чего», «Разложи продукты по местам» и другие, знакомство со свойствами пластмассы, глины, стекла, металла, отгадывание и разгадывание загадок о посуде, рассматривание иллюстраций, рисование предметов посуды, аппликация «», .
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Демонстративный материал и оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, компьютерная презентация, предметы кухонной, столовой, чайной посуды, кукольная посуда, волшебный мешочек, таблица для восприятия наложенных контурных изображений, тарелки из стекла, керамики, дерева, пластмассы, бумаги, контуры посуды.
ХОД НОД:
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (Да!) А в гости вы ходить любите? (Да!)
– Сейчас я вам прочту начало одной сказки, а вы, надеюсь, отгадаете, о какой сказке идет речь.
И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи! »
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу! »
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит.
Утюги бегут, покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы - дзынь! - натыкаются,
И стаканы - дзынь! - разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда? »
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
- Из какой сказки этот отрывок? (Федорино горе)
- Да, правильно, ребята. Эта сказка называется «Федорино горе».
- Кто написал эту сказку? (К. И. Чуковский)
- Молодцы, ребята. Ее написал Корней Иванович Чуковский. (Слайд)
(Музыка – двери в сказку отворяются.)
Воспитатель Ребята, посмотрите какой беспорядок вокруг.
(Декорации квартиры Федоры, )
Снова горе у Федоры
Не пошел ей впрок урок.
Чистоты, порядка нету
И опять переполох.
Разбежалась вся посуда
Нет тарелок, а еда
Фрукты, овощи, продукты
Разбежались кто куда!
– Ребята, Федора посуду не жалела, не мыла, била. Вот посуда и убежала от нее. Посмотрите внимательно на картинку и дорисуйте недостающую часть посуды. Расскажите, какие предметы посуды убежали от нее, и без какой части они остались.
(Дети рассматривают рисунок, дорисовывают недостающую деталь и называют)
От Федоры убежал чайник. Чайник был без носика.
От Федоры убежала чашка. Чашка была без ручки.
От Федоры убежала кастрюля. Кастрюля была без ручки.
От Федоры убежал кувшин. Кувшин был без горлышка.
От Федоры убежал стакан. Стакан был без донышка.
От Федоры убежал нож. Нож был без лезвия.
От Федоры убежала вилка. Вилка была без зубца.
На столе – посуда горкой
Под столом – с водою таз
Генеральная уборка
Начинается у нас.
- Расставьте посуду у Федоры на кухне. Какая посуда будет стоять на плите? (Кухонная.) - А на столе?(На столе будет стоять столовая посуда.) - А что поставим в шкаф?(Чайную посуду поставим в шкаф.)
- Расставляйте. Какая посуда стоит на плите?(На плите стоит кастрюля и чайник, потому что это кухонная посуда.) - Что стоит на столе? (На столе супница и тарелка, потому что это столовая посуда.) - Какую посуду убрали в шкаф? (В шкафу сахарница и чайник, потому что это чайная посуда.)
- Для чего нужна посуда?
( Кухонная – посуда, в которой мы готовим пищу (сковорода, кастрюля, миски, противень и. т. д.), столовая – посуда, из которой мы едим, которую мы видим на столе (тарелки, супницы, блюдца), чайная – посуда, которой мы пользуемся, когда пьем чай (блюдце, сахарница, чашка, заварочный чайник и т. д.)
- Вот какой порядок теперь у Федоры,
- Молодцы, ребята. У Федоры так много посуды, она запуталась из чего она сделана. Мы расскажем ей об этом. Я вам буду говорить из чего посуда сделана, а вы мне какая она.
Дидактическая игра «Что из чего» (Слайды)
Кастрюля из алюминия –
Кувшин из глины –
Стакан из стекла –
Чашка из фарфора –
Ваза из хрусталя –
Сковорода из чугуна –
Ложка из дерева –
Поднос из золота –
-Молодцы ребята, а теперь давайте немножко отдохнем и сделаем физминутку:
Вот большой стеклянный чайник: (дети надувают животик)
Очень важный как начальник! (ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик)
Вот фарфоровые чашки:
Очень хрупкие бедняжки! (приседают, одна рука на поясе)
Вот фарфоровые блюдца:
Только стукни, разобьются! (кружатся, рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки
Вот пластмассовый поднос, он посуду нам принес!
- Посуда - это дом для продуктов. И сейчас мы об этом расскажем.
Игра «Домик для посуды». (Слайды)
Сахар живет. (в сахарнице)
Хлеб живет. (в хлебнице)
Перец живет. (в перечнице)
Селедка живет. (в селедочнице)
Конфеты живут. (в конфетнице)
Сухари живут. (в сухарнице)
Масло живет (в маслёнке)
Молоко живет (в молочнике)
Соль живет (в солонке)
- Ребята, посмотрите какие тарелки есть у Федоры. А как вы думаете, умеет ли посуда говорить? (ответы детей)
Оказывается, умеет. Давайте послушаем. (воспитатель стучит об край глиняной и стеклянной тарелок). - Как звучат эти тарелки? (звонко) Почему? (потому, что сделаны из стекла и керамики) - А как звучат эти тарелки? (воспитатель стучит об край пластмассовой и деревянной тарелок) (глухо) Почему? (потому что сделаны из пластмассы и дерева)
Сделать вывод, что стекло и керамика звучат звонко, а пластмасса и дерево звучат глухо.
Воспитатель как бы нечаянно роняет бумажную тарелку на пол. Ой, что я наделала, она разобьётся!?
- Почему, ребята тарелка не разбилась? (потому что сделана из бумаги) - Тарелка из какого материала может упасть и разбиться? (из стекла и керамики)
Делается вывод о том, что стекло и керамика - очень хрупкий материал, его легко разбить. Поэтому с посудой из этого материала нужно обращаться очень бережно. А вот с бумажной и пластмассовой посудой ничего не случится, и если она упадёт, то не разобьётся, её разбить не возможно.
- А тут еще Федора оставила мешочек, нужно в мешочек опустить руку и взять предмет, ощупать его, назвать и достать его.
Игра «Чудесный мешочек».
-Что ты нащупал? (Кружку)
-А для чего она нужна?( Из кружки пьют воду)
- Что ты нащупала? (Тарелку. В тарелку кладут еду)
- А у тебя что? (Кастрюля. В кастрюле варят)
Задание «Узнай предмет по силуэту»
-Посмотрите какая странная картина висит на стене. Что на ней нарисовано?.
- Ребята, почему посуда убежала от Федоры? (Потому, что она не мыла посуду, посуда была грязная)
- Надо бы помочь Федоре вымыть посуду. Приготовьте свои ручки.
Пальчиковая гимнастика
Кран с водою мы открыли И посуду перемыли. Тёрли, тёрли, мыли, мыли, Тёрли, тёрли, мыли, мыли – Всё кругом в воде и мыле
Мимическая гимнастика
- Какое настроение у вас сейчас, мы навели порядок, помыли посуду? (радостное)
- А какое настроение было у вас мы пришли к Федоре? (Неудовольствие – много грязной посуды)
(Появляются пиктограммы)
Возвращение Федоры.
Чтение стихотворения «Для чего нужна посуда?»
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!
- А что нужно делать с посудой, чтобы она была чистой? (Мыть с моющими средствами, чистить содой, ополаскивать в чистой воде, мыть в посудомоющей машине, вытирать насухо чистым полотенцем)
-Вот видишь Федора, с посудой нужно обращаться бережно, аккуратно.
Федора. (благодарит)
Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать, Буду, буду я посуду И любить, и уважать… .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fedoramicrosoft_word.docx | 23.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ «КОЛОКОЛЬЧИК»
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе
Тема: «В гостях у Федоры»
Воспитатель: Мышанская Н.В.
Станица Тацинская
Январь2021г
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе
Тема: «В гостях у Федоры»
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Уточнить и расширить представления детей о посуде, ее назначении, о материалах из которых она сделана.
Развивать стремление детей к познанию через экспериментальную деятельность, способность анализировать, делать выводы.
Развивать зрительное, слуховое восприятие, память, внимание, мышление.
Образовательная область «Речевое развитие»
Упражнять детей в словообразовании существительных слов с помощью суффиксов –ниц, -ик.
Упражнять детей в словообразовании существительных родительного падежа с предлогом и без.
Упражнять детей в словообразовании относительных прилагательных от существительных.
Развивать грамматический строй речи.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Воспитывать осторожное, бережное отношение с предметами посуды.
Воспитывать внимательное отношение друг к другу.
Образовательная область «Физическое развитие»:
Упражнять детей в выполнении двигательного содержания к предложенному сюжету.
Развивать мелкую и общую моторику.
Способствовать сохранению и укреплению психического здоровья ребенка.
ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная.
ФОРМЫ: сюжетная игра, экспериментирование, дидактические и речевые игры, беседа, высказывание из личного опыта, физминутка, пальчиковая гимнастика, обследование, решение проблемной ситуации.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение произведение К. Чуковского «Федорино горе», дидактические игры «Что из чего», «Разложи продукты по местам» и другие, знакомство со свойствами пластмассы, глины, стекла, металла, отгадывание и разгадывание загадок о посуде, рассматривание иллюстраций, рисование предметов посуды, аппликация «», .
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Демонстративный материал и оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, компьютерная презентация, предметы кухонной, столовой, чайной посуды, кукольная посуда, волшебный мешочек, таблица для восприятия наложенных контурных изображений, тарелки из стекла, керамики, дерева, пластмассы, бумаги, контуры посуды.
ХОД НОД:
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (Да!) А в гости вы ходить любите? (Да!)
– Сейчас я вам прочту начало одной сказки, а вы, надеюсь, отгадаете, о какой сказке идет речь.
И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи! »
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу! »
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит.
Утюги бегут, покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы - дзынь! - натыкаются,
И стаканы - дзынь! - разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда? »
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
- Из какой сказки этот отрывок? (Федорино горе)
- Да, правильно, ребята. Эта сказка называется «Федорино горе».
- Кто написал эту сказку? (К. И. Чуковский)
- Молодцы, ребята. Ее написал Корней Иванович Чуковский. (Слайд)
(Музыка – двери в сказку отворяются.)
Воспитатель Ребята, посмотрите какой беспорядок вокруг.
(Декорации квартиры Федоры, )
Снова горе у Федоры
Не пошел ей впрок урок.
Чистоты, порядка нету
И опять переполох.
Разбежалась вся посуда
Нет тарелок, а еда
Фрукты, овощи, продукты
Разбежались кто куда!
– Ребята, Федора посуду не жалела, не мыла, била. Вот посуда и убежала от нее. Посмотрите внимательно на картинку и дорисуйте недостающую часть посуды. Расскажите, какие предметы посуды убежали от нее, и без какой части они остались.
(Дети рассматривают рисунок, дорисовывают недостающую деталь и называют)
От Федоры убежал чайник. Чайник был без носика.
От Федоры убежала чашка. Чашка была без ручки.
От Федоры убежала кастрюля. Кастрюля была без ручки.
От Федоры убежал кувшин. Кувшин был без горлышка.
От Федоры убежал стакан. Стакан был без донышка.
От Федоры убежал нож. Нож был без лезвия.
От Федоры убежала вилка. Вилка была без зубца.
На столе – посуда горкой
Под столом – с водою таз
Генеральная уборка
Начинается у нас.
- Расставьте посуду у Федоры на кухне. Какая посуда будет стоять на плите? (Кухонная.) - А на столе?(На столе будет стоять столовая посуда.) - А что поставим в шкаф?(Чайную посуду поставим в шкаф.)
- Расставляйте. Какая посуда стоит на плите?(На плите стоит кастрюля и чайник, потому что это кухонная посуда.) - Что стоит на столе? (На столе супница и тарелка, потому что это столовая посуда.) - Какую посуду убрали в шкаф? (В шкафу сахарница и чайник, потому что это чайная посуда.)
- Для чего нужна посуда?
( Кухонная – посуда, в которой мы готовим пищу (сковорода, кастрюля, миски, противень и. т. д.), столовая – посуда, из которой мы едим, которую мы видим на столе (тарелки, супницы, блюдца), чайная – посуда, которой мы пользуемся, когда пьем чай (блюдце, сахарница, чашка, заварочный чайник и т. д.)
- Вот какой порядок теперь у Федоры,
- Молодцы, ребята. У Федоры так много посуды, она запуталась из чего она сделана. Мы расскажем ей об этом. Я вам буду говорить из чего посуда сделана, а вы мне какая она.
Дидактическая игра «Что из чего» (Слайды)
Кастрюля из алюминия –
Кувшин из глины –
Стакан из стекла –
Чашка из фарфора –
Ваза из хрусталя –
Сковорода из чугуна –
Ложка из дерева –
Поднос из золота –
-Молодцы ребята, а теперь давайте немножко отдохнем и сделаем физминутку:
Вот большой стеклянный чайник: (дети надувают животик)
Очень важный как начальник! (ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик)
Вот фарфоровые чашки:
Очень хрупкие бедняжки! (приседают, одна рука на поясе)
Вот фарфоровые блюдца:
Только стукни, разобьются! (кружатся, рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки
Вот пластмассовый поднос, он посуду нам принес!
- Посуда - это дом для продуктов. И сейчас мы об этом расскажем.
Игра «Домик для посуды». (Слайды)
Сахар живет. (в сахарнице)
Хлеб живет. (в хлебнице)
Перец живет. (в перечнице)
Селедка живет. (в селедочнице)
Конфеты живут. (в конфетнице)
Сухари живут. (в сухарнице)
Масло живет (в маслёнке)
Молоко живет (в молочнике)
Соль живет (в солонке)
- Ребята, посмотрите какие тарелки есть у Федоры. А как вы думаете, умеет ли посуда говорить? (ответы детей)
Оказывается, умеет. Давайте послушаем. (воспитатель стучит об край глиняной и стеклянной тарелок). - Как звучат эти тарелки? (звонко) Почему? (потому, что сделаны из стекла и керамики) - А как звучат эти тарелки? (воспитатель стучит об край пластмассовой и деревянной тарелок) (глухо) Почему? (потому что сделаны из пластмассы и дерева)
Сделать вывод, что стекло и керамика звучат звонко, а пластмасса и дерево звучат глухо.
Воспитатель как бы нечаянно роняет бумажную тарелку на пол. Ой, что я наделала, она разобьётся!?
- Почему, ребята тарелка не разбилась? (потому что сделана из бумаги) - Тарелка из какого материала может упасть и разбиться? (из стекла и керамики)
Делается вывод о том, что стекло и керамика - очень хрупкий материал, его легко разбить. Поэтому с посудой из этого материала нужно обращаться очень бережно. А вот с бумажной и пластмассовой посудой ничего не случится, и если она упадёт, то не разобьётся, её разбить не возможно.
- А тут еще Федора оставила мешочек, нужно в мешочек опустить руку и взять предмет, ощупать его, назвать и достать его.
Игра «Чудесный мешочек».
-Что ты нащупал? (Кружку)
-А для чего она нужна?( Из кружки пьют воду)
- Что ты нащупала? (Тарелку. В тарелку кладут еду)
- А у тебя что? (Кастрюля. В кастрюле варят)
Задание «Узнай предмет по силуэту»
-Посмотрите какая странная картина висит на стене. Что на ней нарисовано?.
- Ребята, почему посуда убежала от Федоры? (Потому, что она не мыла посуду, посуда была грязная)
- Надо бы помочь Федоре вымыть посуду. Приготовьте свои ручки.
Пальчиковая гимнастика
Кран с водою мы открыли И посуду перемыли. Тёрли, тёрли, мыли, мыли, Тёрли, тёрли, мыли, мыли – Всё кругом в воде и мыле
Мимическая гимнастика
- Какое настроение у вас сейчас, мы навели порядок, помыли посуду? (радостное)
- А какое настроение было у вас мы пришли к Федоре? (Неудовольствие – много грязной посуды)
(Появляются пиктограммы)
Возвращение Федоры.
Чтение стихотворения «Для чего нужна посуда?»
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!
- А что нужно делать с посудой, чтобы она была чистой? (Мыть с моющими средствами, чистить содой, ополаскивать в чистой воде, мыть в посудомоющей машине, вытирать насухо чистым полотенцем)
-Вот видишь Федора, с посудой нужно обращаться бережно, аккуратно.
Федора. (благодарит)
Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать, Буду, буду я посуду И любить, и уважать… .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе по теме: «Что ,где, когда?»
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружениемв подготовительной группе по теме: «Что ,где, когда?»...
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе по теме: «Знатоки»
Главными в жизни ребенка до 6 лет являются два вида времяпровождения. Игра и деятельность, направленная на извлечение новых знаний. Данное занятие представлено с целью обогатить...
Методическая разработка занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе " на тему Столовая посуда".
Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением " Столовая посуда". В занятии представылены дидактические игры по развитию речи по данно...
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе «Что предмет расскажет о себе»
Программное содержание. Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение. Продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их...
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе. Тема: «Наша планета-наш дом».
Программное содержание: понятие, что мы – люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: вода, солнце, воздух; формировать стремление ...
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе. Тема: Я и сверстник.
Программное содержание: развивать умение определять эмоциональное состояние других детей, помогать им в случае необходимости; воспитывать доброжелательное отношение и терпимость к детям другой расы, н...
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе "Что предмет расскажет о себе"
Продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам....